ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
статья на тему

Галимова Альманзора Михайловна

Формирование познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения иностранному языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В условиях современного общества, для которого характерна направленность на гуманизацию всех сторон общественной жизни, особую актуальность приобретает проблема формирования самоценной личности, ее творческого потенциала, умения ориентироваться в огромном многообразии информации и оперативно перерабатывать ее, исходя из собственных возможностей и потребностей. Становление нового типа человека, способного творить духовные богатства, активно участвующего во всех сферах жизни общества, во многом зависит от развития самостоятельности в познании явлений окружающего мира, в сформированное™ умения самостоятельно находить различные варианты решения возникающих в процессе жизнедеятельности задач, готовности применять полученные знания на практике [2].

Перед школой стоит задача целенаправленного формирования у детей способности и потребности действовать самостоятельно. Самостоятельность рассматривается в двух разных, но взаимосвязанных аспектах: как характеристика деятельности учащегося и как черта личности. Первое участвует в формировании второго. Самостоятельность как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую им способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. Необходимым условием самостоятельности является активность, выступающая как средство реализации потенциала учащегося в достижении цели учения [6].

Познавательная самостоятельность учеными Б.П. Есиповым, И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, Г.Ц. Молоновым, П.И. Пидкасистым, Н.А. Половниковой, А.В. Усовой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной рассматривается какинтегративное качество личности, которое проявляется в стремлении к активной познавательной деятельности, в умении ставить цель и планировать свою деятельность, осуществлять самооценку ее результатов, в умении наиболее оптимально решать учебно-познавательные задачи. То есть, речь идет о самостоятельном применении, использовании школьниками готовых образцов решения задач, полученных ими от учителя или из других источников [4].

Являясь сложным личностным образованием, познавательная самостоятельность в процессе обучения иностранному языку предполагает продолжительность воздействия, учет постепенности приобретения младшими школьниками индивидуального опыта решения познавательных заданий, который, как показал эксперимент, формируется поэтапно: 1) подготовка к поисковой деятельности; 2) самостоятельный поиск на отдельных этапах решения проблемы в сотрудничестве с учителем; 3) самостоятельное решение целостной проблемы. Дидактическим основанием разграничения этапов является степень самостоятельности школьников в поисковой деятельности [5].

Успешное развитие познавательной самостоятельности младших школьников в процессе обучения иностранному языку обеспечивается использованием комплекса дидактико-методических средств; схемы поисковой деятельности, осознанной и внутренне принятой самими учащимися; системы учебных творческих заданий; коллективно-распределительной формы обучения. Создание положительной мотивации и высокого эмоционального настроя также является условием успешного развития познавательной самостоятельности учащихся, так как для младших школьников в силу их индивидуальных и возрастных особенностей очень важен благоприятный эмоциональный фон на уроках [3].

По мнению Капитоновой Т.А. важнейшими условиями функционирования механизма развития познавательной самостоятельности в процессе обучения иностранному языку является: изменение принципа усвоения знания; построение учебного материала как развивающейся системы знаний; внедрение в учебный процесс системы учебных творческих заданий; использование совместных форм организации обучения; смещение акцента в деятельности учителя с объяснительно-иллюстративного на личностно-ориентированный, эвристический; создание положительной мотивации и высокого эмоционального настроя [1].

У детей младшего школьного возраста происходит интенсивное развитие потребностей: изменяется их направленность, потребности становятся более осознанными и самоуправляемыми. Продолжают интенсивно развиваться волевые процессы. В учебной деятельности и в коллективе сверстников у младшего школьника в первую очередь формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка. В качестве одного из новообразований в формировании личности младшего школьника выступают относительно устойчивые формы поведения и деятельности. Другое важное волевое качество младшего школьника - сдержанность. Сдержанность лежит в основе самоконтроля. Выступая в умении подчиняться требованиям учителя, сдержанность способствует развитию устойчивости. Многие учащиеся уже могут самостоятельно готовить уроки, сдерживая желания погулять, поиграть, почитать, не отвлекаясь, не занимаясь посторонними делами. К концу младшего школьного возраста значение осмысленных поступков возрастает. Ребенок приобретает навыки самоконтроля[7].Психологические аспекты формирования познавательной самостоятельности раскрываются в работах известных психологов J1.C. Выготского, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, З.И. Калмыковой, Г.С. Костюка, А.Н. Леонтьева, Н.А. Менчинской, СЛ. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.Таким образом, высокие темпы развития и совершенствования науки и техники, потребность общества в людях образованных, самостоятельно мыслящих, способных быстро ориентироваться в обстановке, обусловливают актуальность проблемы развития познавательной деятельности учащихся в процессе обучения иностранному языку на современном этапе школьного образования.

Литература:

  1. Абдуллина, Р. Р. активизация познавательной деятельности учащихся [Текст] / P.P. Абдуллина. - М., 2009.
  2. Капитонова, Т. А. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников [Текст] : Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Капитонова. - Саратов, 1996.
  3. Кириллова, Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения [Текст] / Г.Д. Кириллова. - М., 1980.
  4. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности [Текст] / В.И. Ковалев. -М., 1988.
  5. Савченко, А. Я. Формирование познавательной самостоятельности младших школьников [Текст] / А.Я. Савченко. - Киев, 1983.
  6. Черкасова, А. М. Развитие познавательной активности как одной из составляющих самостоятельности младших школьников [Текст] / A.M. Черкасова. - М., 2010.
  7. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М., 1974.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной самостоятельности младших школьников посредствам интегрированных занятий по информационной культуре

Установленные признаки зависимости между степенью усвоения учениками общих подходов к работе с информацией (текстовой, графической, числовой и др.) и уровнем их познавательной самостоятельн...

Формирование познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики

Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять,...

Формирование читательской самостоятельности младшего школьника - залог успешного обучения

Формирование читательской самостоятельности младшего школьника - залог успешного обучения...

Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе игровой деятельности.

Выступление на ШМО учителей начальных классов. Подготовила: Афанасьева Н.Ф....

Статья "Проектно-исследовательские технологии как средство формирования познавательной самостоятельности младших школьников"

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в образовании. Это не только новые технические средства, формы и методы преподавания, но и новый подход к самому процессу обу...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Статья рассматривает формирование познавательной самостотельности младших школьников на уроках математике как ключевого элемента успешного обучения....