Рабочая программа метапердметного проекта «Восхождение к истокам» 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме

Кузнецова Татьяна Сергеевна

Рабочая программа метапердметного проекта «Восхождение к истокам» 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voskhozhdenie_k_istokam_3kl.docx44.58 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа метапердметного проекта

«Восхождение к истокам»

Пояснительная записка

   Рабочая программа курса  разработана  исходя из  положений Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации согласно требованиям ФГОС, опираясь на следующие нормативно-правовые документы:

            1.Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования,       основного общего образования, среднего(полного)             общего образования , утверждён приказом Минобразования России от 5.03.2004. №1089.

            2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ от 22.12.2009. № 177785 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

            3. Согласно санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, от 29.12.10 №189)

            4.Закон РФ «Об образовании» (статья 7)

 Программа     соответствует   федеральному   компоненту   государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов.  

    Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
   Лучшее средство вступить в мир национальной  культуры – это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы. Такой шаг дает возможность познакомить учеников со складом мышления родного народа, раскрывает значимость Слова в жизни человека Древней Руси, помогает подготовиться к осознанному восприятию письменной словесности.  Многое в обычаях, верованиях, обрядах и традициях русского народа уходит корнями в необычайно богатую, полную самых неожиданных сюжетов, мотивов, аллегорий, созвучий, метафор славянскую мифологию, в яркую и неповторимую историю славянских народов. Что мы знаем обо всем этом? Изучение программы курса "Восхождение к истокам" дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, традициях. Пантеон богов славян, славянская мифология, поверия, суеверия и предрассудки русского народа, духи и существа древних славян, человеческая жизнь от смерти до рождения, быт русского народа, календарь языческих праздников, ритуалы и обряды, герои сказаний древних славян — обо всем этом пойдет речь на занятиях курса.

   Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт  возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа. Анализ литературных произведений позволит учащимся расширить читательский кругозор, повысит культуру чтения, сформирует устойчивый интерес к мифологии и устному народному творчеству как источникам и неотъемлемым составляющим национальной культуры.

Курс "Восхождение к истокам"  интегрированный, так как тесно связан с другими школьными предметами: историей, русским языком, изобразительным искусством, музыкой, окружающим миром, технологией.

Цели и задачи.

       Программа данного курса предназначена для обучения учащихся 3 классов; рассчитана на 34 часа.

Основные цели курса следующие:

обеспечить углубленное изучение школьниками культурного наследия Древней Руси;

формировать у школьников гуманитарное мировоззрение, эстетический вкус, интерес к русской истории и ценностям отечественной культуры;

дать ученикам представление о языческих верованиях древних славян как философии и специфическом отношении человека к миру, нашедших отражение в фольклоре и художественной литературе, развитие духовной культуры детей и их творческого воображения , расширение их художественного и общекультурного кругозора. 

Задачи:

1. Формировать умение ставить проблему (гипотезу) и самостоятельно искать оригинальные пути ее реализации.
2
. Ориентировать деятельность учащихся на творческое начало, на приобретение собственного опыта творческой деятельности.
3
. Формировать ценностное отношение к традиционным семейным отношениям. Воспитывать любовь к дому,  близким. Заставить задуматься о том, что лишь семья может воспитать в человеке существенные стороны культуры. 
4
. Способствовать формированию умения учащихся собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал, прививать навыки библиографической работы.

                               В результате изучения курса учащиеся должны:

Иметь представление

- о быте и развитии культуры на древнерусской земле;

- о влиянии христианских духовных традиций;

- об основных христианских и языческих обычаях и обрядах, связанных с праздниками церковного календаря.

Знать

- об истории происхождения славян, об их древних сказаниях, праздниках, мифах о человеке;

- календарные обряды и обрядовый фольклор;

- быт русского народа, устои, традиции;

-  особенности архитектуры первых русских городов и обустройство дома;

- традиции народной медицины.

Уметь

- применять полученные знания для углубленного изучения материала,

- ориентироваться в традициях народной культуры.

                                                         Прогнозируемый результат:
1. Ученики знакомы с историей и культурой своей страны.
2. Любят и хранят национальную культуру.
3. Знают, как объясняли язычники таинственную связь окружающих их явлений, мифы древних славян, особенности славянского календаря, основные календарные обряды и обычаи.

Личностные результаты

1) сформированность основ гражданской позиции личности;

2) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

Метапредметные результаты

1) способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

2) способность к сотрудничеству и коммуникации;

3) способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Принципы построения курса.

            Основой построения элективного курса являются принципы

- доступности в отборе литературных и духовных произведений;

- единства литературного, речевого и духовно-нравственного развития;

- индивидуального подхода и коллективизма в обучении.

Методы и приемы.

С учетом современных требований к знаниям, умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием объяснения написанного, то есть графическое выражение хода мысли учащихся.

Учить учащихся давать аргументированную оценку ответа товарища. Пополнять словарный запас – тоже задача курса.

      Программа состоит из 34 занятий.

Типы уроков и формы проведения занятий.

     Беседы,практические занятия, работа с художественной литературой, игра, мастер-классы по изготовлению куклы, оберега, сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении материалов курса.

     Учитываются интересы учащихся, возможности и способности, индивидуальные особенности.

     Виды контроля: уровень подготовки учащихся определяется по результатам творческих  работ, устных сообщений в конце года, защиты проекта в конце года.

Список литературы и Интернет-источников:

  1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М., Художественная литература, 1984
  2. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. М, Эксмо, 1996
  3. Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. «Русский купец»  «Братья славяне» из Нижнего Новгорода, 1995
  4. Грушко Е., Медведев Ю. Русские легенды и предания. М., Эксмо, 2006
  5. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках  русского народа. М., 1995
  6. Зеленая аптека. Лекарственные растения// http://www.sol-sanich.ru/, https://play.google.com/store/apps/details?id=zh.studio.green.pharmacy&hl=ru, http://grinapteka.ru/
  7. Есенин С. Стихотворения и поэмы. М., 2007
  8. Капица Ф.С. Тайны славянских богов.М., Рипол Классик, 2008
  9. Карамзин Н.М. «История государства Российского» в 12 томах// http://www.bibliotekar.ru/karamzin/
  10. Коринфский Аполлон народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. М., Белый Город, 2008
  11. Мирошниченко О.Ф. Тайны русского алфавита. М., Епифанов, 2007
  12. Панкеев И. от крестин до поминок. Обычаи, обряды, предания русского народа. М., Эксмо, 1997
  13. Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба.М., Белый город, 2006
  14. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., Лабиринт, 2005
  15. Семенова М. Мы – славяне. С.-П., Азбука-классика, 2007
  16. Тэффи Н. А. Блины// "Наука и жизнь" No2 1996 г, с.146-149// http://bookz.ru/
  17. Терещенко А.В. История культуры русского народа. М., Эксмо, 2007
  18. Фасмер Макс. Этимологический словарь// http://fasmerbook.com/

Календарно-тематическое планирование метапредметного проекта

«Восхождение к истокам» 3 класс

Дата

Тема

Виды учебной деятельности

1

Вводное занятие. Беседа о русской культуре. Комментированное чтение рассказов о славянских племенах.

Беседа, комментированное чтение

2

Историческое прошлое нашего края.

Беседа, презентация

3

Историческое значение нашего города в жизни России. Комментированное чтение рассказов о Москве.

Беседа, комментированное чтение, презентация

4

Стены древнего Кремля. Практическое занятие.

Конструирование, разгадывание ребусов, кроссвордов о нашем городе

5

Стены древнего Кремля. Практическое занятие.

Конструирование, разгадывание ребусов, кроссвордов о нашем городе

6

Поверия, суеверия и предрассудки русского народа.  Духи и существа древних славян.

Творческая работа.

Беседа  учителя по русской демонологии этнографическим и фольклорным материалам, содержащая описание духов – лешего, водяного, домового, кикиморы; ученики узнают об огненном змее и народном образе черта. Выполнение творческих работ: составление словаря мифологических существ.

7

Поверия, суеверия и предрассудки русского народа.  Духи и существа древних славян.

Творческая работа.

Беседа  учителя по русской демонологии этнографическим и фольклорным материалам, содержащая описание духов – лешего, водяного, домового, кикиморы; ученики узнают об огненном змее и народном образе черта. Выполнение творческих работ: составление словаря мифологических существ.

8

Поверия, суеверия и предрассудки русского народа.  Духи и существа древних славян.

Творческая работа.

Беседа  учителя по русской демонологии этнографическим и фольклорным материалам, содержащая описание духов – лешего, водяного, домового, кикиморы; ученики узнают об огненном змее и народном образе черта. Выполнение творческих работ: составление словаря мифологических существ.

9

Быт русского народа. Жилище. Обустройство дома. Поселение.

Беседа учителя. ЭОР  

Работа с текстами стихотворений Н. Клюева «Изба – святилище земли» и «Рождество избы»

10

Быт русского народа. Жилище. Обустройство дома. Поселение.

Беседа учителя. ЭОР  

Работа с текстами стихотворений Н. Клюева «Изба – святилище земли» и «Рождество избы»

11

Быт русского народа.  Мой род - моя крепость. Семья.

Беседа учителя.

12

Быт русского народа.  Мой род - моя крепость. Семья.

Беседа учителя.

13

Быт русского народа.  Одежда. Украшения и обереги.

Беседа учителя. Мастер-класс по изготовлению оберега.

14

Быт русского народа.  Одежда. Украшения и обереги.

Беседа учителя. Мастер-класс по изготовлению оберега.

15

Быт русского народа. Русская баня.

Беседа учителя.  Работа с текстом стихотворения алтайского поэта Александра Зуева «Черные доски»

16

Быт русского народа. Русская баня. Практическое занятие.

Беседа учителя, иллюстрирование

17

«Раз в крещенский вечерок…» Гадания.

Праздник «Святочные посиделки»: шутки, игры, гадания. Баллада В.А. Жуковского «Светлана».

18

Русская печь.

 Работа с текстами стихотворений Н. Клюева и  С. Есенина «О красном вечере задумалась дорога…», «Пахнет рыхлыми драченами…»

19

Русская печь. Экскурсия в музей «Восхождение к истокам».

 Экскурсия

20

Хлеб – всему голова.

Работа с этимологическим словарем. История слов – названий изделий из теста: «калач», «коврижка», «каравай» и др.

21

Хлеб – всему голова. Сбор материала по теме (пословицы, загадки, поговорки, песни).

Индивидуальная работа

22

Хлеб – всему голова. Практическое занятие.

Лепка хлебных изделий

23

Народная аптека: «травы – это небесные звезды на земле». Сбор материала.

Беседа  учителя о сборе лекарственных трав, о народных лечебниках, о полезной и здоровой пище.

24

Народная аптека: «травы – это небесные звезды на земле». Представление проекта.

Викторина

25

Игрушки. Русская обереговая кукла.

Беседа учителя. Мастер-класс по изготовлению обереговой куклы.

26

Игрушки. Русская обереговая кукла.

Беседа учителя. Мастер-класс по изготовлению обереговой куклы.

27

Русские народные игры.

Урок-игра

28

Календарь праздников на Руси. Сбор материала по теме.

Беседа учителя

29

Календарь праздников на Руси.

Групповая работа уч-ся. Представление индивидуальных проектов.

30

Мифологические образы в русской народной сказке. Сказка «Василиса Премудрая».

Анализ художественного текста,

31

Мифологические образы в живописи, театре, кино.

Просмотр фильма «Снегурочка»

32

Подготовка и оформление проекта. Практическое занятие.

Практическое занятие

33

Представление, защита творческих проектов по теме «Культура Древней Руси».

Представление, защита творческих проектов. Индивидуальная и групповая работа.

34

Нас Русь зовет и манит. Итоговое занятие.

Рефлексия. Создание занимательных заметок для школьной газеты.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа метапредметного проекта «Подумаем вместе» 3 класс

Рабочая программа метапредметного проекта «Подумаем вместе» 3 класс...

Рабочие программы по проекту "Школа 2100" 4 класс

Рабочие программы по проекту "Школа 2100" 4 класс...

Рабочие программы по проекту "Школа 2100" 4 класс.

Рабочие программы по проекту "Школа 2100" 4 класс...

Рабочие программы по проекту "Школа 2100" 4 класс

Рабочие программы по проекту "Школа 2100" 4 класс...

Рабочие программы по проекту "Школа 2100".4 класс

Рабочие программы по проекту "Школа 2100".4 класс...

Рабочие программы по проекту "Школа 2100".4 класс

Рабочие программы по проекту "Школа 2100".4 класс...

Рабочая программа по проекту "Школа 2100" 4 класс

Рабочая программа по проекту "Школа 2100" 4 класс...