Апробация модели "Социокультурный комплекс" (эксперимент)
материал (4 класс) по теме

Шматко Елена Владимировна

Данная работа была подготовлена в рамках эксперимента " Проектирование содержания непрерывного художествено-эстетического воспитания  в условиях реализации ФГОС второго поколения".Проведена апробация модели "Социокультурный комплекс". Материал подготовлен для занятий внеурочной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karavay.pptx2.28 МБ
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_karavay_2012.doc51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 18

«Хлеб наш насущный»-святые слова, Так говорили и деды, и прадеды. Он в нашей жизни всему голова- Сила великая хлебушку дадена. Надо беречь хлеб-щедрость Земли, Силу страны, дар великой природы .

Слайд 21

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тема:КАРАВАЙ (фольклорно-игровая программа)

Цель: изучение фольклорного материала о хлебе.

Предварительная подготовка: разучивание песен, стихов, повторение пословиц, поговорок о хлебе, поиск загадок.

Зал празднично украшен: на стенах плакаты с пословицами и поговорками о хлебе: «Хлеб всему голова», «Хлеб - батюшка, вода - матушка», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «У кого хлебушко, у того и счастье», «Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной»; репродукции картин П. Венецианова о крестьянском труде: «Весна. На пашне», «Гумно» и др. На столах, покрытых рушниками, старинными скатертями, - всевозможная выпечка, сделанная учениками

и родителями; в зале  старинные орудия труда (можно ограничиться серпами из школьного музея).

Приглашаются гости - родители, учителя, друзья.

Ход мероприятия

Звучит песня «Русское поле» (сл. И. Гофф, муз. Я. Френкеля). Музыка приглушается.

Ведущий.    

Комковато, ноздревато,

И губато, и горбато,

И кисло, и пресно,

И красно, и кругло,

И легко, и мягко,

И твердо и ломко,

И черно, и бело,

И всем людям мило.

1 р.   Такую загадку придумал русский народ о каравае - круглом хлебе. Издревле хлеб берегли, в честь него слагали гимны, говорили о нем, как о живом существе: хлеб - кормилец, хлеб - батюшка. Наши предки - восточные славяне - считали каравай символом плодородия, использовали его в различных обрядах.

В свадебных обрядах каравай, разломленный на две половинки, воплощал жениха и невесту. Настоящий обрядовый каравай украшался изображением миррового дерева и фигурками птиц и животных.

С тех незапамятных времен дошел до нас обычай встречать дорогих гостей хлебом-караваем. Он стал символом доброго, мирного труда, символом достатка и счастья. И этим счастьем спешат поделиться со всеми.

2 р.    В старину каравай ржаного хлеба с солонкой соли подносили князьям и боярам, царям и помещикам. Русские князья и цари принимали хлеб-соль от покоренных областей, при проезде через города и селенья. Побежденные города также подносили завоевателям хлеб-соль.

3 р.    «Хлеб-соль величай!» - наказывали праотцы. Святое отношение к хлебу является одним из главных достоинств русского человека, ведь чтобы вырастить хлеб, надо вложить много труда: вспахать землю, посадить семена, волноваться, хватит ли влаги или, наоборот, не будет ли она излишней. А потом приходила пора убирать налитые колосья. В старину говорили: «Зерно в колосу - торопись жать полосу», «Жатва - время дорогое, никому тут нет покою».

4 р.       Первый сжатый сноп называли «именинником». С него начиналась осенняя молотьба, его соломой кормили больную скотину, зерна первого ржаного снопа считались целебными для людей и птиц. Его украшали цветами, несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы.

Ведущий.    К Успению (28 августа) оканчивалась уборка ржи и посев озимого хлеба. Закончив жатву, женщины приговаривали: «Кто пахал - тому силку, а кто сеял - тому две, а кто жал - тому все».

5р.        По старому общерусскому обычаю на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентами («завязывали бороду») и приговаривали: «Дай Бог, чтобы

на другое лето был хороший урожай!» Оставляя несколько несжатых колосьев, жнеи надеялись вернуть земле силу, потраченную ею на выращивание урожая. Чтобы усилить это действие, «бороду» украшали лентой, свивали в венок, пригибая его к земле, прикапывали.

Ведущий.  К Воздвиженью (27 сентября) последние снопы перевозили на гумно, говаривали: «Здвижение - хлеб с поля на гумно движется. А с Феклы-заревницы (7 октября) в специальных помещениях - овинах - начинали по утрам молотить с огнем, то есть овины натапливали и молотили хлеб. Первый овин называли «именинником». Для именинного овина варили молотильщикам кашу. «На заревницу хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок».

На Астафия (3 октября) примечали: «Астафий-ветряк дует всяк». Если в этот день будет ветер с юга, значит, будет хороший урожай озимого хлеба на будущий год. С Астафия-ветро-дуя работали ветряные мельницы. Сусеки крестьянских амбаров заполнялись мукой свежего помола. «Бела-белена по полю гуляла, домой пришла - в сусек легла».

6 р.      К хлебу всегда было уважительное отношение, но к первому караваю, испеченному из свежей муки, особенно благоговейное. Вся семья собиралась к трапезе. Резал каравай самый уважаемый в семье человек. Резал его стоя, ровными ломтиками, не спеша, прижимая к груди.

Есть семьи, где и по сей день режут хлеб только стоя, перед едой его целуют. Многие сметают крошки со стола и кладут в рот в знак уважения к хлебу.

7 р.      В старину существовало много примет, поверий, обрядов и обычаев, связанных с хлебом, вот некоторые из них:

• Солнце закатилось - не начинай новой ковриги, а то хозяйство расстроится: а если уж в этот час разрезают хлеб, то горбушку не едят, а после ужина опять приставляют к начатой ковриге.

•        Хлеб из рук выпадает - значит, гость торопится.

•        Раздвоился вдруг хлеб в печи - к отлучке одного из членов семьи.

•        Хлеб, испеченный в страстную пятницу, привязывали льняным шпагатом к притолоке, и этот «страстной» хлеб исправно не пускал в дом злых духов.

•        В доме каждого моряка и рыбака висел хлебец, слепленный в виде кораблика; и пока он цел, никакая беда не грозила ушедшему в море.

Ведущий.  А сколько загадок, пословиц и поговорок у русского народа о хлебе и обо всем, что с ним связано! К сегодняшнему дню вы готовили пословицы, поговорки и загадки о хлебе.

Объявляю конкурс: «Хлеб - всему голова».

Выходят подготовленные дети из 1-3 классов(рассказывают, получают баранки)

Ведущий.   Пришла пора провести «Хлебную викторину». У меня в руках чаша. В ней листочки с вопросами. Я буду по очереди подходить то к одной команде, то к другой. Вы будете брать листочек, читать вопрос и отвечать. Если не сможете дать правильного ответа, на помощь к вам придут друзья и родители. Команда, давшая правильный ответ, получает жетон. В конце игры вы сможете обменять жетоны на пряники, сушки, булочки.

«Хлебная викторина»

Вопросы:

  1. Что такое хлеб? Каким хлеб бывает? (Растения, зерна которых употребляют в пищу, называют словом «хлеб», хлеб бывает на корню, в зернах, печеный.)
  2. Какой хлеб - черный или белый - считают русским национальным хлебом? (Черный -ржаной хлеб.)

3.        Как называется хлеб, которым угощают гостей? (Пирог.
Слово «пир» первоначально означало праздничный хлеб», отсю-
да - «пирог».)

  1. Что такое сусек? (Ящик для ссыпки зерна, муки.)
  2. Продолжите поговорку «Не худо, что булка ...» (с полпуда).
  3. Загадаю загадку, закину на грядку:

Моя загадка в рост пойдет, калачом взойдет. (Зерно.)

7.        Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блины.)

  1. О чем эта загадка: «Из-под липова куста бьет метелица густа»? (Муку сеют.)
  2. Продолжите поговорку «Хлеба ни куска, так и в доме ...» (тоска).

  1. В какой русской народной сказке случилось так: «Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то пшеницу мять да таскать»? («Сивка-Бурка»
  2. Отгадайте загадку:

Лежит мужичок в златом кафтане,

Подпоясан, а не поясом;

Не поднимешь, так и не встанет. (Сноп.)

12. Вспомните русскую народную сказку: «Проснулся он ут-
ром, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями:
по бокам узоры печатные, сверху города с заставами». «А как
подал хлеб царю, царь сказал: "Вот это хлеб, только в праздники
его есть"». Кто этот хлеб испек?
(Василиса Премудрая. «Царев-
на-лягушка».)

13. Вспомните, в какой русской народной сказке героиня думала, что наестся в гостях на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебавши? («Лиса и журавль».)

  1.  Кто не велел в русской сказке садиться на пенек и есть пирожок? (Маша. «Маша и медведь».)

15.        О чем загадка?

Согнут в дугу

Летом на лугу,

Зимой на крюку. (Серп).

16. Почему пряник печатный? (На нем есть напечатанная картинка или надпись.)

17. Почему каравай так назван? (Каравай - это хлеб, испеченный в каравайнике, «коло» - колесо, круг; каравай- круглый.)

Ведущий. А знаете ли вы, ребята, русскую игру «Каравай». Тогда поиграем.

Выбирают «именинника». Ходят вокруг него, взявшись за руки, поют:

Как на (имя) именины Испекли мы каравай. Вот такой вышины, (поднимают руки вверх) Вот такой ширины, (расширяют круг) . Каравай, каравай, Кого любишь - выбирай!

«Именинник». Я люблю, конечно, всех, А (имя) больше всех.

Выбранный вновь «именинник» становится в центр круга, игра повторяется.

8р.   . Наши далекие предки - восточные славяне -почитали каравай не только как обрядовый круглый хлеб с украшениями, но и как мифологическое существо. Согласно сказаниям, каравай, вернувшийся с неба, видел там месяц и многое другое.

«Хлеб наш насущный» - святые слова,

Так говорили и деды, и прадеды.

Он в нашей жизни всему голова –

Сила великая хлебушку дадена.

Надо беречь хлеб - щедрость Земли,

Силу страны, дар великой природы.

Д. Леднев

1р.    Человек полетел в космос, освоил атом…

.     Но продолжает пахать, сеять – возделывать ниву.  

.     Хлеб !

Нет на свете продукта более нужного!  

Почетна и ответственна профессия пахаря- хлебороба.

Как в народе говорят: Хлеб –всему голова. Есть хлеб – будет и песня. Есть хлеб – будет и мир.

2р.     Но надо знать и цену хлеба!

Необходимо уметь его экономить, быть бережливыми и рачительными  хозяевами.Чем лучше мы живем, тем настойчивее надо прививать  уважение к труду хлеборобов.Хлеб не терпит равнодушия.

Черный хлеб на столе-

Нет вкусней на земле!

Будет плакать мой хлеб,

Каравай мой румяный,

Если я разленюсь,

Если лодырем стану.

Плачет хлеб,

Что лентяй его в руки берет.

Но ведь я не лентяй,

Я в работе проворный,

Улыбнись, каравай,

Улыбнись, хлеб мой черный!!!

1р.   Хлебушек душистый,с коркой золотистой.

С аппетитом уплетай, молочком  запивай!!!

 Вот и заканчивается наш разговор о хлебе, о русском каравае.

А теперь примите наше угощение

Звучит песня «Пряники русские». Все пьют чай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет "Апробация УМК "Перспективная начальная школа"

Четыре года работала по учебно-методическому комплекту "Перспективная начальная школа". В своем отчете я рассказа о формах. методах работы по этому УМК....

Творческий отчет "Апробация УМК "Перспективная начальная школа"

В этом отчете я рассказала об УМК "Перспективная начальная школа".  С какими знаниями выходят дети по окончанию 4 класса....

Статья "Поиск и апробация новых форм, методов, средств обучения"

В статье описан мой опыт работы по "личностно-ориентированной технологии"Проектирование учебного диалога....

Проект«Педагогическое сопровождение процесса апробации портфолио ученика начальных классов»

Сегодня идёт обсуждение стандартов II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни....

анализ работы школы по апробации курса ОРКиСЭ

Цель анализа. Выявление состояния деятельности  МБОУ Тогучинского  района Тогучинская  начальная  общеобразовательная   школа  по  апробации учебного ...

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс.

Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...