Культурный человек
материал (1 класс) по теме

Внеклассный час для учащихся начальной школы. Содержит игры и задания на формирование у детей культуры поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnoe_zanyatie.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Культурный человек»

Цель: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета,

Оборудование: муз. записи «Если добрый ты», «В доме 8/16» (музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского), мультфильм «Кот Леопольд», карточки с заданиями, карточки с пословицами, изображение человека.

Ход классного часа:

  1. Вступителная часть

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об очень важных для каждого человека вещах. А о чем мы будем вести беседу вы узнаете, когда я прочитаю вам стихотворение.

        Ежели вы вежливы

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами.

И ежели вы вежливы

То в разговоре с тётей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

(С. Маршак)

Воспитатель: О чем говорится в этом стихотворении?

  1. Основная часть

Воспитатель: Какого человека мы можем назвать культурным?

Воспитатель: Какого некультурным?

Воспитатель: Давайте вместе с вами сочиним небольшой рассказ об утре культурного человека. Я начну, а вы продолжите.

        Воскресный день. Мама готовит завтрак на кухне. Пора вставать, вы уже проснулись, но вставать не хочется.

  1. Доброе утро! - улыбается мама.

Как вы ей  ответите?

  1. Прошу к столу, завтрак готов,- приглашает вас мама.

        Вы встаете с постели, а дельше сто происходит?..

        Педагог по необходимости может восстановить  последовательность событий в ответах детей. Например, он может сказать:

        Сначала заправляете постель,затем умываетесь (делаете гимнастику, принимаете душ и т. п.), одеваетесь, идете к столду. А за столом уже сидят члены вашей скмьи. Вы садитесь к столу и...

        Что вы делаете дальше? Какие правила поведения за столом вам известны?

А дальше вы завтракаете, встаете и идете заниматься своими делами. Так? (нет) А как должен посткпить культурный человек? (Поблагодарить за заботу о себбе, помочь убрать посуду, может быть даже вымыть ее.)

        Почему вы должны это сделать? Потому, что культурный человек — это прежде всего хорошо воспитанный человек, уважающий ьруд других людей, благодарный за работу и помощь.

Воспитатель: Грязь в доме, подъезде, комнате, мусор на площадке, плохие слова на стенах, сломанные детские площадки, разбитые стекла, испачканные лифты — все это дело рук некультурных людей. Они ничего не создают сами, более того, они портят и разрушают созданное другими людьми. Они не следят за чистотой не только в доме, но и в своей одежде. Пятна на одежде, отсутствие пуговиц, неричесанные волосы, грубые слова, как вы назовете такого человека? (Неряха)

Воспитатель: Грубые, злые слова произносит недостаточно культурный человек, которому не хватает воспитанности, но вот как быть с отсутствием пуговиц и пятен на одежде, если они неожиданно появились, что вызывает у них чувство неловкости, стыда. Этого человека мы можем назвать некультурным? (Нет) Почему? (Он испытывает чувтво неловкостиза испачканную одежду.)

Воспитатель: Один из героев известного вам мультфильма показался мне довольно культурным, воспитанным, и я пригласила его к вам в гости. Нео прежде он просил загадать вам загадку-песенку. Послушайте и скажите, герой какой сказки придет к нам сегодня и о каком главном качестве культурного человека он поет в своей песенке.

        Дети слушают песню «Если добрый ты», музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.

Воспитатель: О каком главном качестве культурного человека говорится в этой песне? (Доброта.)

Воспитатель: Какие слова об этом качестве поет кот Леопольд? («Если добрый ты — это хорошо, а когда наоборот — плохо...»)

Дети смотрят отрывок из мультфильма о коте Леопольде.

Воспитатель: Кот Леопольд — это герой мультфильма, но ситуации, показанные в мультфильме часто бывают и в жизни.

Воспитатель: Послушайте песенку мышей «В доме 8/16» (муз. Б.  Савельева, слова М. Пляцковского) и скажите, за что мыши не любят кота.

Звучит запись музыки.

Воспитатель: Что вы можете сказать о коте? (Добрый, вежливый, внимательный, терпеливый, аккуратный, скромный и т. п.)

Воспитатель: Как мы можем охарактеризовать одним словом? (Культурный)

Воспитатель: А какие в этой песне мыши? (Коварные, злые, хвастливые, хитрые и т. п.)

Воспитатель: Как мы можем назвать одним словом? (Некультурные)

Воспитатель: Мыши стараются придумать какую-нибудь пакость коту. Он кричит, ругается, ссорится с ними? (Нет) Как он себя ведет? (Доброжелательно) Почемуон так себя ведет? (Потому что он культурный, воспитанный)

Воспитатель: Кот учит мышей доброте, и им становится стыдно.

Воспитатель: Кот Леопольд прислал вам задание. Я раздам вам листочки, на которых описаны разные ситуации, а вы прочитаете их и скажете, могут ли вести себя так культурные люди.

        Вариант №1

        Мальчик аккуратно одет, причесан, вежливо поздоровался, выйдя за дверь, пнул ногой котенка.

        Вариант №2

        Девочка обедала за столом, встала, убрала за собой посуду, помыла ее, случайно испачкала платье меслом.

        Вариант №3

Мальчик зашел в автобус, сел, на следующей остановке в автобус вошла бабушка, мест не было. Мальчик сделал вид, что не заметил ее и не уступил ей место.

        Вариант №4

        Мальчик захотел поиграть в лошадки, палки нигде не было, тогда он подощел к дереву и начал ломать его ветки.

        Вариант №5

        Мальчик увидел сломанные ветки дерева, пришел домой, взял у папы изоленту и закрепил их.

Воспитатель: А как же должен себя вести в этих ситуациях культурный человек?

Воспитатель: Испокон веков ценили культурных и воспитанных людей. В народе про культуру поведения сложили немало пословиц и поговорок. Сейчас мы с вами поиграем и проверим, насколько хорошо вы их знаете. Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

У себя как хочешь,

Не дорог подарок –

О пустяках спорить –

По одежде не суди,

Слово – серебро,

по делам гляди.

молчание – золото.

а в гостях – как велят.

дорога любовь.

дело упустить.

Хоть не богат,

От слова спасенье,

На незваного гостя

В деревню, где живут одноногие,

От одного слова,

и от слова погибель.

не припасена и ложка.

а гостям рад.

да навек ссора.

надо идти на одной ноге.

  1. Заключительная часть

Воспитатель: До XVI века в русском языке широко употреблялось слово "вежа”, т.е. человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Чтобы научиться "вежеству” существует несколько приемов.

Самонаблюдение

        Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня – "манеры”. В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка

        Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей

        Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Помогает и самопознание и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: "У кого ты учился благовоспитанности?” - "У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они”.

        Итак, первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения; второе – тренироваться упражняться в правильном поведении; третье – прочные и устойчивые привычки поведения.

  1. Рефлексия

Воспитатель: Перед вами на доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека. (От человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Что значит быть культурным человеком"

Цель:способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; развивать умение общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их;  воспитывать ...

" Культурный человек, кто он?"

Проект работы обучающихся 4 класса по теме " Кто такой культурный человек?"...

Классный час. тема: " Я культурный человек"

Сценарий классного часа на тему: " Я культурный человек". Мероприятие открытого типа с участием всего класса.Цель: обобщения знаний об правилах этикета....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – культурный человек»

Программа «Я - культурный человек» составлена на основе программы Э.Козлова, В.Петровой, И.Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...

авторская РП по внеурочной деятельности "Я-культурный человек"

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Программа воспитательной работы "Правила жизни культурного человека" реализована совместно с детской библиотекой

Программа воспитательной работы "Правила жизни культурного человека" реализована совместно с детской библиотекой...

«Кому легче жить культурному или не культурному человеку?» (1 класс)

Классный час направлен на расширение представления детей о правилах этикета;  умение правильно оценивать себя и других; формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни...