Рабочая программа Клуб будущих предпринимателей
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочая программа дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_klub_budushchikh_predprinimateley.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Направленность образовательной программы - социально-педагогическая.
Программа направлена на изучение основных экономических понятий, формирование у детей экономических представлений и экономического сознания.
Раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порой до выпуска из школы оставался в стороне от них, сегодня же жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
- Новизна.
Данная программа не только знакомит учащихся с экономическими понятиями, но и ставит своей целью формирование творческой личности, обладающей основами экономической грамотности, коммуникативной культурой, имеющей представление о нравственной стороне предпринимательства и ориентированной на достижение успеха.
- Актуальность.
Содержание данной программы предусматривает формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; ознакомление с наиболее употребляемыми экономическими терминами и понятиями в реальной жизни; приобщение к бережливости, экономности; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов; приобретение начальных экономических знаний и умений через включение в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения. В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощенном в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценке результата труда людей. Экономическое образование необходимо в современном обществе для формирования поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.
- Педагогическая целесообразность.
Занятия по данной программе способствуют развитию творческих способностей ребёнка, развитию инициативы, активизируют детскую мысль, дают возможность проявить себя в различных экономических ролях: продавец, покупатель, посетитель банка и т.д. Школьник становится участником увлекательного процесса решения повседневных экономических задач. Занятия по данной программе способствуют развитию коммуникативной культуры, логического мышления, расширению словарного запаса и кругозора учащихся.
- Цель данной программы – создание условий для развития творческой личности, обладающей основами экономической грамотности, имеющей представление о нравственной стороне предпринимательства и ориентированной на достижение успеха.
- Задачи:
- Образовательные:
- формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
- обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности.
2. Развивающие:
- расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
- способствовать освоению новых социальных ролей: «покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих;
- развитие логического мышления, внимания, памяти.
- Воспитательные:
- воспитывать потребительскую культуру;
- воспитывать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;
- воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
- Отличительные особенности данной ОП от уже существующих.
Одной из отличительных черт данной программы от аналогичных является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам. Школьники с первых шагов обучения должны осознать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям. Экономические сведения помогут школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.
- Условия набора, форма и режим занятий.
Программа дополнительного образования «Клуб будущих предпринимателей» разработана для детей младшего школьного возраста 8-10 лет и рассчитана на два года обучения.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, что составит 72 часа в год.
Наполняемость учебной группы по годам обучения:
1 год – 15 человек
2 год – 12 человек
- Ожидаемые результаты.
К концу 1 года обучения учащийся будет:
Знать:
- понятия «потребности», «ресурсы», «рынок», «спрос», «предложение» и т.д.;
- виды ресурсов;
- и понимать условия равновесия рынка;
- происхождение, виды и функции денег;
- виды и источники доходов;
- обязанности и права продавца и покупателя.
Уметь:
- создавать простые рекламы разных видов;
- уметь решать экономические задачи, пользуясь основными экономическими формулами;
- уметь сравнивать доходы и расходы;
- составлять диалог «покупатель» - «продавец».
К концу 2 года обучения учащийся будет:
Знать:
- виды и способы оценивания труда;
- способы обмена товаром;
- разницу между оптовыми и розничными ценами;
- понятия «собственность», «капитал», «себестоимость» и т.д.;
- правила составления семейного бюджета.
Уметь:
- решать и составлять экономические задачи;
- оценивать семейный бюджет;
- .
- Формы подведения итогов.
В конце изучения каждого раздела подразумевается проведение диагностических деловых, ролевых игр, викторин, мини-сочинений и проч.
Учебно-тематический план
1 год обучения – 72 часа
№ п/п | Наименование разделов, учебных модулей и тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
Раздел 1 | Необходимость изучения экономики | 2 | - | 2 |
Раздел 2. | Потребности | 2 | 6 | 8 |
Раздел 3. | Источники удовлетворения потребностей | 2 | 6 | 8 |
Раздел 4. | Свой «малый бизнес» | 4 | 8 | 12 |
Раздел 5. | Человек среди людей | 2 | 5 | 7 |
Раздел 6. | Проблема выбора | 2 | 5 | 7 |
Раздел 7. | Деньги | 2 | 6 | 8 |
Раздел 8. | Хозяин и хозяйство | 2 | 4 | 6 |
Раздел 9 | Доходы и расходы | 1 | 5 | 6 |
Раздел 10. | Покупатель и продавец | 2 | 6 | 8 |
ИТОГО | 21 | 51 | 72 |
2 год обучения – 72 часа
№ п/п | Наименование разделов, учебных модулей и тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
Раздел 1. | Труд | 2 | 10 | 12 |
Раздел 2. | Цена и товар | 2 | 10 | 12 |
Раздел 3. | Собственность | 4 | 12 | 16 |
Раздел 4. | Домашнее хозяйство, школьное хозяйство. | 4 | 10 | 14 |
Раздел 5. | Семейная экономика | 4 | 14 | 18 |
ИТОГО | 16 | 56 | 72 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения – 72 часа
Раздел 1. Необходимость изучения экономики (2ч)
Теория. Понятия «экономика», «экономность», «бережливость». Основные экономические вопросы. Личное хозяйство, хозяйство семьи, хозяйство государства. Необходимость изучения экономики.
Раздел 2. Потребности (8ч)
Теория. Разнообразие потребностей. Отличие нужды от потребностей. «Хочу», «надо». Выбор. Физиологические потребности (потребности в пище, воде, воздухе и тепле). Потребность в безопасности и сохранении здоровья. Правила дорожного движения. Стихийные бедствия. Здоровье. Гигиена. Потребность в образовании. Знания. Источники получения образования. Социальные потребности. Потребность в общении и уважении. Правила общения. Потребность в проявлении интересов. Самовыражение. Логика удовлетворения потребностей.
Практика. Режим дня. Решение задач. Практическая работа «Возможности детского организма». Работа с литературными источниками «Сказка о рыбаке и рыбке», «Лебедь, рак и щука», «По щучьему велению», и т.д. Сюжетно-ролевая игра «День вежливости». Викторина «Это нам необходимо?!».
Раздел 3. Источники удовлетворения потребностей (8ч)
Теория. Ресурсы. Природные, трудовые ресурсы. Экономические ресурсы. Экономическая деятельность. Бережливость. Трудолюбие. Производство товаров. Оказание услуг. Производитель. Потребитель. Торговля. В мире профессий.
Практика. Анализ сказок, пословиц, поговорок. Решение задач. Иллюстрации к сказкам. Сюжетно-ролевая игра «Когда вырасту я буду…». Работа с литературными источниками «Аленький цветочек», «Двенадцать месяцев». Составление рассказа «Мои умелые руки». Игра-путешествие «Карусель желаний».
Раздел 4. Свой малый «бизнес» (12ч)
Теория. Покупатель, продавец. Товар. Ассортимент. Ценообразование. Реклама – двигатель торговли. Способы торговли. Виды рынка. Затраты, прибыль. Брокер. Дефицит. Затоваривание. Страховая компания, виды страхования. Банкротство. Налоги, кому и за что платить. Сберегательный банк. Благотворительность.
Практика. Работа с литературными источниками «Король – Дроздобород», «Морозко», «Курочка Ряба», «Стрекоза и Муравей». Решение задач. «Ярмарка чудес». Сюжетно-ролевая игра «Если б я был руководителем». Конкурс «Мой продукт самый лучший, потому что…». Экскурсия «Супермаркет», «Сберегательный банк». Ярмарка «Для доброго дела».
Раздел 5. Человек среди людей (7ч)
Теория. Отношения между людьми. Формы и сферы общения делового человека. Партнеры общения. Словарь делового человека. Экономика как наука о деятельности человека. Бережливость – это твоя личная экономия. Ты в мире профессий. Деньги и труд. Поход в магазин, на рынок, базар.
Практика. Работа со сказками, пословицами, поговорками. Решение задач. Сюжетно-ролевая игра «Мы вместе». Разработка маршрута «За покупками». Составление словаря «Запомни!».
Раздел 6. Проблема выбора (7ч)
Теория. Возможности удовлетворения потребностей. Ограниченность ресурсов. Ограниченность времени. Режим дня. Выбор. Выгодный вариант. Без чего человеку не обойтись. Профессия. Хочу и могу. Вещи первой необходимости в вашем доме
Практика. Решение задач. Игра «Путаница». Сюжетно-ролевая игра «Поварята». Работа с литературными источниками «Жадный Вартан», «Красная шапочка и Серый волк», «Вини-Пух и Пятачок». Игра-путешествие «Карусель желаний».
Раздел 7. Деньги (8ч)
Теория Деньги, их происхождение. Виды денег. Зачем нужны деньги? Потребности людей в деньгах Деньги в семье. Как и где хранят деньги. Деньги разных стран. Акции и другие ценные бумаги. Фондовая биржа. Банк или домашний сейф. Кредит.
Практика. Решение задач. Творческая работа «Деньги Моего царства». Работа с энциклопедией и литературными источниками «Как Хочу деньги тратил». Игра-путешествие «Я хочу».
Раздел 8. Хозяин и хозяйство (6ч)
Теория Собственность. Частная собственность. Государственная собственность. Дом, домашнее хозяйство. Усадьба, приусадебное хозяйство. Фермерское хозяйство.
Практика. Решение задач. Творческая работа «Мое царство». Работа с энциклопедией и литературными источниками «Лисичка со скалочкой», «Лубяная избушка», «Цветик-семицветик». Театрализованное представление «Сказка о рыбаке и рыбке». Игра «Путешествие на необитаемый остров».
Раздел 9. Доходы и расходы (6ч)
Теория. Источники доходов. Доходы семьи. Твой вклад в доходы семьи. Доходы предприятий и государства. Расходы семьи. Расходы предприятий и государства. Бюджет. Экономность. Бережливость. Скупость. Расточительность. Учет доходов и расходов.
Практика. Решение задач. Творческая работа «Лестница трудолюбия», «Письмо другу». Разработка недельного бюджета. Работа с энциклопедией и литературными источниками «Муха- Цокотуха». Практическая работа «Дело на время». Игра-конкурс «Нелентяйки».
Раздел 10. Покупатель и продавец (8ч)
Теория. Покупатель. Продавец. Товар, услуги и цена. Где покупают товары. Почему цены разные? Оптом и в розницу. Товарная биржа. Конкуренция. Мы идем за покупками.
Практика. Решение задач. Игра-путешествие «Магазин». Творческая работа «Рекламное агентство». Работа с энциклопедией и литературными источниками «Копейкин». Практическая работа «Рассчитай сдачу». Викторина «Экономический калейдоскоп».
2 год обучения - 72 часа
Раздел 1. Труд (12ч)
Теория. Почему все должны учиться? Труд в семье. Труд на производстве. Почему труд по-разному ценится? Получка, зарплата. Плата за труд. Кто, чем и за что? Полезный и бесполезный труд. Премия, стипендия, пенсия, пособие, милостыня.
Практика. Решение задач. Творческая работа «Я настоящий помощник!» Сюжетно-ролевая игра «Кто за что платит». Работа с литературными источниками «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Госпожа Метелица». Составление словаря «Запомни!».
Раздел 2. Цена и товар (12ч)
Теория. Продукция. Товар. Услуга. Где производятся товары? Где производятся услуги? Кто продает и покупает товар? Обмен и торговля товаром. Оптом и в розницу. Поставка товара, бартерная сделка. Цена на товар. Реклама.
Практика. Решение задач. Творческая работа «Самый оригинальный», «Антиреклама». Сюжетно-ролевая игра «В мире профессий». Игра «Куплю-продам» Игра-путешествие «Бюро добрых услуг». Работа с литературными источниками «Мальчик с пальчик». Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «Путешествие пшеничного зернышка».
Раздел 3. Собственность (16ч)
Теория. Что такое собственность? Личная собственность. Семейная собственность. Государственная собственность. Общественная собственность. Школьное имущество. Богатство. Источники богатства. Природные богатства, результаты трудовой деятельности Богатство и культура.
Практика. Решение задач. Творческая работа «Мы - дети Земли!». Сюжетно-ролевая игра «Богатый Буратино». Игра-путешествие «Культурные» богатства». Работа с литературными источниками «Простоквашино», «Теремок». Составление словаря «Запомни!». Раздел 4. Домашнее хозяйство, школьное хозяйство. (14ч)
Теория. Что такое домашнее хозяйство? Распределение обязанностей в семье. Твой вклад в домашнее хозяйство Управление домашним хозяйством. Бюджет семьи. Потребности и возможности их удовлетворения. Благосостояние семьи. Что такое школьное хозяйство? Школьное здание, оборудование. Экономика школьной библиотеки. Школьная столовая: доходы и расходы. Стоимость коммунальных услуг. Твой вклад в школьную экономику. Бережливость и экономность.
Практика. Решение задач. Рубрика «Это любопытно!». Творческая работа «Чем я могу помочь дома?». Сюжетно-ролевая игра «Глава семьи». Составление семейного бюджета. Работа с литературными источниками «Простоквашино», «Стрекоза и Муравей». Практическая работа «Продуктовая корзина». Творческая работа «Школа моей мечты». Игра-путешествие «Самый внимательный». Сюжетно-ролевая игра «Я – директор!» Составление школьного бюджета. Разработка правил обращения с книгами. Работа с литературными источниками. Знакомство с финансовыми документами. Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «Сколько стоят мои книги?», «Сколько стоит мой обед?».
Раздел 5. Семейная экономика (18ч)
Теория. Семейный бюджет. Расходы. Доходы. Экономия и бережливость. Как сохранить и приумножить?
Практика. Решение задач. Творческая работа «Разумное расходование средств?». Работа с литературными источниками. Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «Изучение и составление семейного бюджета». Викторина «Доходы над расходами».
Методическое обеспечение ОП
1 год обучения
№ | Раздел или тема | Форма организации и форма проведения занятий | Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактические материалы, техническое оснащение занятий | Вид и форма контроля, форма предъявления результата |
1. | Необходимость изучения экономики | Комбинированное занятие, работа в группах, сюжетно-ролевая игра. | Словесный, наглядный, практический. Беседа, решение проблемных ситуаций. | Слайды, аудиоматериалы. | Взаимопроверка. Самопроверка. |
2. | Потребности | Игра- путешест-вие, практическое занятие, викторина. Работа в группах, работа в парах. | Словесный, наглядный, практический. Поисковый метод. Наблюдение. | Литературные источники. Видеозаписи. | Деловая игра. |
3. | Источники удовлетворения потребностей | Игра, практичес-кое занятие, конференция. Работа в группах, работа в парах. | Словесный, наглядный, практический. Поисковый метод. | Слайды. Видеозаписи. | Сюжетно-ролевая игра. |
4. | Свой «малый бизнес» | Экскурсия. Игра. Практическое занятие. Викторина. | Словесный, наглядный, практический. Поисковый метод. | Слайды. Мультимедийная презентация. | Ролевая игра. Защита проекта. |
5. | Человек среди людей | Сюжетно-ролевая игра. Работа в группах. | Словесный, наглядный, практический. Поисковый метод. Наблюдение. | Слайды. Мультимедийная презентация. | Викторина. |
6. | Проблема выбора | Сюжетно-ролевая игра. Игра-путешествие | Словесный, наглядный, практический. Решение проблемных ситуаций. | Иллюстрации, слайды, аудиоматериалы, литературные источники. | Викторина. |
7. | Деньги | Сюжетно-ролевая игра. Игра-путешествие | Словесный, наглядный, практический. | Литературные источники. Видеозаписи. | Составление кроссворда. |
8. | Хозяин и хозяйство | Игра, практичес-кое занятие, конференция. Работа в группах, работа в парах. | Словесный, наглядный, практический. | Видеоматериалы, литературные источники. | Защита проекта. |
9. | Доходы и расходы | Игра, практичес-кое занятие, конференция. Работа в группах, работа в парах. | Словесный, наглядный, практический. Наблюдение. | Литературные источники. Видеозаписи. | Деловая игра. |
10. | Покупатель и продавец | Сюжетно-ролевая игра. Игра-путешествие | Словесный, наглядный, практический. Метод подражания. | Литературные источники. Видеозаписи. | Сюжетно-ролевая игра. |
2 год обучения
№ | Раздел или тема | Форма организации и форма проведения занятий | Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактические материалы, техническое оснащение занятий | Вид и форма контроля, форма предъявления результата |
1. | Труд | Комбинированное занятие, работа в группах, сюжетно-ролевая игра. | Словесный, наглядный, практический. Беседа, решение проблемных ситуаций. | Слайды, аудиоматериалы. | Взаимопроверка. Самопроверка. |
2. | Цена и товар | Практическое занятие, викторина. Работа в группах, работа в парах. | Словесный, наглядный, практический. Поисковый метод. Наблюдение. | Литературные источники. Видеозаписи. | Сюжетно-ролевая игра. |
3. | Собственность | Игра, практичес-кое занятие, конференция. Работа в группах, работа в парах. | Словесный, наглядный, практический. Поисковый метод. | Слайды. Видеозаписи. | Сюжетно-ролевая игра. |
4. | Домашнее хозяйство, школьное хозяйство. | Экскурсия. Игра. Практическое занятие. Викторина. | Словесный, наглядный, практический. Поисковый метод. | Слайды. Мультимедийная презентация. | Ролевая игра. Защита проекта. |
5. | Семейная экономика | Сюжетно-ролевая игра. Работа в группах. | Словесный, наглядный, практический. Поисковый метод. Наблюдение. | Слайды. Мультимедийная презентация. | Викторина. |
Материально-техническое обеспечение ОП:
- Видео и аудио аппаратура
- Компьютер
- Мультимедийный проекторпроектор
- Информационная и справочная литература
- СD, DVD
- Наглядные пособия
Рекомендуемая литература для педагога:
- Ермакова И.В. и др. Начала экономики: Учебн. Пособие. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2007
- Землянская Е. Экономика для младших школьников.
- Киреев А. Экономика: Интерактивный интернет – учебник для 10-11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008
- Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2009
- Плетнева О.В. Экономика в начальной школе НИРО, 2004.
- Русские народные сказки
- Сасова И.А. Экономика для младших школьников. 1 класс. Пособие для учителя./ И.А. Сасова, И.Н. Нагуманова – 3-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.-56с.
- Сборник программно-методических материалов по экономике. М.: Вита-Пресс, 2006
- Словари, справочные и энциклопедические издания
- Смирнова Т.В. Экономика для учащихся начальной школы. – Самара: Федоров, 2000.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. Спб.,- 2001
- Спецкурс «Азбука рынка» 2-4 кл., Дубровина Р.С., Теряева Л.Д. /Справочник заместителя директора школы №11, ноябрь, 2008г.
- Старинные русские пословицы и поговорки/Вступит. Статья, сост., примеч. В.П. Аникина, Рис. И.Ионова.-2-е доп. изд. – М.: Дет. лит., 1984 – 79с.
- Фольклор народов России. В 2т.: 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.-320с.
- Шипова Р.П., Петрушенко А.Д. Сборник задач с экономическим содержанием для учащихся начальной школы. – Орехово-Зуево, 1997
для детей:
- Аксаков С.Г. «Аленький цветочек»
- Барто А. «Копейкин»
- Братья Гримм «Король - Дроздобород», «Госпожа Метелица»
- Катаев В. «Цветик-семицветик»
- Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Т. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом – М.: ВИТА-ПРЕСС, 1996
- Крылов И.А. «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и Муравей»
- Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев»
- Михалков С. «Жадный Вартан»
- Перро Ш. «Красная шапочка и Серый волк», «Золушка»
- Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике Балде»
- Русские народные сказки «Морозко», «Курочка Ряба», «Кашица из топора», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Лубяная избушка», «Теремок», «Крошечка-Хаврошечка»
- Сасова И.А. Экономика. 1 класс: Тетрадь творческих заданий - 7-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2009.-56с.: ил.
- Сасова И.А. Экономика. 2 класс: Тетрадь творческих заданий/ И.А. Сасова, Е.Н. Землянская - 8-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2009.-72с.: ил.
- Сасова И.А. Экономика. 3 класс: Тетрадь творческих заданий/ И.А. Сасова, Е.Н. М.М. Фирсова. - 6-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2009.-80с.: ил.
- Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика. 4 класс: Тетрадь творческих заданий.-3-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2007.-80
- Смирнова Т.В. Новые приключения белки и ее друзей. Учебное пособие для 4-го класса четырехлетней начальной школы. Игровые задания и методическое обеспечение – Т.Н.
- Успенский Э. «Простоквашино»
- Учебно-методическое пособие, развлекательно-познавательные уроки для младших школьников, их учителей и родителей, 1999.
- Фольклор народов России. В 2т.: 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.-320с
- Чуковский К. «Муха- Цокотуха»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа клуба "Юные краеведы", 1 класс
Рабочая программа клуба "Юные краеведы" разработана для обучающихся 1 класса ....
Рабочая программа клуба "Юные краеведы" 2 класс
Рабочая программа клуба "Юные краеведы" может быть использована в рамках внеурочной деятельности. Программа имеет краеведческую направленность и тесную связь с уроками окружающего мира во 2 ...
Рабочая программа Клуб мастеров Умелые руки
Рабочая программа дополнительного образования...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа клуба «Умники и умницы» (по интеллектуальному направлению для учащихся 1-4 классов)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа клуба «Умники и умницы» (по интеллектуальному направлению для учащихся 1-4 классов)...
Рабочая программа клуба "Юный гений" (1 класс)
Рабочая программа составлена в соответствиис ФГОС НОО...
Рабочая программа клуба "Я-исследователь" (1 класс)
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достиж...