Из опыта работы по УМК ПНШ Войтик Л.М.
материал по теме

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_po_umk_pnsh_voytik_l._m.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

по УМК «Перспективная начальная школа»

учителя МБОУ лицея №6

Войтик Людмилы Михайловны

   В течение двух лет  работаю по новой программе «Перспективная начальная школа».

     Основные задачи начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и к окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из них личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт. Новый комплект исходит из того, что опыт ребенка - это не только его возраст, но так же и тот образ мира, который определяется его укоренённостью в природно - предметной среде. Опыт ребенка, который важно учитывать, это не только опыт городской жизни, но и опыт сельской жизни - с естественно - природным ритмом жизни, сохранением целостной картины мира, удаленностью от крупных культурных объектов. Младший школьник, живущий на селе, должен чувствовать, что тот мир, который его окружает, что каждое пособие этого комплекта адресовано ему лично. Основная идея нового УМК - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающегося, то в роли организатора учебной ситуации.

      Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий, и их количество позволяют младшему школьнику работать в

условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

         Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия обучения, которые предоставят « шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах учебной деятельности. Комплект предусматривает прежде всего единство установки формирования таких учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения ( работа в парах, малым и большим коллективом). Кроме того, методический аппарат всех учебников отвечает системе единых требований. Это обмен информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала. Выход за пределы учебника в зону словарей. Наличие внешней интриги, героями которой часто являются брат и сестра (Маша и Миша).

        Инструментальность-это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.

Кроме того, в учебном процессе часто требуются такие инструменты, как лупа, рамочка, линейка, компас, термометр, цветные карандаши в качестве фломастеров и пр. Материал в учебниках рассчитан как на индивидуальное выполнение заданий, так и на парную или групповую работу, учебные задания дифференцированы, сориентированы на разно-уровневое развитие школьников.

          УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками. Психологические характеристики, которыми отличаются герои учебников, настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление общаться ( переписываться) с ними. Вступают в клуб и ведут активную переписку с героями учебников те ученики, которые испытывают дефицит впечатлений и общения, нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке.

        К отличительным особенностям УМК можно отнести и максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника; использование единой системы условных обозначений во всем УМК; систему перекрестных ВЗАИМНЫХ ССЫЛОК между учебниками; использование ЕДИНЫХ СКВОЗНЫХ

ГЕРОЕВ (брата и сестры); пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование.

Для создания и ли восстановления целостной картины мира в учебнике продумана внешняя интрига, которые сопровождают детей на протяжении

4-х лет обучения. Это нравится детям, так как герои учебников не только наравне с ними решают те же задачи, но и завязывают с ними содержательную переписку, смысл которой не только в том, чтобы создать интерактивную форму обучения русскому языку, но и в том, чтобы возродить почти утраченную культуру клубной работы для младших школьников.

       Огромное значение имеют иллюстрации. Разработанная система иллюстраций включает в себя: а) иллюстрации внешней интриги, которая позволяет школьнику удерживать в сознании образы героев, которые сопровождают его в книге; б) дидактические иллюстрации, которые помогают детям понять языковые закономерности; в) иллюстрации к текущим стихотворным текстам. Детям нравится работать в музейном доме, где они знакомятся с живописными произведениями, учатся размышлять, развивают свою речь, выражают свое отношение к увиденному на репродукции какого либо автора.

       Содержание учебников помогает организовать работу в паре с соседом, где дети могут сами распределять работу между собой, меняться ролями, проверять работу друг друга, работать в малой группе и т.д.

Работая по новому методическому комплекту, могу сказать, что дети учатся с удовольствием, никто из них не чувствует неуверенности, боязни, ущербности. У детей нет нелюбимых предметов, им хочется участвовать в уроке, делиться своими мыслями, впечатлениями. Никто не ждет конца урока, звонок звенит неожиданно. А сколько справочников, книг, рисунков, сочинений, докладов приносят дети к уроку! Дети работают с упражнениями, заданиями, произведениями по своему желанию задолго до урока, а потом с удовольствием возвращаются к ним на уроке. Совсем иное , чем в традиционном учебном процессе, общение детей, детей и взрослых. На веру мало что принимается, нужны аргументы; дискуссии продолжаются и на перемене и дома, родители втягиваются в решение учебных проблем. Вместо возгласа « А он у меня списывает!» у школьников естественный порыв помочь товарищу в поиске истины. Радует и то, что дети не теряются, когда в контрольной работе встречаются с абсолютно новым заданием, идут и часто находят без образца и подсказки возможность его выполнить. Диагностические работы показывают, как выгодно отличаются наши дети не только от сверстников, но и более старших ребят, обучающихся по традиционной системе. Особенно это заметно в деятельности наблюдения. Дети отличаются разносторонностью, обобщенностью, использованием сравнения.

        Основным видом деятельности на уроке является общение детей друг с другом, детей с учителем. На уроке идет коллективный поиск правильного решения, трудно было достичь этого, сначала больше говорила сама. Потом

ГЕРОЕВ (брата и сестры); пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование.

      Для создания и ли восстановления целостной картины мира в учебнике продумана внешняя интрига, которые сопровождают детей на протяжении 4-х лет обучения. Это нравится детям, так как герои учебников не только наравне с ними решают те же задачи, но и завязывают с ними содержательную переписку, смысл которой не только в том, чтобы создать интерактивную форму обучения русскому языку, но и в том, чтобы возродить почти утраченную культуру клубной работы для младших школьников.

        Огромное значение имеют иллюстрации. Разработанная система иллюстраций включает в себя: а) иллюстрации внешней интриги, которая позволяет школьнику удерживать в сознании образы героев, которые сопровождают его в книге; б) дидактические иллюстрации, которые помогают детям понять языковые закономерности; в) иллюстрации к текущим стихотворным текстам. Детям нравится работать в музейном доме, где они знакомятся с живописными произведениями, учатся размышлять, развивают свою речь, выражают свое отношение к увиденному на репродукции какого либо автора.

        Содержание учебников помогает организовать работу в паре с соседом, где дети могут сами распределять работу между собой, меняться ролями, проверять работу друг друга, работать в малой группе и т.д.

Работая по новому методическому комплекту, могу сказать, что дети учатся с удовольствием, никто из них не чувствует неуверенности, боязни, ущербности. У детей нет нелюбимых предметов, им хочется участвовать в уроке, делиться своими мыслями, впечатлениями. Никто не ждет конца урока, звонок звенит неожиданно. А сколько справочников, книг, рисунков, сочинений, докладов приносят дети к уроку! Дети работают с упражнениями, заданиями, произведениями по своему желанию задолго до урока, а потом с удовольствием возвращаются к ним на уроке. Совсем иное , чем в традиционном учебном процессе, общение детей, детей и взрослых. На веру мало что принимается, нужны аргументы; дискуссии продолжаются и на перемене и дома, родители втягиваются в решение учебных проблем. Вместо возгласа « А он у меня списывает!» у школьников естественный порыв помочь товарищу в поиске истины. Радует и то, что дети не теряются, когда в контрольной работе встречаются с абсолютно новым заданием, идут и часто находят без образца и подсказки возможность его выполнить. Диагностические работы показывают, как выгодно отличаются наши дети не только от сверстников, но и более старших ребят, обучающихся по традиционной системе. Особенно это заметно в деятельности наблюдения. Дети отличаются разносторонностью, обобщенностью, использованием сравнения.

       Основным видом деятельности на уроке является общение детей друг с другом, детей с учителем. На уроке идет коллективный поиск правильного решения, трудно было достичь этого, сначала больше говорила сама. Потом

красоты и невероятных соединений элементов действительности. А потом дети вдруг занялись сочинительством, сначала устным, а потом письменным. Какие невероятные сочинения у них получаются, например « История одной пуговицы», « О чем рассказал мой старый ботинок», « Как ко мне относятся мои вещи?» и т. д. Учебники русского языка и литературного чтения состоят в основном из стихотворных произведений. Дети с удовольствием принимают стихи, так как по своему содержанию они понятны и доступны эмоциональному миру маленьких детей. Работая с текстом, дети не только отвечают на вопросы своими словами и словами произведения, они выбирают непонятные слова, сравнения, слова, употребленные в переносном значении, образные выражения, понравившееся описание, объясняют фразеологизмы. Дети постоянно работают с толковым словарем, и с другими словарями. Все это содействует развитию эстетического вкуса, дети учатся чувствовать, видеть, думать, понимать, любоваться красотой окружающего мира, творить и познавать прекрасное, свой внутренний мир,

       В своей работе широко использую произведения устного народного творчества-сказки, загадки, пословицы и поговорки. Устное народное творчество - богатейший духовный источник, в котором отражены народная жизнь, черты русского характера.

      Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутье к звуковым красотам родного языка, чувство юмора, обогащают их знания об окружающем мире. На уроках чтения пословицы помогают обобщить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать основную мысль прочитанного.

      Музыка и живописные произведения способствуют не только эмоциональному восприятию, но и воспитанию эстетического вкуса. Произведения русских поэтов, художников и композиторов часто сходны по тематике и настроению. Стараюсь развивать у детей наблюдательность и любовь к природе. Дети много наблюдают за жизнью растений в лесу, в классе, делают выводы, обобщения. Часто на экскурсиях с детьми собираем природный материал, а затем на уроках труда делаем разные поделки. Любая работа с материалами имеет творческий характер. После работы ребята работу и подводят итог трудовой деятельности.

      На уроках труда наши дети много и разнообразно работают, создавая по заданным образцам различные предметы из бумаги, картона, пластилина. Кроме того, мы с детьми выращиваем овощные культуры, проводим с ними несложные опыты, способствующие углубленному познанию явлений растительного мира, выяснению причин, связей и следствий. Богатое содержание труда, которым учащиеся овладевают самостоятельно в процессе обучения, воздействует на мышление, волю и эмоции. Чтобы успешно трудиться, надо мыслить, наблюдать. Такое умение помогает моим детям и в труде, и в спорте, и в искусстве.

     Немаловажное значение в работе по программе развивающего обучения имеет и расстановка столов. Их группирую по четыре-пять вместе. Сильные

помогают слабым ученикам. Они становятся смелее. Начинают г пробуют рассуждать. Но как суметь уделить каждому на уроке bi Конечно, без четкого планирования здесь не обойтись, так же, как обойтись, пожалуй, без присутствия на уроке элемента соревнования; команде, от меня зависит результат моей команды. От всех команд зависит  успех сегодняшнего занятия. Сколько баллов заработает каждая, сколько баллов заработает сегодня весь класс? И это способствует активизации деятельности учащихся и развитию интереса к предмету.

    В такой форме проведения урока есть определенная свобода действий. Мне хочется, чтобы дети всегда чувствовали себя свободно, раскованно, легко, помогали друг другу и самостоятельно искали выход из различных

проблемных ситуаций.

    Когда начинала работать по новой программе, возникало стойкое

«неприятие». Дети за урок делали очень мало, много говорили (я бы за это

время на уроке математики и устный счет провела и несколько задач решить,

и кучу примеров). Но потом поняла, что все мои методы и приемы-

«натаскивание», а не глубокая работа мысли, ее развитие. За всем этим не

было видно личности ученика, его души. Теперь же, как многосторонне

раскрывается ученик передо мной! Как огорчается и смущается при ошибках

и какое удовольствие, радость испытывает от своих маленьких открытий!

Я заметила, что мои дети стали более внимательны на уроках, умеют

слушать своего товарища, чтобы согласиться или не

согласиться с ним.

    На уроках особая доверительная атмосфера, деловые доброжелательные отношения.

   Часто на наших уроках звучат ссылки на дополнительные источники знаний. Почти у всех - детские энциклопедии. Родители вместе с детьми готовятся к урокам нашего мира, помогают найти материал. И если раньше выделялись особо развитые дети, то теперь большинство учащихся, и даже «тихони», стараются говорить.

     Конструирование учебного содержания через систему практических, поисковых, проблемных задач и заданий помогает не только активному усвоению, но и вызывает потребность овладеть необходимыми средствами учения: интеллектуальными, организационными, познавательными, учебными умениями.

     Теперь главная задача для меня, как для учителя- не « донести»,

« преподнести», « объяснить» и « показать»учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Учитель начинает выступать как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от меня умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, чтобы понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы. Убеждена, что только тогда у детей развивается пытливость, логическое мышление и культура умственного труда, когда они умеют самостоятельно выполнять различные задания. При объяснении нового материала и закреплении материала широко использую перфокарты, дидактические карточки, пособия, таблицы, схемы. Применение средств образной связи помогает экономить учебное время.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Стараюсь, идя на урок, найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Например: урок « Наш мир». Тема « Вода» . Сразу заставляю ребят удивиться.

-Однажды, - говорю я,- в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! (у многих детей при этом « глаза на лоб лезут».) А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде?

 ( дело было зимой, за окном снег.) мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.

Большое значение на уроках имеет обратная связь. На уроках использую разные виды рефлексии, например- «словарики настроений», когда дети в начале урока и в конце урока показывают с каким настроением они в данный момент начинают работу или заканчивают ее.

« Состояние моей души»,где дети берут изображения человечка и ставят его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию eго души ( например:

ПЛОХО, хорошо, уверен в своих силах, и комфортно). Иногда ведем и такой заключительный разговор на уроке, « Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли справились вы со всеми заданиями? В чем вы испытывали затруднения? Закончите предложения, которые есть у вас в ваших индивидуальных карточках.

1,        Вспомни свои впечатления па уроке.

2.       Закончи предложения;

Я работал с ________настроением.

Я ___________доволен собой.

Я испытывал  затруднения, когда________

 Я бы хотел  стать более___________

В конце урока подводим итог всего дня к «Огонек общения», ( дети истают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что по его мнению, было сегодня самым интересным. Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:

.-Сегодня меня порадовало.....

-Сегодня меня огорчило.....

Главный  принцип: « В душе каждого  есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...