РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по социальному направлению «Основы здоровой жизни» 1-4 классы
рабочая программа

Давыдова Ирина Владимировна

Рабочая программа по  внеурочной деятельности  «Основы здоровой жизни» для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе:

- примерной программы по изучению основ безопасности жизнедеятельности в ходе внеурочной деятельности  (Методические рекомендации   к учебным пособиям М.В.Мурковой, Э.Н.Аюбова, Д.З.Прищепова, Н.В.Твердохлебова «Основы безопасной деятельности» для 1-4 классов. Внеурочная деятельность,ФГОС. Издательство «Русское слово», 2016г.);

- авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова)   // Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. Ч 2./ - М.: Просвещение, 2007,

           - учебное пособие для 3-4 классов, Самкова В.А. «Наш чистый дом» – М.: Русское слово, 2017;

           - Бакунина М.И. Основы здорового образа жизни 1-4 кл. – М..: Русское слово, 2015.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozzh_.doc267.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

 утвержденной приказом по школе

от 30.08.2019 № 361

протокол педсовета №1 от 30.08.2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа № 34»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 по социальному  направлению

«Основы здоровой жизни»

1-4 классы

 

г. Нижневартовск

2019 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка

2. Планируемые результаты изучения программы

3.Содержание программы

4. Календарно-тематическое планирование

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа по  внеурочной деятельности  «Основы здоровой жизни» для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе:

- примерной программы по изучению основ безопасности жизнедеятельности в ходе внеурочной деятельности  (Методические рекомендации   к учебным пособиям М.В.Мурковой, Э.Н.Аюбова, Д.З.Прищепова, Н.В.Твердохлебова «Основы безопасной деятельности» для 1-4 классов. Внеурочная деятельность,ФГОС. Издательство «Русское слово», 2016г.);

- авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова)   // Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. Ч 2./ - М.: Просвещение, 2007,

           - учебное пособие для 3-4 классов, Самкова В.А. «Наш чистый дом» – М.: Русское слово, 2017;

           - Бакунина М.И. Основы здорового образа жизни 1-4 кл. – М..: Русское слово, 2015.

      Главная задача воспитания - сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья, сохранению жизни. И учить вести здоровый образ жизни и сохранять свою и чужую жизнь надо начинать в детстве.  

 Необходимость данной программы вызвана и  тем, что отсутствие культуры питания, самосохранения, соблюдения правил общественной жизнедеятельности у детей ведёт к ухудшению их здоровья, травмированию.   Культура питания – это основа здорового образа жизни.  Культура ведения дома – основа здоровой и крепкой семьи. Основы безопасности жизнедеятельности – культура сосуществования и социального поведения в обществе.

          Цель программы:

  • формирование у детей  основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни;
  • формирование социально культурного поведения и  жизненного   опыта школьника;
  • осознание необходимости применять полученные знания о сохранении жизни в стандартной и  нестандартной ситуации.

  Задачи:

- развитие  представления детей  о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей,

-  формирование готовности заботиться и укреплять здоровье;

- прививать обучающимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;

- формировать способность предвидеть и предотвращать возможную опасность;

- развивать у детей чувства ответственности за своё поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

- стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений и выработке умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;

- воспитывать чувство ответственности за сохранение собственного здоровья и безопасность окружающих, чувство сопричастности к жизни общества и природы;

- формировать важнейшие качества современного культурного человека – долг, честь, терпимость, милосердие.

- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с безопасностью и   здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.

 - развитие представления о правилах этикета,   осознание   того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры    личности.

         Развивающие задачи  (через проектную деятельность в том числе):

- развитие   интереса к познавательной деятельности;

- развитие самостоятельности, самоконтроля, стрессоустойчивости и самосохранения;

- развитие коммуникативности;

- развитие творческих способностей.

2. Планируемые результаты освоения  программы

1 класс

Должны знать:

- основы здорового питания;

-основы соблюдения безопасного жилища;

-основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление  здоровья. Как ухаживать за своим телом;

-общие правила оказания первой  медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;

-наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;

-правила безопасного поведения в парке, скверах;

-опасные животные и насекомые, правила безопасного поведения и меры защиты.

2 класс

Должны знать:

- основы здорового питания;

-основы соблюдения безопасного жилища;

-основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление  здоровья. Как ухаживать за своим телом;

-чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;

-правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;

-правила безопасного поведения в лесу, в поле;

-возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила -поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.; ядовитые растения, грибы, ягоды.

- правила -поведения при встрече с опасными животными и насекомыми; от чего зависит наше здоровье;

 -Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес; травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;

- какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений; как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

3 класса.

Учащиеся должны знать:

- основы здорового питания;

-основы соблюдения безопасного жилища;

-основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление  здоровья. Как ухаживать за своим телом;

- Чем опасны водоёмы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоёмов;

- Правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах.

- Правила безопасного поведения в лесу, в поле;

- Возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др..

-  Ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми.

- От чего зависит наше здоровье? Как живёт наш организм? Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и  кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес.

- Травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки.

- Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений.

-  Как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу - «Внимание всем!».

Учащиеся должны уметь:

Правильно переходить по льду.

Правильно вести себя на пляже.

 Ориентироваться в лесу. Уметь вести себя на реке зимой.

Уметь правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, суметь защититься от них.

Уметь распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами.

Оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении.

Уметь действовать при сигнале «Внимание всем!»

4 класса.

учащиеся должны знать:

     - правила здорового питания;

     - правила соблюдения безопасного жилища;

-правила перехода дороги;

-правила движения на велосипедах;

-правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажиров;

-основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке;

-способы и средства спасания утопающих, основные спасательные средства;

-как ориентироваться на местности;

-как организовать безопасную переправу через водную преграду: меры пожарной безопасности при разведении костра;

-когда следует вызвать «скорую помощь» и порядок её вызова;

-основные понятия- «здоровье», «здоровый образ жизни»

- факторы, влияющие на состояние здоровья.

учащиеся должны уметь:

-правильно переходить дорогу, перекрёсток;

-ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным признакам;

-определять расстояние по карте и по местности;

-организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву;

-завязать 1-2 вида узлов;

-развести и погасить костёр;

-вызвать «скорую помощь», оказать первую помощь при порезах и ссадинах, ушибах, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусе насекомыми, собакой, кошкой, при кровотечении из носа;

-оказать первую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кисти рук, бедра, колена).

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс

I. Ключ к моему здоровью.

    1.1.  Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в магазин».  

   1.2.    Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе?  Вредные и полезные привычки в питании.  Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.

  1.3.Правила поведения в столовой. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Вкусные традиции моей семьи (конкурс проектов)

  1.4. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Каша в русском фольклоре (проект-газета) Молочные продукты.

  1.5. Если хочется пить. Игра «Музей воды». Значение жидкости для организма человека.

    II. Основы здорового образа жизни 
 2.1.  Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» 

Как мы взаимодействуем с окружающим миром ( окружающая среда).

Наши потребности: что необходимо человеку для жизни.
   Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья, умственная и физическая работоспособность, нарушение режима дня, профилактика переутомления.
      
2.2. Основы личной гигиены 
    
Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом.
      
III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 
   3.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста 
      
Ожоги. Как уберечься от ожогов.
 
3.2. Оказание медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых 
      
Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах, укусах насекомых.
      
IV. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся 
      4.1. Безопасное поведение дома 
      
Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. Как вести себя, когда ты дома один. Не торопись быть взрослым.
      Электричество и газ как источники возможной опасности.
      Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.
      «Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище,      
4.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре 
      
Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.
   
4.3. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера 
      
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где можно и где нельзя играть.
    
4.4. Безопасное поведение на улицах и дорогах 
      
Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пешеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика.
      Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
      
4.5. Безопасное поведение на природе 
      
Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила поведения. Опасная вода («Осторожно, тонкий лед!»

         4.6. Безопасное поведение в Интернете.

Интернет- ловушки. Как не разорить семью.  Опасные знакомые. Интернет- вирус и его последствия.  Нарушители закона с Интернете и кто такие террористы.

2 класс

  1. Основы здорового питания.

Всегда ли нужно верить рекламе?  Вредные и полезные привычки в питании.  

Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.

Значение жидкости для организма человека.

 Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Каша в русском фольклоре (проект-газета).

 Молочные продукты и их важность в питании школьника..

II. Наш чистый дом.

Бытовые отходы  моего города. Как сделать город чище?

III. Защита человека в чрезвычайных ситуациях 
Чрезвычайные ситуации 
      
Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения 
      
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
      Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

IV.  Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 
Болезни, их причины и связь с образом жизни 
      
От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека.
      Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.
      Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.
      Заноза, кровотечение, укус, ушиб.
Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами 
      
Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.

V. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся 
Безопасное поведение на воде 
      
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.
      Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.
      Уроки плавания:
      — подготовительные упражнения для освоения в воде;
      — техника спортивного плавания «кроль на груди».
Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения 
      
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.
      Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.
      Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.
      Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.
      Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
Безопасное поведение на дорогах 
      
Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.
      Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.
      Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
      Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.

3 класс

  1. Основы здорового питания.

Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика.

    II. Наш чистый дом .

Зачем необходимо сортировать отходы?

      Какие отходы называют опасными?

     «Азбука бережливости» или как сохранить окружающую среду.

  III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения обучающихся.

 Безопасное поведение на дорогах 
      
Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.
      Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды.
      Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика.
      Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.
Мы — пассажиры 
      
Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.
Пожарная безопасность и поведение при пожаре 
      
Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения.
      Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.
Безопасное поведение дома 
      
Лифт — наш домашний транспорт.
      Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений.
      Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.
      Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера 
      
Правила обеспечения сохранности личных вещей.
      Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону.
      Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.
      
IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 
Первая медицинская помощь при отравлении газами 
      
Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.
      
III. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Чрезвычайные ситуации 
      
Чрезвычайные ситуации природного происхождения — стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.
      Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения 
      
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.

4 класс

I. Основы здорового образа жизни 
Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» 
      
Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек 
      
Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.
      
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь 
      
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок.
      Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.
      Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь.
      Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.
      Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи.
Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи 
      Первая медицинская помощь при наружном кровотечении.
      Правила обработки ран. Перевязка ран.
      Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.
      Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
      Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кистей рук, бедра, колена).
      
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся 
Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного в 1—3 классах) 
      
Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.
Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1—3 классах) 
Безопасность пешеходов при движении по дорогам.
Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог.

Перекрестки.

Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
Соблюдение правил движения велосипедистами.

Причины дорожно-транспортного травматизма.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.
      
3.3. Безопасное поведение на природе 
Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам.
      Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костер.
      Меры пожарной безопасности при разведении костра.
Безопасное поведение на воде 
      
Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасения утопающих. Основные спасательные средства.

         В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.   Содержание  программы, а также используемые формы  и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.

              При организации внеурочных занятий применяется деятельностный подход, который предполагает   научить ребенка мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому способствуют активные формы и методы обучения, к которым относятся: игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа, «оценочная» деятельность обучающихся.

          Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 7-11-летнего возраста, образовательный процесс по основам здоровой жизни должен быть построен  на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.

        

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

        Для объективности оценивания знаний, умений, навыков и способов деятельности используются следующие формы контроля:

 — выполнение практических работ,

— самостоятельные работы,

— творческие письменные работы (сообщения, проекты, исследования).

4.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

  №

Тема урока

Характеристика деятельности

Занятие  по плану

Занятие по факту

Безопасный путь в школу и домой

Обобщить изученные знания. Определить безопасный путь в школу.  Безопасные игры на улице (игровая площадка, мяч, велосипед, ролики).

Правила перехода дорог

Движение пешеходов

Дорожные знаки

Сигналы светофора и регулировщика

Познакомить с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Подземный переход»

Мы- пассажиры, обязанности пассажира

Самые полезные продукты

Познакомить обучающихся с полезными продуктами

Все ли полезно?

Познакомить обучающихся с опасностями рекламы о продуктах быстрого приготовления и вредных продуктах питания.

Полезные напитки.

Познакомить обучающихся с опасностями газированных и «искусственных напитков.

Как правильно есть.

Познакомить обучающихся с правилами поведения в столовой.

На вкус и цвет товарищей нет!

Знакомство с традициями питания разных народов.

Хлеб всему голова.

Познакомить обучающихся с продуктами, которые готовят из «хлебных» злаков.

Если хочется пить.

Рассказать обучающимся о значении жидкости для организма человека.

Как мы взаимодействуем с окружающим миром?

Рассказать обучающимся, сколько отходов оставляют от себя люди.

Окружающая среда.

Формировать понимание  нанесения вреда  природе человеком от бытовых отходов.

Наши потребности: что необходимо человеку в жизни.

Формирование потребностей обучающихся к энерго-и- ресурсосбережению.

Режим дня.

Формирование потребности обеспечению собственного здоровья. Профилактика переутомления. Беспорядок и порядок.

Как ухаживать за своим телом.

Формирование потребности в умывании и купании.(Осторожно6 открытый кран, засоренный слив. Зачем нужна в школе сменная обувь? Зачем нужно мыть руки?)

Причины возникновения пожара

Овладеть навыками осторожного обращения с огнём; научиться  разговаривать по телефону

  1. 8

Правила поведения на воде

Выработать правила поведения на воде

  1. 9

Как вести себя, когда дома ты один

Сформировать правила безопасного поведения и меры защиты. Опасные предметы: иголки, булавки, спицы, ножи и ножницы…

  1. 10

Средства бытовой химии

Познакомить с опасностями бытовой химии (ожоги, отравления).

  1. 11

Опасные ситуации при общении с незнакомыми людьми

Познакомить с правилами  при общении  с незнакомыми людьми

  1. 12

Правила безопасного общения с незнакомыми  людьми

Формировать  умения  осторожного общения с незнакомыми людьми.

  1. 13

Где можно и где нельзя играть

Вырабатывать  правила   игры и места, где можно играть

  1. 14

Безопасное поведение в природе

Вырабатывать  умение правильно вести себя в природе (отравление ядовитыми растениями).

  1. 15

Правила поведения в природе

Вырабатывать  умение правильно вести себя в природе (отравление ягодами, грибами).

  1. 15

Влияние температуры на здоровье человека

Познакомить с погодными условиями и их влиянием  на организм человека

  1. 17

Причины загрязнения воздуха

Познакомить с ЧС и выбросами отходов в атмосферу предприятий.

  1. 18

Первая медицинская помощь при укусах насекомых

Выработать правила оказания первой помощи при  укусах различных насекомых

  1. 19

Первая помощь при кровотечениях

Выработать правила оказания первой помощи при  кровотечении

  1. 20

Первая медицинская помощь при  ожогах

Ожоги

Как уберечься от ожогов

Выработать правила оказания первой помощи при  ожогах ( кипяток, пар, горячие предметы).

  1. 28

Общие понятия  опасности

Закреплять понятия «опасность», «безопасность». Учить предвидеть опасность, находить опасные предметы. Учить правила безопасного поведения.

Применять правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

-Владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  1. 29

Чрезвычайные ситуации

  1. 30

Гражданская  оборона по защите населения

Овладевать навыками о гражданской обороне

  1. 31

Подготовка учащихся к действиям в мирное и военное время

Моделировать поиск выхода в военное время

2 класс

Тема урока

Характеристика деятельности

Занятие по плану

Занятие по факту

  1. 7

Наиболее безопасный путь в школу и из школы

Обобщить изученные знания. Определить безопасный путь в школу.

  1. 8

Сигналы регулирования дорожного движения.

Обобщить знания о светофорах и их сигналах.

  1. 9

Сигналы регулирования дорожного движения

Ознакомить с сигналами регулирования. Повторять правила дорожного движения.

  1. 10

Виды перекрёстков

Ознакомить с разными видами перекрёстков. Повторить изученные правила дорожного движения.

  1. 11

Знакомство с дорожными знаками.

Познакомить с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Подземный переход».

Вредные и полезные привычки в питании.

Закреплять понятие «здоровое питание».  Ознакомить с опасностями самоотравления.

Вредные и полезные привычки в питании.

Ознакомить обучающихся с важностью молочных продуктов для питания школьника.

Бытовые отходы.

Ознакомить обучающихся с опасностью различных  отходов дома и в городе в частности. Обучение эко-сбережению.

      Что такое                

безопасность?

Ознакомить с понятиями «опасность», «безопасность». Учить предвидеть опасность, находить опасные предметы. Учить правила безопасного поведения.  (Электричество, бытовая химия, выход из квартиры, лифт).

Что такое

безопасность?

Закреплять понятия «опасность», «безопасность». Учить предвидеть опасность, находить опасные предметы. Учить правила безопасного поведения. (Электричество, бытовая химия, выход из квартиры, лифт).

Город, посёлок, микрорайон, где мы живём

Обобщить знания о населённых пунктах. Ввести термин «улица». Учить предвидеть опасные ситуации на дороге.

  1. 4

Что такое чрезвычайная ситуация

Ознакомить с понятиями «чрезвычайная ситуация» (ЧС). Видами ЧС.

  1. 5

Безопасность на улице

Ознакомить с правилами безопасности на улице. Развивать умение предвидеть опасную ситуацию. Поведение на остановке.

  1. 13

Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Повторить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках. Объяснить учащимся термины: одностороннее и двустороннее движение.(посадка в транспорт, проездной билет, валидатор, выход из транспорта).

  1. 14

Будь внимательным и осторожным

Повторить и закрепить знания. Полученные на предыдущих уроках.

  1. 15

Движение группами

Ознакомить с особенностями движения группами. С правилами движения по загородной дороге.

  1. 16

Особенностями движения по мокрой и скользкой дороге

Изучить особенности движения автомобилей по мокрой и скользкой дороге.

  1. 17

Где можно и где нельзя играть

Понять. Что игры на проезжей части опасны, определить наиболее безопасные места для игр.

  1. 18

Практическое занятие «Улицы города».

Ознакомить с улицами города. Определить улицы с односторонним и двусторонним движением.

  1. 19

Знакомство с транспортом города.

Ознакомить с разными видами общественного транспорта и знаками. Обозначающими остановку транспорта.

  1. 20

Правила поведения в транспорте.

Ознакомить с правилами поведения в общественном транспорте и правилами пользования общественным транспортом.

  1. 21

Встреча с работником ГИБДД.

Повторить правила дорожного движения. Проанализировать случаи. Происшедшие с детьми.

  1. 22

Обобщающий урок по теме «Улица полна неожиданностей».

Обобщить знания по правилам дорожного движения.

  1. 23

Практическое занятие «Виды перекрестков».

Обобщить знания по теме «Перекрестков».

  1. 24

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осенний период

Актуализировать знания детей о водоёмах. Ознакомить с правилами поведения у воды в осеннее и зимнее время года.

  1. 25

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах

Составить правила поведения у водоёма в летнее время.

  1. 26

Основные спасательные средства.

Ознакомить с основными спасательными средствами. Повторить правила безопасного поведения у водоёмов.

  1. 27

Основные спасательные средства.

Учить предвидеть опасности дома. Видеть опасности со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при общении с ними.

  1. 28

Какие опасности нас окружают

Ознакомить с основными правилами пожарной безопасности.

Основные правила пожарной безопасности

Ознакомить с основными правилами пожарной безопасности.

  1. 32

Детские шалости с огнём

Разобрать ситуации, в которых пожар произошёл по вине детей. Повторить правила пожарной безопасности. Изучить правила действия при пожаре.

Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте

Познакомить с правилами поведения при возникновении пожара дома. В школе, в транспорте.

Как действовать при возникновении пожара

Обобщить полученные   знания.

  1. 34

Обобщающий урок

Урок - викторина

3 класс

п/п

Название темы

Характеристика деятельности

Занятие по плану

Занятие по факту

  1. 1

Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Тест «Берегись автомобиля» 

Обсуждать коллективно правила дорожного движения; выявлять опасные ситуации на дороге до школы; моделирование безопасного маршрута от школы до дома.

  1. 1

Правила поведения учащихся

Тест «Как общаться с незнакомцем»

Обсуждать коллективно правила поведения учащихся в школе; выявлять опасные ситуации на дороге до школы. Моделирование безопасного маршрута от школы до дома.

  1. 2

Чем опасны водоемы

Выявить опасности на водоёмах;

  1. 3

Как вести себя на воде

Обсудить правила поведения на воде;

  1. 4

Где вода – там беда

Тест «Как нужно купаться».

Формировать умения пользоваться правилами поведения на воде;

  1. 5

Меры предосторожности при движении по льду водоемов

Моделировать ситуацию, поиск правильного выхода из опасной ситуации;

  1. 6

Урок-конкурс «Отдыхаем на реке»

Планировать действия,

давать полные ответы на вопросы;

  1. 7

Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения

Развивать коммуникативную активность;

наблюдать за окружающей средой;

Ознакомить, какие отходы называют опасными. Азбука бережливости: как сохранять окружающую среду.

  1. 8

Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоёма

Моделировать ситуацию, поиск правильного выхода из опасной ситуации;

  1. 9

Как ориентироваться в лесу (практическое занятие) Тест «Лесные опасности»

Планировать действия,

давать полные ответы на вопросы; Овладевать навыками самоконтроля

  1. 10

Основные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад

Овладевать навыками поведения в ситуации;

  1. 11

Безопасность при любой погоде

Формировать правила разумного поведения при любой погоде;

  1. 12

Ядовитые растения, ягоды, меры безопасности

Запомнить ядовитые растения, ягоды; меры безопасности; правила первой помощи;

  1. 13

Грибы - съедобные и несъедобные

Моделировать ситуацию, поиск правильного выхода из опасной ситуации;

  1. 14

Опасные насекомые и животные

Запомнить и выполнять правила поведения при встрече с опасными насекомыми и животными и мерами защиты от них.

  1. 15

Мы и животные

Формировать коммуникативную активность, взаимопомощь;

  1. 16

Экологическая ситуация «Покормите птиц зимой

Позаботиться о зимующих птицах, проявить заботу, сочувствие.

  1. 17

 Правила поведения учащихся в повседневной жизни

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения

  1. 18

От чего зависит наше здоровье?

Соблюдать режим дня, правила поведения, употребление витаминов, гигиену питания;

Что нужно есть в разное время года?

Классифицировать продукты по их пользе в питании;

  1. 19

Как живёт наш организм, из чего состоит тело человека?

Расширить представления о  строении организма человека, следить за  работой некоторых  органов.

  1. 20

Правильное питание - залог здоровья

Моделировать меню;

Формировать коммуникативную активность;

  1. 21

Личная гигиена. Уход за кожей, за ногтями

Овладеть знаниями  о личной гигиене;

выработать привычку соблюдать правила личной гигиены;  знать правила ухода за кожей

  1. 22

Берегите зубы. Выбор зубной щетки, зубной пасты.

Беречь зубы,

овладеть правилами ухода за ними.  

  1. 23

Гигиена зрения

Овладеть правилами посадки при работе за компьютером, при просмотре телепередач.

  1. 24

Органы дыхания

Осознать вред курения, сформировать негативное отношение к курению.

  1. 25

Почему случаются травмы. Тест «Домашние опасности»

Приучиться к безопасному поведению в быту.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

  1. 27

Если из раны течёт кровь. Виды травм

Овладеть основными правилами оказания первой помощи при лёгких травмах.

  1. 28

Болезни и их возможные причины

Соблюдать правила личной гигиены.

Как питаться, если занимаешься спортом.

  1. 29

Отравления причины и признаки.

Способствовать формированию культуры питания.

Сезонные гиповинозы и их профилактика.

  1. 30

Что такое безопасность и чрезвычайная ситуация

Применять правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  1. 31

Огонь в доме. Как говорить по телефону

Овладеть навыками осторожного обращения с огнём; научиться  разговаривать по телефону 01

  1. 32

Как могут стать опасными неопасные вещи.

Соблюдать привила личной безопасности. Проверочная работа по теме:  «Пожарная безопасность и поведение на пожаре»

  1. 33

Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Тест «Берегись автомобиля» 

Обсуждать коллективно правила дорожного движения, выявлять опасные ситуации на дороге до школы, моделирование безопасного маршрута от школы до дома.

4 класс

Наименование   темы

Характеристика основной деятельности ученика

Занятие по плану

Занятие по факту

  1. 1

Понятие о здоровье. Факторы, на него влияющие.

Исследовать взаимодействие человека с окружающей средой; влияние окружающей среды на человека.

  1. 2

Основы здорового образа жизни и безопасность человека

Усвоить  понятия о здоровом образе жизни.

Познакомиться с режимом дня, обеспечивающим здоровье человека

  1. 3

Режим дня. Здоровое питание.

Закрепить знания о полноценном питании как факторе роста и развития школьника, его здоровья. Доказать и показать влияние окружающей среды на здоровье человека.

Объяснять роль витаминов в развитии организма человека.

  1. 4

Профилактика переедания, пищевых отравлений

Комментировать причины отравлений различными веществами.

 Знать методы оказания первой помощи при отравлениях.

Отработать навыки оказания первой помощи при отравлениях.

  1. 5

Инфекционные заболевания

Активизировать словарь  понятиями «инфекционная болезнь», «вакцина», «иммунитет», «прививка».

  1. 6

Вредные привычки, их влияние на здоровье

Расширить знания о вреде на организм курения и алкоголя.

  1. 7

Основы медицинских знаний.Основные виды травм у детей младшего школьного возраста

Закрепить понятия «травма».

 Познакомиться с видами травм.

  1. 8

Переломы, вывихи и растяжения связок

Выработать правила оказания первой помощи при ушибах, вывихах, порезах.

9

Кровотечение. Первая медицинская помощь.

Расширить знания  при оказании первой помощи при кровотечении

10

Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая медицинская помощь

Выработать правила оказания первой помощи при ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо и нос.

11

Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.

Усвоить практически правила оказания первой помощи при укусах насекомых. Знать правила оказания первой помощи при укусах животных. Усвоить правила безопасности при обращении с животными.

12

Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи

Расширить знания о правилах оказания первой помощи при кровотечении

14

Первая медицинская помощь при наружном кровотечении

Знать правила оказания первой помощи при наружном кровотечении

14

Правила обработки ран. Перевязка ран

Расширить знания о правилах обработки ран и перевязки ран

15

Оказание первой медицинской помощи при отравлениях

Отработать навыки оказания первой помощи при отравлениях

16

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата

Расширить знания о первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата

17

Опасные ситуации Опасные шалости и игрушки

Характеризовать действия человека в чрезвычайных ситуациях Выработка навыков проведения игр,  соблюдение правила поведения.

18

Профилактика  возможных опасных ситуаций в быту

Классифицировать виды бытовых травм. Рассмотреть способы предохранения от бытовых травм.

19

Опасная высота

Познакомиться с правилами поведения в экстремальных ситуациях.

20

Безопасность пешеходов при движении по дорогам.

Формировать навыков безопасного поведения пешеходов  на дороге.

Познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.

Повторить правила перехода улицы

Анализировать ситуации на дорогах.

Соблюдать правила дорожного движения, характеризовать дорожные знаки ПДД.

 Познакомиться с историей транспорта, с видами транспорта.

Анализировать ситуации на дорогах

21

Элементы дорог.

22

Дорожные разметки.

23

Правила перехода дорог.

24

Перекрёстки

25

Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств

26

Соблюдение правил движения велосипедистами

Вести дискуссия на тему, почему на улице опасно. Усвоить правила катания на велосипедах, меры безопасности.

Анализировать ситуации на дорогах

27

Причины дорожно-транспортного травматизма

Рассмотреть причины ДТП на дорогах.

Повторить правила безопасности при поездке в транспорте

28

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД)

Расширить  знания о ГИБДД

29

Железнодорожный транспорт

Познакомиться с видами железнодорожных переездов и правилами перехода через них.

Анализировать ситуации на дорогах.

30

Ориентирование на местности. Понятие ориентира

 Определять экстремальные ситуации для человека в природной среде. Объяснять лесные опасности. Работать с компасом.

31

Костёр. Меры пожарной безопасности при разведении костра

Вести диалог: отчего может возникнуть пожар, что делать при пожаре.

Умело действовать в чрезвычайных ситуациях.

Закрепить навыки поведения при обращении с огнём.

32

Основные правила поведения на воде

Характеризовать опасные и безопасные ситуации.

Вести диалог о мерах безопасности в осеннее и зимнее время, о водной переправе и мерах безопасности при пользовании водной переправой.

33

Способы и средства спасания утопающих

Познакомиться с правилами купания в реке и мерами безопасности при купании, подручными средствами спасения на воде. Формировать навыки правильного поведения на воде.

34

Практическое занятие  по правилам дорожного движения

Познакомиться с мерами безопасности при пользовании гребными лодками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»

На ступени начального образования происходит становление мировоззрения обучающихся, принятие ими нравственных установок. Поэтому важно в этом возрасте сформировать у школьников культуру безопасности ж...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы здорового образа жизни»

Рабочая программа по предмету «Основы здорового образа жизни» для  2 класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура в твоей жизни" для 1 класса.

Рабочая программа содержит планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности "Культура в твоей жизни", содержание программы, тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочного курса занятий «Основы религиозных культур и светской этики» в 1 классе

 Цель внеурочных занятий по ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных тради...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Азбука здоровья» для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Азбука здоровья» для  2 класса. В помощь учителям...

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам православной веры ориентирована на учащихся 1 класса 2018г.

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам православной веры ориентирована на учащихся 1 класса 2018г....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся жизни" (1-4 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся жизни" (1-4 класс) поможет провести занятия интересно и познавательно....