Урок " Моя малая Родина" 3 класс
план-конспект урока (3 класс) на тему

Решетникова Оксана Валерьевна

Первый урок в 2014-2015 учебном году пройдет  на тему " Моя малая Родина "  Перед вами папка со всеми материалами к этому уроку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1_sentyabrya_2014_tema_moya_malaya_rodina.docx265.44 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №1948 « Лингвист-М»    

 Москва

 Первый урок  2014 – 2015учебного года

в  3 классе.

Москва 2014

Ход урока

I.Организационный момент.

1. Учитель:

          - Поговорим?

- Поговорим. О чём?

- О разном и о прочем,

О том, что знаешь ты,

А что – то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим. Вдруг будет интересно.

         На  доске задание. (Слайд № 2)

         Расшифруй слово.    Н И Р А Д О  (РОДИНА)

                                            Р1А  (Р ОДИН А)

- Что такое Родина? (Родина  – это место, где мы РОДИЛИСЬ и живём)

- Знаете ли вы как образовалось слово Родина? Давайте вместе попробуем в этом разобраться.

Кем для вас являются мама и папа? ( Слайд № 3)  - родители)

Как зовут группу людей, объединённых кровным родством? (родня, родственники, родные)

Как называется перечень поколений одного рода? (родословная)

Назовите общую часть этих слов. Как называются такие слова? (Однокоренными)

Почему? (ответы детей) (Имеют одинаковый корень «РОД»)

Учитель: Верно, ребята»! (Слайд№4) Слово Родина произошло от древнего слова "РОД", которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.

Учитель: Посмотрите на карту.

 ( Слайд № 5. Показывает на карте Россию)

 Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Если на севере почти не бывает лета, а моря и реки почти круглый год скованы льдом, то на юге почти не бывает зимы - моря и реки не замерзают.

- А как называется главный город нашей страны? (город Москва.) (Слайд 6)

-  Москва - столица России. Столица - главный город государства. В Москве есть здание – которое является символом столицы. Это Кремль.

В Кремле работает правительство нашей страны. (слайд7)

Каждая страна имеет свои отличительные знаки: герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами.              

 (Слайд 8) Герб – это отличительный знак государства, города, рода. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено? Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти.

 Ещё одним символом нашего государства является флаг.

 Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл:

Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду,  красный – огонь и отвагу.

           День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации.  

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Гимн – это главная песня в стране.  Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков (Звучит Гимн)

Учитель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - город, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина.

Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока. Кто догадался Как она звучит?  ( ответы детей)- Правильною Тема нашего урока- Моя малая Родина.  Для многих это МОСКВА

Учитель: - На берегах какой реки стоит город Москва? (Древние города возводили по берегам рек. Город Москва возник на высоком берегу Москвы - реки при слиянии ее с речкой Неглинкой. По имени реки Москвы и был назван город. ( Слайд№9)

Учитель: Кто помнит  что означает слово "Москва"?

На одном из языков фино -угорской языковой семьи, "МОСК" переводится, как" корова", однако, вскоре после выдвижения, эта гипотеза потеряла популярность, зато появилась новая: "МОСК" переводилось, как "медведь", а "ва " как "мать, жена", то есть все слово "Москва" переводилось, как "медведица". Существуют также версии о происхождении слова "москва" от славянского диалекта. Согласно одной из них, "моск" означало "вязкий, топкий". Это довольно правдоподобная гипотеза, так как когда-то верховья Москвы-реки были очень топкими, а сама река вытекала из топкого болота, называвшегося "Московская Лужа", и сейчас это одна из наиболее правдоподобных версий. 

(Слайд №10): Москва, Россия, Родина.

- Прочитайте слова. Почему эти слова написаны рядом?

- У русского народа есть такая поговорка: "Москва всем городам мать". Почему так говорят? (Москва - столица нашей Родины. Когда-то, много - много лет назад, Москва объединила вокруг себя другие города, и стала главным городом русской земли.)

(Слайд .11)

Физминутка: 

 Я прошу подняться вас – это «раз»,

        Повернулась голова - это «два»,

        Руки вбок, вперед смотри это «три».

        На «четыре» – поскакать.

        Две руки к плечам прижать - это «пять».

        Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

 Наша школа расположена в районе Зюзино .У многих этот район и есть его Малая Родина. 

ИСТОРИЯ РАЙОНА ЗЮЗИНО

 

В 11-13 веках на территории современного района Зюзино существовали поселения вятичей   ( слайд №12)

. Название села, а затем и района произошло от фамилии Василия Зюзина, опричника Ивана Грозного

  Опри́чник — телохранитель, человек состоящий в рядах опричного войска (), то есть личной гвардии,

 ( слайд№12)

Черная одежда грубого сукна, прикрепленная к седлу собачья голова и метла, означало, что слуги-опричники подобно псам будут грызть крамольников и выметут всю измену из Московского государства . Всем своим видом опричники наводили ужас на встречных.

Первые упоминания о селе Зюзино встречаются в 1627 году, но известно, что в 1618 году владельцем имения был боярин князь Алексей Юрьевич Сицкий, а до него Зюзино принадлежало стрелецкому голове Фёдору Челюскину. В то время село состояло из хозяйского двора, двора приказчика и шести крестьянских дворов.

В 1644 году князь Сицкий умер, и в 1646 году хозяином поместья стал боярин Глеб Иванович Морозов, родной брат боярина Бориса Ивановича Морозова, воспитателя царя Алексея Михайловича и мужа знаменитой раскольницы боярыни Морозовой.( слайд№14)

 На тот момент в сельце имелась боярская усадьба, двор приказчика, два людских двора, 13 крестьянских дворов, в которых проживали 29 человек. Глеб Иванович Морозов построил в Зюзине деревянный храм во имя святых Бориса и Глеба, и село с тех пор иногда называли Борисовским.( слайд №15)

. В последующие годы село несколько раз переходило из рук в руки. При купце Дмитрии Андреевиче Романове в 1885 году в селе был построен кирпичный завод.

В середине 19 века Московский университет снимал хозяйский дом под летние дачи для своих сотрудников. Затем старинный дом  разобрали

В 1938 году Борисоглебскую церковь закрыли. В годы Великой Отечественной войны местные жители разобрали почти все деревянные детали храма, и даже вынули оконные рамы. В 1966 году помещение храма отремонтировали, и здесь размещалась ювелирная мастерская. В 1989 году храм вернули верующим, в нем снова стали проводить службы.( слайд №16)

В 1960 году Зюзино вошло в состав Москвы, его территорию начали застраивать пятиэтажными хрущевками.( слайд№17-18)

 Сейчас на территории района Зюзино располагаются три пруда, один из них – с естественными берегами.

Пруд на Перекопской улице ранее носил поэтическое название Медовый, а недалеко находился Лимонный мостик

С юга район Зюзино ограничен Битцевским лесопарком, легкими" не только района и округа, но и города а с севера он ограничен рекой Котловкой

( слайд № 19)

Зюзино славилось своими садами, в оранжереях вызревали даже цитрусовые, другие южные растения

 Сейчас здесь много скверов, бульваров и аллей, где растут в основном лиственные породы деревьев, такие, как липы, березы, каштаны, дубы, рябины и др. ( слайд№ 20)

 Район отличается развитой инфраструктурой, старая застройка постепенно заменяется новыми современными домами.

 Многие улицы района названы в честь городов Черноморского побережья. Так же называются и станции метро, расположенные на территории Зюзино: Нахимовский проспект, Севастопольская, Каховская. На границе двух районов находится станция Чертановская, выход из нее осуществляется на Балаклавский проспект и Симферопольский бульвар, расположенных в Зюзино. ( слайд №22)

 Ранее Зюзино входило в Севастопольский район г. Москвы, что стало основанием 10 улицам района из 17 иметь название городов Крыма и Причерноморья.

Какие названия улиц района вы знаете? ( Керченская ,Одесская. Азовская ,Перекопская, Симферопольский бульвар,Черноморский бульвар и т.д.)

 В ближайшее время на пересечении Балаклавского и Севастопольского проспектов будет установлен памятный знак в честь доблести и мужества русских воинов, защищавших Севастополь.

Практическая работа:

А сейчас мы с вами изготовим герб нашего района

Возьмите конверты ,которые лежат у вас  на столе , попробуйте составить из мозаики герб района. ( у каждого ученика 1 часть герба)

 Ученики вырезают детель и собарают герб)

( слайд №23)

Герб муниципального образования Зюзино

Описание: 
В щите московской формы левая золотая перевязь, обремененная пятью зелеными липовыми листьями. Верхнее поле красное, нижнее поле голубое.

Объяснение: Левая золотая перевязь символизирует главную магистраль района - улицу Каховка. Липовые листья символизируют многочисленные липовые аллеи района. Число листьев - пять веков истории села Зюзино. Красное поле означает массовое кирпичное производство в селе Зюзино, развернувшееся после войны 1812 года. Голубое поле символизирует связь района с Черным морем, в честь прибрежных городов которого названы многие улицы района.

Гербовая эмблема Зюзино утверждена распоряжением префекта ЮЗАО №342-рп от 10 мая 2000 года; Герб муниципального образования утвержден решением муниципального Cобрания 26.01.2004 г. № 1-РМС.

Итог урока

Наш урок мне хочется закончить такими строчками:

Моя Родина – Москва.

Здесь живёт моя семья.

Здесь мой дом, ребята, школа.

Всё так близко и знакомо.

 Молодцы! Сегодня за урок я всем говорю спасибо.

 

http://festival.1september.ru/articles/597762/

http://www.moscow.org/moscow_district/zuzino_history.php

http://zyzino.info/publ/2-1-0-7

https://www.google.ru/search?q=опричники

http://kvartira.obmen.ru/kvartiri-rayon-zyuzino/moscow

http://munzuzino.ru/interes/histor.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – отчёт в 1 классе по окружающему миру по теме «Презентация проектов «Моя малая родина»» (УМК «Школа России»»)

Технологическая карта урока - отчета в 1 классе по окружающему миру по теме "Презентация детских проектов "Моя малая родина""...

Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...

Презентация у уроку чтения во 2 классе "Малые фольклорные жанры"

Данная презентация подготовлена мною для урока чтения во втором классе. В презентации использованы стихотворения собственного сочинения....

Методическая разработка урока окружающий мир 2 класс Тема: Моя малая Родина - посёлок Боровой

Методическая разработка урока окружающий мир 2 класс "Моя малая Родина - посёлок Боровой"....

Урок Знаний во 2 классе.Год культуры. Моя малая Родина.

Урок Знаний во 2 классе.Год культуры. Моя малая Родина....

Технологическая карта урока окр.мир 1 класс "Моя малая Родина"

Методическая разработка урока окружающий мир в 1 классе "Моя малая Родина" (УМК "Школа России")...