"Правила поведения в школе"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Гришаева Екатерина Александровна

Светская этика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_povedeniya_v_shkole.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Гришаева Екатерина Александровна, учитель начальных классов

Технологическая карта урока  «Правила поведения в школе»

 

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4 «В»

Тема урока

«Правила поведения в школе»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

        Учить определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

        Учить делать выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

        Учить договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Познавательные

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).

2. Сопоставлять, сравнивать, анализировать и оценивать ситуации и тексты из различных источников, чтобы разбираться и понимать, как нужно выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе и дома, во внеучебных видах деятельности.

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Делать выводы на основе анализа объектов.

5. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

6. Обобщать и классифицировать.

Регулятивные

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Цель урока

Использовать знание норм и требований школьной жизни, ориентироваться в их разнообразии, чтобы понимать, как пользоваться правами и выполнять обязанности ученика.

        Обсуждать и анализировать правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

        Различать формы поведения, допустимые и недопустимые в школе и в других общественных местах.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Правила поведения, школьное общество, права и  обязанности школьников.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Ноубук, экран, мультимедийный проектор

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Пословицы о школе и учёбе

  http://flaminguru.narod.ru/poslshkola.htm

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длитель-ность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

1 2 3 1 2 3 4 5 1 2 3 1 2

  1. Организационный момент.
  2. Показ презентации. (слайд 1,2) – чтение учеником загадки, её отгадывание.

Это полный дом детей,

Здесь всегда много друзей.

Все стараются на пять

На уроках отвечать. (Школа)

– Какая у вас сейчас основная деятельность?

– Школа – наш второй дом. В любом доме есть свои правила, которые надо выполнять. В школе тоже есть свои правила и порядки.

– А какие, например, правила поведения вы знаете и пользуетесь ими каждый день?

– Как можно сформулировать тему этого урока? (слайд 3)

– Откройте с. 62 учебника. Прочитайте тему. («Правила поведения в школе».)(слайд 4)

– Какие школьные правила вам известны? Все ли их легко получается выполнять? А всем ребятам?

– Давайте прочитаем текст в начале с. 62.

– Об одинаковых ли правилах говорили ребята?

– А нужны ли в школе какие-то особые, школьные правила кроме общепринятых? Почему?

– Как можно сформулировать наш проблемный вопрос?

– А какую формулировку предлагают авторы учебника? («Зачем в школе нужны особые правила поведения?»)(слайд 5)

        Учитель предлагает план урока:

        1. Прочитать тексты параграфа.

        2. Сделать выводы по проблеме урока.

        3. Сравнить свои выводы с авторским. (слайд 6)

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).

2. Сопоставлять, сравнивать, анализировать и оценивать ситуации и тексты из различных источников, чтобы разбираться и понимать, как нужно выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе и дома, во внеучебных видах деятельности.

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Делать выводы на основе анализа объектов.

5. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

6. Обобщать и классифицировать.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длитель-ность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

2 минуты

3 минуты

– Объясните, как связаны между собой понятия: мораль и нравственность, долг и совесть, честь и достоинство, справедливость и милосердие.

 (слайд 7)

– Вспомните, о каких правилах школьной жизни вы договаривались в начале первого класса. (слайд 8)

– Когда вы начали играть роль ученика?

– Каковы границы школьного общества?

– Знаете ли вы, сколько учеников в нашей школе?

– Что вы скажете об обитателях «школьного дома»?

– Почему в школе обязательно нужны правила?

– Какими должны быть отношения в «школьном доме»?

Мнения детей заслушиваются, но не обсуждаются.

1 2 3 4 5 1 2 3 4 1 2 3 1 2

Этап 3. Практикум

Длитель-ность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

7 минут

8 минут

2 минуты

Учитель предлагает самостоятельно  прочитать текст «Начинаю играть роль ученика».( слайд 9)

– Что нового мы узнали из текста? (Вместе с новой ролью ребёнок в школе получает новые права и обязанности.)

Учитель предлагает учащимся в парах проанализировать таблицу на

с. 63 и уточнить основные права и обязанности школьников. Можно поработать по вариантам. Один ученик называет право или обязанность школьника, а второй его комментирует, приводя примеры. После работы в парах дети обмениваются мнениями. (слайд 10)

– Как вы считаете, школьные правила отменяют «золотое правило нравственности» или лишь уточняют его?

– Так что же нужно было сказать Игорю про новые школьные правила? Что он имел в виду? (В школе у учеников появляются новые права и обязанности.)

Работа с текстом «Новые ситуации – новые правила» до чтения. (слайд 11)

– Какие новые ситуации появляются в первом классе по сравнению с детским садом?

– Какие новые ситуации могут возникнуть в 5-м классе?

– А новые правила появляются только в школе?

Работа с текстом «Новые ситуации – новые правила» во время чтения.

Учитель организует комментированное чтение текста.

В школе тебя ожидают новые занятия. Главное среди них – учёба: освоение новых знаний и умение ими пользоваться. (Вы именно так понимаете свою деятельность в школе?) Помимо этого ты можешь принять участие в различных событиях внеучебной жизни школы: в классных часах, олимпиадах, конкурсах, праздниках, экскурсиях, концертах, изготовлении газет, школьном самоуправлении. Во всех этих случаях ты получаешь новый опыт самостоятельного поведения – принятия решений и умения отвечать за свои поступки. (А это сложно?) Так учёба и внеучебная жизнь порождают новые ситуации, с которыми ты не встречался ранее.

Например, в школьной раздевалке ты сам заботишься о себе, можешь выбрать, на какой крючок повесить куртку, – ты более свободен.

Наверняка кому-то хочется побыстрее схватить свои вещи, растолкав всех остальных. (Вы встречались с такими ситуациями?) Ситуация новая: воспитателя, который следил бы за каждым шагом, как в детском саду, в школе нет.(слайд 12)  Но если сегодня толкнул ты, то завтра могут толкнуть тебя. (Такое правило действует?) Тот, кто понимает это, начинает сам уважать других и получает в награду уважение к себе. Разве у вас не так?

Во втором классе учитель начинает ставить вам отметки. Все ученики ждут, когда вместо «молодец» и «ты стараешься» появятся пятёрки. (А у вас так же?) Однако кроме пятёрок есть и четвёрки, и тройки, и даже двойки. Многие обижаются на учителя, если за работу получают не ту отметку, которую ждали: «Вы считаете, что я плохой!» (А вы так же думаете в подобной ситуации?) Но ведь это не ученик плохой, а результат его работы, в которой были допущены ошибки! Новая, непривычная ситуация? Она требует новых правил – как оценивать свою работу, как признавать свои ошибки. (Это легко?) Лучше учиться оценивать результат работы вместе – в честном разговоре учителя с учеником.

Что изменится при переходе из четвёртого в пятый класс? Каждый предмет будет вести новый учитель. (Представляете?) К ставшим уже привычными правилам, что писать в тетради, как выполнять задания, неизбежно добавятся новые. Надо будет успевать за перемену быстро собрать свои вещи, найти другой кабинет, приготовиться там к уроку. Все эти новые ситуации породят новые правила.

Работа с текстом «Новые ситуации – новые правила» после чтения.

– Какие ещё ситуации могут возникнуть в учебной и внеучебной жизни?

– Почему нужно обсуждать, как поступать в новых ситуациях?

Прочитайте стихотворение Г.Остера «Вредные советы» и определи, что в них неправильно:

 

Если ты пришел к знакомым

Не здоровайся ни с кем,

Слов “пожалуйста”, “спасибо”

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай,

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома:-

Пригодиться самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Девчонок надо никогда

Нигде не замечать

И не давать проходу им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла...

Если к папе или маме

Тетя взрослая пришла

И ведет кокой-то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

“Стой, сдавайся! Руки

вверх!”

1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 1 2

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длитель-ность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

4 минуты

7 минут

2 минуты

– Итак, какую проблему мы решали сегодня? («Зачем в школе нужны особые правила поведения?»)(Слайд 13)

– Попробуйте дать свой ответ.

Один из возможных ответов таков:

«Правила нужны в жизни везде, в том числе и в школе. Они нужны, чтобы были порядок и результат от учебной и внеучебной деятельности, а главное – опыт самостоятельной деятельности для будущей жизни».

– Сравните свой вывод с авторским. (С. 65.)        

Просмотр видеоролика «Правила поведения в школе». Коллективное обсуждение увиденного.

(слайд 14)

Чтение детьми стихотворений о правилах поведения в школе.

1 2 3 4 1 2 3 4 5 1 2 3 1 2

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длитель-ность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

2 минуты

2 минуты

– Давайте вернёмся к проблеме урока. Что мы хотели выяснить? («Зачем в школе нужны особые правила поведения?») (слайд 15)

– Могут ли отличаться правила в разных школах или они должны быть общепринятыми?

– Какие школьные правила вам не нравятся? Какие правила нужно отменить?

– А какие правила вы предложили бы добавить?

– А какие правила ни в коем случае отменять нельзя?

Высказывания ребят (по желанию)(слайд 16)

  • Я научилась…
  • Мне стало ясно…
  • Я поняла…
  • Теперь я знаю…
  • Я буду стараться…
  • Я узнала…

1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 1 2

Домашнее задание

1 минута

Задания по выбору.

  1. Составь проект по теме: «Правила поведения в школе».
  2.  Составь документ «Конституция нашего класса».
  3.  Придумай игру или несколько ситуаций, в которых одноклассники должны в группах разработать правила поведения на тему: « Новые ситуации 5-го класса».

 (слайд 17)

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ

Утром рано просыпайся,

Хорошенько умывайся,

Чтобы в школе не зевать,

Носом в парту не клевать!

 

С вечера в портфель сложи

Тетради, учебники, карандаши.

Утром ещё раз проверь,—

Готов к занятиям теперь!

 

Иди в школу по дорожке,

На крылечке вытри ножки!

А потом лишь заходи —

День учебный впереди!

 

Входишь в класс со словом «здравствуй»

И здоровым будешь сам,

Чтоб чувствовать себя прекрасно

Желай здоровья по утрам!

 

Для всех закон, а не желание –

Приходим в класс без опоздания!

Лишь только прозвенит звонок –

Начинается урок!

 

На уроках не хихикай,

Стол туда – сюда не двигай!

Учитель спросит – надо встать,

Когда он сесть позволит – сядь.

 

Парта – это не кровать,

И на ней нельзя лежать,

Мы должны не забывать

Спинку ровненько держать!

 

На уроках будем мы

Старательны, внимательны!

По три раза повторять

Совсем не обязательно!

 

Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

Сначала подумай,

Потом отвечай!

 

Не бойся ошибиться –

Ведь ты пришёл учиться,

Не унывай, не мучайся –

Ведь на ошибках учатся!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звонит звонок на перемену,

Чтоб отдохнул ты непременно,

Ждёт тебя другой урок –

Будь готов к нему, дружок!

 

В коридоре мы должны

Держаться правой стороны,

К тому же, я считаю лично,

Кричать в школе неприлично!

 

По школе ты ходи спокойно,

По классу тоже не беги,

Всегда веди себя достойно,

Своё здоровье береги!

 

Кушать в классе на салфетке

Аккуратно нужно, детки!

За собою убирать,

Руки мыть и вытирать!

 

Следит каждый за вещами

Сам без бабушки и мамы.

Неприятны растеряхи,

Неумейки и неряхи!

 

Слова «спасибо», «извините»

Не стесняйся, говори,

Аню, Славу, Валю, Витю

Ты не ссорь, а помири!

 

Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся.

Зря не хмурься, будь смелей

И найдёшь себе друзей!

 

« До встречи! До свидания!»

Скажи всем на прощание,

Завтра будем мы опять

Улыбкой новый день встречать!

Пословицы о школе и учёбе

  • Учить - ум точить.
  • Не выучит школа, выучит охота.
  • Что твёрдо выучишь, долго помнится.
  • Не говори: учился, а говори, что узнал.
  • Учиться всегда пригодится.
  • Легко забыть то, чего не знаешь.
  • Красна птица перьем, а человек ученьем.
  • Они одной школы, одной выучки, одной шерсти, масти, один черт.
  • Кто знает дорогу, тот не спотыкается.
  • Не штука проучить, а штука научить.
  • Очки грамоте не учат.
  • Повторенье - мать ученья.
  • Мудрым никто не родился.
  • На берегу плавать не научишься.
  • Больше узнаешь - сильнее станешь.
  • Грамоте учиться - всегда пригодится.
  • Для ученья нет старости.
  • Не гордись званием, а гордись знанием.
  • Добрый разум наживают не разом.
  • Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь.
  • Кто любит науки, тот не знает скуки.
  • Кто учится с молоду, не знает на старости голоду.
  • Наука учит только умного.
  • Наука хлеба не просит, а хлеб даёт.
  • Корень учения горек, да плод его сладок.
  • Боится школьник лозы пуще грозы.
  • Без грамоты - как без свечки в потёмках.
  • Школа вымучит, охота выучит.
  • Догадка хороша, а знание лучше.
  • Ученье без уменья не польза, а беда.
  • Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
  • Уму до конца жизни учатся.
  • Ученье да труд к славе ведут.
  • Учёного учить - только портить.
  • Учиться никогда не поздно.
  • Повторять да учить - ум точить.
  • Кто возьмет без спросу, тот будет без носу (надпись на книге школьника).
  • У врача лечись, а у умного учись.
  • Напрасный труд - удить без крючка, учиться без книги.
  • В науке старых нет.
  • Если сам не доучился, не берись учить других.
  • Была бы охота, а выучиться можно.
  • За учёного двух неучёных дают и то не берут.
  • Где нет знаний, там нет и смелости.
  • Гни дерево, пока гнётся, учит дитятку, пока слушается.
  • Знает не тот, кто много жил, а тот, кто знания нажил.
  • Знание и мудрость украшают человека.
  • Наука глаза открывает.
  • Наука даром не даётся - наука трудом берётся.
  • Краденое яичко школьнику слаще.
  • Разница между школьником и огнем? (Огонь высекут, да и разложат; а школьника сперва разложат, а там высекут).

МБОУ Лицей № 11 г. Химки Московской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила поведения в школе

Конспект и презентация занятия в группе подлённого дня по правилам поведения в школе....

классный час Правила поведения в школе 1 класс

классный час ознакомительного характера для учащихся 1 класса, проводимый на первой неделе обучения в новых условиях...

"Правила поведения в школе"

Конспект внеклассного мероприятия с презентацией, где первоклассники в игровой форме знакомятся с правилами поведения в школе. В конце занятия каждому даётся Памятка....

урок кубановедения в 1 классе по теме "Правила поведения в школе"

На уроке учащиеся в игровой форме учатся культуре поведения в школе и соблюдению порядка. Буду рада, если мой урок будет полезен Вам....

правила поведения в школе

для вклейки в дневник, для классного уголка...

Урок по кубановедению для учащихся 1 класса «Наша школа. Правила поведения в школе»

Цели и задачи урока.- Учить детей культуре поведения в школе.- Развивать нравственную культуру, память, речь, воображение.- Формировать дружеские взаимоотношения между детьми.- Воспитывать интерес к к...