Формирование социальных компетенций как условие успешной социализации учащихся.
статья по теме

Данильченко Любовь Петровна

    Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_opyt.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Данильченко Л.П.

Выступление на педсовете по теме:

Формирование социальных компетенций

как условие успешной социализации учащихся.

Современное российское общество, переживающее период социально-экономических трансформаций, требует изменений в условиях жизни и качествах личности, которая формируется в этих условиях. Изменения касаются всех сфер жизнедеятельности общества, представляющего собой динамичную самоорганизующуюся систему, в которой особая роль отводится образованию. Образовательная деятельность, органически сочетающая процессы воспитания, обучения и развития личности, имеет своей целью повышение уровня субъектности индивида, обеспечение его социальной компетентности. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественных отношений, формирования новых жизненных установок личности, развития самостоятельного мышления.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны. Требования, предъявляемые к современному выпускнику школы, в первую очередь связаны с необходимостью формирования у него компетентностей и компетенций познавательной, коммуникативно-информационной и рефлексивной деятельности. Они дают возможность выпускнику общеобразовательной школы быть компетентным не только в познании, обладать знаниями и умениями по различным учебным дисциплинам, но и применять эти действенные знания в обыденной жизни, быть способным к социальному взаимодействию. Современному школьнику необходимо в условиях обучения готовиться к тому, чтобы стать социально активным членом общества, компетентным в различных сферах жизнедеятельности, получить опыт эффективного общения и уметь гибко строить отношения с социальными партнерами. Уметь адекватно реагировать на изменения жизненной ситуации, быть эмоционально восприимчивым и отзывчивым.

Многолетний опыт работы в школе позволил выявить причинно-следственную связь и взаимозависимость проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности, со степенью сформированности социальной компетентности учащихся. Актуализировались на практике проблемы учащихся, связанные с потребностью в обретении умений и навыков, способствующих адекватному реагированию и поведению в ситуациях социального взаимодействия, и построению партнерских отношений, самоопределению личности в системе социальных отношений, осознанию границ своей зависимости/независимости от другого человека

В современной педагогической науке под компетенциями понимают готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач .

Современная школа формирует ключевые компетенции. Такого рода компетенции являются результатом обучения по всем предметам. Основа ключевых компетенций – универсальные знания и умения, предназначенные для разнообразного применения.

Сегодня набор ключевых компетенций, определяемых разными авторами, могут варьироваться.

Стратегия модернизации содержания общего образования называет

- компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

- компетенции в сфере гражданско-общественной деятельности;

- компетенции в сфере общественно-трудовой деятельности;

- компетентности в бытовой сфере.

В.А.Хуторской предлагает выделять ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую, личностную компетенции.

Академик РАО И.А.Зимняя определяет в качестве ведущих собственно социальные компетенции:

- компетентность здоровьесбережения;

- компетентность гражданственности;

- компетентность информационно-технологическая;

- компетентность социального взаимодействия;

- компетентность общения.

    Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению .Самым удачным средством,  помощником в данном деле, на мой взгляд, является  исследовательский  метод обучения. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (а это ценностно-смысловая компетенция); работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (а это общекультурная компетенция); самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (а это учебно-познавательная компетенция); кроме того, ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (а это информационная компетенция);учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (а это коммуникативная компетенция); ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (а это и социально-трудовая  компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).

Также одним из условий формирования учебно- познавательной компетенции является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений

На уроках  в 7 классах практикую лекции-дискуссии. Так по теме « Как стать лидером», ставлю перед собой следующие цели и задачи:

-развитие креативного мышления;

-активизация процесса принятия материала;

-умение составления теста. Между изложением логических разделов параграфа организую беглый обмен мнениями. Выбор вопросов и тем для обсуждения осуществляю в зависимости от контингента класса. Даже короткая дискуссия в ходе лекции оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность, и что очень важно, формирует социальную компетенцию. А временные затраты оправдывают развитие креативности.

Особо любимыми уроками моих учеников являются уроки – деловые игры и уроки -  ролевые игры. Считаю, что именно на таких уроках можно увидеть степень владения учащимися учебно-познавательной компетентности.

Известный французский ученый Луи де Брайль, утверждал, что все игры, даже самые простые, в проблемах  которые они ставят, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и в другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую можно преодолеть; затем радость открытия, ощущение преодоления препятствия

На уроке  использую  мультимедийные средства, интернет.

     Технология  проблемного обучения призвана сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

Проблемное обучение реализуется мною:

     - в рамках урочной деятельности;

     - в рамках предпрофильных элективных курсов;

     - в рамках  исследовательской и проектной деятельности.

                В ходе проблемного урока  обычно выделяю 4 взаимосвязанных этапа:

1) постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации;

2) выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации;

3) поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источников, осмысление проблемы, обобщение материала;

4) дискуссия, аргументация, синтез, обобщение, выводы.

             При этом  решение проблемной ситуации может осуществляться:

- на протяжении всего урока;

- на каком либо этапе процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

            

Об оптимальном уровне сформированности коммуникативной компетенции  моих учеников говорит их умение взаимодействовать с окружающими людьми, сотрудничать в группе, владеть различными социальными ролями в коллективе, что было выявлено методом педагогического наблюдения.

К окончанию школы мои выпускники  могут самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее,  что позволяет судить о сформированности информационной компетенции.

У молодых людей, обучавшихся в моих классах, сформированы личностные компетенции: их рассуждения и поступки целенаправленны, зрелы.

В школе действует школьное самоуправление, проводятся выборы органов самоуправления.

В ходе работы над данной темой столкнулась с проблемой методического инструментария, позволяющего проследить степень овладения той или иной компетенцией. Считаю, что решение  этого вопроса будет следующим шагом на пути моего профессионального развития.