Урок математики. Тема: Устные и письменные приемы вычисления 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс)

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

УМК: Школа России

Тема урока: устные и письменные приемы вычислений

Класс: 4 «Б»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: Формирование представлений о письменных приемах вычислений.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Актуализировать знания о разрядах числа.
  2. Научиться решать примеры на сложение и вычитание многозначных чисел через прием «столбиком»

Развивающие:

  1. Способствовать развитию навыка анализа.

Воспитательные:

  1. Способствовать воспитанию адекватной самооценки, оценки своей деятельности.

Планируемые результаты (для ученика):

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умение определять разряды числа

Умение складывать и вычитать многозначные числа с помощью приема «столбиком»

Умение проверять верность вычислений

Регулятивные УУД

Умение принимать и сохранять учебную задачу;

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Умение строить высказывания,

Умение проверять и оценивать результаты работы.

Познавательные УУД

Умение структурировать полученные знания, для дальнейшего их использования

Коммуникативные УУД

Вызвать интерес к новому учебному материалу; способам решения учебных задач;

Формирование навыков оценки и самооценки результатов учебной деятельности

Формы организации учебной деятельности: Ф-фронтальная, И-индивидуальная,

Методы и приемы обучения: Прием рефлексии «Оценка»

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля: Самооценка, взаимопроверка по образцу, самопроверка.

Оборудование, дидактические средства, раздаточный материал для учеников, электронные образовательные платформы: Презентация

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

методы обучения;

формы организации учебной деятельности

(Ф, П, Г, И)

формы контроля

  1. Организационно-мотивационное начало урока

- Здравствуйте ребята, садитесь.

- Начнем наш урок с разминки для глаз.

Соедините свои ладошки, хорошенько потрите их друг об друга, пока не почувствуете тепло. Аккуратно приложите ладони к глазам и выполняйте движение глазами по моей команде. Подняли глаза вверх, опусти вниз, вправо, влево. Выполняем круговые движения глазами в одну сторону, теперь в другую.

- Открываем глаза.

Приветствуют учителя

Выполняют зарядку для глаз

  1. Актуализация знаний по теме

Устный счет

- Прочитайте числа изображенные на слайде презентации. Слайд 1

7 301 622, 18 827 501, 80 030 040, 54 000 199

- Назовите самое маленькое число.

- Самое большое число.

- Назовите число, в котором отсутствуют единицы в разряде единиц.

- Назовите число, в котором отсутствуют единицы в разряде десятков

- Назовите числа, в которых отсутствуют единицы в разряде десятков тысяч

- запишите эти числа в порядке убывания, кто может напомнить всем, что значит в порядке убывания?

-Совершенно верно, расположите наши числа в таком порядке.

2. Отступите одну клетку вниз и запишите числа цифрами. Слайд 2

4тыс.17ед; 352 тыс.9ед.; 25тыс. 43ед.

(Проверка: 4 017, 352 009, 25 043)

Называют числа

-7 301 622

-80 030 040

-80 030 040

-18 827 501

-54 000 199, 7 301 622

- В порядке убывания значит - от большего к меньшему. 80 030 040, 54 000 199, 18 827 501, 7 301 622.

Отступите одну клетку и запишите числа цифрами.

  1. Этап выявления места и причины затруднений

-Посмотрите на слайд презентации. Как называются эти числа? Слайд 3

875490, 345653, 16672 8675, 546 89643

- А если я сейчас у вас спрошу, сколько получиться в сумме, если сложить первые 2 числа, вы сможете мне ответить? Или наоборот, если вычесть второе число из первого?

- Многозначными, потому что имеют несколько разрядов.

-Нет, потому что мы не умеем складывать такие большие числа.

  1. Формулировка темы, цели и задач урока

- Что нам необходимо сделать, чтобы суметь их сложить?

- Вы сможете сделать это в уме?

- Тогда, мы вначале научимся считать многозначные числа письменно, а потом устно.

- Для этого в математике есть специальные приемы, как на письменный, так и на устный счет.

- Как думаете, о чем будет тема нашего урока?

- Как думаете, для чего вам может понадобиться умение считать многозначные числа?

- да ребята, это очень полезный навык для нашей жизни.

- Ну что, приступим!

-Научиться складывать многозначные числа.

-Нет, потому что это для нас пока что сложно.

О устных и письменных приемах вычисления.

- Чтобы посчитать сколько денег нужно, чтобы оплатить покупки, например.

  1. Открытие новых знаний/основной этап работы на уроке

- Чтобы научиться складывать многозначные числа, нам для начала нужно знать их разряды. Слайд 4

- Мы как раз повторяли это в начале нашего урока.

- Но для чего же это нужно. Все дело в том, что есть такой прием сложения многозначных чисел, который требует точности в этом вопросе. Решите ребус, чтобы узнать, как он называется. Слайд 5

- Чтобы пользоваться этим приемом в сложении вспомним свойства сложения. Откройте 104-тую страницу учебника. Прочитаем первое правило.

- То есть, если мы прибавим к 1553 33661, то получим ту же сумму, что при прибавлении к 33661 1553.

-Но ребята, посчитайте количество разрядов в каждом числе.

- Вот в чем особенность приема сложения в столбик. Мы прибавляем к числу с большим разрядом число с меньшим разрядом. Это важно, потому что в столбике меньшее слагаемое записывается под большим слагаемым.

Посмотрите на слайд Слайд 6

- Обратите внимание, что второе слагаемое записывается справа-налево. Разряд второго слагаемого располагается под разрядом таким же разрядом первого слагаемого. Единицы под единицами, десятки под десятками и т. д.

- Отступите клетку вниз и 3 клетки слева от левого края листа и перепишите этот пример столбиком в тетрадь.

- Проведите черту под первым слагаемых как указанно на слайде. Слева между первым и вторым слагаемыми подпишите знак «+»

- Теперь начнем считать. Сначала единицы.

- 1 + 3= 4. Записываем цифру 4 под единицами.

- Прибавим к 6 5. 6+5= 11.

Это больше 10, поэтому мы разбираем это число на разряды. У числа 11 два разряда, 1 единица и 1 десяток. Единицу мы прописываем под десятками. Почему так?

Потому что мы складывали десятки и у нас получилось 11 десятков, а по другому, 1 сотня и 1 десяток, поэтому сотню мы переносим в сотню, а один десяток прописываем под десятками. Над цифрой «6» в первом слагаемом пишем цифру 1, это значит, что помимо сотен первого и второго слагаемого, мы плюсуем сотню, которую получили при складывании десятков слагаемых. И получается 6+5+1= 12. Также поступаем с 12-ю сотнями и составляем 2 сотни под сотнями и остальные сотни переводим в тысячи, пишем над цифрой «3» цифру 1.

- Следующий разряд, который мы будем складывать у слагаемых это сотни. К 6 сотням первого слагаемого прибавляем 5 сотен второго слагаемого. У нас еще одна перенесенная сотня от сложения десятков. Итого 6+5+1=12 сотен. А по другому это 1 тысяча и 2 сотни. 2 сотни записываем под сотнями. А тысячу записываем над тысячами.

-Складываем 3 единицы тысяч у первого слагаемого с 1 единицей тысячи второго слагаемого. Не забываем про 1 единицу тысячных, которая получилась при складывании сотен. Получается 3+1+1=5. Записываем под тысячами «5». Так как разрядов у первого слагаемого больше, у нас осталось «3» в разряде десяткой тысяч, мы сносим его под черту. Получается 35214.

- Вот мы и получили ответ.

- Записываем его в ответ примера.

-Теперь мы решим похожий пример у доски. Кого я вызову делает у доски, остальные в своих тетрадях. Откройте учебник на 60-той странице. Решаем пример в клеточках под 260-тым упражнением.

- Человек у доски, все проговаривает и отмечает, остальные стараются сделать сами, если не получается, обратитесь за помощью ко мне.

(работа у доски и самостоятельно в тетрадях)

- Обменялись тетрадями. Проверим, как у вас получилось. На доске верное решение. Если у соседа ошибка, сообщите ему где, чтобы он исправил.

- Мы научились складывать, теперь нам необходимо научиться вычитать.

- Записываем пример 6853+4680=…

- Отступаем клетку вниз, 3 слева.

Записываем число 6853, под ним справа налево записывает число 4680.

Ставим знак минус. Чертим черту под вычитаемым.

- Начинаем как всегда с единиц. В уменьшаемом у нас 3 единицы, а в вычитаемом 0, поэтому мы просто сносим «3» под чету. 3-0=3.

- Вычитаем десятки. 5-8=… Так вычесть не получается. Ребята в таком случает, мы занимаем 1 сотню из разряда сотен у уменьшаемого. И ставим стрелочку от 8 сотен к 5-ти десяткам. В сотнях у нас теперь 7 вместо 8, а в десятках 15. Из 15 вычтем 8 и получим 7 десятков. Записываем 7 под десятками.

Переходим к сотням. В уменьшаемом у нас 7 сотен, потому, что мы заняли одну сотню, когда вычитали десятки. Значит нам из 7 нужно вычесть 6. Получим 1. Записываем «1» под сотнями.

Вычитаем тысячи. 6-4=2. Получаем 2 тысячи. Записываем «2» под тысячами.

У нас получилось 2 173. Записываем в пример ответ.

- Единицы, десятки и сотни

- Столбик

- От перестановки слагаемых сумма не меняется.

В 1553 – 4 разряда: ед, десяток, сотня и тысяча. А в 33661- 5 разрядов: ед, десяток, сотня, тысяча и десятки тысяч.

Переписывают пример в тетрадь.

- Вместе с учителем, параллельно записывая, разбирают способ сложения многозначных чисел столбиков

Проверяют свои записи

Записывают ответ

Знакомятся с письменным приемом вычисления «Столбиком»

Вместе с учителем решают пример, записывая ход решения в тетрадь.

Фронтальная

Взаимопроверка по образцу

Индивидуальная работа у доски

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

- Теперь решаем пример из учебника в клеточках под 260-тым номером.

Записываем пример в строчку 25346- 3407=

- Отступаем 1 клетку вниз, 3 слева

- Записываем уменьшаемое, под ним слева-направо вычитаемое, ставим знак минус, проводим горизонтальную черту под вычитаемым.

- выполняем вычисление.

- Что у вас получилось?

Самостоятельно решают пример у себя в тетрадях, на примере прошлого вычисления.

- 21939

Самопроверка по образцу.

  1. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

- Сейчас выйдет к доске 3 человека и будут решать по примеру на вычитание.

1 пример у доски – 7390-4210 = 3180

2-ой – 8645-603 = 8042

3-ий – 5608-4320 = 1328

Слайд 7

-остальные решают пример, записанный на слайде, в соответствии с своим рядом. Если вы закончили свой пример и остается время, приступайте к следующему примеру.

- Когда решите пример, еще раз его проверьте, не забыли ли вы что занимали у больших разрядов, чтобы вычесть меньший.

- Заканчиваем.

- Сначала проверим примеры у доски.

1 пример. …

2 пример …

3 пример… Молодцы, садитесь на свои места.

- Теперь кто решал примеры со слайда, меняются тетрадью с соседом и проверяют работу по образцу Слайд 8

3 человека решают примеры у доски, остальные решают примеры на месте из учебника.

Проверяются примеры тех, кто работал у доски, все проверяют верность решения

Взаимопроверяется пример из учебника по образцу.

Индивидуальная работа у доски

Самостоятельная работа в тетрадях

Взаимопроверка по образцу

  1. Этап включения в систему знаний и повторения

- Как мы уже знаем, вычитание можно проверить сложением и наоборот.

- Если мы хотим узнать, верность вычисления разности чисел, нам нужно сложить вычитаемое и разность, если в сумме получается уменьшаемое, вычисление выполнено верно.

- А если нам нужно проверить сумму двух слагаемых, достаточно из суммы вычесть один из слагаемых, тем самым должно получится другое слагаемое.

a+b=c соответственно c-a=b/ c-b=a

a-b=c соответственно a=b+c

- Чтобы проверить верность наших вычислений, выполним 226-номер.

- Первый ряд выполняет пример и его проверку первого примера, второй ряд второго и третий третьего. Не забудьте проверить сложение вычитанием или наоборот вычитание сложением. Если числа сошлись, пример решен верно.

- Первый ряд, озвучьте, что получилось в первом примере?

Второй ряд

Третий ряд

Решают примеры по рядам.

Вспоминают закономерность связи сложения и вычитания

Решают примеры с проверкой через противоположное арифметическое действие.

- 634922

-409078

-702634

Фронтальная

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Давайте, оценим нашу работу на уроке. Тот кто считает что он хорошо поработал, у него все получилось и было мало ошибок дает себе оценку «молодец»

Тот кто старался и показал хорошие результаты, но были трудности и небольшие ошибки говорит «я поработал хорошо»

- А тот у кого были ошибки и что-то не получалось, скажет «я буду стараться»

- а теперь все дружно скажите свою оценку.

Анализируют свою работу на уроке.

Хором говорят свой вариант оценивания

  1. Подведение итогов работы на уроке Д/З

- Ну а я могу сказать, что вы сегодня хорошо поработали решили много примеров.

- Дома вам необходимо каждому решить второй столбик примеров в 266-том номер учебника, вместе с проверкой.

Записывают домашнее задание в дневник.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики в 4 классе по теме "Устные и письменные приемы вычислений с многозначными числами"

Интегрированный урок математики (история, информатика и элементы русского языка) построен на основе материалов краеведения и посвященный 12 апреля - Дню космонавтики. Разнообразные задания позволяют р...

Тема "Устные и письменные приемы вычислений" 4 класс

Математика 4 класс. Тема "Устные и письменные приемы вычислений"...

Урок математики в 4 классе. Тема урока: Устные и письменные приемы вычислений.

Цель урока: познакомить с разными способами нахождения суммы нескольких слагаемых.Задачи урока:ПРЕДМЕТНЫЕ: повторить нумерацию многозначных чисел; совершенствовать вычислительные навыки сложения и выч...