Игровые технологии в экологическом образовании
методическая разработка по теме

Филиппова Светлана Викторовна

Курсовая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tekhnologii_v_ekologicheskom_obrazovanii.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Московский институт открытого образования

Кафедра географии и экологии

Центр экологического образования и устойчивого развития

Курсовая работа

Тема: Игровые технологии в экологическом образовании.

Группа № 2337

Филиппова Светлана Викторовна

ГОУ СОШ № 516

Научный руководитель

Д.В. Моргун

Москва, 2010 г.


Содержание

1.

Проблемы и необходимость экологического воспитания и образования детей; цели экологического воспитания

 2 с.

2.

Роль игровых технологий в экологическом образовании

 5 с.

3.

Организация игровой деятельности в экологическом образовании

 8 с.

4.

Формы игровых технологий, применяемые в экологическом образовании; экологические занятия

12 с.


Проблемы и необходимость экологического воспитания

и образования детей; цели экологического воспитания.

        Угроза экологической катастрофы на фоне господства потребительской психологии в общественном сознании обуславливает необходимость экологического воспитания юного поколения. Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием у современных детей культуры взаимодействия с окружающей средой, которая, как показывает жизнь, у большинства из них находится на достаточно низком уровне:

  • полезные эмпирические наблюдения нередко сосуществуют с потребительским, безграмотным отношением к природе;
  • общая информированность учащихся об экологических бедствиях сочетается с пренебрежением элементарными правилами безопасного поведения;
  • знания о необходимости охраны окружающей среды зачастую соседствует с отчужденностью от нее из-за разрастающейся урбанизации и губительных ее последствиях.

        Восприятие природы в целом ограничивается, как правило, представлениями о ней лишь как об объекте антропогенного воздействия, а нравственно-эстетическое отношение к ней отсутствует.  

        Под экологическим образованием подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности.  

        Главная задача и цель экологического воспитания – формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. В этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты отвергаться, какую бы прибыль они не приносили. Проблема охраны природы становится проблемой этики. Цель экологического воспитания детей должна включать бережное отношение человека к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.

Экологическое воспитание - это не одно из направлений деятельности педагогов, а целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребенка в системе его отношений с природой, обществом и со своим внутренним миром. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать природу и быть истинно культурным человеком.

        Конечная цель экологического воспитания -  воспитание человека, ответственного перед природой, людьми и самим собой, осознающего свое место в мире и строящего свой образ жизни в соответствии с экологическими приоритетами; формирование экологической культуры, которая включает комплекс нравственно- этических норм и деятельностных принципов поведения во взаимоотношениях человека и природы, общества и человека.  

        Вопросы экологии тесно переплетаются с вопросами нравственного поведения и общей культуры человека. Путь к экологической компетентности – придание экологическим правилам нормы поведения каждого человека начиная с раннего детства. Сохранение жизни на земле невозможно без высоконравственного отношения людей друг к другу и к природе. Защита окружающей среды может оказаться абстрактным понятием, если не внушить ребенку простую и ясную мысль: мы должны любить деревья, луга, речки, всю природу – так, как мы любим нашу маму и друг друга, как любим саму жизнь. По существу, речь идет о формировании нового нравственного идеала человека, на добровольной основе меняющего свои потребности и принимающего на себя всю полноту ответственности за условия жизни других людей  и всех видов живого вещества на земле. Возникает необходимость формирования новой модели образовательной системы, которая смогла бы найти выход из кризисного состояния, адаптировав к новой модели будущего цивилизованного развития, -  модели устойчивого развития цивилизации, так как речь идет о выживании человечества и сохранении на планете Земля жизни как таковой. Экологическое образование, наряду с экономическим и правовым, становится основой выживания человечества, становления нового образа жизни, фундаментом экологического мировоззрения.

Современное экологическое образование реализует потребности общества в решении проблем выживания, охраны природной среды, а также ориентирует на созидание ключевых нравственных и других ценностей цивилизации.

Экологическое образование несет в себе ряд функций:

Образовательная функция – формирование представлений о природе, человеке и обществе, ориентировка в естественнонаучных, обществоведческих исторических понятиях;

Развивающая функция – осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое  личностное развитие школьника;

Воспитывающая функция – социализация ребенка, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир и правильного отношения к природе и результатам труда людей; формирование экологической культуры.

Воспитание экологической культуры - долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, восприятие красоты природы, бережное отношение к предметам рукотворного мира — вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности ребенка. Знания, умения и отношения — основное содержание экологического воспитания и образования.

        Дети младшего возраста, прежде всего, воспринимают окружающий мир в игровой деятельности. Этот возраст — начальная ступень формирования осознанного отношения к растениям, животным, предметам, к себе, как части природы.

        В дошкольном возрасте закладываются лишь предпосылки экологической культуры, любви ко всему живому, и эту любовь в дальнейшем развивает педагог в школе, родители дома.

        На уровне начального экологического образования педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование у ребенка элементарных научных и эмоционально-образных представлений о взаимосвязях человека и окружающей его среды; освоение младшими школьниками нравственных ограничений и предписаний по отношению к окружающей его среде, приобретение начального опыта экологически грамотного взаимодействия с природной средой.

        Выдвигаемая цель достигается в процессе решения следующих задач:

  • воспитание экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т. д.) и отношений;
  • развитие личной ответственности за состояние окружающей среды, проявляющейся в умении принимать грамотные решения в ситуациях выбора.

         Игровая деятельность по-прежнему остается приоритетной, наиболее легко воспринимаемой детьми.

        В старшем школьном возрасте основной установкой экологического образования должно являться:

  • получение знаний и навыков в области общей и практической экологии,
  • переосмысление мировоззренческих, культурных ориентиров обучающихся,
  • становление целостной личности.

Включение игровых технологий в работу с подростками, делает ее наиболее интересной, мотивированной, а, значит, более успешной.

        В последние годы проявляется тенденция рассмотрения экологического воспитания как одного из важнейших аспектов социализации личности. Выделяются следующие задачи для достижения этой цели:

  • формирование умения осуществлять различные роли, без которых невозможно взаимодействие человека и природы, безболезненное и неопасное для обеих сторон;
  • развитие определенных оценочных суждений, норм и социально значимых мотивов поведения;
  • формирование «критического» мышления, умения предвидеть последствия своего поведения.

Несмотря на чрезвычайно большие воспитательные возможности, заложенные в игре, в практике школьного экологического воспитания и образования она используется редко. Первой причиной может быть неспособность большинства педагогов участвовать в игре с детьми на равных, расстаться с позицией учитель и принять на себя роль партнера в игре. Вторая причина кроется в небольшом количестве специально составленных сценариев игр и игровых занятий экологического содержания.

 Наиболее эффективными возможностями для реализации экологического образования обладает система дополнительного образования детей, так как в ней существует возможность самостоятельного свободного выбора образовательного пути и развития собственных познавательных интересов на основе практической и творческой деятельности.

                      Роль игровых технологий в экологическом образовании.

Термин «Технология» имеет несколько значений:

  • наука (изучающая способы эффективной организации и выполнения целевых процессов в определенной сфере деятельности);
  • учебный предмет (урок «Технология»);
  • способ выполнения определенных работ, действий, использующий определенные средства (использование игры как средство – игровая технология);
  • способы, приемы, правила, используемые в конкретных работах;
  • последовательность действий (этапов работ, операций) согласованная со средствами и способами их выполнения – технологический процесс, приводящая к достижению поставленной цели.

Под игровыми технологиями в образовании подразумевается:

  • технология (процесс) проведения конкретной игры;
  • технология проведения группы игр или игровых программ;
  • применение игры в других различных видах деятельности.

В современной концепции экологического воспитания и образования  дошкольников и младших школьников основополагающее значение имеют игровые занятия по экологии, в которых используются активные методы обучения детей.        

        Место и роль игровых занятий по экологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом целей и задач игры. Выделяют несколько наиболее важных функций игровых занятий по экологии:

  1. Функция самореализации.

Она важна как сфера реализации ребенком себя как личности. Процесс игровых занятий — это пространство самореализации, раскрытие проблем человека.

  1. Коммуникативная функция.

Игровые занятия по экологии вводят ребенка в контексте сложнейших человеческих взаимоотношений, взаимопониманий, взаимоуступок.

  1. Терапевтическая функция.

Игровые занятия могут и должны быть использованы для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в процессе общения с окружающим миром, в том числе и с природой. Именно практика реальных отношений с природой приводит к терапевтическому эффекту.

  1. Социокультурное назначение игровых занятий.

Игра — сильнейшее средство социализации ребенка, через игру ребенок усваивает богатство культуры, духовные ценности, накопленные в обществе.

  1. Развлекательная функция игровых занятий.

Развлекательная функция игровых занятий по экологии связана с созданием комфорта, благоприятной атмосферой, с реализацией уровня притязаний личности.

  1. Диагностическая функция игры.

Игра обладает предсказательностью: индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений, познавательных и творческих, и это особое «поле самовыражения».

  1. Функция коррекции в игре.

Коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, то есть способны помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию.

Исходя из вышесказанного, игровые занятия по экологии решают ряд важнейших задач:

  • они способствуют общему развитию ребенка;
  • приобщают ребенка к миру природы;
  • являются плодотворной формой обучения младших школьников жизненно важным умениям, необходимым для охраны природы;
  • знакомят ребенка с широким спектром экологической деятельности;
  • являются профессиональной формой эколого-педагогического тренинга, а также эффективным способом формирования товарищества и дружбы между детьми.

При организации игровых занятий по экологии, педагог руководствуется следующими принципами:

  • принцип развития игровой динамики;
  • принцип отсутствия принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;
  • принцип поддержания игровой атмосферы;
  • принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности (для учителя важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей);
  • принцип перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика этого перехода связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил — от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания — к игровой инициативе.

Экологическая деятельность младших школьников проходит преимущественно в игровой, занимательной форме. Во-первых, дети этого возраста — недавние дошкольники, и игра занимает существенное место в их жизни. А во-вторых, небольшой объем знаний о природе не способствует серьезной познавательной деятельности в экологическом воспитании, и она требует яркого игрового оформления.   Именно через игру формируется позитивное отношение к окружающему миру, формируются положительные чувства и эмоции. Получение детьми знаний о природе и овладение способами их реализации в игре — смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием младших школьников.

Игровые занятия по экологии способствуют формированию у детей и подростков экологических представлений о взаимосвязи и полезности всех природных объектов, о непрерывности жизни, ее сложности, уникальности, хрупкости. При работе с подростками и детьми старшего возраста игровые технологии на уроках и внешкольных занятиях также могут активно использоваться с учетом возрастных особенностей.

Организация игровых занятий в экологическом образовании.

В основе любого игрового занятия по экологии должны лежать следующие методические подходы:

  • Актуальность учебного занятия помогает учащимся воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата;
  • Коллективность помогает сплотить детский коллектив в единую группу, единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку;
  • Соревновательность создает у детей стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента.

На основе указанных подходов можно сформулировать требования к игровым занятиям по экологии:

  • Игровое занятие по экологии должно базироваться на знакомых детям играх, с этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры;
  • Каждое игровое занятие должно содержать элемент новизны;
  • Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует: необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми;
  • Игра на занятиях может выступать как средство диагностики: ребенок в игре раскрывается во всех своих лучших и не лучших качествах;
  • Нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу.

Игровые формы проведения занятий по экологии, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:

  • Мотивы общения. Участвуя в игре, дети развивают коммуникативные способности, укрепляют межличностные отношения.
  • Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, волевые качества.
  • Познавательные мотивы.   В  игре  реализуется - основная потребность ребенка: «Хочу все знать».

Выбор игровых занятий зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо на данном этапе, какие воспитательные задачи нужно решить. Если игровое занятие коллективное, следует знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, особенности возраста, интересы, уровень экологической подготовки. Выбор зависит и от игровых аксессуаров. При этом педагог выдвигает следующие воспитательные задачи:

  • Получение удовольствия и радости от самого процесса игры,
  • Функциональная задача связана с выполнением правил игры, с разыгрыванием сюжета и распределением ролей,
  • Отражение творческих задач игры — разгадать, угадать, распутать, добиться результата.

Предложение игры детям. Главная задача — возбуждение интереса, причем цели воспитания должны совпадать с желаниями ребенка. Игровые приемы могут быть различными: устного и письменного характера; наличие игрушек и предметов, игровые афиши, игровые радиообъявления. Необходимо объяснить значение игровых аксессуаров.

Архитектура игры. Место игровых занятий должно соответствовать сюжету, быть безопасным, гигиенически нормативным. Необходимо разработать игровой эстетический план, отвечающий соответствующему возрасту.

Распределение ролей, разбивка на команды. Игровая практика детей накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микроколлективы (считалки, жеребьевка и т.д.). Распределение ролей не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей.

Учитывая, какая роль подходит ребенку и полезна, педагог использует следующее:

  • назначение на роль через ведущего;
  • распределение ролей по итогам игровых конкурсов;
  • добровольное принятие роли ребенком;
  • очередность выполнения роли в игре.

Игровые действия, основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Это могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, участие в конкурсах и т. д.

Правила игры на занятиях. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности.

Подведение итогов игровых занятий по экологии — проводится сразу по окончании занятия. Это может быть подсчет очков, выявление лучших.

Определить уровень активности детей и проявления их способностей можно также с помощью методики «Цветограмма» (средний и старший возраст).

Описание методики: каждому ученику предлагается оценить уровень активности на игровом занятии с помощью цветных жетонов, на которых нарисованы картинки, соответствующие настроению.

Цвет жетона

Обозначение

Красный

Был активен, смог проявить свои способности

Зеленый

Стремился быть активным, но не смог проявить себя в полной мере

Желтый

Проявил себя не в полной мере, так как не стремился к этому

Синий

Совсем не проявил себя

Обработка результатов: подсчет учащихся, сделавших выбор, по каждой из цветовых оценок.

Методика «Символическая оценка» (для детей младшего школьного и дошкольного возраста).

Иллюстрации

Уровень настроения

Светит солнце

Положительное (радость, удовольствие от работы)

Тучи на небе, пробиваются лучи солнца

Среднее (равнодушие от работы)

Идет дождь

Отрицательное (грусть, неудовольствие)

Цель: оценка эмоционального состояния учащихся после проведения игровых занятий.

Описание методики: после занятия ученикам предлагается опустить жетон в один из пакетов:

Обработка результатов: подсчет учащихся, сделавших выбор, по каждому из уровней настроения.

Проведение игровых занятий по экологии предполагает также последовательное осуществление следующих этапов:

  1. Проектирование педагогом проблемных ситуаций: определение цели, содержания, методов и средств, состава творческих групп.
  2. Постановка проблемы.
  3. Работа с творческими микрогруппами — реализация программы коллективной мыслительной деятельности; выражение индивидуальной позиции.
  4. Общее обсуждение, защита позиций каждой группы.
  5. Организация рефлексии. Анализ познавательной и коммуникативной деятельности каждого участника, группы в целом. Педагог анализирует наблюдаемые занятия, опираясь при этом на модифицированную методику анализа данных игровых занятий.

Содержанием игровых занятий выступают:

  • ценностные отношения детей к окружающему миру (к природе, к себе, к окружающим);
  • умения детей взаимодействовать с природой;
  • знания о природе;
  • способы деятельности человека в природе;
  • способы охраны природы;
  • здоровьесберегающие технологии.

В методической литературе существуют несколько вариантов проведения игровых занятий по экологии:

  1. Такие занятия можно представить как алгоритм творческого усилия педагога.

На первом этапе определяется содержание игрового занятия и формулируется в четком виде основная идея.

На втором этапе рассматриваются последовательно вариации реального событийного проявления данной идеи.

Третий этап предполагает создание такого явления, как психологическое заражение: эмоциональный накал.

На четвертом этапе обозначается название игры: оно должно быть легким, простым, запоминающимся.

На следующем этапе происходит распределение функций в групповой деятельности, согласно с индивидуальными склонностями и интересами.

И, наконец, разрабатывается реквизит игры.

  1. Игровое занятие по экологии можно представить в виде таблицы:

Тема игрового занятия

Цель занятия

Место проведения

Формируемые отношения

Экологические знания

Практические умения

Правила поведения в природе

  1. Игровое занятие по экологии — в виде схемы.

Экологическая игра

Познавательная цель

Воспитательная цель

Способы действия в природе

Способы сотрудничества, общения, отношения к природе

Педагог разрабатывает игровые занятия по экологии и использует игру как средство воспитания, следовательно, содержание таких занятий отражает содержание экологического воспитания и образования.

Формы игровых технологий, применяемые в экологическом образовании; экологические занятия

Формы игровых технологий, которые применяются в экологическом образовании, разнообразны и многочисленны. По содержанию, методике и технологии проведения игровых занятий по экологии можно выделить несколько форм: познавательные экологические занятия с элементами игры, ролевые игры, сценарии экологических мероприятий (акций), праздники, КВН, брейн-ринги, конкурсы, игры-путешествия, викторины, игровые конкурсные программы, инсценировки, игры-практикумы, экологические опыты, эколого-психологические тренинги и многое другое.

Познавательные экологические занятия с элементами игры экологического характера проводятся непосредственно в природе или в помещении. Эти игры развивают наблюдательность, память, образное мышление, воображение. Условно можно выделить несколько типов познавательных экологических занятий:

  1. Игры-беседы  (диалоги). Наиболее часто их применяют  при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В основе игры-беседы лежит общение педагогов и детей друг с другом. Это общение носит особый характер игрового обучения и игровой деятельности учащихся. В игре-беседе педагог часто сообщает информацию, задает вопросы не от собственного лица, а от лица близкого персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость ребенка. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то.
  2. Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.        
  3. Игры-предположения (диспуты). Они основаны на допущении какой-либо ситуации, вводимой вопросами «Что было бы?..» или «Что бы я сделал?..», «Как я могу помочь?..».
  4. Игры-конкурсы, игры-состязания основаны на такой особенности детей, как желание постоянно сравнивать себя с другими, соперничать, что заложено в детской природе. Игры-конкурсы построены на соревновательности, состязательности в области познания. Они требуют смекалки, интеллектуальных знаний, выходящих за пределы школьной программы. В них есть и победители, и побежденные. В любом случае выигрыш или проигрыш в игре стимулирует познавательную активность ребенка. Ценность таких игр — командное участие. Особенно любят работать в группах младшие школьники, и их надо учить совместной умственной работе.
  5. Игры-путешествия, реальные и воображаемые, отличаются интересным сюжетом: это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний, построенных на «передвижении» детей во времени и пространстве. Такие игровые занятия требуют самостоятельности и активности детей. Готовясь к ним, дети больше работают с книгой, научно-познавательной литературой, ищут нужный материал, формулируют вопросы. Главное в игре-путешествии - познание, а не соревнование.

Примеры некоторых  игровых технологий для детей разного возраста.

  1. Экологические игры (для дошкольного возраста).

«Что было бы, если из леса исчезли …?»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых, - что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

 «Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игры: на магнитной доске прикрепляются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений (например, листья крыжовника, а плоды груши). Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

 «Узнай и назови»

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения, я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете; назовите место, где растёт (болото, луг, овраг); и наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом; подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета; крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей).

«Да – нет»

На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

 «Чудесный мешочек»

В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

 «Четвёртый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний».

  • Заяц, ёж, лиса, шмель;
  • Трясогузка, паук, скворец, сорока;
  • Бабочка, стрекоза, енот, пчела;
  • Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
  • Пчела, стрекоза, енот, пчела;
  • Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
  • Таракан, муха, пчела, майский жук;
  • Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
  • Лягушка, комар, жук, бабочка;
  • Стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

«Игра в слова»

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).

Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, летающий цветок, соты, жужжит, хвоинки, чемпион по прыжкам, пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.).

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя (Звучит музыка, напоминающая дождь). Воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (
Музыка). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (капельки составят ручей, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

«Птицы, рыбы, звери»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.
Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

 «Цепочка»

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

 «Кто где живёт»

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

 «Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

  1. Игра «Знаю ли я природу?» (для начальной школы)

Форма: Игра (Что? Где? Когда?).

        Цели: Развитие логического мышления, памяти. Воспитание навыков работать сообща, выслушивать мнения своих товарищей. Уметь серьезно подойти к каждому вопросу, концентрировать свое внимание на данном вопросе. Закрепить природоведческие знания учащихся. Умение зрителей создавать тишину, чтобы не мешать знатокам обсуждать вопрос. Развитие познавательной активности.

Оформление: Пословицы на бумажных листах:

  • «Умный товарищ — половины дороги».
  • «Умные речи приятно и слушать».
  • «Думай дважды, говори раз».
  • «Думай думу без шуму».

Оборудование: 

  • Сова (чучело),
  • Волчок со стрелой,
  • Табло,
  • Скрипичные ключи,
  • Песочные часы,
  • Гонг,
  • Большие конверты с заданиями,
  • Проигрыватель, пластинки,
  • Два стола: один — для игры, другой — под проигрыватель; стулья.

Содержание игры.

1. Объяснение правил игры, напомнить, как игра проходит на ЦТ.

2. Из числа зрителей выбрать 5 знатоков. Задание для выбора:

  • Назвать лекарственные растения с нотой «До» (Подорожник).
  • Назвать птицу, которая высиживает птенцов зимой? (Клест).
  • Какой зверь не кусается, ни на кого не бросается, живет выше всех? (Созвездие Большая Медведица).
  • Как можно угол превратить в топливо, шест в число, полку в танец? (Прибавить «ь»).
  • Объясните значение слов «флора» и «фауна».

3. Знатоки садятся за стол. Выбирается капитан команды, представление игроков зрителям.

4. Игра. На столе, на круге лежат конверты с вопросами:

Кто прилетал к кормушке? Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины, крошки хлеба, пшена, подвесил небольшой кусочек сала и стал ждать. Сначала прилетели небольшие серенькие птички. Они весело чирикали и клевали крошки хлеба и пшено. За ними прилетели птички с желтыми грудками и черными галстучками. Они тоненько попискивали и забавно сидели на шпагате, на котором висели кусочки сала.

Когда на кормушке осталась одна рябина, птицы разлетелись. И тогда к ней прилетели пушистые серовато-бурые птицы с красными грудками. Концы хвоста, крыльев и головы у них были черно-синими, а на крыльях — белые полоски. После их посещения ягод на ветке не осталось.

А после всех к кормушке прилетели две крупные, почти черные птицы, которые своими круглыми, любопытными глазами оглядели все вокруг, увидели в снегу рассыпанные крошки, подобрали их с криками и улетели на крышу соседнего дома. (Воробьи, синицы, снегири, вороны).

Весенний плач. Видели, как весной плачут деревья? Как стекают по стволам прозрачные «слезы», а иногда бегут ручейки, если чья - то жестокая рука ранит ствол... О каком дереве идет речь? Какие деревья обижают люди и почему? Почему они плачут? (Сокодвижение у берез).

Подумайте, какое это растение? Еще не успел сойти снег, а на пригретых солнцем местах появляются желтые цветочки с чешуйчатыми стебельками. И только когда растение отцветает и ветер унесет легкие семена с летучками из волосиков, начинают развиваться крупные листья (Мать-и-мачеха).

О каком насекомом говорится в тексте? У этого насекомого желтые подкрылья с черными полосками. От врагов оно защищено едкой жидкостью с противным, раздражающим запахом. Взрослое насекомое хорошо летает и даже в воде не тонет. Повреждает томаты, картофель, баклажаны. Личинки красного цвета и тоже очень прожорливые. Кто это? (Колорадский жук).

Кто этот зверь?

1. Охотится зверь в основном за мышами. Часто из-за своего прекрасного меха становится добычей охотников. Хорошо знаком Вам по сказкам. Кто это? (Лиса).

2. И еще один зверь, который тоже охотится за зайцами и иногда за мышами, хорошо лазает по деревьям? (Рысь).

3. Отгадай загадку:

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки-дробинки.

Что это? О каких частях растений говорится в загадке? (О стручках и семенах гороха и фасоли).

4. С виду эти зверьки очень похожи. У них маленькая мордочка, длинные уши и задние лапы, короткий хвост. Тело покрыто шерстью, своих детенышей вскармливают молоком. Но условия жизни у этих зверьков разные. Питаются травой, молодыми веточками. О каких зверьках идет речь? К каким группам животных их можно отнести? (Заяц, кролик).

5.         Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличие от елки,

Отпадают те иголки.

                        (Лиственница)

К каким деревьям относится лиственница, к хвойным или лиственным? Почему?

Что это за птица? Небольшая, на головке у нее черная шапочка и такого же цвета галстук. Спинка серенькая, крылышки и хвостик коричневые, а брюшко белое. Длинный темный хвост все время покачивается, кажется, что она испугалась чего-то. Кто она? (Трясогузка).

Заводят волчок. Знатоки отвечают на вопросы.

3. Игра «Экологический брейн-ринг» (для среднего и старшего возраста)

Цели игры. Расширить и углубить знания участников игры по основам экологии в рамках изучения предметов биологии и географии; показать роль антропогенного фактора в природе и зависимость здоровья человека от его образа жизни и изменений окружающей среды; способствовать развитию интереса детей к проблемам экологии, развитию сообразительности и находчивости.

Подготовка к игре.

Игра рассчитана на 5 команд по 5-6 человек в каждой. Команды сборные, формируются из учеников 6-11 классов. Команда имеет название, эмблемы, девиз и выбирает командира. Игра идёт за двумя игровыми столами, на столах две одинаковые настольные лампы.

Ход игры:

Вступление. На сцену выходят ведущие: учитель географии, учитель биологии и ученица в костюме — «Земля».

Географ: — Сегодня мы проводим игру брейн-ринг в рамках изучения предметов географии и ...

Биолог: — и биологии. Наша точка соприкосновения — планета «Земля». Биология изучает её живые организмы, а ...

Географ: — а география — её среду обитания. А наука, изучающая взаимосвязь организма со средой обитания, называется экологией.

Биолог: — Поэтому наш брейн-ринг мы назвали экологическим.

Земля: — (держит на ладони яблоко.) Вот перед вами яблоко. Представим себе, что яблоко — это Земля. Делим его на 4 части, 3 из них — вода, а 1/4 — земля. 1/ 4 разделим на 4 части и получим кусочек, где люди не живут, эту 1/16 часть яблока делим на 3 части, 2 из них — это поля, города, дороги и только 1 маленькая часть — это земля, занятая естественными природными сообществами.

I Тур

Учитель приглашает первые 2 команды занять места за игровыми столиками. Игра идет до 3 очков.

  • Какие строительные материалы могут быть опасны для здоровья? (Асбестовые наполнители, железобетонные блоки, свинцовые красители, ДСП и др.)
  • Какое самое загрязнённое место в отечественной квартире? (Кухня с газовой плитой. Продукты неполного сгорания превышают ПДК в 7-10 раз.)
  • Чем опасно «пассивное курение»? (Человек получает до 80% веществ выделяемых при курении).
  • Можно ли считать воду из водопроводного крана чистой? (Нет, в водопроводной воде содержится множество химических веществ).

Музыкальная пауза.

(Звучат частушки или песня в исполнении ребят на экологическую тему).

II Тур

Приглашаются победитель и 3-я команда.

  • Какова возможная продолжительность жизни человека? (По мнению учёных, 180-280 и даже 1000 лет).
  • По какой причине чаще всего заболевает человек? (Функционирование организма зависит от состояния психики человека).
  • Как можно сохранить жизнь взрослого 50-80 летнего дерева? (Собрать 60 кг макулатуры).
  • Почему в лесу нельзя поднимать шум? (Птицы и звери покидают свои места, молодняк разбегается, теряет родителей, гибнет).
  • Почему нельзя мыть автомобили на берегу водоёма? (5 г бензина затягивает плёнкой 50 м2 водной поверхности).

Рубрика "А знаете ли Вы, что … ?"

Американские селекционеры работают над выведением оранжевого сорта огурцов. В новых огурцах будет много витамина А и каротина.

По оценкам ВОЗ, ежегодно происходит около 500 тысяч случаев отравления пестицидами, из них 5 тысяч со смертельным исходом.

Ежегодно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных и еженедельно - 1 вид растений. Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь около 25 птиц, и это соотношение с каждым годом уменьшится.

Каждый год смывается дождём, выдувается ветрами 26 миллиардов тонн плодородного слоя Земли, площадь пустынь увеличивается ежегодно на 6 миллионов гектаров.

III Тур

Победитель и 4-ая команда.

  • Почему необходимо соблюдать определённый уровень громкости, почему вредно слушать громкую музыку?  (Вызывает поражение нервной системы, снижает слух, вызывает язвенную и гипертоническую болезнь, уменьшает продолжительность жизни.)
  • Какой вред приносит оставленный в лесу мусор? (Оставленный в лесу мусор будет загрязнять окружающую среду. Бумага до полного разложения будет лежать 2 года, консервная банка — 90 лет, полиэтиленовый пакет — более 200 лет, стекло практически вечно).
  • Почему ставится вопрос о нехватке пресной воды, хотя наша планета на 71% поверхности залита водой?  (Пресной воды на планете около 2%).
  • Какова роль муравейников в лесу?  (Один большой муравейник охраняет один гектар леса от насекомых, большинство из которых — вредители).

Театральная пауза.

(Детьми разыгрывается небольшая сценка экологического содержания.)

IY ТУР

  • Как предохранять себя от отравления ядами бактерий? (Мыть руки перед едой, накрывать пищу, хранить продукты в холодильнике и т.д.).
  • По каким признакам в городском парке можно судить о чистом воздухе? (Лишайники, хвоя, сосна).
  • Почему акклиматизация (переселение животных и растений в районы, где они раньше не обитали) сейчас рассматривается как мероприятие в значительной мере опасное? (Они могут вытеснить местные виды из-за отсутствия врагов, большей способностью к выживанию и распространению).
  • На некоторых участках степных заповедников регулярно выкашивают траву. Не нарушается ли при этом принцип охраны природы? (Нет, это заменяет воздействие копытных, в противном случае, идет вытеснение степной растительности и степь быстро зарастает лесом!)
  • Какова основная причина самого страшного бедствия для природы — пожара? (97% пожаров возникают по вине человека из-за несоблюдения правил поведения в лесу!).
  • Какие болезни называют «болезнями урбанизации»? (Стрессы, гипертония, ранний атеросклероз, инфаркт, неврозы, онкологические заболевания, нарушения обмена веществ).
  • Какой подвиг совершила кактусовая моль в Австралии? (Уничтожила непомерно разросшиеся кактусы, справиться с которыми другими способами не удавалось).

Заключение.

Биолог:

Нам кажется, что мы умней природы,

Самообман, не более того.

Но мозг, при всем величии его,

Не бог, не царь, а вещество природы.

Географ:

Теории Эйнштейна и Ньютона

Ракеты, теплоходы и заводы,

Наука вся, искусство всех времен

Есть лишь частица вещества природы!        (Н. Доризо)

Мы желаем Вам жить в гармонии с природой!

Земля: Спасибо всем за игру. У меня появилась надежда на будущее. И я хочу наградить победителей игры. (Награждает команду-победителя и лучшего игрока).

Выбор той или иной формы игровых технологий в большей степени обусловлен возрастом и тем запасом экологических знаний, которые уже есть у детей, а также местом проведения игры и временем, которое на нее отводится.


Список литературы

  1. Скегина Н.Г., Авраменко Н.Н., Барковец Н.К., Юлкина Е.А., Смирнова С.А. «Экология для тебя. II часть» - методическое пособие для учителя – М., 2006 г.
  2. Проблемы устойчивого развития в сфере дополнительного экологического образования: Программно-методические материалы к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие»// Под ред. Г.А. Ягодина. – М.: МИОО, 2009 г., -192 с.
  3. Школьный экологический календарь: пособие для учителя / Н.С. Дежникова, И.В. Снитко, Д.Л. Теплов, И.В. Цветкова; Под ред. Н.С. Дежниковой. - М.: Просвещение, 2003 г. – 144 с.
  4. http://www.eco.nw.ru/lib/data/06/5/030506.htm, Никитина Т.Б.
  5. http://www.eco.nw.ru/lib/data/06/6/150606.htm, Алексеева М.М., Баластаева Н.В.
  6. “Я познаю мир”. Энциклопедическая серия. Том. «Экология». Изд. АСТ. 1997 г., 450 с.
  7. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Тарасов С.В. “Дидактические игры по экологии” Санкт-Петербург 1992 62 с. (С-Пб. Государственный университет Педагогического мастерства).
  8. Барышникова Г.Б. Наша зеленая планета. Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. / Г.В. Барышникова; худож. С.В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с.; ил. – (После уроков).
  9. Ксенозова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. – М., 2005.
  10. Дежникова Н.С., Цветкова И. В. Экология и культура. – М., 1995.
  11. Коробейникова Л.А. Практическая экология для школьников. – Иваново,1995.
  12. Потапова Л.М. Экологическое образование дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2005.
  13. Волковицкий К.Е. Игра и технологии. – Московский городской дворец детского (юношеского) творчества - М., 2008.
  14. Моисеев Н.Н. Экология и образование М., 1998.
  15. Никитин Д.П., Новиков Ю. В. «Окружающая среда и человек». М., 1980.
  16. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. – М., 1996.
  17. От экологических игр к экологическому творчеству и системному экологическому образованию /Составитель: Н.Г. Давыдова и др. – М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению игровых технологий в дополнительном образовании на занятиях «Азы компьютерной грамотности»

В данной статье рекомендуется применение  игровых технологий  в дополнительном образовании на занятиях по азам компьютерной грамотности, рассматриваются виды занятий  с использованием и...

Статья на тему: "Игровые технологии в процессе образования".

Игровые технологии: виды, функции, группы и методики проведения...

«Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников»

Моё выступление «Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников", оно направлено на то,что игра  и игровые технологии з...

Игровые технологии как средство обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования

Игровые технологии как средство обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования...

Повышение качества образования в начальных классах на уроках русского языка при помощи игровых технологий

1. Информационная карта передового педагогического опыта             3...

Презентация "Реализация ФГОС начального общего образования через игровые технологии"

Реализация ФГОС начального общего образования через игровые технологии...

Мастер-класс «Использование игровой технологии в организации досуговой деятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования»

Мастер-класс «Использование игровой технологии в организации досуговой деятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования»...