Родничок
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Соколова Любовь Александровна

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МЕЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Родничок»

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности

1    класс

                       Руководитель: Соколова

Любовь Александровна

2012-2013 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности.      Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей Малой Родины. Так  основными направлениями  Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся  является воспитание гражданственности, патриотизма.  Таким образом, актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины в  кружковой работе. Для учащихся начальных классов я разработала программу кружка « Родничок».

  Программа дополнительного образования «Родничок» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях:

  • научная достоверность используемого материала;
  • соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизического развития учащихся;
  • комплексность решения задач обучения и воспитания;
  • постоянство требований и систематическое повторение действий;
  • гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника;
  • единство развития коллективных свойств творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка;

Особенность программы

Программа рассчитана на учащихся 1- х классов общеобразовательных учреждений. Курс программы рассчитан на 33 часа. Программа состоит из трёх разделов: « Мой дом. Моя семья», «Моё село. Мой край», «Природа и мы».         Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории, природе родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.

  Данная  программа позволит осуществить  военно-патриотическое направление во внеурочной деятельности.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:

- создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка в окружающем мире;

- воспитывать гражданское самопознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного села.

ЗАДАЧИ для учащихся по возрастным группам:

В 1 классе:

- расширять представления о ближайшем социальном окружении,

-учить видеть прекрасное в окружающем мире,

- познакомить с  картой района, области.

- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

- способствовать осознанию неразрывной связи истории родного села с историей страны;

- дать понятие о символах района и Российского государства;

- расширять знания о природе, растительном и животном мире края, учить видеть прекрасное в окружающем мире;

- учить выбирать наиболее безопасный путь из школы домой.

- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

Ожидаемым  результатом программы будет:

устойчивый интерес к истории своей малой родины,

знание  своей взаимосвязи с окружающим микромиром,

 знания по истории, природе, культуре родного края, знания  правил охраны природы, способность творчески мыслить и рассуждать,

умение переносить полученные в ходе курса  З и У на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность,

в условиях модернизации, приобретать такие черты, необходимые молодому современному человеку как предприимчивость, разносторонность, конкурентоспособность,

способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах,

способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

Ожидаемый результат.

Знания и умения учащихся к концу 1 года обучения.

Знать:

Уметь:

Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ.

Составлять родословную.

Знать символику Межевского района, названия сёл района, рек и других объектов.

Составлять устный рассказ о своей школе.

Названия улиц, культурных центров, памятных мест села.

Ориентироваться по карте, находить объекты ( села, реки, улицы,,.)

Составлять план-схему безопасного маршрута от дома до школы

Фамилии земляков, внёсших вклад в победу над врагом, в развитии села.

заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.

РАБОТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ организацию следующих видов деятельности:

- познавательной (наблюдение, получение информации от педагога, чтение литературы, выполнение заданий на применение знаний)

- ценностно - ориентационной (оценка значения изучаемых объектов и обоснование своей точки зрения)

- коммуникативной (коллективное планирование и обсуждение результатов дел)

- художественно- эстетической (восприятие эстетических свойств природных объектов)

- трудовой природоохранительной (сохранение окружающей среды, поддержание порядка радом с домом, в школе)

ФОРМЫ РАБОТЫ:

Занятия, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, игры, практические  работы, индивидуальная работа.

 Формы контроля промежуточных и конечных результатов:

  Викторины, творческие задания, составление альбомов, выставки творческих работ, презентации индивидуальных  творческих проектов, конкурсы.

Условия реализации программы:

- изучение предусмотренных  программой теоретических и практических занятий,

- учёт возрастных и личностных особенностей учащихся,

- использование разнообразного дидактического материала.

- наличие мультимедийного оборудования.


Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Тема

кол-во часов

Содержание занятий

Формируемые ЗУН

1-2

Мой дом.

Моя семья.

Знакомство с содержанием работы кружка. «С чего начинается родина?»

2

Беседа, прослушивание музыки на тему, чтение стихов, выполнение рисунков.

Понятия

Родина, малая родина

3-4

« Моя семья»

1

Беседа, творческая работа детей (рассказы, рисунки, сочинения)

Семья.

5-6

Основы генеалогии. Генеалогическое древо.

2

Рассказ, чтение книг о науке. Сбор информации.

Понятие о

генеалогии

Составление родословной

7

    Выставка. «Генеалогическое древо моей семьи».

    1

Практическая работа Оформление родословной своей семьи. Выставка работ.

Поколения,

родословная

8

Праздники и обычаи моей семьи.

1

Беседа.

 Творческая работа с привлечением родителей.

Название  праздников, их особенности.

9-10

Моё село. Мой край.

Конкурс рисунков, сочинений « Моя улица».

2

Творческая работа, беседа, поиск информации

Название

улиц села

Творческая работа

11

Символика Российского государства.

1

Беседа, просмотр, слайдов, чтение литературы по теме.

Символы России

( гимн, флаг, герб страны)

12

Символика Межевского района.

1

Просмотр презентации по теме, индивидуальная работа. Беседа.

Символы района

( флаг, герб)

13

Заочное путешествие по селу Георгиевское

1

Рассказ, презентация.

Умение ориентироваться по улицам села

14

Безопасный путь в школу и из школы домой.

2

Беседа, викторина, практическая работа.

Правила безопасного движения.

Разработка

маршрута

15

 «Историческое прошлое моего села»

Экскурсия в музей

16

Мое село в годы войны.

Беседа

17

Наши знаменитые земляки

Беседа, просмотр презентации.

Работа с информацией.

18

Мой прадедушка на войне

Творческая работа, сочинение, поиск информации

19

Посещение библиотеки. Писатели – земляки.

1

Экскурсия

Писатели- земляки, их произведения.

20-21

Природа и мы.

Операция « Мы друзья птиц». Изготовление кормушек.

2

Беседа, изготовление кормушек, игра, подкормка птиц.

Подкормка для птиц. Виды кормушек. Долг детей – помогать птицам в трудное время.

 Навык изготовления кормушек.

22

Мы – друзья птиц. Прогулка в парк. Наблюдение.

1

Наблюдение в природе. Игра. Стихи о помощи птицам, чтение рассказов.

Птицы нашей местности.

Наблюдение

23

«Ррастения нашей местности».

1

Презентация итогов индивидуальной работы, викторина.

Разнообразие растений.

Определение названия растения по листьям.

24

«Доктор- природа».

1

Беседа, викторина, работа с гербарием,

иллюстрациями, литературой.

Практическая работа

Лекарственные растения нашей местности, места распространения, роль.

Умение распознавать и использовать лекарственные растения

25-26

Красная книга Костромской области

Заочное путешествие по страницам книги

27-28

Природа моего края

Экскурсия в природу

Фотовыставка

29

Люблю, тебя, мой край родной!

Конкурс чтецов

30-31

Моя малая родина.

Выставка детских рисунков

32-33

Подготовка, оформление материала по итогам работы.

1-2

Оформление альбома, выставки.

Работа с информацией.

Презентация работы.


Информационное обеспечение образовательной программы

а) Список используемой литературы для детей

1. В.И Сивоглазова  Атлас родной природы. Растения  леса. Т.А Козлова.

- Москва.: Издательство « Эгмонт Россия» 2002.

2. В.И Сивоглазова  Атлас родной природы. Растения  луга. Т.А Козлова.

 Москва.: Издательство « Эгмонт Россия» 2002.

3. Алексеев Ю.А, Зуев М.Н., Ковалёв В.Е. Государственные символы России. Моя Родина -  Россия. – М.: « Триада – фарм», 2002.

4. Калецкий А.А. Калейдоскоп натуралиста. Москва  « Лесная промышленность», 1976


Формы контроля  результатов   при изучении тем курса может быть следующей:

Этапы педагогического контроля.

Сроки проверки.

Какие знания проверяются

Форма подведения итогов.

После изучения темы « Основы генеалогии».

Во время изучения тем Символика РФ и Межевского района»

Во время изучения темы

«Безопасный путь в школу и из школы домой».

Во время изучения темы

«Растения нашей местности».

« Доктор- природа».

Правила составления родословной.

Символы России, района.

 Умение определять безопасный путь в школу и из школы домой.

Определение названия растения по листьям.

Умение распознавать и использовать лекарственные растения

Выставка

« Родословная таблица моей семьи»

Беседа.

Составление маршрута, практическая работа.

Викторина с использованием презентации.

Практическая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час.Конкурс знатоков родного языка "Ты наш друг, родной язык".

Классный час посвящён празднованию Международного дня родного языка, который ежегодно отмечается 21 февраля....

Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

ПОЛОЖЕНИЕ Об открытой школьной викторине, посвященной международному дню родного языка «Язык мой родной»

1. Цель и задачи школьной викторины.1.1. Целью школьной викторины «Язык мой родной» является расширить знания младших школьников о русских народных сказках, а также развить интерес к изучению родного ...

Конспект урока "Я и мои родные места. Родной поселок."

Конспект урока кубановедения "Я и мои родные места. Родной поселок."...

« Обобщающее занятие по теме "Родной очаг" «Родные просторы»

« Обобщающее занятие по теме "Родной очаг" «Родные просторы» ( Истоки)...

КВН по истории родного края «Село моё родное – родная сторона»

КВН по истории родного края«Село моё родное – родная сторона»Цели и задачи:- приобщение учащихся к предметному миру прошлого, расширение границ школьного курса;- формирование интерес...