" Культурный человек, кто он?"
проект (3 класс) по теме

Татьяна Викторовна Фадеева

Проект работы обучающихся 4 класса по теме " Кто такой культурный человек?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnyy_chelovek.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Эпиграф:

« В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» А.П.Чехов

  1. Введение

Многие люди считают себя культурными. Нам стало интересно знать, так ли это. И кого на самом деле можно назвать культурным человеком.

  1. Актуальность.

В нашем мире последнее время стало очень много агрессии. Отчего же так происходит? Может оттого, что люди просто не знают, как себя вести, может, не умеют общаться друг с другом?

В данном исследовании мы рассмотрим следующие вопросы:

- Кто такой «культурный человек»?

- Вежливость порождает и вызывает вежливость.

-О вкусах не спорят, о манерах надо знать.

- Поведение человека как образ жизни.

-Язык мой: враг или друг?

2. Цель исследования:

- Выяснить, что знают окружающие о понятии «культурный человек».

3.Задачи:

- Изучить данное понятие в литературе.

-Описать, как определить культурного человека.

- Познакомить одноклассников с некоторыми элементами этикета.

- Разработать памятки для родителей и учащихся с целью воспитания и саморазвития культурного человека.

       4. Объект исследования:  понятие «культурный человек»

     5. Гипотеза: «Люди не знают, какими качествами должен обладать культурный человек»  или просто забыли, как выглядит на самом деле культурный, цивилизованный, воспитанный человек?

     6. Методы исследования:

- Опрос

- Наблюдение

- Информация из книг, журналов, интернета

         План эксперимента:

        1. Собрать информацию о данном понятии из средств массовой информации.

         2.Опросить друзей, взрослых, случайных прохожих о том, знают ли они, кто такой «культурный человек».

         3.Пронаблюдать, как поступили бы одноклассники в различных жизненных ситуациях.

         4.Сравнить собственные наблюдения с научными фактами, сделать выводы.

2.Основная часть

Ход нашего эксперимента мы начали с опроса людей различных возрастов и профессий. Всем был задан вопрос:

« Как Вы думаете, кто такой культурный человек?»

- Мы продолжили нашу работу; оказалось, что  обучающиеся нашего класса практически имеют очень неглубокое представление о понятии культурного человека. Далее было проведено анкетирование детей. Было предложено из данных слов выбрать те, которые, по их мнению, подходят к культурному человеку.

Анкета «Список качеств культурного человека.

Задание: «Выберите те качества человеке, которые характеризуют его как культурного»

Добрый подлиза красивый вымогатель умный жестокий глупый откровенный злой тихий хитрый безответственный жадный крикливый правдивый скрытный врун любознательный отзывчивый агрессивный грубый уравновешенный ласковый симпатичный жалобщик безразличный ко всему эгоист мстительный.

Вот что у нас получилось: из 100% опрошенных детей выбрали слова, которые характеризуют положительного человека, т.е. Добрый  красивый  умный  откровенный  тихий  правдивый  любознательный отзывчивый  уравновешенный ласковый симпатичный . Мы подумали, а так ли это на самом деле, неужели только этим можно охарактеризовать культурного человека?

  Мы решили сравнить наши выводы научными понятиями. Вот что мы узнали:

Культура человека бывает внешняя и внутренняя. На классном часе мы решили познакомить своих одноклассников с некоторыми элементами этикета и понятиями, относящихся к культурному человеку.

Этикет(с фр.- «этикетка, надпись, Этика-учение о морали, которое ярлык.») требует от человека постоянного. Этикет-это совокупность правил выбора между добром и злом, поведения, обхождения, нормы правдой и ложью. Этика- это учтивости , манеры .

Этикет безгранично расширенная ответственность подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем ко всему живущему: людям, учтивое обращение с женщинами, почтительное отношение к старшим.

Он включает формы обращений, приветствий , правила ведения беседы, спора, поведения за столом, обхождение с гостями, требования к одежде человека в зависимости от обстоятельств.

Далее мы узнали, что такое вежливость.

Вежливость- это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Она включает внимательность , проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность. Следовать этикету и быть вежливым – значит содействовать счастью ближнего и ни в коем случае не задевать чужое достоинство.

Вкус-это чувство, понимание изящного, критерии красоты, умение одеваться со вкусом.

Манера- а) внешние формы поведения;

 б) способ что-нибудь делать, та или иная особенность поведения, образ действия.

В средствах массовой информации мы нашли очень много пословиц, поговорок и высказываний известных людей , которые все без сомнения относятся к культурному человеку. Вот некоторые из них:

- Каковы вкусы человека, таков и сам человек.

-По одёжке встречают, по уму провожают.

-На вкус и цвет товарищей нет.

- Платье и облачает, и разоблачает человека.(Сервантес)

- Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой.( В.Гюго)

- В характере, в манерах, в стиле, во всем самое прекрасное -это простота. (В.Г.Белинский)

- Поведение-это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик. И.Гёте

-От слова спасенье и от слова погибель.

-Слово пуще стрелы разит.

- Не ножа бойся, а языка.

- Слово не обух, а от него люди гибнут.

- От одного слова- да на век ссора.

- У наших слов есть крылья, но они летят не туда, куда бы нам хотелось (Д.Элиот)

-Из привычки сквернословить , так или иначе развивается и склонность к совершению дурных поступков. (Аристотель).

       Из всей полученной информации мы сделали вывод, что понятие «культурный человек» складывается из многих звеньев: умения общаться, поведения в обществе, правильно выражать свои мысли, уважения к людям.

Но самое главное, что культурный человек является таким и внешне и внутреннее. Возвращаясь к нашему эпиграфу, действительно хочется сказать, что в человек все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

В заключении нашего исследования мы составили памятки как для родителей, так и для учащихся, для того, чтобы из ребенка вырос действительно культурный человек ,родители и взрослые, которые его окружают, должны помнить , что модель их поведения откладывает непосредственно свой отпечаток на развивающуюся личность.

Памятка для родителей

1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам. 2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка. 3.Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. 4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка. 5.Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии вашего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение. 6.Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение- это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

                 

Пожелания и памятка для учащихся

1. Чаще говорите вежливые слова.

 2.Говорите всегда правду. Ложь не красит человека.

3.Будьте естественны в общении.

4.Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес .

 5.Не перебивайте старших,

6. Не загрязняйте свою речь нецензурными словами.

7. Никогда не оправдывайте себя. ( Меня не понимают, не ценят)

 8. Помните, по своей природе общение-это ежедневный труд.

Всего доброго, до новых встреч!

Список литературы

1.Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. - Москва: 1992

2.Сильверстов В.В. Культура. Деятельность. Общение. – Москва: 1998

3.Приходько И. Взаимодействие культур. – Специалист: 2000 №7

4.Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. – Москва: 1997

5.Малиновский Б. Научная теория культуры. – Москва: 1999

6.Неретина С., Огурцов А. Время культуры. – Институт философии: 2000

7. Каган М.С. Философия культуры. СПб., ПИТЕР, 2006.

8. Мир философии. - М., 1991. - Ч. 2. - Разд. VII (п.1).

9. Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – 2-изд. М.: Гардарики,  2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурный человек

Внеклассный час для учащихся начальной школы. Содержит игры и задания на формирование у детей культуры поведения....

Классный час "Что значит быть культурным человеком"

Цель:способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; развивать умение общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их;  воспитывать ...

Классный час. тема: " Я культурный человек"

Сценарий классного часа на тему: " Я культурный человек". Мероприятие открытого типа с участием всего класса.Цель: обобщения знаний об правилах этикета....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – культурный человек»

Программа «Я - культурный человек» составлена на основе программы Э.Козлова, В.Петровой, И.Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...

авторская РП по внеурочной деятельности "Я-культурный человек"

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Программа воспитательной работы "Правила жизни культурного человека" реализована совместно с детской библиотекой

Программа воспитательной работы "Правила жизни культурного человека" реализована совместно с детской библиотекой...

«Кому легче жить культурному или не культурному человеку?» (1 класс)

Классный час направлен на расширение представления детей о правилах этикета;  умение правильно оценивать себя и других; формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни...