Проект на тему растений "Дуб могучий"
проект (3 класс) на тему

Бондарева Нина Анатольевна

Проектная деятельность проводилась с учениками 3 класса школы VIII вида г. Ступино в течении года. Это были и экскурсии с целью наблюдения, беседы, занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи

в 3 «А» классе

Тема: «Дуб»

Цель:

Расширить знания детей о дубе.

Задачи:

- Продолжать учить детей понимать образный смысл легенды, стихов, загадок, поговорок, примет.

- Закрепить знания цифр и навыки счета.

- Развивать эмоциональное восприятие литературных произведений, мышление.

- Воспитывать экологическое мировоззрение. 

Словарь: дубрава, долгожитель, желудь, мореный дуб.

Оборудование:

Картинки с изображением дуба.

Желуди.

Карточки с цифрами.

Ход занятия:

Устраивайтесь поудобнее, наше сегодняшнее занятие мы начнем с легенды. Послушайте ее.

  1. Чтение легенды

   «Деревья, как и люди, умирают от старости или гибнут от болезней, топора или огня. Когда-то давным-давно деревья были живыми, они могли разговаривать друг с другом и даже передвигаться с места на место. Их язык хорошо понимали жившие тогда люди, они бережно относились к деревьям, считая их своими друзьями, — ведь те давали им кров, защиту и пищу. Для костров и постройки жилищ они использовали только мертвые стволы, упавшие на землю.

   Но шло время, людям все больше и больше требовалось древесины — они строили огромные дома, а их печи, как ненасытные чудовища, непрерывно пожирали топливо. И вот зазвенели топоры и пилы в лесах и рощах. Бывшие друзья с глухим стоном падали на землю, обнимая ее своими руками-ветвями. И постепенно люди разучились понимать язык деревьев, он стал не нужен им. Наиболее часто и самыми первыми гибли высокие и могучие деревья. Некоторые из них пытались уйти в непроходимые чащобы, но проходило время, и беглецов в конце концов настигали топор или пила».

Вопросы:

1. Какие чувства вызвала у вас легенда? Почему?

2. Как жили деревья раньше?

3. Зачем человеку все больше и больше требовалось древесины?

4. Почему люди и деревья перестали понимать друг друга и считать друзьями?

5. Что могут сделать люди, чтобы помочь деревьям?

Сегодня нам предстоит узнать много нового и интересного об удивительном дереве. О каком именно, догадайтесь сами:

  1. Загадка:

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Какие слова загадки подсказали вам ответ?

   Лес, в котором кроме других деревьев, растет большое количество дубов, называется дубрава. Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Есть такая примета: «Дубрава шумит к непогоде». Как вы ее понимаете?

   Дуб растёт медленно, сначала — сильнее в высоту, позднее — в толщину. Мощные корни дуба уходят глубоко под землю, ствол дуба большой и могучий, поэтому это дерево крепко стоит и не боится даже очень сильных ветров.

   Дуб всегда выше всех деревьев, так как не выносит тени и тянется вверх к солнечному свету.

   У дубов темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем более глубокими становятся эти трещины-морщины на стволе.

   Листья и цветки на дубах появляются одновременно в мае, но позже других деревьев. Осенью листья на дубах опадают неохотно, некоторые остаются висеть на ветвях сухими почти всю зиму.

              Дубы – деревья-долгожители. Как вы понимаете слово «долгожитель»? Тот, кто живет долго. Дубы живут очень долго.  

              Издавна у людей дуб считается символом долговечности, силы, здоровья, красоты.

«Дуб»

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый.

Значит, дуб выносливый.

Значит, закаленный!     (И. Токмакова)

Физкультминутка. «На поляне дуб зеленый»

На поляне дуб зеленый,

Потянулся к небу кроной.

(Потягивания – руки вверх)

Он на ветках среди леса

Щедро желуди развесил.

(Потягивания – руки в стороны)

А внизу грибы растут,

Их так много нынче тут!

(Наклониться вниз и помахать руками)

Не ленись и не стесняйся,

За грибами наклоняйся!

(Наклоны вперед)

Вот лягушка поскакала,

Здесь воды ей, видно, мало.

И квакушка бодро скачет

Прямо к пруду, не иначе.

(Прыжки на месте)

Ну а мы пройдем немного.

Поднимаем выше ногу!

(Ходьба на месте)

Походили, порезвились,

И на травку опустились!

(Сесть на стулья)

   А сейчас – еще одна загадка, о дубовых плодах.

Загадка:

В золотой клубочек

Спрятался дубочек.(Жёлудь)

               Желуди - замечательный корм для медведей, кабанов, оленей, белок, различных мелких грызунов и некоторых птиц.

Берет птица в носок,

Самый лучший кусок,

А что остается

Свинке достается.

    Особенно любят желуди кабаны, даже поговорка про то есть: «Кабан хоть и сыт, а мимо желудя не пройдет». Как вы ее понимаете?

   Есть такая примета: «Много желудей на дубе - к лютой зиме».

4

Дидактическое упражнение «Набери желудей»

Детям раздаются карточки с цифрами. Каждый ребенок должен набрать столько желудей (рассыпанных на ковре), сколько обозначено цифрой на его карточке.

   Наши предки называли дуб «хлебным деревом» потому что из желудей делали муку и пекли желудевый хлеб. Еще из желудей делали напиток. Дубовые листья использовали при засолке огурцов. В бане мылись с помощью веников из дубовых листьев.

Кору и листья дуба используют для лечения некоторых болезней.

Отгадайте загадку:

Загадка

Как взялась кума за дело,

Завизжала и запела,

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.(Пила)

О чем эта загадка? Как по-вашему, что можно сказать о древесине дуба, если у пилы сломался зуб, когда она его пилила?

По прочности древесина дуба считается одной из лучших. Из дубовой древесины делали ворота, бочки, строили дома,

делали мебель, двери, колеса. В старину воины делали из дуба оружие: дубинки, копья.

Особо ценился мореный дуб. Люди погружали целые стволы дуба на долгие годы под воду.

Вот так бревно: в воде давно

Лежит, но не пропало, еще крепче стало.

Действительно, дуб, который находился (морился) под водой, приобретал удивительно красивый цвет древесины, из которой делали резные украшения, мебель для дворцов, даже троны для королей.

И так увлеклись люди, что вырубили великое множество дубов. Даже царю Петру Первому пришлось запретить рубить дубы и советовать людям при случае сажать в землю желуди.

Ведь именно из желудей вырастают дубы.

Желудь и дуб

С ветки на землю

Шлепнулся желудь,

Желудь созревший,

Желудь тяжелый.

Он от испуга

Плачет и плачет

И желудиных

Слезок не прячет.

 – Что же мне делать,

Дуб-исполин?

Эй, отвечай-ка,

Я же твой сын!

 – Что тебе делать?

В землю зарыться,

Чтобы к весне

В дубок превратиться.     (Лейла Эрадзе)

Вопросы:

1. Почему дуб считают символом долговечности, силы, здоровья, красоты?

2. Что такое дубрава?

3. Как растут дубы?

4. Как по коре дуба определить молодое или старое дерево?

5. Почему дуб – долгожитель?

6. Как используют дуб птицы и звери? Человек?

7. За что дуб называли «хлебным деревом»?

8. Что такое «мореный дуб»?

9. Как появляется на свет молодой дубок?

10. Что предпринял царь Петр Первый для защиты дубов?

11. Какой лесной зверь так любит желуди, что ест их даже если не голоден?

12. Какова древесина дуба?

           После занятия проводится ручной труд из природного материала (желуди, дубовые листья).

Дополнительная литература:

Загадки:

И гадать не надо даже -

Тут же, сразу назовем,

Если только кто подскажет

То, что жёлуди на нем!

              ***

Стоит над кручей богатырь могучий:                 Малые детки

Голова - до тучи, плечи пораздвинул,                Сидят на ветке,

Руки пораскинул, пальцы узловаты,                  А подрастут -

Силы непочаты...                                                  На землю спрыгнут.

                  ∗∗∗                                     

На сучке есть палочка,                    

А на ней черпалочка;                        

В той черпалке коробок,                    

В нем лежит живой дубок.                    

                  ∗∗∗                                     

Корона - кудрявая,                              

Сучья - корявые,                                  

А плод - полированный,                    

Как из меди кованный.                      

                  ∗∗∗                                 

Не балует детей,                                

Одевает без затей:                              

Все в его семейке,                              

Носят тюбетейки.  

«Дуб»

Стоит, молчит засохший дуб.

Он выше всех деревьев в роще.

Его обходит лесоруб –

Так много в нем суровой мощи!

С тех пор, как был он молодым

И до земли порой сгибался,

Столетия прошли над ним,

И он упорно не сдавался.

У вьюг пощады не просил

И не роптал в минуты зноя.

Когда же не хватило сил,

Не дрогнул он

                      и умер стоя!    ( В. Товарков)

     

«Жёлудь»

Качался жёлyдь-мyжичок

На ветке дyба.

Надвинyв шапкy на глаза

Скрипел, качался.

Сидела на плечах листва,

Как лисья шyба.

В ней грелся рыжий мyжичок -

И вдрyг сорвался.

Упал он в мятyю травy -

И yдивился.

Упал он в пыльнyю травy -

И рассмеялся.

И yдивился потомy,

Что не разбился.

И рассмеялся потомy,

Что жив остался.                  (Козлов Сергей) 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дуб могучий» Проект Выполнили учащиеся 3 «А» кл. МКС(К)ОУ школа №10 Кл. руководитель: Бондарева Н.А.

Слайд 2

Описание дуба Дубы— высокие деревья (25 - 30 м), а некоторые достигают огромной высоты (до 55м). У них толстые стволы. Дубы растут очень медленно. В высоту до 80 лет, потом — в толщину. Продолжительность жизни у дуба до 500 лет, но некоторые дубы живут 1000 и более лет. Корни у дуба мощные, кора покрыта трещинами различной толщины. Плод у дуба, жёлуди. Рост желудей происходит с начала августа по сентябрь. Жёлуди являются орехами и имеют небольшой вес. Однако взрослое дерево просто усеяно плодами. Такое дерево может дать до 55 кг желудей. Обратите внимание, такое дерево, растет не один год, и даже ни одно десятилетие. Источник: Жизнь растений: в 6-ти томах. — М.: Просвещение. Под редакцией А. Л. Тахтаджяна

Слайд 3

литературная страничка Образ дуба у А.С. Пушкина в поэме«Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том; И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит, Там чудеса; там леший бродит, Русалка на ветвях сидит. Дуб Дуб дождя и ветра Вовсе не боится. Кто сказал, что дубу Страшно простудиться? Ведь до поздней осени Он стоит зеленый. Значит дуб выносливый, Значит, закаленный! И. Токмакова В море остров был крутой, ни привольный, ни жилой; Он лежал пустой равниной; Рос на нем дубок единый; А теперь стоит на нем Новый город со дворцом. «Сказка о царе Салтане» Видят холм в широком поле, Море синее кругом, Дуб зеленый над холмом ...

Слайд 4

Это интересно Дуб - это одно из самых сильных деревьев средней полосы России. Получить от дуба частичку его силы и здоровья может любой человек. Для этого: а) надо чаще гулять в дубовых рощах; б) по возможности использовать предметы из дуба в своём доме (дубовые полы, окна), хорошо иметь дома дубовую мебель(стол, стулья.) в) никогда нельзя ломать или рубить дуб для потехи

Слайд 5

Народные приметы Дуб перед ясенем лист пустит — к сухому лету. Много жёлудей на дубе — к строгой зиме. Не сей пшеницы прежде дубового листа. Холодно, оттого что лист дуба развёртывается. Шумит зимой дубравушка — к непогодушке

Слайд 6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ Дуб широко используют в строение домов, кораблестроение, производство мебели, бочек, строительных досок, паркета, дубильных веществ. В Англии и Франции, дубовый лист - полезная, и необходимая добавка к соленьям, маринадам, копченостям. Из желудей готовят кофейный напиток.

Слайд 7

Применение в медицине В медицине чаще всего используют кору с однолетних дубовых веток и листья. Лекарственное значение имеют также желуди, наросты на листьях – галлы, корни молодых дубков. Изготовленные из дуба препараты обладают хорошими вяжущими, противовоспалительными, антисептическими и кровоостанавливающими свойствами. Отвар молодой дубовой коры назначают при болезнях желудка, отвар пригоден для полосканий при стоматитах, для укрепления десен. Для этой же цели могут быть использованы свежие измельченные листья. При рахите пьют желудевый кофе. Ванны из дубовой коры peкoмeндyют при общем ослаблении организма.

Слайд 8

Интересные факты По преданию, православный монах Тихон жил до основания монастыря в дупле могучего дуба. Монастырь, основанный им, носит имя Тихонова пустынь . Во Франции растёт дуб, в дупле которого устроена небольшая комната шириной около трёх с половиной метров. В самой толстой стенке дупла вырезана небольшая скамейка. Через маленькое оконце в каморку проникает дневной свет. По самым скромным подсчётам гигантскому дубу более двух тысяч лет. В одном болгарском селе молния попала в древний дуб и дерево сгорело дотла. Когда местные жители стали разносить золу по своим огородам, то обнаружили в ней металлический сосуд, полный золотых турецких монет. Этим монетам было более трёхсот лет. Клад, по-видимому, был спрятан в дупле могучего дерева. И если бы молния обошла его стороной, то дуб до сих пор хранил бы свою тайну.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"

В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....

Педагогический проект на тему: "Мой проект"

Педагогический проект отражает работу учителя с детьми по обучению проектной деятельности во внеурочное время, прилагается календарно-тематическое планирование на 1 класс....

Педагогический проект на тему: "Учебный проект как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"

Актуальность: •В стране: в последние годы особо встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся с помощью новых образовательных технологий, одной из которых является метод проект...

Внеурочное занятие по проектной деятельности для обучающихся 1 класса курса "Учусь создавать проект" по теме: "Цель проекта"

Занятие разработано по программе курса  Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой "Учусь создавать проект" с учётом возрастных особенностей обучающихся и специфики самой программы. Отвечает требованиям постр...

Итоговый проект на тему : «Как я реализую обучение ученицы 2 "Б" класса в рамках проекта «Дистанционное обучение детей-инвалидов».

Здесь представлен проект по материалам моей работы с ученицей 2ого класса. На момент написания проекта она обучалась по индивидуальной программе...

ПРОЕКТ на тему: ЛЕКАРСТВА-СОРНЯКИ Автор проекта: Ученица 2класса «А» МБОУ СОШ №18 Ковалева Анастасия Руководитель: Лозовская Н.Г.

Проект по предмету  "Окружающий мир" 2 класс соответствует требованиям ФГОС по программе "Школа России"...