Рабочая программа метапердметного проекта «Восхождение к истокам» 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочая программа метапердметного проекта «Восхождение к истокам» 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа метапердметного проекта
«Восхождение к истокам»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса разработана исходя из положений Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации согласно требованиям ФГОС, опираясь на следующие нормативно-правовые документы:
1.Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего(полного) общего образования , утверждён приказом Минобразования России от 5.03.2004. №1089.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ от 22.12.2009. № 177785 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
3. Согласно санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, от 29.12.10 №189)
4.Закон РФ «Об образовании» (статья 7)
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов.
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Лучшее средство вступить в мир национальной культуры – это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы. Такой шаг дает возможность познакомить учеников со складом мышления родного народа, раскрывает значимость Слова в жизни человека Древней Руси, помогает подготовиться к осознанному восприятию письменной словесности. Многое в обычаях, верованиях, обрядах и традициях русского народа уходит корнями в необычайно богатую, полную самых неожиданных сюжетов, мотивов, аллегорий, созвучий, метафор славянскую мифологию, в яркую и неповторимую историю славянских народов. Что мы знаем обо всем этом? Изучение программы курса "Восхождение к истокам" дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, традициях. Пантеон богов славян, славянская мифология, поверия, суеверия и предрассудки русского народа, духи и существа древних славян, человеческая жизнь от смерти до рождения, быт русского народа, календарь языческих праздников, ритуалы и обряды, герои сказаний древних славян — обо всем этом пойдет речь на занятиях курса.
Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа. Анализ литературных произведений позволит учащимся расширить читательский кругозор, повысит культуру чтения, сформирует устойчивый интерес к мифологии и устному народному творчеству как источникам и неотъемлемым составляющим национальной культуры.
Курс "Восхождение к истокам" интегрированный, так как тесно связан с другими школьными предметами: историей, русским языком, изобразительным искусством, музыкой, окружающим миром, технологией.
Цели и задачи.
Программа данного курса предназначена для обучения учащихся 3 классов; рассчитана на 34 часа.
Основные цели курса следующие:
обеспечить углубленное изучение школьниками культурного наследия Древней Руси;
формировать у школьников гуманитарное мировоззрение, эстетический вкус, интерес к русской истории и ценностям отечественной культуры;
дать ученикам представление о языческих верованиях древних славян как философии и специфическом отношении человека к миру, нашедших отражение в фольклоре и художественной литературе, развитие духовной культуры детей и их творческого воображения , расширение их художественного и общекультурного кругозора.
Задачи:
1. Формировать умение ставить проблему (гипотезу) и самостоятельно искать оригинальные пути ее реализации.
2. Ориентировать деятельность учащихся на творческое начало, на приобретение собственного опыта творческой деятельности.
3. Формировать ценностное отношение к традиционным семейным отношениям. Воспитывать любовь к дому, близким. Заставить задуматься о том, что лишь семья может воспитать в человеке существенные стороны культуры.
4. Способствовать формированию умения учащихся собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал, прививать навыки библиографической работы.
В результате изучения курса учащиеся должны:
Иметь представление
- о быте и развитии культуры на древнерусской земле;
- о влиянии христианских духовных традиций;
- об основных христианских и языческих обычаях и обрядах, связанных с праздниками церковного календаря.
Знать
- об истории происхождения славян, об их древних сказаниях, праздниках, мифах о человеке;
- календарные обряды и обрядовый фольклор;
- быт русского народа, устои, традиции;
- особенности архитектуры первых русских городов и обустройство дома;
- традиции народной медицины.
Уметь
- применять полученные знания для углубленного изучения материала,
- ориентироваться в традициях народной культуры.
Прогнозируемый результат:
1. Ученики знакомы с историей и культурой своей страны.
2. Любят и хранят национальную культуру.
3. Знают, как объясняли язычники таинственную связь окружающих их явлений, мифы древних славян, особенности славянского календаря, основные календарные обряды и обычаи.
Личностные результаты
1) сформированность основ гражданской позиции личности;
2) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Метапредметные результаты
1) способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
2) способность к сотрудничеству и коммуникации;
3) способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Принципы построения курса.
Основой построения элективного курса являются принципы
- доступности в отборе литературных и духовных произведений;
- единства литературного, речевого и духовно-нравственного развития;
- индивидуального подхода и коллективизма в обучении.
Методы и приемы.
С учетом современных требований к знаниям, умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием объяснения написанного, то есть графическое выражение хода мысли учащихся.
Учить учащихся давать аргументированную оценку ответа товарища. Пополнять словарный запас – тоже задача курса.
Программа состоит из 34 занятий.
Типы уроков и формы проведения занятий.
Беседы,практические занятия, работа с художественной литературой, игра, мастер-классы по изготовлению куклы, оберега, сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении материалов курса.
Учитываются интересы учащихся, возможности и способности, индивидуальные особенности.
Виды контроля: уровень подготовки учащихся определяется по результатам творческих работ, устных сообщений в конце года, защиты проекта в конце года.
Список литературы и Интернет-источников:
- Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М., Художественная литература, 1984
- Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. М, Эксмо, 1996
- Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. «Русский купец» «Братья славяне» из Нижнего Новгорода, 1995
- Грушко Е., Медведев Ю. Русские легенды и предания. М., Эксмо, 2006
- Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. М., 1995
- Зеленая аптека. Лекарственные растения// http://www.sol-sanich.ru/, https://play.google.com/store/apps/details?id=zh.studio.green.pharmacy&hl=ru, http://grinapteka.ru/
- Есенин С. Стихотворения и поэмы. М., 2007
- Капица Ф.С. Тайны славянских богов.М., Рипол Классик, 2008
- Карамзин Н.М. «История государства Российского» в 12 томах// http://www.bibliotekar.ru/karamzin/
- Коринфский Аполлон народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. М., Белый Город, 2008
- Мирошниченко О.Ф. Тайны русского алфавита. М., Епифанов, 2007
- Панкеев И. от крестин до поминок. Обычаи, обряды, предания русского народа. М., Эксмо, 1997
- Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба.М., Белый город, 2006
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., Лабиринт, 2005
- Семенова М. Мы – славяне. С.-П., Азбука-классика, 2007
- Тэффи Н. А. Блины// "Наука и жизнь" No2 1996 г, с.146-149// http://bookz.ru/
- Терещенко А.В. История культуры русского народа. М., Эксмо, 2007
- Фасмер Макс. Этимологический словарь// http://fasmerbook.com/
Календарно-тематическое планирование метапредметного проекта
«Восхождение к истокам» 3 класс
№ | Дата | Тема | Виды учебной деятельности |
1 | Вводное занятие. Беседа о русской культуре. Комментированное чтение рассказов о славянских племенах. | Беседа, комментированное чтение | |
2 | Историческое прошлое нашего края. | Беседа, презентация | |
3 | Историческое значение нашего города в жизни России. Комментированное чтение рассказов о Москве. | Беседа, комментированное чтение, презентация | |
4 | Стены древнего Кремля. Практическое занятие. | Конструирование, разгадывание ребусов, кроссвордов о нашем городе | |
5 | Стены древнего Кремля. Практическое занятие. | Конструирование, разгадывание ребусов, кроссвордов о нашем городе | |
6 | Поверия, суеверия и предрассудки русского народа. Духи и существа древних славян. Творческая работа. | Беседа учителя по русской демонологии этнографическим и фольклорным материалам, содержащая описание духов – лешего, водяного, домового, кикиморы; ученики узнают об огненном змее и народном образе черта. Выполнение творческих работ: составление словаря мифологических существ. | |
7 | Поверия, суеверия и предрассудки русского народа. Духи и существа древних славян. Творческая работа. | Беседа учителя по русской демонологии этнографическим и фольклорным материалам, содержащая описание духов – лешего, водяного, домового, кикиморы; ученики узнают об огненном змее и народном образе черта. Выполнение творческих работ: составление словаря мифологических существ. | |
8 | Поверия, суеверия и предрассудки русского народа. Духи и существа древних славян. Творческая работа. | Беседа учителя по русской демонологии этнографическим и фольклорным материалам, содержащая описание духов – лешего, водяного, домового, кикиморы; ученики узнают об огненном змее и народном образе черта. Выполнение творческих работ: составление словаря мифологических существ. | |
9 | Быт русского народа. Жилище. Обустройство дома. Поселение. | Беседа учителя. ЭОР Работа с текстами стихотворений Н. Клюева «Изба – святилище земли» и «Рождество избы» | |
10 | Быт русского народа. Жилище. Обустройство дома. Поселение. | Беседа учителя. ЭОР Работа с текстами стихотворений Н. Клюева «Изба – святилище земли» и «Рождество избы» | |
11 | Быт русского народа. Мой род - моя крепость. Семья. | Беседа учителя. | |
12 | Быт русского народа. Мой род - моя крепость. Семья. | Беседа учителя. | |
13 | Быт русского народа. Одежда. Украшения и обереги. | Беседа учителя. Мастер-класс по изготовлению оберега. | |
14 | Быт русского народа. Одежда. Украшения и обереги. | Беседа учителя. Мастер-класс по изготовлению оберега. | |
15 | Быт русского народа. Русская баня. | Беседа учителя. Работа с текстом стихотворения алтайского поэта Александра Зуева «Черные доски» | |
16 | Быт русского народа. Русская баня. Практическое занятие. | Беседа учителя, иллюстрирование | |
17 | «Раз в крещенский вечерок…» Гадания. | Праздник «Святочные посиделки»: шутки, игры, гадания. Баллада В.А. Жуковского «Светлана». | |
18 | Русская печь. | Работа с текстами стихотворений Н. Клюева и С. Есенина «О красном вечере задумалась дорога…», «Пахнет рыхлыми драченами…» | |
19 | Русская печь. Экскурсия в музей «Восхождение к истокам». | Экскурсия | |
20 | Хлеб – всему голова. | Работа с этимологическим словарем. История слов – названий изделий из теста: «калач», «коврижка», «каравай» и др. | |
21 | Хлеб – всему голова. Сбор материала по теме (пословицы, загадки, поговорки, песни). | Индивидуальная работа | |
22 | Хлеб – всему голова. Практическое занятие. | Лепка хлебных изделий | |
23 | Народная аптека: «травы – это небесные звезды на земле». Сбор материала. | Беседа учителя о сборе лекарственных трав, о народных лечебниках, о полезной и здоровой пище. | |
24 | Народная аптека: «травы – это небесные звезды на земле». Представление проекта. | Викторина | |
25 | Игрушки. Русская обереговая кукла. | Беседа учителя. Мастер-класс по изготовлению обереговой куклы. | |
26 | Игрушки. Русская обереговая кукла. | Беседа учителя. Мастер-класс по изготовлению обереговой куклы. | |
27 | Русские народные игры. | Урок-игра | |
28 | Календарь праздников на Руси. Сбор материала по теме. | Беседа учителя | |
29 | Календарь праздников на Руси. | Групповая работа уч-ся. Представление индивидуальных проектов. | |
30 | Мифологические образы в русской народной сказке. Сказка «Василиса Премудрая». | Анализ художественного текста, | |
31 | Мифологические образы в живописи, театре, кино. | Просмотр фильма «Снегурочка» | |
32 | Подготовка и оформление проекта. Практическое занятие. | Практическое занятие | |
33 | Представление, защита творческих проектов по теме «Культура Древней Руси». | Представление, защита творческих проектов. Индивидуальная и групповая работа. | |
34 | Нас Русь зовет и манит. Итоговое занятие. | Рефлексия. Создание занимательных заметок для школьной газеты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/04/picture-490960-1412422936.jpg)
Рабочая программа метапредметного проекта «Подумаем вместе» 3 класс
Рабочая программа метапредметного проекта «Подумаем вместе» 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/26/picture-761608-1456504394.jpg)
Рабочие программы по проекту "Школа 2100" 4 класс
Рабочие программы по проекту "Школа 2100" 4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/26/picture-761608-1456504394.jpg)
Рабочие программы по проекту "Школа 2100" 4 класс.
Рабочие программы по проекту "Школа 2100" 4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/26/picture-761608-1456504394.jpg)
Рабочие программы по проекту "Школа 2100" 4 класс
Рабочие программы по проекту "Школа 2100" 4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/26/picture-761608-1456504394.jpg)
Рабочие программы по проекту "Школа 2100".4 класс
Рабочие программы по проекту "Школа 2100".4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/26/picture-761608-1456504394.jpg)
Рабочие программы по проекту "Школа 2100".4 класс
Рабочие программы по проекту "Школа 2100".4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/26/picture-761608-1456504394.jpg)
Рабочая программа по проекту "Школа 2100" 4 класс
Рабочая программа по проекту "Школа 2100" 4 класс...