План-конспект урока
план-конспект урока (4 класс) по теме

Твердохлебова Ольга Сергеевна

План- конспект урока по ОРКСЭ тема: "Ответственность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

План –конспект урока

по ОРКСЭ (основы светской этики)

Тема урока: «Ответственность»

Учитель: начальных классов

ГБОУ СОШ №947 г Москвы

Твердохлебова Ольга Сергеевна

Цель:  

формирование духовно-нравственной культуры личности через изучение темы  «ответственность»

Задачи:  -личностные

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- воспитывать желание быть духовно красивым человеком;

- развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки;

- формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.

метапредметные

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;

- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

предметные

- создать условия для осознания учащимися основных понятий;

- уточнить смысл понятий: «свобода», «ответственность»;

- формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Ожидаемый результат:

личностный:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;

предметный:

осознание обучающимися связи свободы и нравственного выбора, ответственности человека;

метапредметный:

 навыки смыслового чтения текста, выражение своего понимания прочитанного.

Основные термины и понятия:

свобода, моральный выбор, ответственность, преднамеренность. Ситуация морального

выбора.

Оборудование:

учебник;  рабочие тетради; ноутбук; проектор; презентация; мелкие предметы по

количеству групп, например:  газеты, нити, кусочки ваты, небольшие листы бумаги, тексты притч.

Ход урока.

1. Орг. момент

2. Эмоциональный настрой на урок:

Представьте: летний тёплый день, цветущий луг, вокруг порхают бабочки, вы стоите,  широко раскинув руки, устремив взгляд ввысь, к бездонному голубому  небу, подставив лицо солнышку и ощущая легкость, свободу и желание познавать мир.

Учитель: - Сегодня мы продолжаем знакомство с нравственными качествами человека, а с какими вы уже познакомились на уроках?

-Ответ учащихся.

- Сейчас, я прочитаю высказывание известного русского писателя Ф.М.Достоевского, а вы должны определить о каком нравственном качестве человека идет речь.

«Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё».

-Ответы уч-ся (Ответственность)

 3. Изучение нового материала:

 - Сегодня мы как раз и поговорим о том, как научиться нести ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами. Узнаем, какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, за что нужно нести ответственность. Ответим на вопрос: «Связана ли ответственность с необходимостью и  умением человека сделать правильный и свободный выбор?».

  (Выходят дети, читают заранее подготовленное стихотворение А.Барто «Уехали») Уехали

Щенка кормили молоком.

Чтоб он здоровым рос.

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком —

Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,

Возились с ним в саду,

И он, расстроенный слегка,

Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,

Совсем как взрослый пёс,

И вдруг приехал грузовик

И всех ребят увёз.

Он ждал: когда начнут игру?

Когда зажгут костёр?

Привык он к яркому костру,

К тому, что рано поутру

Труба зовёт на сбор.

И лаял он до хрипоты

На тёмные кусты.

Он был один в саду пустом,

Он на террасе лёг.

Он целый час лежал пластом,

Он не хотел махать хвостом,

Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нём —

Вернулись с полпути.

Они войти хотели в дом,

Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,

Он всех подряд лизал в лицо.

Его ласкали малыши,

И лаял он от всей души.

(Агния Барто.)

Вопросы для обсуждения:

- Как вы думаете, почему именно это стихотворение А.Барто прозвучало на сегодняшнем уроке?

- Как бы вы поступили, оказавшись в такой ситуации?

- О какой ответственности идет речь в стихотворении?

Учитель: Как вы понимаете смысл слова «ответственность»? Подумайте, близко ли оно по смыслу словосочетанию «отвечать за кого-то или что-то»

Учитель: записываем в тетради число, тему урока «Ответственность»

   4. Работа с учебником

 - Найдите в тексте учебника ответ, что такое ответственность.  (Ответственность – это черта характера личности и ее действий, которая говорит том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.)        

       5. Работа в группах

- Прочитайте и найдите, какие существуют условия ответственного поведения. Приведите свои примеры к каждому условию.

1 группа: Ответственность только за те поступки,

которые являются результатом его свободного выбора;

2 группа: Преднамеренность (заранее обдуманный,

умышленный поступок);

3 группа: Отдавать себе отчёт в последствиях совершаемых действий  

- Прежде, чем сделать что-то, человек должен подумать: «А к каким последствиям приведёт мой поступок?», «Не нанесу ли я кому-то вред?»

- Как вы думаете, зачем каждый из нас должен уметь задавать себе эти вопросы?

(Чтобы не совершать порочных поступков )

- Способность задавать себе такие вопросы – внутренняя обязанность человека. Она свидетельствует о его ответственности перед собой и другими людьми.

- Говоря об ответственности, важно уяснить, кто, перед кем и за кого или за что несёт ответственность.

- Конечно, ответственность у всех разная. Она зависит и от возраста, и от того, какое место человек занимает в обществе

6. Самостоятельная работа.        

- Определите отношения ответственности и заполните таблицу (са-мостоятельная работа)

Кто?        За что или за кого?

Родители         

Учителя         

Дети         

Ученики         

Друг         

Человек         

7.Составление синквейна к слову:

1.Ответственность

2.Думать, выбирать, поступать

3.ответственность – это обязанности.

4.свобода

 Учитель. Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще. Такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей?

 8. Закрепление.

Элемент театрализации (физкультминутка)

Покажите пантомимой, что вы несете тяжёлый груз.

- Как вы думаете, можно ли сравнить ответственность с тяжелым грузом? Почему?

Ответственность - это груз, и большинство людей склонны ответственности избегать. Чем более человек силен и развит, тем за большее он может, готов и хочет отвечать. Ответственность - это нагрузка, и чтобы эту нагрузку нести, нужна сила, готовность и умение. Но ответственность - не только груз, это еще пропуск во взрослый мир, билет на большие права и возможности.

Вам поручили ответственное задание – выбрать подарок для одноклассницы. Легко ли это сделать? Почему?

Свобода – это выбор, а выбор – это ответственность.

9. Домашнее задание.

Обсудить вместе с родителями “Как научиться быть ответственным” (можно составить Памятку, например,

1. Не забывать своих обещаний;

2. Выполнять порученные дела в срок;

3. Стараться выполнять на “совесть” и т.д.)

 10.Рефлексия.

- Спасибо, ребята.  А теперь давайте мысленно опять перенесёмся на летнюю лужайку. Красивые, свободные бабочки предлагают вам весомые, ответственные высказывания о сегодняшнем уроке, которые надо закончить:

Сегодня я узнал…                                          Я почувствовал, что…

Я приобрел…                                                  Я приобрел…

Урок дал мне для жизни…                         Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…                                          Мне захотелось…

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...

План - конспект открытого урока по физической культуре в 1 классе Тема урока: Баскетбол.

Тема урока: Баскетбол.Задачи:   1. Формировать у учащихся понятия: «строй», «шеренга», «колонна»,                    развивать внимание, монологи...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....