"Проектная деятельность младших школьников" Программа кружка.
рабочая программа (1 класс) на тему
Развитие личности и создание творческого потенциала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Тагайская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на ШМО Согласолвано «Утверждаю» учителей начальных классов зам. дир.по УВР___ директор школы___
Программа
кружка
«Проектная деятельность младших школьников»
Учитель начальных классов,
1 квалификационная категория.
Киселёва Н.В.
2013 год
1. Пояснительная записка.
Специфика предмета:
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Назначение программы:
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Структура программы:
Рабочая программа по проектной деятельности представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; система оценки достижений учащихся; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, перечень литературы, используемой для составления программы.
Цель программы:
Развитие личности и создание творческого потенциала.
Задачи:
- развить творческие и коммуникативные способности ребёнка
- привить навыки сотрудничества с другими людьми;
- активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
- привить первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта;
- активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
- развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- самостоятельно конструировать свои знания;
- интегрировать знания из различных областей наук;
- научиться критически мыслить.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.
2. Содержание тем проектной деятельности (календарно-тематическое планирование)
Всего: 33 часа, 1 час в неделю
№ занятия | Тема проекта | Содержание, методические приемы | Кол-во часов | Дата защиты |
Наша школа | Экскурсия по территории школы. | 2 | сентябрь | |
Конкурс рисунков «Моя школа». | ||||
Русский солдат | Беседа «Жить – Родине служить» | 2 | сентябрь | |
Мастер – класс магнит и глина «Воин 1812 года» | ||||
Краски осени | Экскурсия в осенний парк для сбора природного материала. | 3 | октябрь | |
Обсуждение возможных композиций поделок из собранного материала. | ||||
Выставка работ. | ||||
Наша безопасность. | Беседа о правилах дорожного движения. | 2 | октябрь, ноябрь | |
Конкурс рисунков «По безопасной дороге в безопасное будущее». | ||||
Наш дом | Беседа «Мой дом – моя крепость». | 2 | ноябрь | |
Конкурс рисунков «Дом моей мечты». | ||||
Наши имена. | Беседа «Что значит моё имя?» | 2 | декабрь | |
Рассказы детей о своих именах. | ||||
Ёлочки | Беседа «Как и из чего можно сделать ёлочку?» | 2 | декабрь | |
Выставка работ. | ||||
Птицы зимой | Беседа «Как помочь птицам зимой?» | 3 | январь | |
Изготовление кормушек для птиц. | ||||
Выставка работ и вывешивание их на улице. | ||||
Живые витамины | Подготовка к утреннику «День здоровья». | 2 | февраль | |
Утренник «День здоровья». | ||||
Сувенир в подарок | Изготовление сувениров, посвященных 23 февраля. | 2 | февраль, март | |
Изготовление сувениров, посвященных 8 марта. | ||||
Алфавит | Беседа «история Алфавита». | 3 | март | |
Обсуждение тематики будущих работ. | ||||
Выставка работ. | ||||
Кто такой Петрушка? | Беседа «Герои русских народных сказок». | 2 | апрель | |
Выставка рисунков и поделок «Мой любимый герой русских народных сказок». | ||||
Откуда пришли комнатные растения. | Беседа «Комнатные растения. Зачем они нам?» | 2 | апрель | |
Посадка цветов с целью озеленения класса. | ||||
День моей фамилии | Беседа «Каждая фамилия – это история семьи». | 2 | май | |
Рассказ о происхождении своей фамилии или о своей семье. Конкурс рисунков «Моя семья». | ||||
Праздники в России | Беседа «Главные праздники страны». | 2 | май | |
Рассказ о своем любимом празднике. Конкурс рисунков «Мой любимый праздник». |
3. Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
- альбом,
- газета,
- гербарий,
- журнал, книжка-раскладушка,
- коллаж,
- коллекция,
- костюм,
- макет,
- модель,
- музыкальная подборка,
- наглядные пособия,
- паспарту,
- плакат,
- план,
- серия иллюстраций,
- сказка,
- справочник,
- стенгазета,
- сувенир-поделка,
- сценарий праздника,
- учебное пособие,
- фотоальбом,
- экскурсия.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе;
пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
вести наблюдения окружающего мира;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
работать в группе.
4. Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия
- Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2008.
- Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
- Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
- Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией Л.Е.Журовой // “Вентана-Граф”, 2004.
- Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.
5. Список литературы,
используемой для составления программы.
- Концепция модернизации Российской Федерации.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- Методическое письмо «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования».
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Проектная деятельность младших школьников".
Внеурочная деятельность первоклассников предполагает занятия проектной деятельностью. В этом возрасте проекты в основном краткосрочные. В данной программе я постаралась учесть интересы детей на уроках...
Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Проектная деятельность младших школьников".
Связь уроков с внеурочной деятельностью. Программа кружка, тематическое планирование....
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....
Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.
Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...
Проектная деятельность в рамках кружка ОДОД
Пример использования технологии проектной деятельности на кружке ОДОД "Интеллектуальные игры"....
"Проектная деятельность младших школьников в урочной и внеурочной деятельности, как средство реализации ФГОС НОО."
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Вашему вниманию предлагаю познакомиться, как в начальных кл...