Эстетическое воспитание младших школьников
статья по теме

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esteticheskoe_vospitanie_mladshego_shkolnika.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

О.М. Хныкина

Учитель начальных классов МОУ СОШ  №6 им. Крылова И. В.

Эстетическое воспитание младших школьников.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В жизни человека, в его общении с искусством и природой, в быту - везде прекрасное притягивает нас, неприятное отталкивает. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует  активность  человека, делает приятными его встречи с другими людьми.                                                                                        

       Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения происходили постепенно с развитием эстетики как науки. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). В настоящее время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед учителем. В трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов этой проблеме уделяется большое внимание. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо. Что же такое эстетическое воспитание?

Во-первых, это целенаправленный процесс. Во-вторых, это формирование умения  видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих,  формирование эстетических вкусов  личности.  В-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству .

Задача педагога умело подобрать эталоны  предметов и явлений, которые будут соответствовать представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. В младшем школьном возрасте  ребенок  приходит  в  школу, у него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба.   Учитель становиться авторитетом, главным человеком для ребёнка.  Через него дети познают мир, нормы  поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Детская литература, мультфильмы и кино являются основной формой знакомства с эстетическим идеалом. Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости.    Ребенок дошкольного школьного возраста  симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла, старается походить на них.  Учитель должен побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, проявляли и доброту, и справедливость в реальной жизни . Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке чувства, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память  воли .

Умелые педагоги способны не только создать прочную основу эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить истинное видение красоты человеком, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие эстетических качеств будущей личности. Оформление  в классной комнате,  уголка, стендов - все это   помощники педагога в эстетическом и в нравственном воспитании школьников . Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, Если в кабинете месяцами висит небрежно оформленная газета, если классный уголок не несет новой, интересной необходимой информации, если не уделяется должного внимания чистоте кабинета, у школьников постепенно складывается установка на терпимое отношение к  небрежности. Важнейшим источником эмоционального опыта школьников являются внутрисемейные отношения. Формирующее и развивающее значение семьи очевидно. Однако не все современные семьи обращают внимание на эстетическое развитие своего ребенка. В таких семьях довольно редко происходят разговоры о красоте окружающих нас предметов, природы, а о походах в театр, музей не может быть и речи. Учитель должен помочь таким детям, постараться восполнить недостаток эмоционального опыта, особой заботой в классном коллективе. Задачей классного руководителя является проведение бесед, лекции с родителями по эстетическому воспитании . Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определенный отклик посредством своего материала. Чтобы стать средством эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников. Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. В  школе ребята принимают широкое участие в подготовке разнообразных спектаклей, творческих драматических вечеров, часто слушают художественные произведения и музыку, посещают и обсуждают  театральные постановки и кинофильмы, работают  в кружках, проявляют  себя в различных видах литературного творчества. Все это служит   стимулом развития лучших черт и качеств личности.

Таким образом, средства и формы эстетического воспитания весьма разнообразны начиная от предметов естественно-математического цикла в школе и заканчивая «шнурками на ботинках». В этом процессе огромную роль играет школа и учитель, который закладывает фундамент эстетически развитой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание младших школьников.

Эстетическое воспитание младших                       школьников....

Презентация "Эстетическое воспитание младших школьников"

Эстетическое воспитание- это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а ...

«Эстетическое воспитание младших школьников»

Эстетическое воспитание младших школьников является неотъемлемой частью работы по формированию базовой культуры личности младших школьников. Психологические особенности учащих...

Родительское собрание. Тема "Эстетическое воспитание младших школьников".

Формирвоание представлений об эстетической культуре и необходимости эстетического воспитания ребенка....

Эстетическое воспитание младших школьников при изучении геометрического материала

Доклад на тему "Эстетическое воспитание младших школьников при изучении геометрического материала"...