ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
статья на тему

Галимова Альманзора Михайловна

Формирование познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения иностранному языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В условиях современного общества, для которого характерна направленность на гуманизацию всех сторон общественной жизни, особую актуальность приобретает проблема формирования самоценной личности, ее творческого потенциала, умения ориентироваться в огромном многообразии информации и оперативно перерабатывать ее, исходя из собственных возможностей и потребностей. Становление нового типа человека, способного творить духовные богатства, активно участвующего во всех сферах жизни общества, во многом зависит от развития самостоятельности в познании явлений окружающего мира, в сформированное™ умения самостоятельно находить различные варианты решения возникающих в процессе жизнедеятельности задач, готовности применять полученные знания на практике [2].

Перед школой стоит задача целенаправленного формирования у детей способности и потребности действовать самостоятельно. Самостоятельность рассматривается в двух разных, но взаимосвязанных аспектах: как характеристика деятельности учащегося и как черта личности. Первое участвует в формировании второго. Самостоятельность как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую им способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. Необходимым условием самостоятельности является активность, выступающая как средство реализации потенциала учащегося в достижении цели учения [6].

Познавательная самостоятельность учеными Б.П. Есиповым, И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, Г.Ц. Молоновым, П.И. Пидкасистым, Н.А. Половниковой, А.В. Усовой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной рассматривается какинтегративное качество личности, которое проявляется в стремлении к активной познавательной деятельности, в умении ставить цель и планировать свою деятельность, осуществлять самооценку ее результатов, в умении наиболее оптимально решать учебно-познавательные задачи. То есть, речь идет о самостоятельном применении, использовании школьниками готовых образцов решения задач, полученных ими от учителя или из других источников [4].

Являясь сложным личностным образованием, познавательная самостоятельность в процессе обучения иностранному языку предполагает продолжительность воздействия, учет постепенности приобретения младшими школьниками индивидуального опыта решения познавательных заданий, который, как показал эксперимент, формируется поэтапно: 1) подготовка к поисковой деятельности; 2) самостоятельный поиск на отдельных этапах решения проблемы в сотрудничестве с учителем; 3) самостоятельное решение целостной проблемы. Дидактическим основанием разграничения этапов является степень самостоятельности школьников в поисковой деятельности [5].

Успешное развитие познавательной самостоятельности младших школьников в процессе обучения иностранному языку обеспечивается использованием комплекса дидактико-методических средств; схемы поисковой деятельности, осознанной и внутренне принятой самими учащимися; системы учебных творческих заданий; коллективно-распределительной формы обучения. Создание положительной мотивации и высокого эмоционального настроя также является условием успешного развития познавательной самостоятельности учащихся, так как для младших школьников в силу их индивидуальных и возрастных особенностей очень важен благоприятный эмоциональный фон на уроках [3].

По мнению Капитоновой Т.А. важнейшими условиями функционирования механизма развития познавательной самостоятельности в процессе обучения иностранному языку является: изменение принципа усвоения знания; построение учебного материала как развивающейся системы знаний; внедрение в учебный процесс системы учебных творческих заданий; использование совместных форм организации обучения; смещение акцента в деятельности учителя с объяснительно-иллюстративного на личностно-ориентированный, эвристический; создание положительной мотивации и высокого эмоционального настроя [1].

У детей младшего школьного возраста происходит интенсивное развитие потребностей: изменяется их направленность, потребности становятся более осознанными и самоуправляемыми. Продолжают интенсивно развиваться волевые процессы. В учебной деятельности и в коллективе сверстников у младшего школьника в первую очередь формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка. В качестве одного из новообразований в формировании личности младшего школьника выступают относительно устойчивые формы поведения и деятельности. Другое важное волевое качество младшего школьника - сдержанность. Сдержанность лежит в основе самоконтроля. Выступая в умении подчиняться требованиям учителя, сдержанность способствует развитию устойчивости. Многие учащиеся уже могут самостоятельно готовить уроки, сдерживая желания погулять, поиграть, почитать, не отвлекаясь, не занимаясь посторонними делами. К концу младшего школьного возраста значение осмысленных поступков возрастает. Ребенок приобретает навыки самоконтроля[7].Психологические аспекты формирования познавательной самостоятельности раскрываются в работах известных психологов J1.C. Выготского, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, З.И. Калмыковой, Г.С. Костюка, А.Н. Леонтьева, Н.А. Менчинской, СЛ. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.Таким образом, высокие темпы развития и совершенствования науки и техники, потребность общества в людях образованных, самостоятельно мыслящих, способных быстро ориентироваться в обстановке, обусловливают актуальность проблемы развития познавательной деятельности учащихся в процессе обучения иностранному языку на современном этапе школьного образования.

Литература:

  1. Абдуллина, Р. Р. активизация познавательной деятельности учащихся [Текст] / P.P. Абдуллина. - М., 2009.
  2. Капитонова, Т. А. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников [Текст] : Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Капитонова. - Саратов, 1996.
  3. Кириллова, Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения [Текст] / Г.Д. Кириллова. - М., 1980.
  4. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности [Текст] / В.И. Ковалев. -М., 1988.
  5. Савченко, А. Я. Формирование познавательной самостоятельности младших школьников [Текст] / А.Я. Савченко. - Киев, 1983.
  6. Черкасова, А. М. Развитие познавательной активности как одной из составляющих самостоятельности младших школьников [Текст] / A.M. Черкасова. - М., 2010.
  7. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М., 1974.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения

Обмен опытом на педагогическом совете по теме "Компетентностный подход"...

Формирование познавательной самостоятельности младших школьников посредствам интегрированных занятий по информационной культуре

Установленные признаки зависимости между степенью усвоения учениками общих подходов к работе с информацией (текстовой, графической, числовой и др.) и уровнем их познавательной самостоятельн...

Формирование познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики

Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять,...

Формирование читательской самостоятельности младшего школьника - залог успешного обучения

Формирование читательской самостоятельности младшего школьника - залог успешного обучения...

Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе игровой деятельности.

Выступление на ШМО учителей начальных классов. Подготовила: Афанасьева Н.Ф....

Статья "Проектно-исследовательские технологии как средство формирования познавательной самостоятельности младших школьников"

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в образовании. Это не только новые технические средства, формы и методы преподавания, но и новый подход к самому процессу обу...