Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе
статья по теме

Маныч Алина Рустемовна

Цели:

  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения в учебный процесс новых технологий;
  • знакомство с целями, основными понятиями, дидактическими особенностями, структурой занятий, методами, приемами технологий, ориентированных на действие;
  •  посещение открытых уроков с использованием данных технологий;

            оценка эффективности их применения.

  • обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе

Цели:

  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения в учебный процесс новых технологий;
  • знакомство с целями, основными понятиями, дидактическими особенностями, структурой занятий, методами, приемами технологий, ориентированных на действие;
  •  посещение открытых уроков с использованием данных технологий;

            оценка эффективности их применения.

  • обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей.

На основании Закона «Об образовании» и « Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» основным направлением федеральной и региональной политики в сфере образования является:

  • формирование у обучающихся ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных, социально-трудовых компетенций.

     В соответствии с основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования учитель внедряет в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии:

  1. технологии компетентностно-ориентированного обучения;
  2. информационно-коммуникационные технологии.

Это технологии, которые формируют ключевые компетентности, придают обучению естественный характер, делают школу для ребёнка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность – средством реализации и развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого.

Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Одним из важных факторов детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там где его место занимает недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети. Необходимо, чтобы среди учителей, оказались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

Об актуальности такого технологического подхода к образованию можно судить по тому вниманию, с которым методисты и педагоги обращаются к новым для них понятиям: педагогические технологии, технологии обучения, образовательные технологии. Рассмотрим эти понятия подробнее.

Технология обучения - новое (с 50-х годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.

Образовательная технология - это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Педагогической технологией называют совокупность и систему функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

В программе развития школы большое внимание уделяется внедрению и совершенствованию следующих образовательных технологий:

  • технология проектного и исследовательского обучения;
  • технология дифференцированного обучения;
  • технология проблемного обучения на основе деятельностного подхода;
  • технология дидактической игры.
  • модульное обучение,
  • технология развития критического мышления и т.д.

Затруднения могли быть определены недостаточной осведомленностью учителей о существовании указанных технологий и их сущности. Кроме того, такие затруднения могут быть вызваны низким техническим обеспечением для проведения определенных технологий.

Итак! Все технологии можно разделить на традиционные и личностно-ориентированные

Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные стороны, например, четкая организация учебного процесса, систематический характер обучения, воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на уроке. Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения.

Традиционные технологии апробированы годами и позволяют решать многочисленные задачи, которые были поставлены индустриальным обществом конца XIX – середины ХХ века. В этот исторический период актуальными были задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий. Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени воспитать поколение грамотных людей, обладающих определенными знаниями и навыками, необходимыми для вовлечения каждого образованного индивида в процесс массового производства. Индустриальное общество нуждалось в огромном количестве квалифицированных рабочих и инженеров, владеющих современными технологиями. Естественно, что в этот период образование решало вполне определенные задачи (и решало их, надо заметить, весьма успешно).

В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий, которые предполагают  использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих активизировать творческий потенциал учащихся.

При этом перед учителем встают новые задачи:

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.
  • использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика

 

      Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на наш взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются

 - обучение в сотрудничестве,

 - метод проектов и исследований,

 - игровые технологии,

 -  дифференцированный подход к обучению,

 - технология развивающего и проблемного обучения,

 - технология критического мышления,

 - здоровьесберегающие технологии,

 - информационно-коммуникативные технологии.

Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

Игровые технологии

Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно важным и социально значимым приемам и навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр.

В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Дифференцированный подход к обучению

Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.

Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

Здоровье сберегающие технологии в начальной школе

  • направлены на обеспечение психического здоровья учащихся,
  • опираются на природосообразность, преемственность, вариативность, прагматичность,
  • достигаются через учёт особенностей класса, создание благоприятного психологического фона на уроке, использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения учащихся, инициацию разнообразных видов деятельности, предупреждение гиподинамии;
  • приводят к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации  к учебной деятельности, приросту учебных достижений

Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся

 

Что касается новых информационных технологий, в первую очередь, Интернет-технологий, то здесь появились и проблемы, связанные с широко применяемой реферативной работой учащихся. Чтобы избежать “скачивания” материала из ресурсов Интернета либо использования имеющейся базы готовых рефератах на различных носителях информации, темы реферата формулируются так, чтобы учащийся, по крайней мере, воспользовался различными источниками, выбрав оттуда материал, соответствующий предложенной теме. Большую пользу может принести использование обучающих программ, ресурсов Интернета и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника.

Но Интернет-технологии не столь важны для работы на уроке. Скорее, они помогают как учителю, так и ученику при изучении какой-либо темы, предоставляя обширный учебный или методический материал. Во время урока компьютер целесообразно использовать, как уже указывалось, для активизации познавательной деятельности учащихся. Конечно, если каждый из учащихся будет иметь возможность во время урока пользоваться персональным компьютером и, к тому же, иметь доступ к ресурсам Всемирной сети, то потребуются и новые приемы и методы работы на уроке. Но на современном этапе далеко не все школы могут “похвастаться” наличием полностью компьютеризированных классов (особенно в начальной школе). Часто кабинеты начальных классов оборудуются по остаточному принципу.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»

Опыт работы на тему «Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»...

Современные информационные технологии в образовательном процессе

Вся учебная и воспитательная работы образовательного учреждения направлена на то, чтобы сформировать культуру ребенка, вырастить общительных, нравственно- зрелых и развитых лю...

Формы использования информационных технологий в образовательном процессе

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Человечество вступило в новый этап своего развития — формируется информационное общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной...

Формы использования информационных технологий в образовательном процессе

Внедрение в практику работы школ ИКТ-технологий является одним из приоритетных направлений модернизации,позволяющих не только повысить качество обучения,но и способствующих развитию информационной ком...

Формы использования информационных технологий в образовательном процессе

Внедрение в практику работы школ ИКТ-технологий является одним из приоритетных направлений модернизации,позволяющих не только повысить качество обучения,но и способствующих развитию информационной ком...

доклад на тему" Современные информационные технологии в образовательном процессе"

Использование компьютерных технологий обучения в наше время....