Роль дидактической игры
материал по теме

Роль дидактической игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_didakticheskoy_igry.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль дидактической игры

в образовательном процессе

И.И. Кавасова, МКОУ «Хохольский лицей»

Новые времена. Новые и старые проблемы. И в первую очередь страдают от непродуманных действий взрослых дети. Вместо того чтобы познавать мир, многих школьников можно увидеть на рынках, в ларьках и даже с протянутой рукой. Как уберечь хрупкую душу от духовного растления?

Обратимся к прекрасному, к тому, что ещё тысячелетиями будет служить образцом совершенства  к природе. Вспомним школы Л.Н. Толстого и В.А. Сухомлинского, которые обучали детей непосредственно  в единстве с природой – на лугу, около реки и в тенистой аллее. Только тогда, когда потрогает руками нежный цветок, увидит порхающую бабочку, услышит стрекотание кузнечика и пение птиц, тогда он услышит природу.

К сожалению, в нашей практике мы столкнулись с тем, что на уроках уделяется мало времени, чтобы возбудить интерес у детей к познанию природы, любви к ней.

В своей деятельности каждый учитель переживает волнующие минутки, когда по окончании урока ребята гурьбой устремляются к нему, начиная задавать вопросы. В такие минуты радостно и самому учителю, ведь он вызвал у детей жажду понять ещё незнакомое. Такой учитель может сказать: «Значит, недаром потратил я время на подготовку к уроку, цель достигнута!»

Часто учителя проводят уроки однотипно: вопрос – ответ и т.п. Однако в начальной школе дети очень любят играть. Играют во многие игры, и игра продолжает оставаться эффективным фактором в воспитании и обучении.

К сожалению, игра и её роль постепенно отодвигается на второй план, ведущей деятельностью становится обучение, но это не значит, что игра перестаёт влиять на развитие детей, Если уделять большое внимание оптимальному сочетанию различных форм, методов и средств обучения, то это позволит эффективно решать учебно-воспитательные задачи. Поэтому стараюсь приготовить на каждый урок что-то интересное, занимательное.

К.Д. Ушинский указывал, что на первоначальной стадии обучения должно сочетаться с занимательностью. Но он же предупреждал учителей, злоупотребление занимательностью развращает учеников. Поэтому всё должно быть в меру.

Игра – не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с природой. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

Игры в лесу, на лугу, на берегу озера дают детям много радостных  переживаний. Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой бегал за бабочкой. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю.

Важным условием активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности, мышления, является дидактическая игра. В практике начальной школы дидактические игры могут выступать как самостоятельные или дополнять друг друга. Содержание дидактических игр разнообразно, в них отражаются явления природы, изменения в жизни растений, животных, труд людей в различные времена года, взаимосвязи и взаимодействия в природе, вопросы охраны природы, здоровья, гигиены.

Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр.

В играх используются натуральные предметы (овощи, фрукты, цветы), карточки с изображением растений или животных, настольные игры. Дидактические игры, применяются на занятиях, помогают детям уточнить качество предметов и представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

В ходе игры с природными материалами (снегом, водой, песком), игра помогает детям усвоить свойства материала.

Игра «Цветочный магазин» - на умение выделять признаки растения. Чтобы купить растение нужно, не называть его, описать продавцу, а продавец должен узнать его по описанию. Выигрывает тот, кто больше купил или продал растений.

Словесные дидактические игры организуют на знакомом детям материале, с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь. Дидактические игры нужно постепенно усложнять.

Игра только внешне кажется развлечением, в действительности серьёзной предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение. Проявление самостоятельности. Но игра всегда приносит удовольствие и радость, не нужно бояться, что она нанесёт ущерб научности. Сделав материал доступным, интересным, игра создаёт богатые возможности для выявления у детей общих знаний, понятий, установления межпредметных связей. Кроме того, она способствует сплочению детского коллектива, формированию взаимного уважения и познания, влияет на отношение учителя и ученика, делая их отношения доброжелательными.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактической игры в процессе обучения учащихся с недостатками интеллекта»

В младших классах коррекционной школы одним из эффективных методов (1 класс) и приемов (последующие классы), активно воздействующих на познавательную деятель...

Роль дидактической игры в развитии младших школьников

Рекомендации для учителей начальных классов...

Роль дидактической игры.

I. Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка?Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, являет...

Роль дидактической игры на уроках математики

В данной статье рассматривается роль дидактической игры на уроках математики.    Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспиты...

Роль дидактической игры в развитии умственных способностей младших школьников

Игра – мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм ребёнок учится доверять самому себе и всем людям, распозна...