авторская РП по внеурочной деятельности "Я-культурный человек"
проект (3 класс) на тему

Тимофеева Лариса Павловна

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В материалах концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определенны цели и задачи современного образования:  воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная внеурочная деятельность.

Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных  результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен знать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Духовность и нравственность человека является основой для развития его личности. В приоритетной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что сегодня особенно актуальной становиться задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Однако, эта задача не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

 Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа «Я – культурный человек» составлена на основе про­граммы   Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравст­венности», и может быть реализована учителем начальной шко­лы в  сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных уча­щихся и педагогов дополнительного образования. Учитель про­водит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На заня­тиях присутствует весь класс или группа учащихся 8 – 15 чело­век.

«Я – культурный человек» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям за­вершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с роди­телями.  Важно от­метить всех, кто  выполнил  домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его уча­стие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объясне­ния и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, за­ставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Программа включает в себя 135 занятий по 35 - 45 минут и рассчитана на четыре года обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_vneurochnoy_deyatelnosti_ya_kulturnyy_chelovek.docx41.73 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Я-культурный человек»

3б класс

2016/2017 учебный год

                   

                                                                                     Составлено учителем: Тимофеева Л.П.

г.Якутск

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………….3                

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»………………………………………………..........8                        

Учебно-тематический план………………………………………………….12                        

Список литературы…………………………………………………………..17

                        

                                


Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В материалах концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определенны цели и задачи современного образования:  воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная внеурочная деятельность.

Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных  результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен знать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Духовность и нравственность человека является основой для развития его личности. В приоритетной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что сегодня особенно актуальной становиться задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Однако, эта задача не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

 Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа «Я – культурный человек» составлена на основе программы   Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в  сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс или группа учащихся 8 – 15 человек.

«Я – культурный человек» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями.  Важно отметить всех, кто  выполнил  домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Программа включает в себя 135 занятий по 35 - 45 минут и рассчитана на четыре года обучения.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе  следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеурочной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

                       Планируемые результаты  освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Я – культурный человек»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Я – культурный человек» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания  социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие  младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня  воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется   реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

В результате прохождения программного материала  к концу 1 класса обучающиеся  должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

В результате прохождения программного материала  к концу 2 класса обучающиеся  должны знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

4. Афоризмы.

Уметь:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.

В результате прохождения программного материала  к концу 3 класса обучающиеся  должны знать:

1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

В результате прохождения программного материала  к концу 4 класса обучающиеся  должны знать:

1.  Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7.  Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Уметь:

  1. Различать хорошие и плохие поступки.
  2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
  3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
  4. Исполнять заповеди.
  5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Я – культурный человек» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».  

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

наблюдения педагогов и родителей.

Для оценки  результативности   программы  «Я – культурный человек» в Приложении приведены диагностические материалы  и проверочные задания для каждого раздела.

                                               

Учебно-тематический план

1 класс - « Я и моя семья».

Задачи:

1.  Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.

2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего    товарища.

 3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в   обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

Раздел № 1

Правила поведения в школе

12

1.

Правила поведения на уроке и на перемене.

2

+

2.

Правила поведения в общественных местах.

2

+

3.

Правила поведения в гардеробе.

2

+

+

4.

Правила поведения в столовой.

2

+

5.

Правила поведения в библиотеке.

2

+

6.

Правила поведения в школьном дворе.

2

+

Раздел № 2

О добром отношении к людям

10

7.

Что такое «добро и зло».

1

+

8.

Что такое «добро и зло».

1

+

9.

«Ежели вы вежливы».

1

+

10.

«Ежели вы вежливы».

1

+

11.

Добрые и не добрые дела.

1

+

12.

Добрые и не добрые дела.

1

+

13.

Ты и твои друзья.

1

+

14.

Ты и твои друзья.

1

+

15.

Помни о других – ты не один на свете.

1

+

16.

Помни о других – ты не один на свете.

1

+

Раздел № 3

Как стать трудолюбивым

7

17.

«Ученье-Свет, а неученье - тьма».

1

+

18.

«Как быть прилежным и старательным».

1

+

19.

«Как быть прилежным и старательным».

1

+

20.

Наш труд в классе.

1

+

21.

Наш труд в классе.

1

+

22.

Мой труд каждый день дома.

1

+

23.

Мой труд каждый день дома.

1

+

Раздел №4

Правила опрятности  и  аккуратности.

4

24.

Культура внешнего вида.

1

+

25.

Культура внешнего вида.

1

+

26.

Каждой вещи своё место.

1

+

27.

Каждой вещи своё место.

1

+

28.

Умейте ценить своё и чужое время.

1

+

Итого

33

2 класс – « Я и моя школа».

Задачи:

1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.

2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.

3. Научить правилам поведения в общественных местах.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

Раздел № 1

Культура общения

11

1.

Этикет (повторение).

1

+

2.

Научимся быть благодарными.

1

+

3.

Поведение в общественных местах.

1

+

4.

Милосердие и заботы.

1

+

5.

Музей вредных привычек.

1

+

6.

Говорите правильно.

1

+

7.

Берегите время.

    1

+

8.

Дружеские отношения.

1

+

9.

Твой внешний вид.

1

+

10.

Братья наши меньшие.

1

+

11.

Итоговое занятие. «Школа вежливых ребят».

1

+

Раздел № 2

Встречи с интересными людьми

5

12.

Встреча со «звездой эстрады».

1

+

13.

Встреча с якутским писателем.

1

+

14.

Встреча с известным спортсменом.

1

+

15.

Встреча с ученым – доктором наук.

1

+

16.

Встреча с известным деятелем искусств.

1

+

Раздел № 3

Культпоходы.

8

17.

Культпоход в Национальный художественный музей.

1

+

18

Культпоход в Краеведческий музей имени Ярославского.

1

+

19

Культпоход в Русский Государственный драматический театр.

1

+

20

Культпоход в Сахатеатр.

1

+

21

Посещение выставки народных промыслов.

1

+

22

Посещение выставки народного творчества.

1

+

23

Посещение концерта в рамках проекта «Музыка для всех».

1

+

24

Посещение концерта оркестра народных инструментов.

1

+

Раздел №4

Сказочная этика

10

25.

Репетиция инсценировки этической сказки.

1

+

26.

Инсценировка этической  сказки для учащихся 1-х классов.

1

+

27.

Репетиция инсценировки этической сказки.

1

+

28.

Инсценировка этической  сказки для воспитанников детских садов.

1

+

29.

Выбор новой этической сказки, прослушивание сказки,  распределение ролей, изготовление реквизита к сказке.

1

+

30.

Репетиция инсценировки этической сказки. Разучивание ролей. Изготовление реквизита и костюмов к сказке.

1

+

31.

Репетиция инсценировки этической сказки. Разучивание ролей. Изготовление реквизита и костюмов к сказке.

1

+

32.

Инсценировка новой этической сказки для учащихся 2 класса.

1

+

33.

Подготовка к проведению Недели этики.

1

+

34

Неделя этики.

1

+

Всего

34

3 класс – « Я и мой город».

       Задачи:

1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.

2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.

3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

Раздел №1

Культура общения (14 ч)

14

1.

Этикет разговора.

1

+

2.

Этикетные ситуации.

1

+

3.

Разговор по телефону.

1

+

4.

Что значит быть вежливым?      

1

+

5.

Ответственность.

1

+

6.

Зависть.

1

+

7.

Мои достоинства и недостатки.

1

+

8.

О хороших и дурных привычках.

1

+

9.

О сострадании и жестокосердии.

1

+

10.

Спешите делать добро.

1

+

11.

В трудной ситуации попытаемся разобраться.

1

+

12.

«Думай хорошо – и  мысли созревают в добрые поступки»

1

+

13.

Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

1

+

14.

Играем роль воспитанного человека.

1

+

Раздел № 2.

Встречи с интересными людьми (4 ч.)

4

15.

Встреча с ученым – доктором наук.

1

+

16.

Встреча с известным спортсменом.

1

+

17.

Встреча со «звездой» эстрады.

1

+

18.

Встреча с якутским писателем.

1

+

Раздел № 3

Культпоходы (8 ч.)

8 ч.

19.

Культпоход в Русский Государственный драматический театр.

1

+

20.

Культпоход в Сахатеатр.

1

+

21.

Посещение Музея Мамонта.

1

+

22.

Посещение Национального художественного музея.

1

+

23.

Посещение краеведческого музея им. Е.Ярославского.

«Здравствуй, Якутский музей!»

1

+

24.

Посещение краеведческого музея им. Е.Ярославского.

«Как жили наши предки?»

1

+

25.

Посещение краеведческого музея им. Е.Ярославского.

«Мой, твой, наш Якутск.»

1

+

26.

Посещение краеведческого музея им. Е.Ярославского.

«Игры народов Севера.»

1

+

Раздел № 4

Сказочная этика.

8

27.

Выбор новой этической сказки, прослушивание сказки,  распределение ролей, изготовление реквизита к сказке.

1

+

28.

Репетиция инсценировки этической сказки. Разучивание ролей. Изготовление реквизита и костюмов к сказке.

1

+

29.

Репетиция инсценировки этической сказки. Разучивание ролей. Изготовление реквизита и костюмов к сказке.

1

+

30.

Инсценировка новой этической сказки для учащихся 3 класса.

1

+

31.

Инсценировка новой этической сказки для учащихся 1 класса.

1

+

32.

Инсценировка этической  сказки для воспитанников детских садов.

1

+

33.

Подготовка к проведению Недели этики.

1

+

34.

Неделя этики.

1

+

Всего

34

4 класс – « Я и моя республика».

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.

2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.

3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

Раздел №1

Культура общения

9

1.

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

1

+

2.

Культура общения в  современной семье.

1

+

3.

Культура общения в  современной семье.

1

+

4.

О терпимости к ближним.

1

+

5.

О терпимости к ближним.

1

+

6.

Культура спора.

1

+

7.

Этикетные ситуации.

    1

+

8.

В мире мудрых мыслей.

1

+

9.

В мире мудрых мыслей.

1

+

Раздел №2

Самовоспитание

7

10.

«Познай самого себя».

1

+

11.

Самовоспитание.

1

+

12.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

1

+

13.

Как я работаю над собой.

1

+

14.

О терпении.

1

+

15.

Конец каждого дела обдумай перед началом.

1

+

16.

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

1

+

Раздел №3

Общечеловеческие нормы нравственности

10

17.

Об источниках наших нравственных знаний.

1

+

18.

Совесть - основа нравственности.

1

+

19.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

1

+

20.

«Досадно мне, что слово честь забыто».

1

+

21.

Заветы предков.

1

+

22.

Россияне о любви к Родине.

1

+

23.

Твоя малая родина.

1

+

24.

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

1

+

25.

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1

+

26.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

1

+

Раздел №4.

Искусство и нравственность

8

27.

Нравственное содержание  древних мифов.

1

+

28.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

1

+

29.

Положительные герои в былинах и сказках.

1

+

30.

Отрицательные герои в литературных произведениях.

1

+

31.

«Зло, как и добро, имеет своих героев».

1

+

32.

Искусство и нравственность.

1

+

33.

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

1

+

34.

Обзор курса этикета.

1

+

Всего

34

Список литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.  
  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
  6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Суслов. -  М.: Просвещение, 2010. 68 с.
  7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
  9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
  10.  Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по внеурочной деятельности "Подвижные народные игры"

Авторская программа по внеурочной деятельности "Подвижные народные игры" рассчитана для учащихся 1 класса....

Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс.

Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...

Разработка занятия по внеурочной деятельности "Культурные растения" 1 класс

Разработка занятия для учеников 1 класс для организации внеурочной деятельности сс использованием презентации на тему "Культурные растения"...

Авторская разработка внеклассного мероприятия "Одна у человека мать, одна у него и Родина."

Увлекательное виртуальное путешествие по России, Литве, Армении, Беларуси, Казахстану, Украине. Знакомство с традициями и культурой этих стран....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Внеурочная деятельность "Культурный дневник второклассника"

Воспитание патриотизма  к родному краю, обогощение знаний о культурных достояниях региона....