Кружок "Дорогою добра"
материал (2 класс) на тему

Кружок "Дорогою добра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_vd_doroga_dobra_2_klass.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра» (далее Программа) составлена на основе  методического пособия      Л.Л. Шевченко «Добрый мир. Маршруты духовного краеведения для детей во внеучебной работе». - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011., в котором представлены материалы для организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников начальных классов в общеобразовательных учреждениях всех типов.  Программа  опирается на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания детей, дополняет существующую  основную образовательную программу начального общего образования.    

Учитывая особенности ребёнка в  начальной школе, основной формой организации является коллективная деятельность, в которой имеют место и прямое обучающее воздействие, и организация познавательной поисковой деятельности, и самостоятельные игры детей по выбору или предложению взрослого. Рекомендуется использовать разнообразные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, подвижные, игры-драматизации. Это будет являться залогом эффективного и прочного усвоения знаний и навыков.

 Актуальность заключается в использовании во внеурочной деятельности положительного опыта духовно-нравственного воспитания, накопленного в отечественной педагогике,  обогащающего систему формирования личности учащихся золотым фондом духовно-нравственных ценностей.

Новизна Программы   в следующих особенностях:

-  во-первых, дети получают системное представление о главных ценностях жизни и научаются выбирать жизненно-важное;

- во-вторых, стержневая основа Программы способна интегрировать православные ценности в единое образовательное пространство;

-    в-третьих, в Программе продумана преемственность духовно-нравственного и социокультурного развития (в процессе реализации Программы ребёнок развивается не только как субъект учебно-воспитательного процесса, но и как субъект социокультурного слоя общества).

        Целью Программы является освоение учащимися системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни; присоединение к истокам родной культуры; развитие внутреннего, духовного мира ребенка.

 Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • осмыслить и конкретизировать духовно-нравственные понятия;
  • развить внутренний духовный мир ребенка ради осознания своей нужности и полезности;
  • воспитать чувство уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине;
  • создать условия для развития целостной духовно-нравственной личности.

 Формами организации внеурочной деятельности по Программе являются:

  • ролевые игры;
  • сюжетные игры;
  • экскурсии;
  • выставки;
  • творческие проекты.

Требования к уровню подготовки учащихся

Образовательная деятельность учащихся заключается не только  в обучении детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и в развитии многообразных личностных качеств ребенка, формирующихся на занятиях.      Важной особенностью внеурочной деятельности является его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит, и более эффективное воспитание.

В результате освоения Программы «Добрый мир», учащиеся должны:

  • иметь представление о главных духовно-нравственных ценностях, нравственных добродетелях;
  • реализовывать способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству;
  • сформировать в себе: чувство собственной ценности, чувство защищенности, уверенность в поддержке, доверие к оценке, отношениям, чувствам (учащийся может высказать свое мнение по разным вопросам);
  • выработать в себе: позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий, способность к сопереживанию, к совершенствованию;
  • приобрести опыт в различных эмоциональных состояниях и моральную установку на отзывчивость;
  • объяснять свое отношение к наиболее значимым историческим событиям;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Ожидаемые результаты  

Результаты первого уровня (приобретение обучающимися социальных знаний, первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни): формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; первоначальных представлений об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; приобретение школьниками знаний об истоках нравственности человека, основных общечеловеческих ценностях и начальные знания  духовности,  норм христианской этики (о добре и зле, правде и лжи, трудолюбии и лени, послушании, честности, милосердии, кротости, прощении), основных понятий нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность); знания  нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых и людей благочестивых; приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей; создание условий творческого развития; воспитание любви к Родине, семье.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к другому человеку, качества отзывчивости, скромности, стыдливости (недостойного поведения, нарушения нравственных норм), заботливого отношения к малышам и старым людям;  отношения в группе на основе взаимоуважения, миролюбия; (быть миротворцами в конфликтных ситуациях): не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроение; качества воли: умеренность в потребностях, умения  ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, в поведении выполнять нормы христианской этики.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение учащимися опыта самоорганизации  и организации совместной деятельности с другими  школьниками (взрослыми), опыта  позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности познакомиться с традиционной духовно-нравственной культурой России; опыта нравственного поведения и жизни.

Личностные результаты:

  • формирование чувства любви и гордости за свою Родину, осознание своей  

     национальной принадлежности;

  • становление этических ценностных ориентаций на основе норм христианской морали и осознание необходимости их осуществления в своем поведении;
  • формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуры и религии;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование умения нравственной самооценки на основе понятий православной культуры, представлений о  нравственных нормах, социальной справедливости.

     Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о православной культуре;
  • знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • осмысление базовых понятий христианской этики;
  • понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека;
  • первоначальные представления об исторической роли православной культуры в становлении российского государства;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на православных духовных традициях;
  • осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты:

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной    

     деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,  

     адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог.

Направление Программы  - духовно-нравственное.

Настоящая Программа является программой внеурочной деятельности детей, рассчитанной на работу с учащимися  8-10 лет. 

Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю.

Срок реализации – 3 года.

 УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы программы и темы занятий

   Часы учебного времени

Характеристика учебной деятельности учащихся

Сроки прохождения

Примечания

Теория

Практика

План

Факт

1

Раздел 1. Введение

1

0,5

0,5

1.1

Введение в программу внеурочной деятельности.               Приглашение к путешествию

1

0,5

0,5

03.09

2

Раздел 2. Мир Божий вокруг нас

12

6

6

2.1

Прогулка первая. Свет. День. Ночь

1

0,5

0,5

10.09

2.2

Прогулка вторая. Небо

1

0,5

0,5

17.09

2.3

Прогулка третья. Земля. Вода. Растения

2

1

1

24.09,

01.10

2.4

Прогулка четвертая. Солнце, луна, звезды

2

1

1

08.10, 15.10

2.5

Прогулка пятая. Птицы. Рыбы. Насекомые

2

1

1

22.10,

05.11

2.6

Прогулка шестая. Животные.  Человек

2

1

1

12.11,

19.11

2.7

Прогулка седьмая. День отдыха

1

0,5

0,5

26.11

2.8

Кто сотворил мир? Творец

1

0,5

0,5

03.12

3

Раздел 3. Устроение отношений в мире. Хорошо-плохо

6

3

3

3.1

Что такое хорошо и что такое плохо

1

0,5

0,5

10.12

3.2

«Будь послушным! Трудись!»

1

0,5

0,5

17.12

3.3

О милосердии

1

0,5

0,5

24.12

3.4

О прощении

1

0,5

0,5

14.01

3.5

Добрые дела

1

0,5

0,5

21.01

3.6

Правда. Ложь

1

0,5

0,5

28.01

4

Раздел 4. Отношения в нашей жизни

7

3,5

3,5

4.1

4.1 Моя семья. Отношения детей и родителей

3

1,5

1,5

4.1.1

Наш дом

1

0,5

0,5

04.02

4.1.2

О почитании родителей

1

0,5

0,5

11.02

4.1.3

Моя мама

1

0,5

0,5

18.02

4.2

4.2 Православный храм в жизни человека

2

1

1

4.2.1

Храм – Божий дом

1

0,5

0,5

25.02

4.2.2

Что мы видим в храме

1

0,5

0,5

04.03

4.3

4.3 Родина. Отношения к родной семье

2

1

1

4.3.1

С чего начинается Родина

1

0,5

0,5

11.03

4.3.2

Можно ли рассказать о Родине красками, музыкой, стихами

1

0,5

0,5

18.03

5

Раздел 5. Ценности в жизни христиан

6

1,5

4,5

5.1

Праздник Рождество Христово. Первый снег

1

0,5

0,5

01.04

5.2

Праздник Рождество Христово. Фигурка ангела

1

1

08.04

5.3

Праздник Воскресение Христово. Пасха. Готовим подарки

2

0,5

1,5

15.04,

22.04

5.4

Наши меньшие друзья. Заботимся о птицах. Строим птичьи домики

2

0,5

1,5

29.04,

06.05

6

Раздел 6. Благодарение. Спасибо

2

0,5

1,5

6.1

Что означает слово «спасибо»?

1

0,5

0,5

13.05

6.2

Праздник окончания путешествия

1

1

20.05

Всего часов:

34

15

19

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1.Введение

1.1 Введение в программу внеурочной деятельности. Приглашение к путешествию.

Теоретическая часть.

Главные слова. Мир. Дар (подарок). Спасибо.

Практическая деятельность.

Беседа-игра «Мы отправляемся в путешествие» (перед прогулкой). Ознакомительное занятие, направленное на формирование творческого микроклимата в  учениче6ском коллективе, эмоционального благополучия. Правила поведения. Игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям.

Работа с иллюстрацией  «Счастливое детство».

Музыкальная деятельность. Музыкальный уголок: М.П. Мусоргский  «Прогулка». Цикл «Картинки с выставки».

Наблюдение (на прогулке) за конкретным явлением окружающего мира

и отвечаем на вопросы «Что видим?».

Творческие работы. «А что видно из нашего окошка?», «Что мы увидели в наших прогулках – путешествиях?»  Рисуем.

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний, игра.

Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация, ознакомление с правилами  по ТБ).

Формы подведения итогов: анкетирование.

Раздел 2. Мир Божий вокруг нас

2.1 Прогулка первая. Свет. Ночь. День

Теоретическая часть.

Главные слова. Бог. Свет. Ночь, День.

Практическая часть.

Наблюдение на прогулке.  Ознакомление с окружающим миром в форме наблюдения.

Выход на прогулку под музыку «Прогулки» М.П. Мусоргского.

Игровая деятельность. Сюжетная игра на ту же тему импровизируется педагогом и разыгрывается им совместно с детьми.

Форма проведения: игра.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения, прогулка).

Формы подведения итогов: игра-викторина.

2.2 Прогулка вторая. Небо

Теоретическая часть.

Главные слова. Небо. Облака. Лазурь.

Практическая  часть.

Наблюдение на прогулке. На прогулке в соответствии со временем года наблюдаем: небо, облака, тучи, снег, дождь.

Чтение и обсуждение. Библия «Ветхий Завет».

Работа с иллюстративным материалом на сюжеты из Библии. 

Творческая деятельность. Рисуем небо.

Игровая деятельность. Игра «Облако - лебедь». Придумываем сюжеты игр в зависимости от увиденной формы облака.

Чтение и обсуждение. Рассказ «На кого похоже мое облако?».

Музыкальная деятельность. Слушаем песенку «Облака».

Форма проведения: игра.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения, прогулка), игровой.

Формы подведения итогов: выставка рисунков.

2.3 Прогулка третья.  Земля. Вода. Растения

Теоретическая часть.

Главные слова. Земля. Вода. Растения. Суша.

Практическая часть.

Работа с иллюстрацией «Третий день творения».  Что изображено?  Что же сотворил Бог в третий день?

Чтение и обсуждение. Рассказ «Путешествие с книгой. Третий день».

Наблюдение на прогулке. Что из творений третьего дня мы можем увидеть на прогулке.

Работа с иллюстративным материалом. Просмотр слайдов «Цветы».

Игровая деятельность. Игра «Море волнуется».

Чтение и обсуждение. Стихотворения «Третий день», «Земля».

Творческая деятельность. Рисование и лепка по сюжету стихотворений.

Музыкальная деятельность. Слушаем музыку моря.

Форма проведения: игра.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения, прогулка), игровой.

Формы подведения итогов: выставка творческих работ.

2.4 Прогулка четвертая. Солнце, луна, звезды

Теоретическая часть.

Главные слова. Солнце. Луна. Звезды.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Стихотворение «День четвертый», Библия «Ветхий Завет».

Работа с иллюстрациями на сюжеты Библии «Ветхий Завет».

Игровая деятельность. На прогулке играем в мяч. Игра «Перекиды».

Наблюдаем за солнышком и играем в  игру «Солнце разгорается». Чтение и обсуждение. Стихотворения о ночных светилах: луне, звездах, созвездиях.

Творческая деятельность. Рисуем сказку. Музыкальное фоновое сопровождение С.В. Рахманинов.  Второй концерт для фортепиано с оркестром. 2 часть. Адажио.

Форма проведения: игра.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения), игровой.

Формы подведения итогов: вернисаж.

2.5 Прогулка пятая. Птицы. Рыбы. Насекомые

Теоретическая часть.

Главные слова. Птицы. Рыбы. Насекомые.

Практическая часть.

Работа с иллюстрациями. Картинки «Животный мир».

Наблюдение на прогулке по теме «Птицы, насекомые».  

Чтение и обсуждение. Стихотворения «Весной», «Ласточки».

Игровая деятельность. На прогулке играем в «Воробушки-быcтрокрылки»,   «Бабочки», «Рыбаки и рыбки».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний, игра.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения, прогулка), игровой.

Формы подведения итогов: выставка рисунков, поделок из пластилина, аппликаций «Мелкие творения мира Божьего - пчёлы, комары, бабочки, жуки, кузнечики, мухи, комары, божий коровки».

2.6 Прогулка шестая. Животные. Человек

Теоретическая часть.

Главные слова. Человек. Животные. Душа. Тело. Доброта. Послушание.

Практическая часть.

Работа с иллюстрацией к Библии Василия Кореня.

Чтение и обсуждение. Рассказ  «Спор животных».

Наблюдение на прогулке. Каких животных можно увидеть на улице?

Игровая деятельность. Живые картины. Дети изображают бодливую корову, быструю лошадь, весёлую собаку. Творческая деятельность. Рисование, лепка животных, человека.

Музыкальная деятельность. Песни «Лесной олень», «Когда мои друзья со мной».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний, игра.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения, прогулка), игровой.

Формы подведения итогов: коллективная работа «Дерево райского сада» (аппликация, лепка).

2.7 Прогулка седьмая. День отдыха (покоя)

Теоретическая часть.

Главные слова. Покой. Отдых.

Практическая часть.

Работа с иллюстрациями книги «Прогулки по дням творения».

Чтение и обсуждение. Стихотворение  «Воскресенье».

Творческая деятельность. Повторение творений по макету пластилинового  земного шара.

Игровая деятельность. Игра «Угадай что это?».

Музыкальное сопровождение. С.В.Рахманинов. 2 концерт. Адажио.

Форма проведения: игра, практикум.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения, прогулка), игровой, музыкальный.

Формы подведения итогов: практикум.

2.8  Кто сотворил добрый мир? Творец

Теоретическая часть.

Главные слова. Бог. Творец. Творения. Мир Божий.

Практическая часть.

Наблюдение и обсуждение на прогулке. Что мы видим вокруг себя? Кто является Творцом всего живого?

Игровая деятельность. Игра «Угадай голоса творений».

Чтение и обсуждение. Рассказ «Путешествие с книгой. Творец и Его творения».

Творческая деятельность. Во время прогулки собираем какой-либо природный материал: листья, шишки, красивые веточки, семена растений. На занятиях делаем аппликацию «Прекрасный мир».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний, игра.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения, прогулка), игровой.

Формы подведения итогов: аппликация «Прекрасный мир».

Раздел 3. Устроение отношений в мире. Хорошо - плохо

3.1 Что такое хорошо и что такое плохо

Теоретическая часть.

Главные слова. Совесть. Грех. Послушание. Трудолюбие. Любовь.

Углубление светского понимания этических норм. Введение нравственных категорий добра и зла, которые определяются в соответствии с уровнем понимания детей что «хорошо - плохо». Название плохого поступка - грех. Как бороться с ним?

Практическая часть.

Игровая деятельность. Игра «Как поступить, если...?».

Чтение и обсуждение. Рассказы «Совесть подсказала», «Стыдно обижать». Музыкальная деятельность. Слушаем песнопение. Как человек просил прощения у Бога?

Работа с иллюстративным материалом «Хорошо – плохо».

Творческая работа. Рисунки на тему «Радуга».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний, игра.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения, прогулка), игровой.

Формы подведения итогов: выставка рисунков «Радуга».

3.2 Будь послушным! Трудись!

Теоретическая часть.

Главные слова. Послушание. Трудолюбие.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. «Путешествие с книгой. Послушание Марии», «Настойчивый муравей».

Творческая работа. Рисуем по сюжетам рассказов.

Игровая деятельность. Играем в живые картины «Стрекоза и муравей».

Обсуждение поговорки «Ты труд  другого уважай, сам насорил, сам убирай».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний, игра.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения), игровой.

Формы подведения итогов: выставка  рисунков на библейские сюжеты.

3.3 О милосердии

Теоретическая часть.

Главные слова. Милосердие. Доброта. Щедрость. Дружба.

Практическая часть.

Чтение, обсуждение. Текст о Матери Божией

Работа с иллюстрациями: «Молитва», «Покров Пресвятой Богородицы».

Музыкальная деятельность. Слушаем песню «Спаси, Владычица, Святую Русь».

Творческая деятельность. Рисунки на тему  «Забота Матери Божией о детях».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный.

Формы подведения итогов: рефлексия.

3.4 О прощении

Теоретическая часть.

Главные слова. Послушание. Смирение. Верность. Прощение. Правила жизни, данные человеку.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. «Путешествие с книгой. Верный Иов». Стихотворение «Заповедь о прощении».

Работа с иллюстрацией «Детская молитва». Что нарисовано?

Игровая деятельность. Играем - обсуждаем «Как лучше общаться с друзьями? », игра «Хорошо - плохо».

Творческая деятельность. Рисуем улыбку.

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний, игра.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), игровой.

Формы подведения итогов: выставка творческих работ.

3.5 Добрые дела

Теоретическая часть.

Главные слова. Милосердие. Послушание. Благородство. Трудолюбие.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Сказка «Кот и петух». Стихотворение «Добродетели».

Игровая деятельность. Игра «Подарки».  

Музыкальная деятельность. Разучиваем песню «Если добрый ты».

Творческая деятельность. Рисуем «Дерево добра».

Форма проведения: беседа, игра.

Методы и приемы: словесный (беседа, обсуждение), игровой.

Формы подведения итогов: вернисаж.

3.6 Правда. Ложь.

Теоретическая часть.

Главные слова. Правда. Ложь. Совесть. Покаяние. Прощение.

          Практическая часть.

          Чтение и обсуждение. Стихотворение «Ложь».

          Игровая деятельность. Игра «Ложь-гора».

          Творческая деятельность. Рисунки на тему «Добрые воины сражаются в царстве королевы Лжи».

          Форма проведения: беседа, ролевая игра.

Методы и приемы: словесный (беседа, обсуждение), игровой.

          Формы подведения итогов: рефлексия.

Раздел 4. Отношения в нашей жизни

4.1 Моя семья. Отношения детей и родителей

4.1.1 Наш дом

Теоретическая часть.

Главные слова.  Родители. Предки. Любовь. Послушание.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Стихотворения «Мой дом, моя семья», «Строим дом».

Угадываем. Кто в домике живет? Стихотворение-загадка «Кто построил добрый дом?».

Работа с иллюстрациями и рассказом  «Свой дом».

Обсуждаем – размышляем. Пословица «Хорошо тому, кто в своем дому».

Творческая деятельность. Рисунки на тему «Моя семья».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения).

Формы подведения итогов: рисунки.

4.1.2 О почитании родителей

Теоретическая часть.

Главные слова.  Родители. Предки. Любовь. Забота.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Текст «Путешествие с книгой. Как Бог учил относиться к родителям». Рассказ В. А. Сухомлинского «Седьмая дочка».

Игровая деятельность. Играем - угадываем. «Проверь свое отношение».

Творческая деятельность. Рисунки на тему «Весь мир я маме подарю».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний, игра.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения), игровой.

Формы подведения итогов: выставка творческих работ.

4.1.3 Моя мама

Теоретическая часть.

Главные слова. Родители. Предки. Любовь. Послушание

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Тексты «Какая твоя мама? », «При солнышке тепло, при матери добро».

Игровая деятельность. Игра «Дочки - матери». Слушаем «Колыбельную песню».  

Музыкальная деятельность. Слушаем и поем песню «Солнечный круг» .

Форма проведения: игра.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения).

Формы подведения итогов: творческая работа. Угадываем загадку и даем ответ - делаем аппликацию «Моя мама».

4.2 Православный храм в жизни человека

4.2.1.Храм – Божий дом

Теоретическая часть.

Главные слова. Храм. Церковь. Христиане. Крест.

Практическая часть.

Чтение и  обсуждение. Текст «Храм».

Работа с иллюстрациями «Храмы Старого Оскола».

На прогулке обсуждаем. Проходим (если есть возможность) по улице, на которой есть храм.

Творческая деятельность. Рисуем «Храм, который мы видели на прогулке».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний. Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения).

Формы подведения итогов: выставка рисунков «Храм, который мы видели на прогулке».

4.2.2 Что мы видим в храме

Теоретическая часть.

Главные слова.  Святыни.

Практическая часть.

Музыкальная деятельность. Колокольный звон.

Работа с иллюстрацией «Девочка ставит свечку на подсвечник».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний. Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения).

Формы подведения итогов: викторина.

4.3 Родина. Отношения к родной семье

4.3.1 С чего начинается Родина

Теоретическая часть.

Главные слова. Родина. Отечество.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Рассказ «С чего начинается Родина?».

Музыкальная деятельность. Песня «С чего начинается Родина?».

Творческая деятельность. Рисуем ответ.

Игровая деятельность. Водим хоровод, изображаем сюжет песни «Во поле береза стояла».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний. Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения).  

Формы подведения итогов: выставка рисунков.

4.3.2 Можно ли рассказать о Родине красками, музыкой, стихами

Теоретическая часть.

Главные слова. Родина. Отечество.

Практическая часть.

Работа с иллюстрацией «Родные просторы». Что изображено? Можно ли сказать, что здесь изображена наша Родина?

Чтение и обсуждение. А что называли своей Родиной другие люди? Стихотворение «Родина».

Музыкальная деятельность. Песня «Родина».

Творческая деятельность. Рисунки по сюжету и характеру песни.

Форма проведения: игра.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения).

Формы подведения итогов:  выставка рисунков «Моя Родина».

Раздел 5. Ценности в жизни христиан

5.1 Праздник Рождество Христово. Первый снег

Теоретическая часть.

Главные слова. Рождество Христово. Ангел.

Практическая часть.

Беседа. Рождество Христово. Углубление знаний.

Работа с иллюстрациями. Беседа о событиях Рождества Христова по картинкам.

Музыкальная деятельность. Песня «Христос рождается - славьте Его».

Разучивание стихотворений, песен. Подготовка Рождественского праздника.

Творческая деятельность. Изготовление подарков. Подготовка рисунков к выставке «Рождество Христово».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения), практический.

Формы подведения итогов: выставка рисунков-подарков.

5.2 Праздник Рождество Христово.  Фигурка ангела

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Рождественские рассказы.

Музыкальная деятельность. Песни  «Эта ночь святая» и др.

Творческая деятельность. Выставка рисунков - подарков «Рождество Христово».

 Музыкальное сопровождение выставки. Святки. Муз. П.И. Чайковского. Цикл «Времена года. Декабрь».

Форма проведения: игра.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения).  

Формы подведения итогов: спектакль «Рождество Христово».

5.3 Праздник Воскресение Христово. Пасха. Готовим подарки

Теоретическая часть.

Главные слова. Страдания. Воскресение. Пасха.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Рассказы «Светлое воскресенье», «Празднование».

Работа с иллюстрациями. Традиции праздника Пасхи.

Творческая деятельность. Подготовка подарков.

Музыкальная деятельность. Пасхальные песнопения.

Форма проведения: творческая деятельность.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения).

Формы подведения итогов: выставка рисунков - подарков «Светлый праздник Пасхи».

5.4 Наши меньшие друзья. Заботимся о птицах. Строим птичьи домики

Теоретическая деятельность.

Главные  слова. Творение. Сострадание. Помощь. Забота.

Практическая деятельность.

Чтение и обсуждение. Стихотворения «Воробей», «Ворона», «Покормите птиц».

Работа с иллюстрациями на тему «Зернышки доброты».

Творческая деятельность. Нарисуем, какие кормушки для птичек мы хотим построить.

Игровая деятельность. Ролевая игра.

Форма проведения: игра. Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения).

Формы подведения итогов: развешивание кормушек.

Раздел 6. Благодарение. Спасибо

6.1 Что означает слово «спасибо»?

Теоретическая часть. 

Главные слова. Спасибо. Спаси, Боже.

Практическая часть.

Беседа. Умеем ли мы благодарить?

Чтение, обсуждение. Стихотворение «Спасибо».

Музыкальная деятельность. Душа человека тоже славит Бога - человек поет от всего сердца: «Благослови душа моя, Господа!». Христиане приходят в храм и говорят (молятся): «Слава тебе, Боже!».

Обсуждаем - повторяем. Что значит слово «спасибо»?

Творческая деятельность. Отбираются рисунки, готовятся дети-экскурсоводы (авторы рисунков), оформляется выставка «Добрый мир Божий».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний, игра.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения), практический.

Формы подведения итогов: выставка рисунков «Добрый мир Божий».

6.2 Праздник  окончания путешествия

Практическая часть.

Концерт. Тема «Благодарение».

Творческая деятельность. Выставка рисунков «Добрый мир Божий». Коллективная работа из пластилина «Земной шар. Дорожки наших путешествий».

проведения: творческая деятельность.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения), практический.  

Формы подведения итогов: выставка творческих работ.

Средства контроля

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге,  выполнении  учащимися творческих  проектов,  заданий викторин.

 

Методическое обеспечение

Основная литература

1.  Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. Про-

гулки по дням творения. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр

поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011

2. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо — плохо. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки

культурно-исторических традиций Отечества, 2011

3.  Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга З. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под

ред. Л.Н. Антоновой. -М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011

4.  Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему

мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011

5.  Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные

материалы. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011

6.  Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. -М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011

7.  Добрый мир. Православная культура для малышей. СD - диск.

Музыкальное сопровождение занятий. - М.: Центр поддержки

культурно-исторических традиций Отечества, 2011

8.  Добрый мир. Маршруты духовного краеведения для детей во внеучебной работе. Методическое пособие. Под  ред. Л. Л.Шевченко.- М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества. 2011.

9.  Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. Под  ред. Л. Л. Шевченко.- М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества. 2011.

Дополнительная литература:

1. Хрестоматия для внеклассного чтения, 2 класс, М., Самшит –издат,2006

2. Богородица: полная энциклопедия жизни и  чудес /Авт.сост. М.Тимофеев. -М.: Эксмо, 2010. -368с.: ил.- (Мир православия).

3. Жития русских святых: месяцеслов. – М.: Издательский дом «Никола 210й век»; Издательский дом «ЮНИОН-паблик», 2005. – 280с.:ил.

4. Ионина Н.А. Православные святыни.  Изд. РООССА. 2010.

5. Моя первая книга Священная история в рассказах для детей П.Н, Воздвиженского Изд. «Белый город», 2007

6. Музыкальное пособие «Звуковая палитра» [Звукозапись]. Православная культура. 2- года обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.

Оборудование и приборы

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. Под  ред. Л. Л. Шевченко.- М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества. 2011.

2. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

3. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо — плохо. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

4. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга З. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

5.  Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

Печатные пособия

 Комплект иллюстраций.

Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные материалы. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор

Компьютер

Экспозиционный экран

Принтер лазерный

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные образовательные ресурсы

Добрый мир. Православная культура для малышей. СD - диск. Музыкальное сопровождение занятий. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

Оборудование класса

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Стол компьютерный.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.


Приложение 1

Викторина «Ценности в жизни христиан»

 1. Когда в России празднуется  День славянской письменности и культуры?

1) 1 мая

2) 9 мая

3) 24 мая

2. Какой православный праздник называется Праздником Праздников?

  1. Благовещение Пресвятой Богородице
  2. Воскресение Христово
  3. День Святой Троицы

3. Какой день называют  именинами?

1) Крещения

2) Памяти святого покровителя в храме

3)  Рождения

4. Когда начинается  Церковный новый год (новолетие)?

1) с 1 января по новому стилю

2) с праздника Пасхи

3) с 1 сентября по старому стилю

5.  Как называются 12 важнейших праздников церковного года?

1) Великими

2) Двунадесятыми

3) Пасхальными

6. Какой богослужебный период многие церковные писатели называют    «духовной весной»?

1) Великий пост

2) Масленица

3) Святки

7. В каком году состоялось Крещение Руси?

1) 921 г.

2) 1025 г.

3)  988 г.

8. Сколько раз совершается Таинство Крещения?

1) один раз в жизни

2) два раза

3) лучше всего совершать крещение периодически, раз в несколько лет

9. Что народная мудрость называет «гласом Божьим» в душе человека?

а) любовь

б) разум

в) совесть

10. Кто, по описанию Евангелия, встретил Рождество Христово славословием: «Слава в вышних Богу  и на земли мир, в человецех благоволение»?

1) Ангелы

2)  Волхвы

3)  св. праведный Иосиф

 

Вопросы викторины

по православным праздникам

1.После какого Великого православного праздника было принять начинать играть свадьбы? (Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября).

2. Сколько лет было маленькой Марии, когда родители привели ее в Иерусалимский храм? (3 года, введение в храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря).

3.Какого числа наступает праздник рождество Христово?(7 января).

4.Как называются дни с 7 января по 19 января? (Святки).

5.  Какого числа отмечается день Крещения Господне?

6.Почему Прощеное воскресенье так  называется  ?

7.Как называется день, когда Божий посланник архангел Гавриил сообщил Деве Марии «благую весть» о грядущем рождении у них сына Божьего? (Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля).

8.Как называется праздник Воскресения Христова?

9. Какова главная традиция Пасхи, что является её символом?

10. Продолжить пословицу: Крашеное яичко дорого к…(к Пасхе).

11. Какой натуральный краситель используется для окраски пасхальный яиц, чтобы они были красно-коричневого цвета? (Луковая шелуха).

12. 19 августа праздник Преображение Господне. Вспомним евангельский рассказ о том, как Христос, взяв с собой апостолов Петра, Иакова, Иоанна, поднялся на высокую гору Фавор, и преобразился у них на глазах, явив им божественную славу. В этот день в храме освящают созревшие фрукты. Как в народе называют этот праздник? (Яблочный Спас).

13. 28 августа отмечается праздник Успения Пресвятой Богородицы. Кончина Пречистой Девы Марии была тихой и светлой, поэтому церковь назвала ее Успением. Что означает это слово? (сон).