Условия успешной социализации сельского школьника
статья (1,2,3,4 класс) по теме

Сычева Рима Ивановна

 

В статье затрагивается очень актуальная проблема вымирания села и предлагается интересное решение данной проблемы. Автор считает, что успешная социализация личности современного школьника невозможна без этнокультурной памяти, которая способна сохранить свою уникальность только в рамках культурного диалога с богатым историческим прошлым. Это необходимое условие, залог культуры будущего, сущность которой заключается в сохранении тех общечеловеческих ценностей, необходимых для нормальной жизнедеятельности человеческого общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Usloviya_uspeshnoy_socializacii_selskogo_shkolnika.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Условия успешной социализации сельского школьника»

Французский писатель 17 века, сатирик-моралист Жан Любрейн сказал:

 «У детей одна забота – выискивать слабое место у своих наставников, а равно и у всех, кому они должны подчиняться»

Для начала я бы хотела привести вам некоторые данные:

За последние 3 года в Стрелецком сельском поселении родилось 68, а умерло 241 человек. Численность населения нашего сельского округа за эти годы уменьшилась на 173 человека.

Филькино, Опухтино, Терешково, Евсеево… Что вы слышите? Красоту и романтику в названиях?! А я слышу плачь умирающих деревень… С горечью наблюдаю за тем, как закрываются школы, а ведь село без школы обречено на вымирание. Как произошло, что в селе рождение ребенка становится целой сенсацией?

На протяжении многих десятилетий бурно протекавший процесс урбанизации предопределял переток огромных масс сельских жителей в города. В настоящее время продолжается постепенное обезлюдение основного массива сельских поселений. И причина не в кризисе и отсутствии рабочих мест в селах. Сегодняшние школьники не готовы жить и трудиться в своем родном селе, участвовать в его развитии. Они спешат уехать в город, а самое страшное, что их родители всеми правдами и неправдами стараются им в этом помочь.

В результате анкетирования было опрошено 49 учащихся 9-11 классов, 63 родителя.

Было выявлено, что подавляющее большинство наших подростков желают самостоятельную жизнь начать в городе. За это высказались 89 % опрошенных. Почему же подростки стремятся в город?

  • 50%  - возможность найти высокооплачиваемую работу,
  • 34%  – возможность трудоустройства по специальности,
  • 12%  -  организация культурного досуга,
  • 4%  - смена жизненного уклада.

Около 70% родителей учеников нашей школы были бы рады тому, чтобы их дети после окончания учебы переехали на постоянное место жительства в город. Они считают, что в селе недостаточно  перспектив для одаренных молодых людей как в экономическом, так и в социальном плане.  

После таких убедительных цифр становится ясно, что проблема социализации сельской молодежи очень актуальна.

Как остановить процесс вымирания малочисленных сел? Что могут сделать учителя для будущего своих детей и учеников?

Я готова предложить интересное решение данной проблемы. Мне оно видится в социализации учащихся сельских школ через формирование гражданственности, любви к родному краю и своей Родине. И это нужно делать с самого раннего возраста.

А теперь о том, как обсуждаемый проект может быть реализован на практике.

Самобытная национальная культура, традиции, национальное наследие - это то великое и вечное, что составляет сущность русского народа.  Уважение к культурному наследию своего народа – это одна из форм проявления внутренней культуры человека. Патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опирается на его духовно-национальные начала.

Считаю, что обращение к краеведческому материалу, к нашему фольклору поможет решить очень важную воспитательную задачу – вырастить настоящего гражданина своей великой страны.

Народное творчество – ключ к воспитанию истинного патриотизма. Именно оно отражает особенности явлений реальной жизни и дает необходимые знания об истории общественных отношений, труде, быте, а также представления о мировоззрении и психологии народа, о природе родного края. К.Д.Ушинский отмечал, что народная мудрость по наблюдательности, точности мысли, идейному содержанию настолько оригинальна, что «никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа».

Может, кто-то захочет возразить, но я попытаюсь убедить вас в великом педагогическом гении народа.

И начать я хочу с пословиц. Берущие начало в глубокой древности пословицы являют собой устный свод бытовых, социальных, философских, религиозных, морально-этических взглядов и представлений народа. В лучших пословицах – простых, но богатых по мысли – от отцов к сыновьям, от дедов к внукам передаются и до сих пор заветные правила жизни.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Учение - свет, а неучение -  тьма.       Родная земля и в горсти мила.

Рассмотрим пословицу «Сухим из воды выйдет». Эта пословица с точки зрения физики рассматривает смачиваемость и несмачиваемость тел. Но с точки зрения народной мудрости в этой пословице просматривается и другой смысл. Существуют люди, которые из любой ситуации могут выйти, и ничто на них не действует при любых обстоятельствах.

Одним из самых любимых детьми жанров является сказка. Как своеобразный моральный кодекс в русской народной сказке прославлялись доброта, честность, преданность Родине. Иван-дурак демонстрирует ум, смекалку и как результат становится красавцем, женится и получает пол царства в придачу. Таким образом, ребенок проникается глубинным смыслом мудрого старого жанра сказки, получает при этом помимо учебных навыков огромный эмоционально-нравственный заряд, чувствует себя членом огромной семьи, имя которой Русь.

Загадки – это еще один жанр народного творчества. В древности загадка имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Позже загадка приобрела большей частью эстетическое и познавательное значение. Служит для испытания смекалки. Загадки отличаются разнообразием тематики и богатством художественных приемов, им присущи композиционная четкость, рифмы, наличие ритма, звукопись. Загадка – это та форма народного творчества, которая помогает укрепить межпредметные связи.

Вот загадки об одуванчике:

Золотой и молодой               А денечка через два

За неделю стал седой.           Облысела голова.

Интересно, что в различных местностях Белгородчины одуванчик имеет свое оригинальное название: одуван, одуванчик, кульбаба, бабакуля, молочай, летучки, пустодуй, пухленка, плешивец, пушица, прядуница, молоханка. Как точно передают названия суть одуванчика: плешивец, пустодуй…Этот пример показывает великую любовь народа к окружающему их миру.

Я сама долгое время не понимала, почему нас никто не убеждал в том, что мой гражданский долг служить своей Родине, своему краю. Мое поколение это принимало как само собой разумеющееся. Я искала информацию об этом и думаю, нашла ответ на интересующий меня вопрос.

Как утверждают многие исследовательские работы, в древнее архаичное время у русских детей не существовало так называемых «возрастных кризисов», свойственных сегодняшнему подрастающему поколению, - кризис 6-7 – летнего возраста, подростковый, пубертатный и т.д. Ученые склонны объяснять это тем, что ученик был сызмальства словно погружен в «кокон» народной песенной культуры, начиная с колыбельных песен, исполнявшихся матерью, всяческих «агушек», потешек и прочих неотъемлемых деталей существования. Песни сопровождали человеческую жизнь от рождения до смерти, амортизировали многие проблемы, неизбежно возникавшие по мере развития человеческого общества. Не зря, как справедливо отметил в своих наблюдениях Н.В.Гоголь, «под песни… рождается, женится и хоронится русский человек».

Действительно, ведь мое детство постоянно сопровождали песни: домашние посиделки с обязательными песнями, вечерами задорные частушки-переклички на улицах…Песни-сказки, песни-поэмы, песни-шутки, всех и не перебрать. То веселые и задорные плясовые, то печальные протяжные… В них можно проследить историю как одного человека, так и целого края. («Ехали казаки, со службы домой…»)

Не поют теперь села. Не играет по вечерам гармонь, не слышны задорные частушки…. Молодежь проводит время в баре, за кружкой пива. А так жаль.

Я совершенно уверена и надеюсь, что убедила и слушателей в том, что успешная социализация личности современного школьника невозможна без этнокультурной памяти, которая способна сохранить свою уникальность только в рамках культурного диалога с богатым историческим прошлым. Это необходимое условие, залог культуры будущего, сущность которой заключается в сохранении тех общечеловеческих ценностей, необходимых для нормальной жизнедеятельности человеческого общества.

Как видим, ответ на вопрос «что делать?» лежит на поверхности.  Именно это побудило нас с доктором филологических наук, профессором БелГУ Тураниной Н.А.  издать учебное пособие для учителей начальных классов «Краеведческое образование на уроках русского языка в начальной школе», которое поможет педагогам погрузить своих учеников в удивительный мир истории родного края, познакомит их с известными людьми которые своим творчеством, трудом, образом жизни прославили не только свое имя, но и свой край - Белгородчину.

Я уверена, что те, кто с молоком матери впитали в себя любовь к родному краю, найдут способ и средства быть ему преданными и  полезными. И может быть тогда у них не будет необходимости выискивать слабое место у своих наставников, а равно и у всех, кому они должны подчиняться. 

Используемая литература

  1. Веретенников В.И. Бирюч. 3000 лет. //ГП «Белгородская областная типография». Белгород. 2005 г., с. 174.
  2. Тураниной Н.А. Сычева Р.И.  Учебное пособие «Краеведческое образование на уроках русского языка в начальной школе», ОО  «ГиК», Белгорд, 2009 год.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010 год.
  4. Норенко И.Г. Методические семинары. Методическая поддержка инновационной деятельности. //Издательство «Учитель». Волгоград, 2007 г., с. 137.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантности на уроках и во внеклассной работе как средство успешной социализации младших школьников.

«Толерантные люди – песчинки, склеивающие наш мир, который каждый день трещит по швам.»...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Приезентация иллюстрирует статью, раскрывающую основные проблемы современного общества, отражающихся на воспитании детей....

Патриотическое воспитание как условие успешной социализации детей

Материал о патриотическом воспитании детей....

Формирование социальных компетенций как условие успешной социализации учащихся.

  Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности...

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА И СЕМЬИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия образовательных учреждений с различными институтами социума, то есть с органами культуры и здравоохранения, физической культуры и спорт...

Доклад на педагогическом совете "Панорама деятельности классного руководителя как условие успешной социализации учащихся"

Доклад о первоочередных задачах классного руководителя, принимающего детей в первый класс. Как научить детей общаться? Как сплотить детский коллектив?...