социализация
статья по теме

Деятельность начальной школы по социализации обучающихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_deyatelnost_nachshkoly_po_sotsializatsii.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность начальной школы

по социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Егорова  Наталия  Леонидовна,

                                                                             учитель начальных классов

КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная

                                                                                         (коррекционная) начальная школа –

                                                          детский сад №1»

                                                                         Минобразования Чувашии

Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших для любого общества. Концепция модернизации российского образования  определяет одной из приоритетных задач школы — обеспечение успешной социализации ребенка. Л. С. Выготский отмечал: «Социальное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья  является единственно состоятельным научным путем его воспитания». 
     Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники специальных (коррекционных) школ испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе. Специфика первичной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья затрудняет формирование у них необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков. Также причины затруднений социализации выпускников специальных(коррекционных) школ связаны с тем, что их познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создают прочной основы для усвоения необходимого спектра социальных, общественных и других форм жизни. Играет роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром данной категории. 
     
Как показал анализ научно-методической литературы (М.Л. Баранова, А.А. Дмитриев, О.А. Денисова, др.), одним из эффективных подходов к социальному воспитанию учащихся является создание в образовательном учреждении условий и средств, позволяющих обеспечивать их успешную социализацию и интеграцию в обществе. 
      Актуальность проблемы послужило необходимости создания  специальной социально-педагогической программы по подготовке к самостоятельной жизни в обществе обучающихся. 
     
Цель программы: создание условий способствующих адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
     
Задачи:

  1. Создать коррекционно-развивающее пространство, обеспечивающее развитие механизмов компенсации каждого обучающегося.
  2. Повышать уровень познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
  3. Развить у обучающихся способность к адаптации, умения, навыки необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми. 
  4. Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни.


     Как показала практика работы, только при комплексном подходе и совместной работе всего педагогического коллектива образовательного учреждения  и родителей возможно решение поставленных задач. В связи с этим, весь процесс обучения и воспитания в «Специальной (коррекционной) школе» направлен на то, чтобы обеспечить социальную адаптацию и интеграцию обучающегося в общество, сделать ее максимально успешной.
     Система внеурочных коррекционно-воспитательных мероприятий, осуществляемых педагогами образовательного учреждения, является прямым продолжением учебной работы на уроках. В школе знания, полученные на уроке, могут быть закреплены, как в результате выполнения домашних заданий, так и с помощью сюжетно-ролевых игр, экскурсий, внеклассного чтения. Следует подчеркнуть, что мероприятия, проведенные во внеурочное время, содействуют развитию школьников, расширению их кругозора. В процессе внеурочной деятельности знания, полученные на уроке о различных признаках предметов, их значении, о связи между ними, навыки пространственно-временной, ориентировки систематизируются и закрепляются. 
     
Опыт работы показал, что немалое значение для социализации и адаптации обучающихся имеет внеклассная деятельность. Групповая форма внеклассной работы образовательного учреждения  имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: вокальные, танцевальные, изобразительного искусства. 

       В школе работает детская организация «РМИД» (Республика мальчишек и девчонок). Разработана структура детской общественной организации. Конференция  - высший орган власти. Президент возглавляет «Союз лидеров».  В «Союз лидеров» входят мэры городов (лидеры каждого города класса). Должность президента выборная. По закону «О выборах» стать президентом может каждый член «РМИД». Выборы президента проходят каждый год, но предыдущий президент может быть оставлен на второй срок с согласия всех членов организации. Президент организует и контролирует работу ДО с помощью «Союза лидеров». Кроме того, каждый мэр является отвечающим за работу советников по секторам в различных направлениях в своем классе. Таких восемь советников:

  1. Советник по успеваемости;
  2. Советник по творческому направлению;
  3. Советник по трудовой деятельности;
  4. Советник по спортивному направлению;
  5. Советник по медицинскому направлению;
  6. Советник по вожатскому направлению;
  7. Советник по информации;
  8. Советник по патриотическому направлению.

           Каждый советник возглавляет совет, который состоит из представителей классных коллективов. Советы имеют свои цели и свои функции и осуществляют реализацию направлений работы детской организации.

Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными обучающимися, которые разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений, изготавливают наглядные пособия, оформляют стенгазеты. Индивидуальная работа проводиться постоянно или эпизодически. Практика показала, что рациональная организация кружковой работы помогает решить задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития, прививаются жизненно необходимые навыки и привычки. 
          Программа по социализации обучающихся предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении мероприятий. В процессе планирования, подготовки и проведения различных коллективных творческих дел, у обучающихся совершенствуется умение анализировать, сравнивать; развивается самоконтроль, умение преодолевать трудности; вырабатываются эстетические вкусы и навыки межличностного общения. 
         
Образовательное учреждение имеет своих социальных  партнеров. Совместно с национальным краеведческим музеем разработана программа «Музей и дети», тесно сотрудничаем с центром семейного чтения им.Шумилова, работаем с экологическим центром «Эткер», прикреплен врач из детской поликлиники, который проводит лектории, «круглые столы» для детей, в школе работает кружок «Умелые ручки» от дома детского творчества Калининского района г.Чебоксары.

        Работа с родителями является важным направлением деятельности педагогического коллектива специальной (коррекционной) школы по подготовке обучающихся к жизни. 
Педагогический коллектив образовательного учреждения осуществляет корригирующее воспитательное воздействие на семью. Педагоги школы проводят как индивидуальные, так и групповые беседы с родителями, знакомят их с особенностями развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, с особенностями вторичных отклонений, которые могут возникнуть у ребенка в неблагоприятных условиях. Способствуют укреплению у родителей уверенности в том, что от их правильного отношения к ребенку зависит его будущее.
       Таким образом, в реализации принципа неразрывности обучения и воспитания заложены большие коррекционные возможности, способствующие социальной адаптации и успешной интеграции будущих выпускников «Специальной (коррекционной) школы». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социализация учащихся в начальной школе" Доклад.

Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе....

Условия успешной социализации сельского школьника

В статье затрагивается очень актуальная проблема вымирания села и предлагается интересное решение данной проблемы. Автор считает, что успешная социализация личности современного школьника нево...

Программа воспитания и социализации обучающихся. Проект.

Цель и задачи воспитания и социализации учащихся, ценностные установки, основные направления и содержание....

Система работы по учебно - методическому комплекту "Предшкольная пора" как средство успешной социализации будущего первоклассника.

Необходимость разработки программы предшкольной ступени обучения, организация процесса   воспитания и развития детей  на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможно...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...

Статья "Экономическая социализация детей. Роль семьи в экономической социализации детей"

В современном мире постоянно возрастает роль экономики. В связи с этим возникает необходимость в воспитании поколения, готового жить и взаимодействовать в современ...