статья-Формирование коммуникативной компетенции младших школьников
статья (4 класс) на тему

«Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им".

 

                                                                                                          Георг Гегель.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников.              C:\Users\Джон\Desktop\школа\мои фото\(1).jpg

                                                                                           Учитель начальных классов

                                                                                          МБОУ Гимназии №2

                                                                                           Вершинина Л.В.

«Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им".

                                                                                                          Георг Гегель.

   Я считаю, эту тему актуальной, т.к. в современном постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Всё быстро меняется. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения.  Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

                           

   Главная цель – формирование коммуникативной активности обучаемых, при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения коммуникативных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности.

Задачи :

- развитие определённых особенностей мышления и речи учащихся,

- формирование у них определённых социальных установок и коммуникативных умений.

     Коммуникативная компетенция - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в языковых средствах.  Это обобщающее  свойство культурной личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового, научного, профессионального, бытового общения.

     Поэтому уже в начальной школе основной задачей учителя  становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникативно -  компетентной личности.

 Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства.

 Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов или составляющих:

          - коммуникативная способность;

          - коммуникативное знание;

          - коммуникативные умения.

   Коммуникативная способность  - природная одарённость человека к общению, с одной стороны, и коммуникативная производительность  - с другой.

   Коммуникативное знание - это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений, и о том, какие методы, способы, средства общения эффективны именно в нашем исполнении.

   Владение коммуникативными умениями на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение - неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно - воспитательного процесса.

   Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной к вам речи). Однако основным критерием интенсивности и успешности формирования коммуникативной личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Я в своей работе стремлюсь использовать:

Методику обучения диалогической речи.

Методику обучения монологической речи.

Комплексное обучение видам речевой деятельности.

Методику работы по развитию связной устной и письменной речи в начальной школе.

   Введение комплекса специально организованных упражнений, ситуаций в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов. Наилучшим источником пополнения словаря школьников, несомненно, служит литература, классические образцы, речь интеллигентных людей, учителей в первую очередь. Не менее важно очищение речи школьников от ненормативной лексики, диалектизмов, жаргонизмов.

   Ситуации, создаваемые на уроках литературного чтения, направлены на то, чтобы ребёнок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить, любить, анализировать различные жизненные ситуации. Такой подход обеспечивает развитие речи ученика, учит вступать в диалогические споры о перевоплощении литературных героев, дает прекрасную возможность развития монологической речи.

   Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:

игровые приёмы;

задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

1 «.Рассказ от первого лица»

-рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля

-повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки»

2. «Комплимент»

-сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)

3. «Сказка в заданном ключе»

-введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку

4. «Изменение сказочной развязки»

-придумать другое окончание сказки, рассказа

         Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

      Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога:

-любое мнение ценно;

-ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;

-повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,

-хочешь говорить – подними руку;

-дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;

-обращение начинается с имени;

-критика должна быть тактичной;

-отсутствие результата – тоже результат;

-голос – твой божественный дар, умей им владеть.

            Для организации диалога с автором художественного произведения необходима организация читательской деятельности, которая включает:

1. Эмоциональное вслушивание

2. Вычитывание

3. Выразительное чтение

4. Сочинения, рисование, инсценировки

       Результатом организации чтения, как диалога с автором и освоения ребёнком позиции настоящего читателя считается:

1.  Владение детьми способами понимания художественного произведения

2.  Умения выразительно читать.

3.  Стремление выразить и грамотно оформить свои суждения о произведении в устной речи.

4.  Расширение читательского кругозора.

5.  Развитее «чувства языка» и литературного вкуса.

6.  Формирование коммуникативных способностей.

           Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения:

1.  Ролевое чтение

2.  Ролевые диалоги

3.  Работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения)

4.  Придумать разговор героев произведения по телефону

5.  Инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.)

    Хочу выделить игры с конкретной целью – формирования коммуникативных умений через организацию коммуникативной деятельности (лексические, грамматические, фонетические, разговорные, творческие).

Творческие игры способствуют формированию коммуникативных умений.

    Творческие игры проводятся с целью воспитания и обучения учащихся. Творческая игра даёт детям возможность пережить и прочувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие события. Игра - «это не только показ, переживание поступка, это ещё и мысль – действие, и мысль - образ». И в этом её воспитывающая сила.

  Типы коммуникативных игр

Игры учебного характера        

Игры, имитирующие телевизионные игры, детские игры, ролевые игры.

Мною было проведено анкетирование учащихся 4 классов. Результата показывают, что в области общения многие школьники 4 «А» класса  испытывают  проблемы и страхи, а учащиеся 4 «Б» класса (моего класса) в меньшей степени.

Коммуникативные умения

 4 «Б» кл. (17 чел)

 4 «А» кл. (18 чел)

1. Говорить перед классом        

        

Скорее тяжело

Скорее легко

Скорее тяжело

Скорее легко

5

12

8

10

2. Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждении        

        

11

6

15

3

3. Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов        

5

12

6

12

4. Отвечать у доски        

        

4

11

7

11

5. Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением

        

9

8

7

11

6. При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя        

6

11

5

13

7. Сообща работать в группе

5

12

3

15

8. Внимательно слушать длинное выступление, даже если оно очень важное        

        

5

12

7

11

Итого

   Таким образом, диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на  будущий профессиональный выбор.

Литература:

Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения. [Электронный ресурс] // URL: http://sosh6-bal.narod.ru/metod/pestova.doc.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов через развитие культуры речи детей на уроках русского языка и литературного чтения. [Электронный ресурс] // Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"». URL: http://festival.1september.ru/articles/565631/.

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фомирование коммуникативной компетенции младших школьников через реализацию музыкальных проектов

Выступление на конкурсе "Учитель года"  с докладом о методической работе .  В данной работе представлен материал по обобщению опыта работы по созданию музыкальных проектов - мюзиклов....

Доклад на тему"Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения".

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов н...

Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в учебном процессе.

Материал содержит теоретическую часть, используемые на практике методы и приёмы....

Педагогический проект "Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций младших школьников"

Аттестационная работа , основана на опыте работы по УМК "Перспективная начальная школа"...

Приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников

В статье рассказывается об аспектах коммуникативной компетентности; о необходимости формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте  для поэтапного развития в дальнейшем....

Коммуникативно-речевые игры на логопедических занятиях как средство развития коммуникативных компетенций младших школьников.

Коммуникативные игры, которые можно использовать на логопедических занятиях с младшими школьниками для развития коммуникативной компетенции....