Проблема психологического стресса в трудовой деятельности и социальной жизни человека
материал по теме

Суркина Любовь Николаевна

Рекомендации для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема психологического стресса в трудовой деятельности и социальной жизни человека

В наши дни много говорят о стрессе, связанном с административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Но многие ли знают, подлинное значение термина СТРЕСС.

Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих; диспетчер аэропорта, который знает, что, минутное ослабление внимания – это сотни погибших; спортсмен, жаждущий победы; муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, – все они испытывают стресс.

Этот термин широко используется в ряде областей знаний, – именно поэтому в него вкладывается разное содержание в зависимости от причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявления и последствий.

Проблема психологического стресса в трудовой деятельности и социальной жизни человека особенно активно стала изучаться у нас в стране и за рубежом в последние десятилетия. Этому способствовал ряд обстоятельств.

Во-первых, появление работ по проблемам влияния экстремальных факторов деятельности на состояние и работоспособность человека.

Во-вторых, возрастающее внимание к изучению “человеческого фактора”, свойств и состояний личности специалистов ответственных, вредных и опасных профессий в связи с усложнением техники и содержания профессиональных задач.

В-третьих, существенное повышение уровня общей тревожности, напряженности, беспокойства у людей, вызванных локальными войнами, террористическими актами, массовым физическим и психическим травматизмом.

Стресс как особое психическое состояние выражается не только в трудностях проявления эмоций, но и в мотивационных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Именно поэтому феномен стресса требует специального психологического изучения.

Важность проблемы обуславливается следующими положениями:

  • отсутствием системы медико-психологической помощи населению;
  • отсутствием психопрофилактических мероприятий, основанных на современных методах психологической коррекции стресса у людей, профессия которых, связана с риском.
  • отсутствием в учебных заведениях занятий по психопрофилактике и саморегуляции стрессовых состояний личности.

Изучение стрессовых состояний человека в психологии.

Проблема адаптации человека к деструктивным факторам среды привлекает постоянное внимание исследователей. Интерес современной психологии к этой проблеме постоянно возрастает в связи с ростом болезней, связанных со стрессом.

В физиологии, психологии и медицине термин “стресс” применяется для обозначения состояния человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

В современной научной литературе термин “стресс” применяется в трех значениях. Во-первых, понятие стресс как напряжение или возбуждение под влиянием любых внешних стимулов или событий. Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. Это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке. В-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие.

В изучении психологического стресса важным и не до конца ясным остается вопрос о соотношении эмоций и стресса. Считается, что главной составляющей психологического стресса является эмоциональное возбуждение.

Эмоции являются одной из форм психической деятельности, свойственной не только человеку, но и животным. Эмоциональные длительные напряжения являются основой различных психосоматических заболеваний, а эмоциональные патологические состояния как проявление психопатологии служат мишенью действия психофармакологических средств.

Несовпадение внутренних побуждений личности с объективными условиями ее деятельности, конфликт мотивов и целей, оценка раздражителей как факторов, нарушающих стереотипную эмоциональность выполняемой работы, состояние растерянности в ситуациях, к которым у индивида нет готовых решений, все эти и подобные ситуации обусловливают эмоциональное возбуждение, субъективно оцениваемое как негативное. Термины “эмоциональный” или “психический стресс” являются синонимами. Главное, что обусловливает стресс “психического порядка”, это эмоциональный настрой личности по отношению к стрессору.

Стресс может возникнуть как при сильных внешних воздействиях и непроизвольных реакциях на них, так и при осознании сложности ситуации, безвыходности положения человека.

Выявлено, что адаптационная энергия не беспредельна. После первоначальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление, причем продолжительность периода сопротивления зависит от врожденной приспособляемости организма и от силы. Первые две фазы – это еще не болезнь, а естественная борьба организма с вредностью. На первых двух стадиях стресс может выступать как мобилизующая сила и в случае успешного преодоления вредности на этом и заканчивается.

При продолжающемся действии стрессора или повторяющихся состояниях стресса наступает третья фаза – аффективного и гормонального истощения. Эту фазу рассматриваем как патологическую и обозначаем ее “дистрессом”. В это время преобладают тревога, чувство безысходности, тоска, которым клинически соответствует картина невроза, психореактивных состояний, “депрессии истощения” и начало психогенного развития личности.

Ряд научных данных свидетельствует о том, что повторяющиеся воздействия стрессов могут привести к формированию физиологической выносливости устойчивости. Однако условия хронического стресса могут вызывать негативные состояния, включая истощение, заболевания и смерть.

Эмоциональный стресс значительно усиливается, если человек рассматривает его как непреодолимую преграду, а свои возможности для борьбы со стрессом явно недооценивает.

Если эмоциональный стресс характеризовать как психологическую “угрозу”, которая лишает человека возможности эффективно осуществлять свою деятельность, то между биологической эмоцией и эмоционально-стрессовой реакцией нет отличия. Острый эмоциональный стресс, т.е. немедленная психологическая реакция на конфликтную ситуацию, в своей основе имеет эмоциональное возбуждение, выступающее в качестве дезорганизатора адекватной деятельности, особенно тогда, когда содержание эмоции противоречит целям и задачам деятельности.

Психологическая специфика состояний напряженности зависит не только от внешних воздействий, но и от личностного смысла цели деятельности, оценки ситуации, в которой он находится, т.е. у каждого человека экстремальная ситуация будет оценена по-разному. Отсюда разные реакции на стрессы.

Анализ природы такого сложного и многомерного явления, как стресс,

показывает, что в нем одновременно есть признаки и реакции и процесса, и состояния. Дать общее определение стресса затруднительно. Во-первых, это понятие все более приобретает характер междисциплинарного, возрастает степень его обобщенности. Во-вторых, понятие “стресс” очень емкое, по уровню обобщенности оно стоит в одном ряду с такими понятиями, как адаптация, болезнь, здоровье. В-третьих, совокупность явлений, входящих в область определения данного понятия велика, она охватывает различные уровни организации человека – от биохимического до социального.

Итак, рассмотрев в динамике стрессовое состояние личности можно сформулировать следующее определение стресса.

Стресс – это эмоциональное психическое напряжение, влияющее на адаптацию и продуктивность выполняемой деятельности, на активность и отношение личности к себе, окружающим и социальной среде.

Механизмы психологической защиты

Механизмы психологической защиты, изученные Фрейдом и его дочерью Анной, весьма многообразны. Рассмотрим самые главные из них.

Чаще всего человек прибегает к такому защитному механизму, как “подавление”. Подавление состоит в вытеснении желания или конфликтной ситуации в область подсознательного, сохраняемого в виде подавленного влечения.

“Реактивное обучение” предполагает принятие человеком чувств и поступков, противоположных тем, что были вытеснены им, с целью еще более сильного их подавления.

“Отрицание и отвержение” выражаются в бессознательном отказе допустить существование определенных фактов.

Механизм психологической защиты “вытеснение” означает замену недостижимой цели другой целью, вполне достижимой.

“Сублимация” представляет собой разновидность вытеснения, приносящее человеку реальное удовлетворение.

“Проекция” состоит в неосознанном наделении других людей собственными мотивами, чертами и свойствами.

А психологический механизм защиты “рационализация” заключается в поиске удобных причин для оправдания невозможности совершить определенный поступок или, наоборот, в поиске убедительного обоснования неприемлемого поведения.

Человек использует механизмы психологической защиты, но они только на короткое время могут ослабить тревогу, порожденную конфликтом, выступая средством борьбы с тревогой, пока человек не найдет рационального способа разрешения данного конфликта.

Психологический механизм – это “система психологических явлений, предназначенная для преобразования и формирования активности, выраженной одним или несколькими мотивами, в требуемую активность, выраженную другими мотивами”. В общем виде под психологическим механизмом развития личности можно понимать систему психических и социальных предпосылок, условий, обеспечивающих направленность поведения человека. Всем психологическим механизмам присуща обобщенность, в них отражается взаимосвязь многих звеньев психической системы, обеспечивающей человеческую деятельность и поведение.

Таким образом, защитные механизмы стремятся избавить человека от рассогласованности побуждений, предохранить его от осознания нежелательных содержаний и устранить тревогу и напряженность. Психологические механизмы защиты достигают своей цели ценой уступок, самообмана или невроза личности. А психологические механизмы коррекции стрессовых состояний личности направлены на уменьшение напряженности человека через его сознание.

Анализ природы такого сложного и многомерного явления, как стресс, показывает, что в нем одновременно есть признаки и реакции, и процесса, и состояния.

Стресс – это эмоциональное психическое напряжение, влияющее на адаптацию продуктивность выполняемой деятельности, на активность и отношение личности к себе, окружающим и социальной среде.

Человек использует механизмы психологической защиты, но они только на короткое время могут ослабить тревогу, порожденную конфликтом, выступая средством борьбы с тревогой, пока человек не найдет рационального способа разрешения данного конфликта.

Под психологическим механизмом развития личности можно понимать систему психических и социальных предпосылок, условий, обеспечивающих направленность поведения человека. Всем психологическим механизмам присуща обобщенность, в них отражается взаимосвязь многих звеньев психической системы, обеспечивающей человеческую деятельность и поведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда.

Сколько нас разумных и неразумных существ обитает на самой лучшей планете Вселенной? Вряд ли кто точно может ответить на этот вопрос. Эта лучшая планета под названием Земля отдает всем все, что ...

Занятие по теме "Окружающий мир. Воспитание экологической культуры". Проект трудовой деятельности: "Подари жизнь цветку".

Занятие по теме "Окружающий мир. Воспитание экологической культуры".Проект трудовой деятельности: "Подари жизнь цветку"....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению "Азбука жизни" с 1- 4 класс

  Обязательным компонентом  ФГОС является внеурочная деятельность.  Внеурочная деятельность, рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся  в рамках...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по социальному направлению «Основы здоровой жизни» 1-4 классы

Рабочая программа по  внеурочной деятельности  «Основы здоровой жизни» для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начальн...