Эссе "Альфа и омега учителя"
материал на тему

Эссе о профессии учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx16.23 КБ
Файл jesse.docx13.46 КБ

Предварительный просмотр:

Альфа и омега учителя

Я – счастливый человек, потому что воспитывалась в семье, где царили взаимопонимание, терпение,  любовь.

Взрослея, присматривалась к окружающим меня людям. Читая художественную и публицистическую литературу, я пыталась анализировать причины, следствия и результаты поступков людей. Появление на свет моих детей, прибавило ещё больше вопросов: имею ли я право воспитывать, как воспитывать, чему учить? Именно желание получить ответы определило мой окончательный выбор. Я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением.

В результате поисков, раздумий практической работы у меня сложилась собственная система обучения. В основе её лежат идеи, убеждения и принципы, которые в целом представляют мою педагогическую философию.

Ядром этой философии является убеждение, что ребёнок –  центр развития, а предмет – средство, с помощью которого мы развиваем ребёнка. Независимо от пола, внешности, здоровья, ума,  манер, характера, способностей он, как сказано в Библии, «запертый сад, заключенный колодезь, запечатанный источник». В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в учебной деятельности в данный, кратковременный момент.

Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий.

Поэтому моя позиция по отношению к ребёнку такова: он – мой соавтор, принимающий и дающий, имеющий право на несогласие, сомнение и даже ошибку.

Очень важно не забывать, что жизнь ребёнка не должна и не может ограничиваться учебным процессом. Общение с друзьями, игры, любимые занятия, семейные дела – всё это не менее значимо для раскрытия сущностных сил и самоопределения личности.

И цель своей работы я вижу в том, чтобы создать условия  самореализации ребёнка, важно чтобы каждый ребёнок понял, что он сам творец себя, своей удивительной души.

Цель рождает принципы. Их немного:

  • Отказ от принуждения и подавления: к значимому результату через любовь и уважение, положительный эмоциональны фон жизни и учёбы ребёнка, мажорность и оптимизм;
  • Креативность: от творческого учителя к творчеству ученика;
  • Оптимальность и ёмкость учебного процесса: эффективное учение и успешное развитие ребёнка.

Эти принципы определили моё педагогическое кредо.

Три моих « ВСЕГДА» и три моих « НИКОГДА»:

  • Всегда и вовремя прийти на помощь ребёнку.
  • Всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации.
  • Всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям.
  • Никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам и высказываниям учеников.
  • Никогда не допускать ощущения превосходства над ребёнком, одного ученика над другим.
  • Никогда не оставлять ученика в состоянии безвыходности и беспомощности.

Опыт преподавательской работы у меня сравнительно небольшой. Вполне вероятно, что и педагогическая философия ещё не совсем совершенна. Но я убеждена в том, что любовь к ученикам, стремление понять их ценностные ориентации – это путь к совершенствованию профессионального мастерства педагога. Поэтому хотелось бы остановиться ещё на одном аспекте педагогической философии – это ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ.  Учитель как проводник из прошлого в будущее, как знаковая фигура в жизни не только каждого из его воспитанников, но и в жизни нашего будущего общества. Задача учителя на этом этапе обобщить накопленный профессиональный и жизненный опыт, выявить самое ценное и заложить в душу ребёнка всё значимое и необходимое для его полноценной жизни. Этим значимым для вступления в новую информационную эпоху всегда остаётся ценность человеческих взаимоотношений, радость человеческого общения, в основе которого лежат духовные, нравственные и интеллектуальные интересы человека.  

Делая шаг вперёд, мы понимаем, что приходит эпоха нового сознания. Она будет диктовать свои условия жизни, проповедовать иные ценности, предъявлять новые требования к человеку. Это эпоха перемен, эпоха инноваций, эпоха быстрого решения различных вопросов, эпоха нового интеллекта. Что именно будет главным, определяющим в жизни человека. Сказать трудно, но истинные ценности и красота человеческих взаимоотношений будут вечны всегда.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что за громкими словами «педагогическая философия», скрывается очень простая и очень здоровая мысль: педагогическая вера, надежда, любовь – это альфа и омега работы учителя.



Предварительный просмотр:

Учат те, кто вырос в прошлом…

Размышления…

   Что может быть лучше хорошего учителя? Что может быть хуже плохого учителя, случайно оказавшегося на этом месте? Нет успеха важнее, чем  учительский. И нет победы незаметнее, чем его. Зато любая педагогическая оплошность моментально обращается в ошибку. И нет ошибок хуже, чем учительские.

   Самый удивительный школьный феномен состоит в том, что людей будущего учат и воспитывают те, кто вырос в прошлом, несёт за плечами груз своих лет, привычек, заблуждений. Как трудно порой соединить в себе опыт человечества, который нужно передать ученикам, и смелость новатора! И как при этом суметь научить всех? Всех – очень способных и не очень, усердных и ленивых, холериков и меланхоликов. Вот вопросы, которые сегодня волнуют учителя. И учитель ищет новые пути, методики и формы обучения, старается понять, что сегодня самое главное.

   Все свои знания, умения, мысли и чувства я стараюсь, как можно более полно внести  в  сознание и души своих учеников. При этом я воспринимаю их  не как объект и даже не как субъект познания и воспитания, а выше. Они – люди будущего поколения, которое по логике жизни, должно  быть умнее и развитее моего (тем более в условиях реализации новых ФГОС).  Их восприятие мира – для меня откровение, их мысли и чувства – для меня, то новое, что я должна  сама познать. И в этом смысле я становлюсь сама учеником, а они учителями, не осознанно, опосредованно временем, но это так. Как  учитель  я это хорошо осознаю. В восприятии мира мы равны и в равных условиях  в праве познания. А это порождает взаимоуважение.

  Свою задачу я  вижу в создании условий для того, чтобы дети открыли себя, свои возможности, чтобы с процессом образования у них были связаны положительные эмоции, не угасало желание пополнять и расширять его.

  В современном обществе человек не может чувствовать себя свободным, если он не способен предвидеть последствия тех или иных событий, активно влиять на них. Так, экономически неграмотные люди остро ощущают свою зависимость, некомпетентность, будучи не в состоянии определить, как поступить, какое решение принять в той или иной ситуации.

   Очевидно, что без знания природных и социальных закономерностей, правил существования человек не может быть свободен в определении собственного пути в современном обществе. С другой стороны, знакомство детей с этими закономерностями и правилами важно не только само по себе, сколько с позиции тех изменений, которые происходят в общем развитии личности.

   Модель идеального ученика может быть следующей: интеллектуально развитый, креативный, способный критически мыслить, имеющий собственные убеждения, нравственно порядочный.

   Осознай себя, люби себя и верь себе! Умей выбирать из всей информации нужную -  вот чему я учу своих учеников. Стараюсь построить интегративную модель обучения, создать саморазвивающуюся систему.

   Хочется свои размышления закончить   словами Л. Леонова: « Прошлое учит настоящее не повторять ошибок в будущем»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..

Сценарий  праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися  начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....

Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"

Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

Альфа и омега учителя

Эссе на конкурс "Учитель года"...

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального  этапа Всероссийского   конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...

Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната

Выступление на педсовете: «Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната»....