Экологическое воспитание младших школьников в урочное время
учебно-методический материал на тему

В данной статье описываются приёмы экологического воспитания учащихся на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, тезнологии и изобразительного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Экологическое воспитание младших школьников в урочное  время .

                                     Колпакова Ирина Ивановна

            Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Корсаков Сахалинская область

Услышу ль сосен шум в полдневный час,

                              Журчанье струй средь камушков у брода,-

                              О люди, мыслю я у всех у нас

                              Есть мать одна, по имени Природа!

Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдётся сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя!»

           В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Поэтому в условиях надвигающейся экологической катастрофы актуально воспитание экологической культуры младших школьников.

В начальной школе закладываются основы экологической культуры.  Сложившиеся в младшей школе отношения к окружающей природе, впоследствии включатся в мир жизненных ценностей подростков и станут основой их поведения в реальной жизни. Где конечным результатом должно быть не только овладение учениками, определёнными знаниями и умениями, а развитие у них эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Актуальность  данного вопроса подчёркивается содержанием следующих нормативных документов:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

призван обеспечить выполнение следующей основной цели:

воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

направлен на достижение следующих целей:

развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры; потребности сохранять и укреплять здоровье.

 Воспитание экологической культуры младших школьников остаётся одной из важнейших в педагогической действительности.

Цель экологического воспитания -  формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

- образовательных: формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

- воспитательных: формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

- развивающих: развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

Разумная, деятельная любовь к природе – одна из граней любви к Родине. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в этот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик.

С целью проверки состояния экологического воспитания учащихся и выяснения первоначальных знаний об экологии необходимо проводить анкетирование учащихся.

Как правило, анализируя анкеты, можно сделать вывод о том, что дети не осознают своё место в мире природы, у них недостаточно сформированы представления об экологии, об экологических проблемах, которые существуют. Все дети с удовольствием бывают в природе, любят собирать грибы и ягоды, любят играть в природе, рыбачить со старшими, разводить костры для обогрева и приготовления пищи. В то же время представление учащихся о бережном отношении к природе и её богатствам, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся. В большинстве случаев за любовь к природе ошибочно принимается потребительское к ней отношение, нередко провоцируемое старшими. Ребята в основном вспоминают о том, чем они пользовались на природе, а не о том какую полезную работу для леса, растений, животных они проделали во время пребывания в природе.

Анализ учебных программ для начальной школы позволяет сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления экологического образования учащихся.

Элементы экологического образования  могут быть включены в любой этап урока русского языка. Например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений и животных ( медведь, ворона, воробей, жёлудь и т.д.). Учащиеся рассказывают всё, что они знают о том или другом представителе природы. При работе над развитием речи можно предложить следующие задания экологического содержания: объяснить значение пословиц «Много снега- много хлеба», «Много леса- береги, мало леса- посади», «Лес и вода- брат и сестра»; составить рассказ по картине или на заданную тему, написать сочинение, изложение. Темы различные: «Лес- наше богатство», « Пробуждение природы», «Звуки леса», «В гости к лесу», « Я бабочка» и т.д. Эти задания помогают повторить знания о природе, о мерах её охраны, развивают способность воспринимать красоту природы и передавать это с помощью слова.

           Для грамматического разбора применяются предложения, которые своим содержание помогают воспитывать у детей любовь к природе. Например, «Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины», «Пышным букетом пурпурных цветов выпорхнула стайка снегирей» и т.д.Ученики выделяют образные слова, объясняют их значение, объясняют правописание орфограмм, разбирают слова по составу, определяют род, число, падеж имён существительных и прилагательных. Большую роль в экологическом воспитании играют тексты и задания учебника русского языка.  По ним проводятся беседы о значении диких и домашних животных, о правилах поведения в лесу.

        Большие возможности для осуществления экологического воспитания обладают уроки чтения и учебники по чтению. В учебниках чтения содержится большое количество произведений писателей-натуралистов Г.Сребицкого,  Б.Чарушина, И.Соколова –Микитова, М.Пришвина, В.Бианки и др. Эти произведения позволяют формировать у учащихся знания об объектах природы. Важное место в формировании эстетических мотивов охраны природы занимает анализ лирических стихотворений А.Пушкина, С.Есенина, Н.Некрасова и других поэтов. Работая над ними необходимо развивать у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть и открывать для себя её красоту, формировать отношение к окружающему миру.

        Большое значение в процессе познания окружающего мира играют уроки окружающего мира. В учебниках А.А.Плешакова много методических находок. Прежде всего – задания, которые предлагаются учащимся со второго класса: вспомни, продолжи мысль, подумай, проверь себя. Рубрика в учебнике «На следующем уроке»  используется для того, чтобы вызвать потребность у учащихся заранее найти дополнительный материал, поработать с научной литературой, поделиться своими знаниями с одноклассниками. Темы уроков ОКМ необходимо связывать с краеведением, охраной окружающей среды, правильным и рациональным использованием природных ресурсов. Необходимо знакомить детей с редкими видами животных и растений, занесённых в Красную книгу. Дети постепенно подходят к осознанию того, что, пользуясь богатствами природы, люди должны помнить о разумном использовании и охране этих богатств.

   На уроках математики тоже можно проводить работу с учащимися по экологическому воспитанию. Содержание многих текстовых задач, включённых в учебник математики, даёт небольшой материал для экологического воспитания. Дополнительные экологические задачи на уроках математики обязательно сопровождаются беседами, направленными на формирование у детей чувства любви к животным, бережное отношение к природе, понимание её красот. Например, задача «Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году издал первый том Красной книги – списка растений и животных, находящихся под угрозой полного исчезновения. Сколько лет существует эта книга – «список тревог и надежда на спасение?

     Задача. « Один десятилетний тополь выделяет в среднем столько кислорода, сколько 25 молодых тополей. Сколько надо посадить молодых тополей, чтобы они заменили 5 бессмысленно срубленных десятилетних тополей?» Для усиления экологического аспекта можно задать вопросы: С какой целью высаживают деревья? Почему необходимо проводить посадку после вырубки деревьев? Отвечая на них , учащиеся закрепляют знания полученные на уроках ОКМ и начинают понимать необходимость восстановления и охраны природных ресурсов.

На уроках изобразительного искусства дети рисуют времена года, растения, животные. При этом проводятся беседы об изменениях в природе, о её красоте, о необходимости сохранять и оберегать всё живое. Например, ландыши и подснежники дети рисуют только по памяти, так как эти растения занесены в Красную книгу, что их осталось очень мало, что лучше просто любоваться ими в природе, чем нарвать огромный букет, который на следующий день завянет.

  Уроки технологии способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных ресурсов в жизни человека, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов. Собранный на экскурсиях природный материал используется для поделок. Это шишки, веточки, листочки, ракушки и т.д.

Вся работа по экологическому воспитанию должна сводиться к тому, чтобы школьники поняли, что природа – первооснова красоты и величия, что люди не её владыки, и природа не наша раба. Мы – её часть признаны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Экологически грамотный человек – это человек, компетентно и ответственно относящийся к природной преобразованной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Советова Е. Ю., Конева В. Н.            Образовательные стандарты втор...

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности/

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Советова Е. Ю., Конева В. Н.            Образовательные стандарты втор...

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Конева В. Н., Советова Е. Ю.            Образовательные стандарты втор...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...

Проблема по самообразованию «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Проблема по самообразованию "Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"....