«Пути достижения планируемых результатов обучения в рамках ФГОС»
статья по теме

Киреева Ольга Николаевна

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает  системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

  • применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

  • создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad_na_konferentsiyu.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

           «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.  Чем труднее учителю,  тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать  на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик ».

Л. Н. Толстой

             Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся.

У ребенка в начальной школе фантазия развита настолько, что позволяет ему оказаться там, куда приглашает игра. Нравятся ребятам игры: «Рыбалка», круговые примеры, «Кто быстрее?», «Найди ошибку», «Не дописанный пример», «Закодированный ответ», «Игра в снежки», «Собери картинку», «Наряди елку», «Кто больше составит примеров?», «Кто лучше считает?»

           Активные методы обучения , на мой взгляд, являются одним из способов формирования у обучающихся не только личностных и коммуникативных УУД, но и регулятивных, познавательных УУД.

Приведу несколько активных приёмов, используемых мной на уроках.

1. Активный приём выяснения целей, ожиданий или опасений  от  урока   «Сбор грибов»

На доске вывешиваю 2 корзины. На партах у детей лежат грибы

Предлагаю обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от урока и чего опасаются. Свои ожидания ученикам предлагаю записать на съедобных грибах, а опасения – на несъедобных. Те, кто записал, подходят  и прикрепляют грибы к корзинам. После того, как все ученики прикрепят свои грибы, учитель или ученик  озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений.

2. Активный приём организации самостоятельной работы над темой.

 «Марафон» Например, тема  «Слова, отвечающие на вопрос кто? Что?»

Группы распределяются по станциям. На каждой станции (на столе) расположен лист  с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей станции. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя Когда группа возвращается к своей первой станции, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

           Например, на уроке окружающего мира , изучая тему «Чем питаются животные» применяла исследовательский метод.

На этапе  Актуализация знаний провела игру

 «Назови одним словом»

  • Цапля, сова, снегирь…………..  ПТИЦЫ
  • Акула, щука карп ………………          РЫБЫ
  • Стрекоза, гусеница, бабочка…………… НАСЕКОМЫЕ
  • Лиса, корова, медведь………….        МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

-Птицы, рыбы, насекомые, млекопитающие, как назвать эту группу одним словом? ЖИВОТНЫЕ

-Перед нами на картинке  лишь некоторые виды животного мира. Давайте вспомним, без чего не могут жить животные? (Без воздуха, без воды, без пищи). 

-Сегодня мы подробнее поговорим о питании животных.

-Чем могут питаться животные? (Листьями, стеблями, ветками, зернами, семенами, орехами, плодами, мясом-другими животными), т.е. растениями и мясом.

-Скажите, как можно назвать животных, питающихся растениями? А если они питаются мясом?

-Вот мы и подошли к теме нашего урока: Чем питаются животные?

III. Подведение к проблеме

1. Создание проблемной ситуации

-Нужно ли уметь отличать хищников от растительноядных животных?

А вот представьте, что мы очутились в одном зоопарке. Но он почему-то  какой- то  странный  зоопарк. Животные  грустят,  мечутся  по  клеткам,  рычат  и  воют.

-  Что  случилось?

Дети:  Они  голодные,   потому  что  корм,  который  им  дали  они  не  едят. 

-Почему так вышло?

-Как можно было определить, чем питаются эти животные? (По разным источникам: из книг, кинофильмов и т.д.)

-А можно ли было по внешнему виду, определить, чем питаются эти животные?

2. Формулирование проблемы

Можно ли по внешнему виду и поведению узнать,

чем питается животное?     

3. Составление плана исследования  

Напомните, как проходит работа ученого-исследователя.

  • Определение темы, проблемы исследования
  • Выдвижение гипотезы
  • Выбор методов исследования
  • Составление плана исследования
  • Сбор, обработка информации
  • Анализ и обобщение полученных материалов
  • Подготовка отчёта исследования
  • Защита сообщений
  • Обсуждение итогов завершённой работы

    Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.              В своей педагогической деятельности активно использую данную технологию, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться.        

       Например, на уроках обучении грамоте, в букварный период, когда дети  еще не умеют сами определять тему урока ,использую  задания со вспомогательными вопросами;

-Ребята, как называются наши уроки чтения и письма?(обучение грамоте)

-Что мы будем учиться делать на этих уроках?  ( слайд 1)

-Для чего они нам нужны? ( учимся грамотно говорить, грамотно читать, грамотно писать)

II. Работа  над новым материалом:

- Знаете ли вы , с какой буквой будем знакомиться?

-Предлагаю несколько вариантов, как можно узнать с какой буквой будем знакомиться.

1.Я вам сама называю букву.

 2.Можно просто открыть учебник и прочитать .

3. Я вам предложу несколько загадок и по отгадкам вы узнаете о какой букве будем говорить.

Естественно , дети выбирают загадки, т.к. работать им будет интереснее.

          Эффективной формой организации обучения является  сотрудничество,  взаимодействие с другим человеком. Работая в группе сверстников, ребенок имеет возможность более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у «слабых» учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы, чувствовать свою причастность к решению  проблем, с которыми одному не справиться. Для  «сильных» учащихся - это не только прекрасная возможность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика, помощника более «слабому», почувствовать ответственность за общий результат.  О полноценном учебном сотрудничестве нельзя говорить до тех пор, пока ребёнок не обнаруживает способности самостоятельно, по собственной инициативе вовлекать взрослого (или сверстника) в сотрудничество.

 Поэтому мной востребована технология работы в группах. Групповая работа – одна из самых  продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

- дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;

- дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе;

Особое внимание следует обратить на постепенность освоения любой формы работы, а особенно групповой.

           На уроке математики, например, при изучении темы «Прибавление числа 5» мною была использована групповая и парная  работа при изучении новой темы.

Волк и заяц составили друг для друга примеры и решили их. Возьмите карточку  и работая в паре проверьте правильность выполнения заданий.

9+3 =12                 8+5=11         5+4=9                       6+4=10                  11-4=7        9+5=10

Кто нашёл значения всех выражений?

Скажите, значения всех ли выражений были найдены правильно?

В чём причина ошибки, которую допустили герои? (заяц и волк не знают, как прибавлять число 5) 

Сформулируйте тему урока и его цель (тема урока: прибавление числа 5; цель: научиться прибавлять число 5).

 Наметим шаги работы на уроке.

1.попробуем

2.сопоставим с нашими знаниями.

3.устраним затруднение

4.примени новое знание на практике

Какие знания помогут нам объяснить нашим героям, как прибавлять число 5?

Работаем по группам. Каждая группа получает свою карточку. Ваша задача объяснить нашим героям, как можно прибавить число 5. От каждой группы представитель будет защищать свой способ нахождения результата.

Опираясь на свой опыт, обсудите в группах , как бы вы прибавили число 5.

6+5     7+5    8+5    9+5

После защиты вывешиваются карточки – эталоны.

          Применяя работу в группах преследую цель:

   - совершенствование коммуникативных навыков общения учащихся при работе в группах и использовала  технологию –задания с инструкцией.

На уроке окружающего мира предложила ребятам разделиться на группы и попробовать самостоятельно объяснить почему март называют капельником.

1 этап «СТАДИЯ ВЫЗОВА»          

Вопрос для учащихся: Их 12. Каждые 3 похожи друг на друга как братья, но имеют свои особенности. (месяцы).

О каком месяце говорить сейчас актуальнее, важнее (март)

Учащимся предлагается заполнить таблицу. Давайте подумаем что мы знаем о марте?

Заполнение таблицы (учащиеся высказывают свои мнения) 2 этап «СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ»

Даю  инструкции по работе в группах.

Для того чтобы проверить наши предположения обратимся к тексту.

У каждой группы текст, посвященной одному из разделов таблицы.

Вам нужно прочитать текст, выделить ручкой основные фразы, затем составить краткий рассказ на тему вашего прочитанного текста.

3 этап «СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ»  (для тех, кто рассказывает) и «ОСМЫСЛЕНИЯ»  (для тех, кто слушает).

 4 этап «СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ»

Происходит заполнение таблицы теми данными, которые учащиеся прочли и выделили.

Учитель предлагает проверить учащимся усвоенные знания.

Сейчас мы проверим насколько хорошо вы усвоили не только свою тему, но и темы других групп.

В итоге спрашиваю:

Сейчас подумайте и ответьте, что сегодня нового вы можете рассказать своей  семье о марте.

                          Попыткой оздоровить учащихся, облегчить их пребывание в стенах школы явилось введение мною элементов здоровье сберегающих технологий, направленных на расширение зрительно-пространственной активности:

Работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов; буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры (размер изображённых предметов от 1 до 3 см). По моей просьбе дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают в классе картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, написанных на карточках, предложения.Я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки,  позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.  Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.

Библиографический  список

1.     Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996

2.     Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения.- М.: Педагогика, 1987.

24. Лежнева, Н. В. Урок в личностно-ориентированном обучении: из опыта работы начальной школы Текст. / Н.В. Лежнева // Завуч нач. школы. 2002. — № 1. — С.14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель системы оценки достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО

Модель системы оценки достиженияпланируемых результатовв условиях реализации ФГОС НООПримерная модель системы оценки достижения планируемых результатов разработана в соответствии с требованиями Федера...

Пути достижения планируемых результатов в рамках реализации ФГОС. НОО

1.Что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов?2.Какие нужны новые формы и методы оценки?3.Краткое описание системы оценки результатов ФГОС 4.Формы контроля и учёта достижений о...

Модель системы оценки достижения планируемых результатов учащихся в условиях ФГОС

Здесь описана модель системы оценки достижения планируемых результатов учащихся по различным критериям...

Пути достижения планируемых результатов в рамках реализации ФГОС

....Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов......какие возможности предлагает для оценки планируемых результ...

Педагогический проект "Кроссенс как прием достижения планируемых результатов в контексте реализации ФГОС "

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очер...

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения при реализации ФГОС при безотметочном обучении»

«Действие оценки – это есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недос...