Этические задачи для младших школьников. Диагностика.
статья (1 класс) на тему

Старицына Ирина Юрьевна

В статье раскрываются способы определения этических норм у школьников в виде первичной диагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Этические задачи.39.37 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество во все времена. «Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни», – говорил великий ученый физик А. Эйнштейн.

Нравственность – совокупность реальных отношений, которые возникают между людьми согласно общепринятым нормам, оцениваемым с позиций добра и зла.

Нравственная культура – осознанно выработанный на основе традиций и постоянно совершенствуемый личностью индивидуальный опыт нравственных отношений к жизни, человеку, окружающему миру, самому себе.

Общечеловеческие нормы нравственного поведения становятся совестью человека лишь тогда, когда мы учим ребенка совершать добрые поступки, оценивать свое поведение и

окружающих, разъясняем смысл этических норм, понятий.

Однако прежде чем просвещать младших школьников, необходимо выявить понимание ими сути нравственных понятий, поэтому I этап деятельности педагога можно назвать диагностическим. Диагностика поможет учителю определить содержание своей работы по нравственному воспитанию. Предлагаю различные варианты диагностических методик

 «Этические задачи».

Цель: изучить нравственные суждения младших школьников, выявить их умение оценивать поступки людей в соответствии с нравственными нормами общества.

Ход выполнения:

младшим школьникам предлагается прочитать или прослушать этическую ситуацию и дать анализ поступков действующих лиц.

Примеры ситуаций для обсуждения.

Стеклянный Человечек

У одного Мальчика был маленький друг – Стеклянный Человечек. Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство угадывать, что думает и переживает Мальчик. Не выучил Мальчик уроки и собирается идти гулять, а Стеклянный Человечек, уже не совсем прозрачный, а чуть-чуть помутневший, и говорит:

– Нельзя так поступать, Мальчик. Сначала дело сделай, а потом иди гулять.

Стыдно станет Мальчику, он принимается за дело: выучит уроки, а потом идет гулять. Человечек молчит и становится прозрачным.

Однажды у Мальчика заболел товарищ, с которым он сидел за одной партой. Прошел один день, второй, а Мальчик не вспоминает о друге. Смотрит, а Стеклянный Человечек стал темный, как туча.

– Что я сделал плохого? – с тревогой спросил Мальчик.

– Ты ничего не сделал плохого, ничего не подумал плохого, но ты забыл о своем

товарище.

Стыдно стало Мальчику, и он пошел к больному другу. Понес ему цветы и большое  большое  яблоко, которое дала ему мама.

Так Стеклянный Человечек учил Мальчика жить. Это была его совесть.

– Правильно хотел поступить Мальчик сначала?

– Почему он передумал?

Как бы вы поступили на месте Мальчика?

Сказка «Звезды»

 Давным   давно жила была на свете маленькая девочка. Ей было лет восемь, когда у нее умерли родители. Некому стало о ней заботиться – ни покормить, ни нарядить, ни ласкового слова сказать.

Ничего то у нее не было, кроме худенького платьица да выношенного платка.

Пришлось по миру ходить, милостыню выпрашивать. Однажды один добрый человек подал ей краюшку хлеба. Только вышла девочка за ворота, встретился ей нищий старец.

– Девочка, дай хлебца, сильно есть хочется! – стал просить старец.

Девочка взяла да и отдала ему всю краюшку. «Ешь, – говорит, – дедушка, на здоровье». И пошла себе дальше. Шла, шла – уж вечер наступил. Встретилась ей бедная старушка.

– Дай, – говорит, – что-нибудь голову закрыть, холодно стало.

Девочка сняла с головы платок и отдала нищенке. Только отошла немного, вдруг с неба звезды стали падать и, упав на землю, обращаться в серебряные монеты. Обрадовалась сирота и стала собирать их.

Недаром говорят, что доброе дело рано или поздно всегда добром оборачивается.

– Какая черта характера понравилась вам в девочке?

– Оцените ее поступки.

Ответы могут быть оценены так:

правильно понимают, близко к правильному, искаженно, нет ответа.

2. «Назови слово, противоположное по значению».

Цель: проверить этическую грамотность младших школьников.

Ход выполнения: учащимся предлагается внимательно прочитать перечисленные понятия и напротив каждого написать слово, противоположное по значению:

доброта –

милосердие –

ответственность –

честность –

чуткость –

щедрость –

3. «Галерея сказочных героев».

Цель: выявить правильность суждений учащихся о добре и зле, понимание ими сути поступков героев.

Задание: в нашей художественной галерее два зала – добрых и злых героев; вспомните сказки, которые вычитали, и заполните залы портретами добрых и злых героев; объясните, почему вы их так разместили.

Например:

4. Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Задание: представьте, что у вас есть волшебная палочка и список из10 желаний, выбрать из которых можно только 5 (список учитель заранее выписывает на доске).

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и распоряжаться

ими.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать

другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не

будет.

Интерпретация ответов: отрицательные ответы – 2, 3, 6, 7, 10;

5 положительных ответов – высокий уровень;

4–5 положительных ответов – средний уровень;

2 положительных ответа – ниже среднего уровня;

0–1 положительный ответ – низкий уровень;

5. Диагностика нравственной мотивации.

Ход выполнения: детям предлагаются 4 вопроса и варианты ответов на них, из которых нужно выбрать один.

1. Если кто-то плачет, я:

а) пытаюсь ему помочь;

б) думаю о том, что могло произойти;

в) не обращаю внимания.

2. Мы с другом играем в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6–7 и говорит, что у него нет такой игры. Что я сделаю?

а) Скажу ему, чтобы он не приставал.

б) Отвечу, что ничем не могу ему по#

мочь.

в) Скажу, чтобы он попросил родите#

лей купить ему такую игру.

г) Предложу ему поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл игру, я:

а) не обращу внимания;

б) скажу, что он размазня;

в) объясню, что в этом нет ничего

страшного;

г) скажу, что надо лучше научиться

этой игре.

4. Если одноклассник на меня обиделся, я:

а) подумаю о его чувствах и о том, что

я могу сделать в этой ситуации;

б) обижусь в ответ;

в) докажу ему, что он не прав.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственных и этических основ культуры младших школьников

Проблема нравственного воспитания и духовного развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед школой, родителями и обществом в целом.Образовательный процесс должен строиться так, чтоб...

Программа Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников

Программа поможет воспитывать  у младших школьников  нравственные чувства, знание этики . Имеет приложения с диагностикой, разработки классных часов, родительских собраний на этические ...

Воспитание нравственных и этических основ культуры младших школьников во внеурочной деятельности

Проблема нравственного воспитания и духовного развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед школой, родителями и обществом в целом.Проблема нравственного воспитания и духовного разв...

Воспитание нравственных и этических основ культуры младших школьников

Уже в начальных классах очень важно, чтобы дети систематически получали нравственные знания и представления не только на уроках, но во внеурочной деятельности. Данная статья о внеурочной деятельности ...

«Воспитание этических норм у младших школьников с помощью интерактивных методов обучения»

Данная статья посвящена актуальной проблеме нравственного воспитания и этических норм у младших школьников....