Рабочие программы по проекту "Школа 2100" 4 класс.
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Ахматдинова Ильсияр Раисовна

Рабочие программы по проекту "Школа 2100" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.docx56.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

                                                                                               

Приложение к     образовательной программе,

                                                                                                                                                               введенной в действие  приказом №_______

                                                                                                                                                                         от  « 31»  08. 20 15 г.                             

Рссмотрено на заседании кафедры  начального образования

Протокол № _______от   «    »            . 2015 г. 

Руководитель  кафедры      Н.А.Терехина /                       /

Согласовано

Заместитель  директора     Е.А. Зверева  /                        /

«     »      .2015г.                                                                                                                                                                                                                     

Рабочая программа по  литературному чтению

для  4 а класса

   Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту составлена на основе программы по литературному чтению автор Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой

Программа обеспечена учебником «Питературное чтение» 4 класс, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева– М.: «Баласс».

                                                                                       

Составитель: Ахматдинова Ильсияр Раисовна ,                

        учитель начальных классов

 1 квалификационной категории.

2015г.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению создана на основе: федерального компонента государственного стандарта начального общего образования; учебного плана МБОУ СОШ  п. Пионерский  на 2015-2016 учебный год; в соответствии с авторской программой «Литературное чтение», авторы  Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев  (Примерная основная программа образовательной системы «Школа 2100», под науч.ред. Д.И. Фельдштейна, М., Баласс, 2014г.).

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

-       Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Уроки литературного чтения по      учебнику « В океане света» 4 класс. – М.:: Баласс, 2012.

- Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В одном счастливом детстве». 4 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2015.

- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Уроки литературного чтения по учебнику « В одном счастливом детстве» 4 класс. – М.:: Баласс, 2012.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

- Антипова И.А. Очерки о детских писателях: справочник для учителей начальных классов. – М.: Баласс, 2009.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В Методические рекомендации для учителя. 4 класс.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»

http://www.megabook.ru

  • Образовательный сайт TeachPro.ru

http://www.teachpro.ru

Формирование функционально грамотных людей – одна  из важнейших  задач  современной школы.  Основы   функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где  идет интенсивное  обучение различным  видам  речевой деятельности  – чтению и  письму,  говорению и  слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком –  один  из  основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель– формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем  как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их  самостоятельно выбирать. Достижение этой  цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через  литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи  (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей  к литературе как искусству слова, к пониманию  того,  что  делает литературу художественной, – через  введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

2.Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
  2. овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
  3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

  1. определение и объяснение своего эмоционально>оценочного отношения к прочитанному;
  2. приобщение к литературе как искусству слова;
  3. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1-м классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-м классе – его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3-м классе – пьесу, в 4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям  А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

Такова внутренняя логика системы чтения.

Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
    Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
    Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
    Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

3.Описание  места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ СОШ п. Пионерский и годовому календарному учебному графику на текущий учебный год всего на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 4 классе выделяется  102 часа (3 ч. в неделю, 34 учебные недели).

4.Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся _4 А_ класса и специфики классного коллектива, имеющих разный уровень скорости чтения, творческих способностей и интеллектуальных возможностей обучающихся.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета .

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

Базовый уровень:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

Повышенный уровень:

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Базовый уровень:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Повышенный уровень:

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

Базовый уровень:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему)

Повышенный уровень:

  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

Базовый уровень:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Повышенный уровень:

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

Базовый уровень:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
  • самостоятельно находить ключевые слова;
  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
  • формулировать основную мысль текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
  • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

Повышенный уровень:

  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
  • относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
  • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
  • видеть языковые средства, использованные автором

Система оценки:

     1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.        После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».

Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:

таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;

таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;

таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.

Отметки заносятся в таблицы результатов:

Обязательно (минимум):

-       за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),

-       за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).

По желанию и возможностям учителя (максимум):

-       за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.

«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Основные разделы «Портфеля достижений»:

-       показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);

-       показатели метапредметных результатов;

-       показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).

Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном - обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно»

5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

-       либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);

-       либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно».

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.

7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.          

6.Содержание учебного предмета.

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

  1. Круг детского чтения.
  2. Техника чтения.
  3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
  4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
  5. Литературоведческая пропедевтика.
  6. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
4-й класс –102 ч (3 часа в неделю.)

Произведения современной детской литературы разных жанров.  Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы.  Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: А. Болотова, статьи Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер произведений для детей, их прямая назидательность.
Детская литература XIX в.  Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 20-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 20–30-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Веселый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы. Сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. Отрывки из романа Ю. Олеши «Три Толстяка».
Детская литература 30–50-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.
Детская литература 60–90-х гг. «Панорама поэзии для детей»: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:

  • прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
  • самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
  • проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
  • формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • пересказывать текст по плану.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа

4-й класс

Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.

Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).

Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.

Наблюдение над языком художественных произведений.

Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.

Литературоведческая пропедевтика

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

4-й класс

Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы.

Пролог и эпилог в художественном произведении.

Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).

Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).

Баллада – рассказ в стихах.

Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести.

Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

7.Учебно-тематический план

Раздел учебной программы, тема

Общее количество часов по рабочей программе

Практическая часть

Проверочные работы

Административные контрольные работы

Уроки развития речи

Внеклассное чтение

Введение в курс литературного чтения

1

1. Произведения современной детской литературы разных жанров.  

2. У истоков русской детской литературы

3. Детская литература XIX в.  .

4. Детская литература XX в.

5. Детская литература 30–50-х гг

6. Детская литература 60–90-х гг.

ИТОГО: 102 часа

6

14

27

27

10

17

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

2

1

                           

8         Учебно-методическое  и  материально-техническое обеспечение  образовательного процесса

  1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литературное чтение: В океане света: книга для чтения в 4 классе. – Ч. 1, 2. – М.: Баласс, 20012.
  2. Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В. «Рабочая тетрадь».- М.: Баласс, 20015.
  3. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного в 4 классе. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 20013

     4. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 4 класс С.В. Кутявина. М., 20012

     5. Литературное чтение. Тесты. 4 класс. С.А. Маркова – М.: Планета, 2013

     6. «Чтение» 1-4 классы. Сборник текстов для проверки техники чтения. М., «Издат-школа»

  1. Персональный компьютер
  2. Мультимедийный проектор

 

ЦОР к учебникуР.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Литературное чтение» («В океане света») – 1и 2, 3 и 4 четверти.

      Интернет ресурсы:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/01/12/rabochaya-programma-po-literaturnomu-chteniyu-4-klass-programmahttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/01/12/rabochaya-programma-po-literaturnomu-chteniyu-4-klass-programma

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

http://www.school2100.ru

Образовательная система «Школа 2100»

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование

http://www/proshkolu.ru

Сайт для учителей. Разные сообщества

 9. Календарно- тематическое планирование.

п/п

Тема

урока

урока в теме

Элементы содержания

Виды деятельности

Дата проведения

план

факт

1

Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе.

1

Пролог в худ. произведении

Произведения современной детской литературы разных жанров (6 часов)

2

Г.Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»

1

Характер героя, его поступки и мотивы

Аудирование (слушание)

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастера слова.

Отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывания

3

Е.Велтистов «Приключения Электроника» характер героя

2

Характер героя, его поступки и мотивы

4

Е.Велтистов «Приключения Электроника»

3

Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести

5

Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада»

4

Самостоятельно осмысливать заглавие произведения

6

Сочинение о любимом писателе.

5

Различие жанров произведений: повесть.

7

Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках

6

Ознакомление с историей создания литературного произведения.

У истоков русской детской литературы (14 часов)

8

Зарождение литературы. Летопись.

1

История детской литературы

Чтение

 Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.Декламировать стихотворения, отрывки прозы. Читать про себя текст осознан- но, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Вычитывать все виды текстовой вой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рас- сказ на основе предложения.Формулировать основную мысль текста. Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова текста.

9

Расселение славян

2

Русская летопись

10

Изобретение славянской азбуки

3

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей

11

« Похвала книгам» Ярослава Мудрого

4

Справочники, энциклопедии,

12

В.Мономах « Поучение»

5

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей

13

Стихи Савватия

Стихи Симеона Полоцкого

6

Стихи для детей Савватия

14

ХVIII век. Сон незнакомого мальчика.

7

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей

15

Конец XVIII   века. Усадьба Аксаковых.

8

16

Проверочная работа по теме: « У истоков русской детской литературы»

9

Отрывки из русских летописей

17

Сочинение в стиле нравоучительной статьи

10

Автобиографическое произведение

18

А.Болотов « Жизнь и приключения А.Болотова»

11

Автобиографическое произведение

19

Внеклассное чтение. Писатели о себе

12

Периодическая печать

20

А.Шишкова детские стихи

13

Характер героя. Его поступки и их мотивы

21

Сочинение «Какие мудрые мысли я нашел в книгах писателей XVIII века (XVII века, в летописях).

14

Характер героя. Его поступки и их мотивы

Детская литература XIX века (27 часов)

22

И.Крылов « Квартет»

1

Басня, ее особенности

Объяснять смысл заглавия произведения.Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно. Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке. Культура речевого общения Участвовать в диалоге.Конструировать монологическое высказывание. Создавать устно текст-рассказ- характеристику героя.

Высказывать аргументированно своё отношение к прочитанному , к героям. Культура письменной речи.Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.

23

Басни И. Крылова

2

Место произведения в истории русской детской литературы

24

А.Погорельский

 « Черная курица»

3

Характер героя, его поступки и их мотивы

25

А.Погорельский

 « Черная курица

4

Характер героя, его поступки и их мотивы

26

Исторические рассказы А. Ишимовой

5

Н.В.Гоголь

27

А.С.Пушкин « Сказка о царе Салтане»

6

Характер героя, его поступки и их мотивы

28

А.С.Пушкин « Сказка о царе Салтане»

7

Составлять простой план в разных его вариантах

29

А.С.Пушкин « Сказка о царе Салтане»

8

Находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему

30

А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

9

Самостоятельно осмысливать заглавие произведения

31

В.Жуковский «Спящая царевна»

10

Работа над литературным образом героя

32

Литературные сказки

11

Наблюдение над языком худ. произведений

33

В.Даль «Война грибов с ягодами»

12

В.Даль . Сказки и игры для детей

34

А. Ишимова  «Славяне»

13

35

Устное сочинение – обработка народной сказки (подражание В.Далю).

14

Краткий пересказ

36

С.Аксаков « Детские годы Багрова –внука

15

Характер героя, его поступки и их мотивы

37

Справочная литература

16

Энциклопедии.

Словари.

38

Стихи А. Толстого, А.Плещеева

17

39

Стихи А.Майкова, Ф. Тютчева о природе

18

40

Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

19

41

Школа Л.Н.Толстого в Ясной поляне

20

42

Л.Н.Толстой « Два брата»

21

43

Л.Н.Толстой « Как ходят деревья»

22

44

К.Ушинский « Столица и губернский город»

23

45

К.Ушинский « Наше Отечество»

24

46

Сочинение – подражание К.Д.Ушинскому.

25

Сочинение на заданную тему

47

А.Куприн «Слон»

26

Деление текста на части. Составление плана.

48

Проверочная работа по теме: «Литература 19 века»

27

Детская литература ХХ века (27 часов)

49

Загадка Л.Чарской

1

Отрывки из повести

Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предвари- тельной подготовки. Творческая деятельность. Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).

 Иллюстрировать текст. Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге.

50

Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки»

2

Творческие пересказы

51

Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки»

3

Характер героя, его поступки и их мотивы

52

Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики XIX-XX веков

4

53

Петроград 1923 год.

5

Творческая индивидуальность писателя.

54

Б.Житков

« Н.И.Пушкин»

6

Работать над образом литературного героя

55

К.Чуковский « Серебряный герб»

7

Работать над образом литературного героя

56

Д.Хармс « Уж я бегал, бегал…»

8

Находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему

57

Ю.Владимиров «Чудаки»

9

Выделение языковых средств худ .выразительности

58

А.Введенский « О рыбаке и судаке»

10

Юмор и сатира в произведениях детской литературы

59

« Вокруг Маршака»

11

Самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста

60

С.Сивоконь

12

Свободные высказывания о выступлениях одноклассников

61

Е. Шварц « Два брата»

13

Прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации

62

Б.Галанов «Книжка про книжку»

14

Составление простого плана

63

А.Н.Толстой « Фофка»

15

Наблюдение над языком произведения

64

А.Н.Толстой « Кот-сметанный рот»

16

Способы работы над текстом

65

М.Пришвин «Изобретатель»

17

Подробно пересказывать по плану

66

С.Маршак «Сила жизни»

18

67

Р.Киплинг «На далекой Амазонке»

19

Осмысление цели чтения.

68

Р.Бернс «В горах мое сердце»

20

Осмысление цели чтения

69

С.Маршак

21

Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному

70

В.Маяковский

22

Характер героя, его поступки и мотивы

71

А.Барто «Снегирь»

23

Выделение языковых средств художественной выразительности

72

Ю.Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»

24

Ознакомление с историей создания литературного произведения

73

Ю.Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» характер героя

25

Характер героя, его поступки и мотивы

74

Проверочная работа по теме: «Литературв ХХ века»

26

Установление смысловых частей

75

Б.Галанов « как найти город трех толстяков»

27

Прием работы с текстом

Детская литература 30-50-х годов ( 10 часов)

76

Р.Фраерман «Гайдар и дети»

1

Биографические сведения о жизни А.Гайдара

самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
относить прочитанное произведение к определенному периоду соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
относить произведения к жанру по определенным признакам
видеть языковые средства, использованные автором

77

А.Гайдар «Тимур и его команда»

2

Исторические приметы времени создания повести

78

А.Гайдар «Тимур и его команда» лицо главного героя

3

Характер героя, его поступки и мотивы

79

А.Гайдар «Тимур и его команда» поступки главного героя

4

80

Н.Носов «Федина задача»

5

Образ литературного произведения

81

В.Драгунский «Что любит Мишка?»

6

Характер героя, его поступки и мотивы

82

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы Ю.Сотника, В.Драгунского

7

Сведения об авторе

83

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы Н.Носова

8

Сведения об авторе

84

Стихи А.Барто

9

Юмор и сатира в произведениях детской литературы

85

Проверочная работа по теме: «Детская литература 30-50 годов»

10

Проверка знаний по разделу

Детская литература 60-90-х годов ( 17 часов)

86

Стихи Е.Благининой, Б.Заходера

1

Средства художественной выразительности

осознанное, правильное, выразительное чтение;
самостоятельное прогнозирование содержания текста до чтения;
самостоятельное нахождение ключевых слов;
самостоятельное освоение незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
вычитывание разных уровней текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;
формулирование основной мысли текста;
составление простого и сложного плана текста;
умение аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других

87

Стихи И.Токмаковой, Г.Сапгира

2

Различие жанров произведений

88

Стихи Э.Мошковской, Э.Успенского

3

Средства художественной выразительности

89

Стихи С.Черного

4

Средства художественной выразительности

90

Миниатюры Г.Цыферова

5

Средства художественной выразительности

91

Стихи Н.Матвеевой

6

Средства художественной выразительности

92

Н.Матвеева «Лето»

7

Выделение языковых средств художественной выразительности

93

Обобщение. Проверочная работа

8

Произведения для детей и их авторы

94

С.Козлов « Снежный цветок»

9

Место произведения в истории русской детской литературы

95

С.Козлов « Снежный цветок»

10

Особенности создания образов в пьесе

96

К.Драгунский

 « Крайний случай»

11

Характер героя, его поступки и мотивы

97

Т.Собакин «Цвет ветра»

12

Прогнозирование содержания текста по заглавию

98

Проверка техники чтения

13

Темп чтения вслух 85-90 слов

99

Проверочная работа по теме «Интервью у детского писателя»

14

Основные этапы развития детской литературы

100

Эпилог.

15

Пролог и эпилог в художественном произведении

101

Внеклассное чтение. О чем можно, о чем хочется читать.

16

102

Путешествие по «океану света»

17

ИТОГО: 102 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....