Индивидуальная коррекционная программа в процессе сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе
рабочая программа на тему

Петрукович Елена Валентиновна


программа и планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsion._programma_dlya_slaboslysh._petrukovich_e._v.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА В ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ГБОУ ООШ №4 (государственное бюджетное общеобразовательное учреждение) основная общеобразовательная школа №4) Петрукович Е. В.

г. Новокуйбышевска г. о. Новокуйбышевск Самарской области

        В современной системе образования России обозначилась довольно сильная тенденция интегрированного и инклюзивного обучения в образовательном учреждении. Инклюзивное образование связано в значительной степени с процессами демократизации общественного сознания и признанием за каждым человеком права на образование. Это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность обучения для всех, приспособление форм и видов образования к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учащихся и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Процесс включения, успешной интеграции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в систему общего образования требует создание ряда условий, это: инфраструктурная подготовленность общеобразовательного учреждения, подготовка педагогических кадров, подготовка всестороннего нормативно-правового и научно-методического обеспечения. Одним из важнейших условий реализации программы коррекционной работы с детьми ОВЗ является составление индивидуальных планов, коррекционно-развивающих программ в процессе сопровождения ребенка с ОВЗ (слабослышащего учащегося) при обучении в общеобразовательной школе.

При разработке индивидуальной коррекционной программы для ребенка с особыми образовательными потребностями учитываются следующие моменты:

- организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с особыми образовательными потребностями по учебникам общеобразовательных школ;

- организация индивидуальных и групповых занятий развивающей и предметной направленности;

- организация индивидуального щадящего режима (снижение объема заданий);

- организация обязательных дополнительных внешкольных и внеклассных коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, дефектологом и другими специалистами;

- целесообразность нахождения учащихся с особыми образовательными потребностями в школе полного дня, а также форма и продолжительность самоподготовки учащихся.

Индивидуальная коррекционная программа в процессе сопровождения ребенка с ОВЗ (слабослышащего учащегося) при обучении в общеобразовательной школе может разрабатываться на весь учебный год, на полугодие.  В данной работе предлагается модель комбинированного интегрированного обучения учащегося с ОВЗ (слабослышащего) в 3 классе общего начального образования в условиях общеобразовательной школы.

Коррекционно-развивающая работа  в процессе сопровождения слабослышащего учащегося включает в себя следующие разделы:

- развитие слухового восприятия речи: различение на слух с помощью индивидуального слухового аппарата и без него речевой материал (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы, связанной с разными видами учебной деятельности, разговорно-обиходной речи; восприятие на слух речевого материала без аппарата на расстоянии не менее 0,5-1,0 м., с индивидуальным слуховым аппаратом на расстоянии не менее 3,5-4 м; воспрятие на слух с индивидуальными аппаратами тексты (до 10-12 предложений), содержание которых близко опыту учащихся, а также тексты описательного характера (на более близком расстоянии);

- обучение произношению: работа над речевым дыханием (произношение слитно на одном выдохе слогов папа-папа, словосочетания и фразы в 9-10 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы); работа над голосом (изменение силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шепотом), в связи с побудительной (повелительной) и восклицательной интонацией, в связи с логическим ударением сопряжено и отраженно); работа над звуками и их сочетаниями (постановка звука [ц], автоматизация звуков  [с], [ж], [ц], [ш], [ч], [щ], дифференцированное произношение в словах звуков (носовых и ротовых [м-б], [н-д], [мь-бь], [нь-дь], [м-п], [н-т], [мь-пь], [нь-ть], свистящих и щипящих [с-ш], [з-ж], аффрикат [ц, ч, щ] и других согласных [ц-с], [ч-ш], [щ-ш], звонких и глухих [б-п], [д-т], [г-к], [з-с], [в-ф], [ж-ш], твердых и мягких [ф-фь], [п-пь], [т-ть]; работа над словом (воспроизведение четырех- и пяти- сложных слов с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии; понятие «слог», «ударение»; определение количества слогов в двух – пяти- сложных словах, ударного и безударного слога, определение места ударного слога; разделение звуков речи на гласные и согласные; согласных звуков на звонкие и глухие; знание правил орфоэпии и умение самостоятельно пользоваться ими в речи (звонкие согласные перед глухими и в конце слов становятся глухими, безударный «о» как «а»; произношение сочетаний предлогов «из, в, под» с существительными); работа над фразой (произношение слов, фраз в темпе, присущем разговорной речи (воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации при чтении текста);

- развитие речи: уточнение и обогащение словаря (слова, обозначающие виды трудовой деятельности, профессиональные занятия и профессии; слова, характеризующие предмет по материалу, по веществу, по принадлежности лицу или животному, по отношению к месту или группе лиц; слова, с общим корнем, обозначающие предмет и его качество, лицо и производимое им действие (действия, различающиеся по завершенности и незавершенности); развитие связной речи (понимание и употребление в речи побудительных, повествовательных и вопросительных предложений; составление сюжетных рассказов по готовому плану; составление плана сюжетного рассказа под руководством учителя в форме вопросов, повествовательных предложений; введение в рассказы элементов описания; выражение связи между частями текста и предложениями с помощью слов вдруг, потом, однажды, вокруг, неожиданно; изложение текста по готовому и коллективно составленному плану); речевой этикет (устное и письменное составление текстов приглашения, поздравления);

- формирование грамматического строя речи: коррекция недостатков усвоения программного материала (знакомство с фонетическим составом слова: гласные, согласные; твердые, мягкие согласные звуки и буквы, различение их на слух; слово, членение слова на слоги, выделение слога – слияния, перенос слова, последовательность слогов в словах, различение их на слух; предложение, отличие предложения от слова; большая буква в начале предложения; точка в конце предложения; большая  буква в именах собственных, в отчествах, фамилиях, в кличках животных, в названиях городов, рек, деревень; различение предложений на слух; знакомство с правописанием «жи-ши», «чу-щу», «ча-ща», сочетаний «чк», «чн», различение их на слух; определение места ударного слога в слове); постановка ударения на слух в словах (безударные гласные  а, о, и, е, в словах, подбор родственных слов, запоминание словарных слов); выделение слов, отвечающих на вопросы  кто? что? что делает? какая? какое? какие?; установление по вопросам связи между словами в предложении; определение рода существительных по окончанию начальной формы в сочетаниях  с числительными один, одна, одно; различение единственного  и множественного числа по окончанию в  сочетаниях существительное с глаголом, существительное с прилагательным; части речи, предлоги, их правописание; предложение с точкой, вопросом, восклицанием; различение их на слух; овладение грамматическими закономерностями языка; составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения, принадлежность, пространственные отношения,  переходность действия на действующее лицо, количественные отношения,   переходность действия на предмет, направленность действия на предмет,  орудийность действия; временные отношения составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками: в-, во-, вы-, раз-, рас- за-, при-, под-, у-, от-, ото-; составление предложений со словосочетаниями, обозначающими признаки предметов по счету, пространственные отношения, принадлежность, признаки действия, включающими глаголы с приставками: пере-, на-, вз-, вс-, с-, со-, раз-, рас-; сущ. с суффиксами: -онок, -енок, -ик, -чик, -очк-, -ечк-, -ник, -ниц-, -ист, -тель, -арь; косвенный обьект; временные отношения;

- работа по предупреждению дисграфии и дислексии: развитие анализаторов, участвующих в акте речи, письма и чтения; систематический подбор материала для упражнений по анализу и синтезу, письму и чтению, по обогащению словаря и развитию мышления;

- развитие высших психических функций: развитие внимания (формирование умения концентрировать внимание в упражнениях на корректурные задания с буквами в печатном тексте, на выделения признаков предметов, точного воспроизведения геометрической фигуры, узора, движения; увеличение объема внимания и кратковременной памяти (запоминания чисел, порядок расположения предметов; развитие памяти (развитие зрительной  памяти (зарисовка предметов по памяти); развитие вербальной памяти (подбор слов на заданную букву, тему); развитие смысловою памяти при воспроизведении второго слова из 7 названных пар слов типа стол-обед, чай-сахар; воспроизведение рассказа, состоящего из 9-10 предложений по памяти); развитие мышления (развитие наглядно-образного мышления (обнаружение сходства предметов, картинок, узоров, сопоставление предметов); формирование мыслительных операций при классификации на наглядном материале; уметь устанавливать причинно-следственные связи; общая, мелкая и артикуляционная моторика:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие зрительно-моторных координаций; развитие слухо-моторных координаций;

- предупреждение социальной дезадаптации: участие ребенка во всех внеклассных мероприятиях; беседы на темы: «Кого я приглашу на день рождения?», « Кто мой друг?», «Почему я дружу с тобой?»; классные часы на темы: «Не такие как мы», «Дети с нарушенным слухом».

Образовательный процесс по перечисленным разделам индивидуальной программы ведется в тесной связи с перспективным (календарно-тематическим)  планом, где подробно отражены такие аспекты учебных предметов, как: ребенок должен научиться называть, сравнивать, формулировать, читать, анализировать, классифицировать, применять правила, соотносить и упорядочивать, решать учебные и практические задачи по предметам русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.

Реализация данной модели предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает учителю в организации обучения и воспитания учащегося с отклонениями в развитии. Для каждого конкретного ребенка специалисты выстраивают собственный образовательный маршрут, поэтому на каком-то конкретном этапе интеграции внешнему наблюдателю не всегда видно, что происходит. Если не знать перспективу и не видеть ситуацию в целом, «на срезе» может показаться, что это не интеграция. Тем не менее ситуация может быть по-настоящему интегративной и являться адекватным этапом развития для тех конкретных детей, которые в нее включены.

Предполагаемая система состоит из целого ряда контрольных, проверочных и самостоятельных работ, проведение которых позволяет проследить, как происходит формирование универсальных (личностных, предметных, регулятивных и коммуникативных) учебных действий, заложенных в государственном образовательном стандарте, у каждого ученика. Акцент при этом делается на установлении причин возможных неудач ребенка с последующей индивидуальной интегративной коррекцией его продвижения в предметных базовых областях (математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир).

Мониторинг результатов образовательного процесса при организации интегрированного образования в школе для детей с ОВЗ позволяет анализировать выполнение требований стандарта, отслеживать формирование предметных знаний, умений и навыков, своевременно определять дальнейшие шаги для ликвидации пробелов в знаниях учащихся по разным разделам программного материала.

Мониторинг разработан для учащихся 1-4 классов, занимающихся по общеобразовательной программе. Он проводится по этапам: входная (стартовая) диагностика, промежуточная диагностика, итоговая диагностика.

Внедрение интегрированного обучения позволит наиболее полно обеспечивать включение учащихся с проблемами в развитии в такой образовательный процесс, при котором система специального обучения является: индивидуальной, всеобъемлющей, оказывающей дополнительные реабилитационные услуги и помощь для удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка.

Все сказанное, а также объективный, научно обоснованный подход к интегрированному обучению позволит создать для детей с проблемами в развитии равные возможности с их нормально развивающимися сверстниками и наиболее адекватные условия социализации и реабилитации.

Таким образом, анализ имеющихся исследований свидетельствует о необходимости расширения опыта интегрированного обучения. Современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации интегрированного и инклюзивного образования, а именно принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие между психологом и педагогами в процессе сопровождения ребенка в образовательном учреждении»

Материал содержит информацию опроцессе взаимодействия между психологом и педагогом в образовательном процессе....

«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования»

Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации; способствует...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с двуязычным ребенком в начальной школе.

Очень часто педагогу-психологу в коррекционной работе приходится сталкиваться с детьми-билингвистами. Иногда эти дети обучаются в коррекционном классе или интегрированно в общеобразовательном.Ннизкий ...

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения --------------, учащегося 1 «д» класса по адаптированной общеобразовательной программе VII вида, с особыми образовательными потребностями на 2017 – 2018 учебный год.

   Программа психолого-педагогического сопровождения предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями в возрасте 5-8 лет,...

Составление индивидуальных программ развития для детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе в условии инклюзии.

Предложенная программа рассчитана на половину учебного года работы. Упражнения данной программы могут быть полезны для развития познавательной сферы  детей с ОВЗ. По аналогии с этими упражнениями...

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе .

В настоящее время всё больше обучающихмя имеют ОВЗ. Каждый такой ребёнок индивидуален  и нуждается индивидуальном подходе.  Катра маршрута логопедического сопровождения - лучший помощник учи...

Составление индивидуальных программ развития для детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе в условии инклюзии

Инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные у...