Поощрение учащихся на уроках.
консультация (3 класс) на тему

Людмила Николаевна Лукьянова

Выступление на августовской конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pooshchrenie_na_urokakh.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания достижений планируемых     результатов младших школьников.                              Лукьянова Л.Н. МБОУ СОШ № 12

                        г о  Самара.

Многие педагоги рано или поздно сталкиваются с проблемой отсутствия интереса к учебе у некоторых детей. Я очень люблю, когда дети на уроке активны и задумываюсь над вопросом, как поддерживать эту активность на протяжении всего урока. Как организовать урок так, чтобы он стал для школьников радостью познания мира и активизировал бы их желание учиться? Какие методы и приемы стимулирования учебной деятельности школьников использует современный учитель? Приведенные ниже примеры небольшие наработки учителей нашей школы.

 Система оценивания достижений планируемых результатов младших школьников, разработанная ФГОС,  предусматривает безотметочное обучении, однако  каждый учитель использует свою определённую систему оценивания:

1. диагностические тесты;

2. портфолио;

     3. графические символы;

     4. цветопись;

      5.соревнования.

      6. шаги самооценки.

    Смысл познавательной активности школьника, разумеется, нельзя свести к смыслу познавательной активности взрослого человека, занятого преобразованием действительности, а тем более ученого. Однако есть то главное, что способно внести в учебную деятельность познавательную «струю». Этим главным является мотив. Мотив познания — личностное состояние; он всегда непосредственно связан с объектом познания и потому является действенным. Личность ребенка с его интересами, возможностями и способностями – вот тот элемент, который должен всегда быть всегда в центре пристального педагогического внимания. На этом основывается формирование самооценки и  взаимооценки.

Современные стандарты, само их наличие, поможет учителю в формировании представления о роли предмета в развитии личности младшего школьника и в профессиональном учёте знаний, умений и личностных качеств учащихся.  

Для начала необходимо понять, в чем причины спада школьной мотивации? И познавательной активности в частности.

Можно выделить огромное количество всевозможных причин:

  1. Низкий уровень интеллектуального развития ребенка.
  2. Нет опоры на союзников учителя родителей.
  3. Отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся (я не  пойму)
  4. Предпочитает пустое время препровождение (никто ему не открыл радость познания)
  5. Отсутствие эффекта новизны.

Для изменения ситуации существует много методов. И один из них поощрение детей и побуждение их к формированию мотивации к учению, обеспечению успешности учебной деятельности и адекватной самооценки учащихся.

Дело в том, что поощрение борется с такой причиной, как отсутствие адекватной самооценки у учащихся, позволяет формировать у  учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться.

Каким же может быть поощрение?

Виды поощрений в школьной ситуации могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за поступок.

Самое простое -  это словесное поощрение.

Приемы

Что говорит учитель?

Что слышит ученик?

Принятие

«Ты хороший»

«Я хороший»

 Внимание

«Я вижу тебя»

«Я что-то значу»

Уважение

«Спасибо тебе за…»

«Мои усилия замечены»

Одобрение

«Я знаю о тебе  что-то замечательное»

«Я состоятелен»

Теплые чувства

«Ты мне нравишься»

«Кто-то заботится обо мне»

Отметка это тоже метод стимулирования. Любой педагог тонко чувствует влияние его отметки на учащихся, улавливает те моменты, когда можно немного ее завысить с целью поддержки и поощрения.

Среди методов стимулирования большое место занимает соревнование. Суть соревнования состоит в том, чтобы добиваться общего подъема работы. Соревнование помогает учителю-воспитателю увидеть и оценить возможности каждого ребенка, помочь наметить посильную перспективу в продвижении вперед, воспитать волю и характер. Сложно соревноваться с 25 человеками в классе, сложно быть лучшим и единственным. Но когда та часть группы, задача уже не выглядит столь невыполнимой.

Успех в учении зависит не только от прилежания, но и от имеющихся у каждого ученика способностей к интеллектуальной деятельности и общего уровня развития. Ребенок может обладать такими способностями, тогда ему будет легко даваться учение и работать он может без особого старания и прилежания. Другой ребенок при наличии средних способностей может проявлять прилежание, обладать хорошей усидчивостью и работоспособностью. Даже при наличии совершенно одинаковых показателей в учении нельзя одинаково оценить их учебные успехи. Поэтому в условия соревнования можно вносить такие показатели: всегда выполнять домашние задания, работать прилежно, не иметь замечаний учителя на уроке, иметь опрятные тетради, выполнять школьный и домашний режим дня, не опаздывать на уроки, читать дополнительную литературу по предметам, иметь высшую оценку по дисциплине. Эти показатели характеризуют отношение ученика к учению, и их следует включать в пункты соревнования.

На данном этапе нами в классе организован именно такой вид соревнования. Дети сами делились на команды, придумывали названия. И теперь каждый стремится внести посильную лепту в наполнение вазы камешками: приготовить доклад по окружающему миру, чаще всех поднимать руку на уроках, стараться выполнять дополнительные задания со звездочкой, выучить правило лучше всех, создать памятку опору или алгоритм, понятный для большинства. Самое главное нет четких критериев. С одной стороны это может насторожить. Но такой подход дает широкое поле деятельности для педагога. Можно найти, за что поощрить слабых детей. Также в классе на видном месте висит таблица, в которой отражается готовность детей к уроку: пустая клетка - готов, минус - не готов, плюс – был не готов, исправился и подготовился. В конце недели происходит  подведение итогов все ребята, которые не получили ни одного минуса получают камушек, а 2-3 человека с максимальным количеством минусов, напротив, приносят минусовые очки своей группе.

Также следует отметить технологию педагогики сотрудничества. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять совместно определённую работу. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3–4 команды разного уровня. Выбирается капитан, который ведет подсчет баллов, заработанных каждым учеником и всей команды в целом. “Награды” команды получают одну на всех в виде оценки в соответствии с набранным количеством баллов. “Индивидуальная” ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это дает сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой.

Хотелось бы отметить, что творчество учителя в выборе или изобретении системы поощрений играет определяющую роль. Приведу еще несколько примеров, которые использовала в разные годы. Для малышей: дети собирали картинки, которые получали за активную работы (важно не наличие правильных ответов, а желание их дать), собрав 5, они обменивались на одну пятерку, собрав 3 пятерки, ребенок мог их обменять на приз. Названия групп призов были нанесены на грани кубика. Конкретный приз выбранной тематики выбирал ребенок. Для детей постарше диаграмма «Я расту». Каждый ребенок за значимое для него достижение получал звездочку, которая клеились одна над другой, образуя столбчатую диаграмму. Можно собирать жетоны, а в конце четверти устроить ярмарку и обмен жетонов на ценные призы. Можно взять идею сетевых супермаркетов, когда покупатели не могут остановиться и приобретают товары, копя баллы, наклейки и прочее. Так же и дети будут стремиться к лучшему, через простые методы поощрения.

Метод рапортичек основывается на доступности (может быть использован  на любом виде учебных и внеурочных занятий), наглядности (демонстрация критериев посредством иллюстраций или демонстрационных карт), осуществление самооценки, результативности (отслеживание результатов и коррекция), рациональности (минимализация затрат и экономия времени).

Для этого необходимо принять правила шагов по семи цветам радуги;

*  определение критериев оценки.

*   контроль и оценка своей деятельности.    

*   заготовка листочков – рапортичек.

*   взаимооценка  (ученик – ученик, учитель – ученик, учитель – группа и т.д.)  

*  фиксация учителем результатов деятельности учащихся.

*  обратная связь.

*  анализ коллективного творчества.                                                            

В заключении хотелось бы отметить, что во всем нужна мера и поощрение не должно быть для детей единственной целью. Мотив приобретения должен идти рядом с мотивом познания на первых этапах развития познавательной активности, и являться приятным дополнением жажды знаний на последних этапах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной активности учащихся на уроках информатики как инструмент успешного комплексного обучения учащихся школы I ступени.

Проблема развития познавательной активности школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овлад...

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

НМР состоит из 2 основных глав:ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХГЛАВА 2  ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П...

100 способов поощрения ученика на уроке

"Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все сердца, а любезное, учтивое, приличное служит талисманом, перед которым отворяются все двери и все сердца как старых, так и молоды...

Групповая работа учащихся на уроке как эффективная форма организации учебной деятельности на уроке и формирование коммуникативных компетенций

В педагогической концепции представлены актуальность и теоретическое обоснование применения групповой работы учащихся, раскрыты особенности и методика организации такой работы на уроке, даны методичес...

Организация деятельности учащихся по развитию одаренности у учащихся на уроках.

Цели, основные задачи в работе с одаренными детьми. Ведущие виды деятельности, интересы и наклонности одаренных детей. Проектирование индивидуальной программы развития одаренности. Роль учителя, услов...

Рефлексия деятельности учащихся на уроке в начальной школе как самостоятельная оценочная деятельность учащихся

В представленных материалах опубликованы доклад, презентация и буклет по теме "Рефлексия деятельности учащихся. . В данной статье я постаралась привести примеры из собственого опыта о том, как ор...