«Формирование творческих способностей младшего школьника».
консультация на тему

Щепакова Лариса Анатольевна

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в младшем школьном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей во внеурочное время. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Для внеурочной деятельности в этом году я выбрала программу по нетрадиционным способам рисования, задача которой является развитие творческих способностей посредством изобразительной деятельности. Занятия строятся так, чтобы у каждого ребенка была возможность проявить себя, выразить свои творческие возможности в рисунке.

Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительными материалами. Наблюдая за детьми, я заметила, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в рисовании неплохой — они работают разными материалами, осваивают различные приемы и способы рисования. Но главное, в работах детей — не было фантазии и творчества. Применяя диагностику, позволяющую определить уровень творческого воображения и световосприятия детей, я постаралась выявить уровень технических навыков и умений и построить в дальнейшем правильное взаимодействие с ребенком. Пришла к выводу, что необходим такой подход для исследования творческих способностей детей, который поможет в дальнейшем выбирать технику рисования для детей разного возраста, тематику, в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей ребенка.

Актуальность занятий состоит в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

 Цель занятий – развитие творческих способностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа. Для достижения этой цели разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. В работе с детьми использую метод, который не требует от детей профессионального изображения. Работа на занятиях по рисованию повышает интерес детей к изобразительной деятельности, учит использовать разнообразные материалы и техники, и расширяет творческие возможности школьников.

Таким образом, необходимо расширять опыт ребенка, создавать прочные основы для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, переживет, чем больше узнает и усвоит, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, станет деятельность его воображения. Вот здесь приходит на помощь игра, где ребенок расслабляется, сам фантазирует, дорисовывает, творит.

Наряду с развитием творческого воображения, ребенок должен научиться владеть изоматериалами и способами создания рисунка.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

Важное условие развития ребенка — не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и использование на занятиях нетрадиционных и нестандартных изотехнологий.

Детей очень привлекают такие нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

К концу первой четверти я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

 По итогам I четверти я заметила, что  обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

Выступление на РМО начальных классов

Формирование творческих способностей

посредством нетрадиционного рисования

 на занятиях внеурочной деятельности.

Подготовила:

учитель МБОУ Лицей №1 Л.А.Щепакова

Г. Ступино

06.11.14 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках русского языка для формирования творческого мышления младшего школьника.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Развитие игрового сюжета параллельно осн...

Развитие творческих способностей школьников как одно из средств формирования личности ребёнка.

Дать понятие  «творчество», «творческие способности»; определить специфику взаимодействия педагогов и детей в процессе развития творчества; выделить условия, задачи по развитию творческих способн...

Условия формирования творческого мышления младших школьников

Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фанта...

Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.

Одной из основных целевых установок современного российского образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятель...

Обобщение опыта работы "Формирование творческой личности школьника средствами художественно – творческой деятельности"

Одной  из  основных  задач  школы  является  обеспечение  доступности  качественного  образования  в  соответствии  с  возможностями...

Развивающая технология; "Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой личности школьника"

Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творчес...