Доклад за 1 четверть "Развитие контрольно - оценочной самостоятельности в учебной деятельности"
опыты и эксперименты на тему

Полякова Жанна Борисовна

 

 

Развитие контрольно - оценочной самостоятельности в учебной деятельности (1 четверть)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_fgos_ap_1_chetvert.docx219.48 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Ныробская средняя общеобразовательная школа» Чердынского района

Развитие контрольно- оценочной самостоятельности в учебной деятельности

Полякова Ж.Б., заместитель директора

МАОУ «Ныробская СОШ» Чердынского района;

Носова О.А., учитель, руководитель ВТК

МАОУ «Ныробская СОШ» Чердынского района

Важное место в ФГОС ООО отведено формированию универсальных учебных действий. Исходя из концепции модели развития универсальных учебных действий, суть их заключается в умении учиться, т. е. способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного освоения нового социального опыта.

Одним из способов развития регулятивных учебных действий, является внедрение технологии оценивания образовательных достижений учащихся. Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки и взаимооценки. Они не только дают возможность обучающимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Проанализировав качественные показатели образовательного процесса в МАОУ «Ныробская СОШ» за последние годы, мы пришли к выводу, что на основной ступени обучения преобладают традиционные подходы к оценочной деятельности, оставляющие право на оценку только за учителем; как результат – ученики не обладают развитыми формами рефлексии в деятельности, у них нет потребности в самоконтроле и самооценке, что приводит к невозможности целенаправленного осуществления собственной учебной деятельности, порождает негативное отношение к учению, неуспеваемость. Таким образом, мы определили проблемное поле: снижение мотивации к учебно-познавательной деятельности, отрицательная динамика качества образования на второй ступени основной школы.

Считаем, что поэтапное внедрение технологии оценивания образовательных достижений Д.Д. Данилова позволит сформировать у учащихся активную субъектную позицию в учебной деятельности, повысит качество образования.

Работа нашей апробационной площадки заключается в развитии и отслеживании контрольно-оценочной самостоятельности в учебной деятельности.

Предметом апробации является содержание контрольно-оценочной деятельности и педагогические методы, обеспечивающие формирование действий самоконтроля и самооценки в урочной деятельности.

Ожидаемыми результатами апробационной  деятельности выступают:

- знание учащимися правил, алгоритма самооценки, их практическое применение в сотрудничестве с учителями на уроке, умение дорабатывать критерии оценки (необходимый уровень - 5 класс);

- свободное использование выработанных критериев оценки и самооценки, исходя из цели оценочной деятельности;

- умение различить результат своей деятельности и способы действий достижения результата (повышенный уровень – 5 класс);

- умения самооценки, развитие отдельных качеств контрольно-оценочной самостоятельности: умения устанавливать уровень учебной задачи, определять степень успешности ее решения, самостоятельно выводить итоговую оценку и отметку (повышенный уровень);

- самостоятельное осознание причины своего успеха или неуспеха и нахождение способов выхода из ситуации неуспеха (максимальный - 5 класс).

На данном этапе работы по апробации технологии оценивания образовательных достижений учащихся перед нами стояла задача разработки критериев оценки образовательных результатов, обобщения опыта совместной деятельности педагога и учащихся по формированию навыков осуществлять самооценку в урочной деятельности.

В процессе оценивания уровня сформированности ожидаемых результатов нами были использованы таблицы требований по предметам на основе технологии оценивания Д.Д. Данилова ОС «Школа 2100»: сравнительные  таблицы самооценки и внешней оценки по уровням достижения образовательных результатов, итоговые таблицы оценочной самостоятельности учащихся.

Результатом нашей деятельности стали контрольно-измерительные материалы: «Пакет компетентностно-ориентированных задач для 5 класса» с инструментарием проверки и критериями оценки, технологические карты уроков формирования самооценки.

При анализе результатов стартовой диагностики, полученных в начале 2013-2014 учебного года (анкета - опрос пятиклассников, приложение 1) в ходе, которой выяснилось, что не все учащиеся могут оценить свои образовательные результаты, не знают алгоритма самооценки и не используют выработанные критерии оценки и самооценки, исходя из цели оценочной деятельности. Поэтому мы поставили перед учителями основную задачу: научить учащихся работать по алгоритму (приложение 2); разработать критерии оценки сформированности самооценки ученика.

В начале учебного года учителя, работающие в 5-х классах, начали внедрять технологию оценивания Д.Д. Данилова (ОС «Школа 2100»). На первых уроках учителя-предметники ознакомили пятиклассников с алгоритмом самооценки. В течение 1 четверти отрабатывали знание учащимися правил, алгоритма самооценки, их практическое применение в сотрудничестве с учителями на уроке, умение дорабатывать критерии оценки.

По окончании 1 четверти вновь провели диагностику учащихся 5-х классов на предмет знания правил, алгоритма самооценки. При обработке результатов диагностики нами установлено, что более 71% учащихся 5 классов владеют алгоритмом самооценки, применяют его в сотрудничестве с учителями на уроке. 56,4% опрошенных свободно используют выработанные критерии оценки и самооценки, исходя из цели оценочной деятельности. Примерно столько же учащихся умеют различить результат своей деятельности и способы действий достижения результата. Типичные ошибки в оценочных действиях учащихся: более 60% школьников затрудняются в определении предметного умения, которое проверялось при выполнении задания.

В ходе рефлексии оценочной деятельности было установлено, что все учащиеся положительно относятся к новым видам и формам образовательной деятельности, к предложенной системе оценивания, так как это позволяет повысить мотивированность ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей. Ученики активно включились в процесс выбора содержания, видов и форм деятельности. Многие успешно определяют в ходе рефлексии критерии и показатели, по которым ученики удовлетворены своим результатом, а также критерии и показатели, по которым их результат оказывается недостаточным.

Для достижения образовательных результатов использовались следующие механизмы, основанные на реалистичности требований и критериев, уровневых требований к результатам образования, открытости требований, процедур и критериев, сочетания внешней и внутренней оценки:

- компетентностно-ориентированные задачи для 5 класса, по универсальной шкале трех уровней успешности (приложение 3);

- рекомендации по оцениванию деятельности учащегося (приложение 4);

- внутренняя оценка выполнения заданий;

- внешняя оценка деятельности ученика;

- итоговая отметка, основанная на согласованности внутренней и внешней оценки.

Показателями оценки эффективности механизмов деятельности являются таблицы требований к компетентностно-ориентированным задачам (приложение 5).

Однако следует отметить, что в процессе апробации один из элементов механизма достижения ожидаемых результатов вызвал затруднения. Таким элементом оказалась прогностическая самооценка, как показали наблюдения за оценочной деятельностью учащихся, пятиклассник, на данном этапе внедрения технологии, не умеет рассчитывать свои силы и адекватно способностям прогнозировать результат.

В ходе апробации установлено, что разработанный нами механизм контрольно-оценочной самостоятельности в учебной деятельности оказался целесообразным и эффективным, так как позволяет развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Мы считаем, что в механизм достижения ожидаемых результатов необходимо включить принцип открытости требований, процедур и критериев, для информированности родителей о ходе и результатах апробационной деятельности, с целью закрепления навыков внутренней самооценки при выполнении домашнего задания. Для этого предлагаем вынести на сайт образовательного учреждения описание технологии оценивания образовательных достижений учащихся и результатов апробации.


Приложение 1.

Анкета-опрос для учащихся 5-х классов.

«Владение системой оценивания учебных достижений»

  1. Владеешь ли ты умениями самостоятельно оценивать результат своих действий? (да/нет)
  2. Умеешь ли ты контролировать самого себя? (да/нет)
  3. Умеешь ли ты находить и исправлять собственные ошибки? (да/нет)
  4. Знаешь ли ты алгоритм самооценки учебных достижений? (да/нет)

Приложение 2.

Приложение 3.

Тема урока: Простые и сложные предложения.

Задания необходимого (базового) уровня:

А1. Укажите простое предложение. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Ночью ветер злится и стучит в окно.
  2. Неслись мимо леса мелькали реки.
  3. Северный ветер несет свинцовые облака и в воздухе появились белые снежинки.
  4. В ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят.

А2. Укажите сложное предложение. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Присяду на камень и слушаю иволги плач.
  2. С моря поднималась туча она походила на чёрный хребет.
  3. Узкая дорога была покрыта снегом.
  4. Лошадка его бежала недурно.

А3. Укажите предложение, где верно расставлены знаки препинания.

  1. Наступила осень и птицы потянулись к югу.
  2. Трава появлялась там, где сильнее пригревало солнце.
  3. Наступила зима но снег еще не выпал.
  4. Когда я вышел из палатки за вершинами гор разгоралась заря.

А4.Укажите предложение, где неверно расставлены знаки препинания.

  1. Лошадь испугалась, и быстро понеслась вперед.
  2. Мы видели, что волчица пролезла вместе с волчатами в нору.
  3. Когда мы приближались к тропинке, звон колокольчика удалялся.
  4. Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядились деревья.

Задания программного уровня:

А5. Укажите предложения, где союз и соединяет две основы. (Знаки препинания не расставлены)

  1. Алая заря скрылась за моря и за горы солнышко ушло.
  2. Потянул ветерок и белая туча заволокла горизонт.
  3. Снег закрывал все предметы и белой пеленой одевал землю.
  4. Прилетели птицы и наполнили своим пением лес.
  5. Филька разломил буханку хлеба и подал её лошади.
  6. Гроза отходила куда-то на восток и оттуда доносился рокот грома.
  7. Ёлка стояла посредине комнаты и Мишка ловко развешивал на ней игрушки.

А6. Составьте предложения по схемам:

  1. [          ],[          ].
  2. [ -.-.-.-.-  ___________ =======   --- --- --- ---       ].

Задания максимального уровня:

А7. Укажите сложносочиненное предложение. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Я чувствовал что город оставался у нас справа.
  2. Когда мы уходили щенок скулил около забора.
  3. Забор трещал потому что мы навалились на него все сразу.
  4. Полил сильный дождь и земля быстро намокла.

А8. Укажите сложноподчиненное предложение. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Он поражался тому как быстро вязала мама на спицах.
  2. Зацвели сады и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь.
  3. Солнце уже спряталось и на цветущей ржи растянулись вечерние тени.
  4. Играют волны ветер свищет и мачта гнется и скрипит.

А9. Составьте предложения по схеме, определите тип сложного предложения..

  1. (Чтобы      ), [          ].
  2. [          ], но [          ].
  3. [          ], [          ].

Приложение 4.

Рекомендации по оцениванию деятельности учащегося

Данная работа проводится в 5 классе на уроке «Простые и сложные предложения», этап закрепления.

Работа состоит из 4-х заданий необходимого уровня, 2-х заданий программного уровня и 3-х заданий максимального уровня.

Уровни успешности

5-бальная шкала

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

«2» — неудовлетворительно

Необходимый уровень («хорошо»)

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания (выполнено 50-65%)

«3» — удовлетворительно

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания (выполнено 100%)

«4» — хорошо

Программный уровень («отлично»)

Решение нестандартной задачи, где потребовалось:

- либо применить новые, получаемые в данный момент знания;

- либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (выполнено 50%)

«4+» — приближается к отлично

Решение нестандартной задачи, где потребовалось:

- либо применить новые, получаемые в данный момент знания;

- либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (выполнено 100%)

«5» — отлично

Максимальный уровень (превосходно)

Решение задачи на неизученный материал, потребовавшей:

- либо самостоятельно добытых, не полученных на уроках знаний;

«5+» или «5 и 5» — превосходно

- либо новых самостоятельно приобретенных умений.


Приложение 5.

Таблица требований по русскому языку, 5 «б» класс (по Д. Д. Данилову)

Тема урока Простое и сложное предложение

Линии развития

Использовать изученные правила пунктуации

Среднее арифметическое баллов

Перевод в традиционную отметку

А1, А2

А1, А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

                              Умения

   Ученики

находить и определять  в предложениях грамматическую основу

видеть в предложениях структурные различия между простыми и сложными предложениями

определять способы связи  между простыми предложениями в составе сложного

находить и исправлять пунктуационные ошибки

находить примеры сложного предложения и предложения с однородными членами

составлять предложения по предложенным схемам (сложное бессоюзное и простое)

определять сложносочиненное предложения, тип связи

определять сложноподчиненное предложения, тип связи

составлять предложения по предложенным схемам  (сложноподчиненные, сложносочиненные и бессоюзные)

3/3

3/3

3/2

3/3

4/5

4/4

4/4

4/3

4/4

4/3

4/4

4/4

3/3

4/3

4/3

4/3

3/3

3/3

3/2

3/2

4/4

3/3

3/2

3/3

3/2

3/3

3/2

2/2

3/3

5/5

5/5

5/5

5/5

5/5

5/5

5/5

5/5

5/4



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией по теме "Проблема формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся"

В докладе содержатся ключевые образовательные задачи основных этапов школьного обучения, этапы и фазы становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Описываются педагогические ...

Этапы формирования оценочной и контрольно-оценочной самостоятельности

Этапы формирования оценочной и контрольно-оценочной самостоятельности...

Доклад " Развитие контрольно- оценочной самостоятельности в начальной школе ".

Доклад " Развитие контрольно- оценочной  самостоятельности в начальной школе "....

Доклад:"Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС".

Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС.Т...

Доклад «Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности при реализации ФГОС НОО»

Доклад: «Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности при реализации ФГОС НОО»ПРЕЗЕНТАЦИЯ Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности при реализации ФГОС НО...