Проверь себя. Общение устное и письменное. Урок риторики в 4 классе
план-конспект урока (4 класс) по теме

Миронова Юлия Леонидовна

Проверь себя. Общение устное и письменное. Тип урока:  актуализация знаний и умений.  В урок включены упражнения, направленные на развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ritoriki_no1.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Миронова  Юлия   Леонидовна

                                                                       Урок № 1.

Тема: Проверь себя. Общение устное и письменное.

Цель: обобщить и систематизировать знания учеников о чтении и письменной речи как видах речевой деятельности.

Задачи: вспомнить изученное о речевой ситуации, о её компонентах: кому, кто, что, зачем говорит;

развивать коммуникативные способности, воображение;

воспитывать культуру речи.

Оборудование: индивидуальные карточки, таблицы по чтению, картина И. Репина, портрет К. Паустовского.

Тип урока:  актуализация знаний и умений.

                                                                 Ход урока.

  1. Организационный  этап.

 Начинается урок.

 Он пойдет ребятам впрок.

 Постарайтесь все понять,

 Учитесь тайны открывать,

 Ответы полные давайте

 И на уроке не зевайте.

 Прозвенел звонок для нас,

 Все зашли спокойно в класс,

 Встали все у парт красиво,

 Поздоровались учтиво,

 Тихо сели, спинки прямо.

 Все с улыбочкой вздохнем

 И наш урок начнем.

  1. Воспроизведение и коррекция знаний , умений, навыков учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

Речевая разминка.

- Откройте таблицу №2.  Прочитайте  её название. («Страница мудрости»)

- Почему она так названа?

- Прочитайте задание.

- Прочитайте высказывание К. Паустовского. ( Истинная любовь к своей стране немыслима без  любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь.)

- Как понимаете слова К. Паустовского?

- Я вам желаю полюбить всей душой  русский язык – богатый, могучий, непобедимый  и  не превращаться в дикаря.

- Прошло лето, но оставило в нашей памяти неизгладимый след.

- Давайте вспомним о прекрасных летних деньках.  

- Мне ,например, очень повезло. Я отдыхала на море. Там я видела…..

- Кто расскажет о своих воспоминаниях?

- Дайте оценку рассказу своих одноклассников.

- Я согласна с тем , что в рассказах  ребят были  речевые ошибки, поэтому поработаем над развитием речи.

- Я предлагаю поработать с таблицами и индивидуальными картами..

                                                                Карточка №1.

  1. Употреби слова в правильном значении.

Головной/главный (вагон, начальник).

Различные/отличные (мнения, результаты).

Костный/костистый (карп, мозг).

  1. Подбери слова по смыслу, чтобы получились  словосочетания.

Солнечный…, яркое…., жаркий…., купаться…., загорать…., отличное…, весёлые…., собирать…., собираться…., плавать…. .

А) Используя словосочетания, составьте распространенное предложение.

Б) Используя  словосочетания, составьте нераспространенное предложение.

3. Подбери к словам синонимы.

Беззаботный-…, блестеть-…, блестящий-…, вежливый-…, весёлый-…, вкусный-…, голубой-…., гостеприимный-… .

Слова для справок:  радушный,  лазурный, лакомый, ликующий, обходительный, лучистый, искриться, беспечный.

3.Подбери к словам антонимы.

Блестеть-.., весёлый-.., ветреный-…, восход-…, глубокий-…, город-…, греть-…, горячий-… .

Слова для справок:  мерцать,  скучный, безветренный, т закат, мелкий, село, охлаждать, холодный.

- Что объединяет слова в карточке? ( на тему «Лето»)

2. Работа в группах.

- Используя материал в карточке, составьте рассказ на тему « Летние каникулы».

- Оцените работу групп.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Какие качества человека начинаются на эти буквы?

К А Р И Т О Р И

- Какими качествами обладаете вы?

- Эти качества вам обязательно пригодятся в вашей работе.

- Соберите из данных букв слово. (риторика)

- Что вы помните об уроках риторики ? Что запомнилось?

-Какие задачи поставите перед собой на урок?

2. Знакомство с учебником.

- Положите перед собой учебник .

- Рассмотрите его.

- О чем узнаем с вами  в 4 классе?

- В каком разделе встретились известные сведения  вам?

IV. Актуализация   знаний.

- Как называется первый раздел? (Общение.)

-  Что такое общение?  Обратимся к толковому словарю. (Общение –  установление и развитие контактов между людьми.)

- Можно ли сказать, что мы с вами общаемся?

- Какое у нас общение?

- Откройте  учебник на странице 6 №1 . Рассмотрите рисунки-символы. Расскажите, что они означают. (  1)  говорение, 2)  слушание,    3) чтение, 4) письмо   )

                                                                         Физминутка.

- Я буду зачитывать вам пословицы и поговорки ,а вы будете хлопать или топать.

- Если в пословице говориться о письменной речи или чтении – вы хлопаете, а если – о говорении и слушании – вы топаете.

1. Хорошо, кто хорошо говорит, еще лучше, кто хорошо слушает.

2. Поменьше говори, побольше услышишь.

3. Хорошая речь слаще мёда.

4. Пишут не пером, а умом.

5. Кто много читает, тот много знает.

6. Написанное не пропадает.

7. Газеты читаю, потому всё знаю.

8. Книга- твой друг, без неё как без рук.

V. Применение  знаний и умений в новой системе.

Работа в парах.

- Поработайте в парах и выполните задание № 3 на странице 8.

- Соберитесь в группы и обсудите символы, которые вы создали.

- Что  по вашему  мнению является главным при общении?

VI. Обобщение и систематизация знаний.

Работа над картиной    И.Е. Репина «Письмо турецкому султану».

- Рассмотрите картину И.Е. Репина «Письмо турецкому султану».

- Что вы видите на переднем плане?

- Какими вы видите запорожцев?

-  Опишите писаря.

- Послушайте историю  создания этой картины. (Рассказывает подготовленный ученик)

- Какие виды речевой деятельности нашли отражение в этой картине?

-Трудно или легко писать писарю коллективное письмо? Почему?

VII . Итог урока. Рефлексия.

- Чему был посвящен наш урок?

- Что нового вы узнали? Где могут пригодиться вам новые знания?

- Какими видами речевой деятельности вы владеете?

- Поднимите карточки (  У или   П   ) ,какой речью вы владеете хорошо.

- Что нужно всегда помнить при общении ? (быть вежливым собеседником)

VIII. Домашнее  задание.

- Пользуясь тем видом речевой деятельности, которым хорошо владеете, напишите сочинение  или составьте рассказ на тему  «Поездка к морю »   по плану.

1. Вступление: почему  приятно побывать на море. («О море! Ты зовёшь  к себе.»)

2. Дорога к морю.  («Но путь к морскому берегу далёк»)

3. Вот оно, море!  (Первые впечатления.) («Морская даль открылась предо мной»)

4. Каким бывает море. (описание моря в тихую и штормовую погоду) .(«То тихая рябь, то волненье, то шторм.»)

5. На  пляже. («Как хорошо здесь время проводить.»)

6. Прогулки (впечатление от морского побережья, приморская растительность). («Здесь по-другому всё, и всё так интересно.»)

7. Возвращение домой («В обратный путь пора, до встречи, море.»)

8. Заключение: понравилась ли  поездка и почему («Вернувшись, вспоминаем всё,  что было.»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок риторики, 1 класс. Тема "Устная и письменная речь".

презентация к уроку риторики устная и письменная речь....

Конспект урока по математике Тема: «Проверим себя и оценим свои достижения.»Школа России 4 класс

Цели деятельности учителя: Проверить уровень освоения программного материалаПланируемые результаты:предметные: Понимает конкретный смысла действий деления, знает взаимосвязи между компонентами действи...

Урок риторики. 2 класс Тема урока: "Общение". ________________________________________

Цели: познакомить учащихся со словесными и несловесными средствами общения;показать значение общения в жизни людей;закрепить положительны отношения в общении друг с другом;формировать дружеские взаимо...

Технологическая карта урока Математики «Устные и письменные приёмы вычисления» (4 класс, УМК Школа России)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: формировать умения навыков использовать письменные и устные приёмы вычисления. Задачи урока Дидактические:1) Познакомить ...