Самообразование педагога как способ совершенствования педагогической компетенции
материал на тему

Киреева Татьяна Васильевна

Система образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях учитель должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях учитель должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Проще говоря, школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень сформированности которых, конечно же, зависит и от компетентности учителя. Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся.

Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

По выражению Н Рубакина, "всякое настоящее образование добывается путем самообразования...все, что делаешь и чего добиваешься самолично, по своей воле и желанию, --это залезает в голову всего крепче".

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки.

Направления самообразования:

  • Профессиональное (предмет преподавания).
  • Педагогическое и психологическое.
  • Методическое.
  • Эстетическое.
  • В области ИКТ – технологий.
  • В области охраны здоровья.
  • Политическое.
  • Языковое.

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:

Просмотр телепередач,  чтение прессы.

  • Знакомство с педагогической и методической литературой.
  • Регулярное использование информации из Интернета.
  • Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег.
  •  Систематическое повышение квалификации.
  • Изучение современных психологических и педагогических методик.
  • Внимание к собственному физическому и психическому здоровью.

Самообразование предполагает развитие учителя как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений.

Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.

Учитель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:

  • в профессиональной сфере (знание своего предмета);
  • в сфере педагогической психологии;
  • в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т.д.)

Под педагогической технологией понимается способ реализации содержания обучения, включающий применение различных форм, методов и средств научно-методического сопровождения самообразования учителя в системе повышения квалификации, направленных на достижение поставленных образовательных целей. Среди технологий современной дидактики необходимо отметить такие, как:

  • личностно-ориентированные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • игровые педагогические технологии;
  • технологии модульного, проектного обучения;
  • информационные технологии и др.

Научно-техническое развитие современного общества требует от учителя освоения новых информационных технологий. Необходимо уметь искать, получать, обрабатывать информацию, встраивать ее в педагогическую деятельность для решения практических задач, то есть овладеть информационной компетентностью. Только самообразование может позволить каждому учителю оставаться актуальным в современных условиях.

Появление сети Интернет обеспечило учителя множеством возможностей для непрерывного самообразования, приобретения новых знаний и умений. Сегодня существуют множество форм и способов, как преподавателю повышать свою компетентность и квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий, например:

  • дистанционные курсы для педагогов, мастер-классы;
  • дистанционные конференции (семинары);
  • дистанционные конкурсы;
  • дистанционные олимпиады;
  • педагогические форумы и многое другое.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней): участие в муниципальном семинаре учителей начальных классов (урок литературного чтения Л.Н.Толстой «Два брата» 2013 г.); выступление на ШМО «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии с ФГОС», 2014 г.

Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями: апробация учебников нового поколения, внедрение ФГОС НОО, освоение современных педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов.

Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.: в МБОУ СОШ №8 «Внеурочная деятельность как одно из условий развития творческих способностей учащихся» (внеурочное занятие «На улице – не в комнате, о том, ребята, помните!»).

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта: выступления на педсовете «Культура питания школьников», 2011 г.; «Самообразование педагога как способ совершенствования педагогической компетенции», 2014 г.

Аттестация педагогов, повышение квалификации.

Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня существуют определенные условия, в которых каждый учитель может расти лично и профессионально: получать новые знания, совершенствовать умения, повышать личностную и профессиональную самооценку, приобретать признание среди коллег. Непрерывность данного процесса обеспечивает повышение его результативности (через повышение уровня готовности к самообразованию). Из этого следует, что наиболее важной составляющей совершенствования учителя является его собственное желание постоянно самообразовываться, идти в ногу со временем, заботиться о своем авторитете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педагогическом совете от 26.03.2015 г. «Проектирование профессионального самообразования педагога» на тему: «Продуктивность процесса самообразования» (практические рекомендации)

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт...

Интерпретации результатов мониторинговых исследований и совершенствование педагогической практики (методов, приёмов) коррекции затруднений педагогов при реализации ФГОС.

Информация, полученная в ходе мониторинга, позволяет оценить результаты обучения по исследуемым предметам. После проведения оценки качества, результаты обрабатываются учителями, обсуждается на педагог...

доклад "Совершенствование педагогического профессионализма педагогов, работающих с детьми в условиях дифференцированного инклюзивного оразования"

Новые профессиональные компетенции педагогов связаны с его готовностью принимать и обучать всех детех вне зависимо от их  реальных  учебных возможностей и особенностей психического и физичес...

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

В статье раскрываются основные принципы, формы и этапы самообразования....

Самообразование в системе средств совершенствования педагогического мастерства классного руководителя

Классный руководитель – самая значимая категория организатора воспитательного процесса в образовательном учреждении.Классный руководитель в силу многообразия своей деятельности должен обладать р...

Педагогические компетенции педагога в начальной школе

laquo;Профессиональная компетенция» учителя начальной школы рассматривается как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педа...

Педагогические компетенции педагога в начальной школе

Педагогические компетенции педагога в начальной школе...