Описание опыта работы
статья на тему

Дифференцированный подход

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsirovannyy_doc.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход

к обучению в начальной школе

из опыта работы учителя начальных классов

Шукшиной Людмилы Васильевны

1. Актуальность и перспективность опыта. 

Всестороннее развитие каждого человека - программная цель нашего общества - предполагает в качестве важного условия выявление творческих качеств личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя в этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество. Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению названы обязательными в процессе обучения и воспитания.

Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос о «дифференциации как важной форме обучения и воспитания».

Дифференцированный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.

Цель: Изучить особенность организации дифференцированного обучения в практике школы.

Задачи, которые определили содержание и структуру нашего исследования:

        В соответствии с целью поставлены следующие задачи :

- Изучить теоретический  материал по данной проблеме;

- Определить условия эффективности внутриклассной дифференциации процесса обучения  младших  школьников;

- Разработать систему дидактических дифференцированных заданий.

Научно-теоретическую базу составили нормативные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

База исследования: 3 класс МБОУ «Зубово-Полянская средняя школа №1»

2. Условия формирования опыта. На формирование опыта оказали влияние следующие факторы: изучение методической и педагогической литературы и изучение опыта работы коллег.

Развитие учеников должно происходить не за счет усиленной нагрузки тренировочными заданиями, а в результате предоставления им возможности принимать посильное участие в коллективном поиске нового на уроке, включаться в активную познавательную деятельность, следовательно, необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности и стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

При этом надо учитывать, что развитие каждого ученика идет неравномерно: то замедленно, то скачкообразно.

Дифференциация в переводе с латинского "differentia" означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени

3. Теоретическая база опыта.

В Концепции дифференциации обучения сформулированы основные цели дифференциации образования, определяемые с трех позиций:

  1. С психолого-педагогических позиций цель дифференциации - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления и учета в обучении склонностей, развития интересов, потребностей и способностей каждого школьника.
  2. С социальной точки зрения цель дифференциации - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.
  3. С дидактической точки зрения цель дифференциации - решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе .

В настоящее время дифференциация обучения рассматривается как средство построения "индивидуального образовательного маршрута" (А.Г.Каспаржак, К.Н.Поливанава, Е.Л.Рачевский, А.В.Хуторской, И.Д.Фрумин и др.)

Существует несколько авторских педагогических технологий дифференциации обучения: внутрипредметная дифференциация (Гузик Н.П.), уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (Фирсов В.В.), культурно-воспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (Закатова И.В.).

В современной школе принято выделять два основных вида дифференциации обучения школьников:

I. Внешняя дифференциация, предполагающая создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются дети с определенными индивидуальными особенностями.

Особые типы школ ориентированы:

  1. на учащихся, имеющих специальные способности, проявляющих интерес к какому-либо циклу предметов;
  2. на детей с высоким уровнем обучаемости и т.п. (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов);
  3. на учащихся с отклонениями в физическом или интеллектуальном развитии (коррекционные школы разных типов).

II. Внутренняя дифференциация, предполагающая организацию работы внутри класса группам учащихся, с одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями. Большинство исследователей считает подобную работу важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.

4. Технология опыта.

Работая по технологии дифференцированного обучения, я включаю эту работу в различные этапы урока в зависимости от целей и задач урока.

Дифференциация применяется в различных звеньях процесса обучения:

Изучение нового материала

  1. При подготовке к прохождению нового материала дифференциация является необходимой, поскольку умения и навыки учащихся различны. Некоторые учащиеся нуждаются в простых заданиях, другие – могут получить задания, которые, с точки зрения той или иной проблемы, входящие в изучаемую тему, успешно интегрируется с наличным фондом предварительных знаний учащихся по данной теме.
  2. При прохождении новой темы необходимо учитывать различия между учащимися, в первую очередь в учебных умениях и умственных способностях. От этих свойств зависит в каком руководстве они нуждаются и насколько сложное задание они могут выбрать для самостоятельной работы.
  3. По сравнению с другими звеньями процесса обучения здесь можно меньше учитывать различия в знаниях учащихся. Но этот учет становиться актуальным тогда, когда какой-либо ученик имеет гораздо более обширное знание, чем его одноклассники.
  4. При поднесении нового материала следует по возможности адресовываться к различным анализаторам (зрительному, слуховому, двигательному и т.д.), т.к. это благоприятствует лучшему осмыслению и закреплению.

Ориентация на конечный результат

На отработку нового материала слабым ученикам должно быть отведено достаточное количество времени, а сильным ученикам после объяснения темы можно дать для самостоятельного выполнения тренировочные упражнения

Закрепление пройденного.

Необходимость дифференциации особенно велика при закреплении и применении знаний. Поэтому учащиеся нуждаются в закреплении и упражнениях не на одинаковом уровне и не в одинаковом количестве. У более сильных учеников на этом этапе работы освобождается время на выполнение дополнительных заданий, расширяющих и углубляющих их знания и умения.

Именно в ходе выполнения учебных задач происходит усвоение теоретических знаний , формируются практические умения, поэтому на этапе закрепления должны быть сконцентрированы усилия учителя. При этом очень важно так организовать учебную работу, чтобы каждый ученик выполнял посильную для себя работу, получая на каждом уроке возможность испытывать учебный успех.

Дидактическим обеспечением дифференцированного подхода к учащимся на этапе закрепления материала является подбор системы упражнений. Такая система заданий должна включать:

  1. широкий спектр заданий обязательного уровня;
  2. задание для предупреждения типичных ошибок;
  3. задания повышенной сложности, предназначенные для учеников, быстро продвигающихся в усвоении материала.

Домашняя работа

Особенно большие возможности для дифференциации открываются в домашней работе.

В педагогике известны следующие пути дифференциации домашней работы:

  1. дополнительные задания учащимся;
  2. разработка специальных заданий для разных учащихся (дифференциация заданий);
  3. разъяснение смысла и содержания задания, инструктаж.

К.Д. Ушинский говорит: "Прежде, чем воспитать ученика во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях". Зная учеников, я выбираю форму сообщения домашнего задания. Для сильных учеников это может быть простое сообщение параграфа и номера задачи, как это обычно и делается в школе. Но для средних, и особенно слабых учеников, этого явно недостаточно. Помочь учащимся в подготовке к домашней работе можно разными способами:

  1. указать на аналогии,
  2. объяснить на примерах,
  3. разобрать трудные стороны заданий.
  4. разъяснить содержание работы,
  5. дать алгоритм,
  6. сообщить методы выполнения заданий,

Я практикуют также  карточки и схемы для выполнения домашних заданий, которые  даю слабым учащимся, помогаю им выделить главное в материале.

5. Анализ результативности опыта.

Обязательным элементом обучения является анализ. Он не только отражает результаты совместной деятельности учителя и ученика, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего ее совершенствования. Эта работа предполагает проведение диагностических срезов.

6.Трудоемкость опыта.

Рассмотрим конкретный пример дифференциации учебной деятельности учащихся при обучении их решению задач на примере такой задачи:

Задание №1

На стоянке стояло 59 машин. Потом подъехали еще 13 машин. Сколько машин на стоянке?

1 вариант.

1. Закончи краткую запись задачи:

Стояло – м

Приехали – м

Стало - м

2. Вспомни, как найти, сколько всего стало….

3. Используя схему, запиши выражение для решения задачи:

4. Запиши ответ.

2 вариант.

Отметь те задачи, которые, по-твоему, решаются

  • действием сложения (+)
  • действием вычитания (–)

а) На одном участке посадили 46 елок, а на другом 30.На сколько больше елок посадили на первом участке?

б) На стоянке стояло 59 машин. Потом подъехали еще 13 машин. Сколько машин на стоянке?

в) В одной коробке лежало 20 карандашей, это на 4 карандаша больше, чем в другой. Сколько карандашей во второй коробке?

3 вариант:

Отметь те задачи, которые, по-твоему, решаются

  • действием сложения (+)
  • действием вычитания (–)

а) На одном участке посадили 46 елок, а на другом 30. На сколько больше елок посадили на первом участке?

б) На стоянке стояло 59 машин. Потом подъехали еще 13 машин. Сколько машин на стоянке?

в) В одной коробке лежало 20 карандашей, это на 4 карандаша больше, чем в другой. Сколько карандашей во второй коробке.

Реши вторую задачу.

Закончи краткую запись задачи:

Стояло – м

Приехали – м

Стало - м

Вспомни, как найти, сколько всего стало….

Используя схему, запиши выражение для решения задачи:

Также дифференцированные задачи можно представить в виде таблицы:

Задание №2

Бабушка испекла 10 пирожков с капустой, а с мясом на 4 меньше. Сколько пирожков с мясом испекла бабушка?

Вариант 1.

Реши задачу.

Вариант 2.

Каким действием решается задача?

Что мы будем искать?

Реши задачу.

Вариант 3.

Каким действием мы находим разность? А сумму?

Каким действием решается задача?

Что мы будем искать?

Реши задачу.

Пример: У поезда 16 колес, а у автомобиля на 12 меньше. Сколько колес у автомобиля?

16-12=4

Ответ: у автомобиля 4 колеса.

Задание №3

Вариант 1:

Реши уравнение: х+6=9

Вариант 2: х+3=9

Что нам известно?

Что нам неизвестно?

Как найти первое слагаемое?

Вариант 3:

Х+5=7

Что нам известно?

Что нам неизвестно?

Как мы находим сумму?

Как мы находим первое слагаемое?

7-5=2

Х=2

Реши уравнение: х+3=9

Задание №4

Вариант 1:

Реши уравнение: х-5=2

Вариант 2: х-5=2

Что нам известно?

Что нам неизвестно?

Как найти уменьшаемое?

Вариант 3:

Х-4=3

Что нам известно?

Что нам неизвестно?

Как мы находим разность?

Как мы находим вычитаемое?

3+4=7

Х=7

Реши уравнение: х-5=2

Задание №6.

Вариант 1:

Реши выражение: 3+(5-2)

Вариант2:

3+(5-2)

Что особенного в этом выражение?

Какое действие будем выполнять первым? А вторым?

Реши выражение.

Вариант 3:

3+(5-2)

Что особенного в этом выражение?

Какое действие будем выполнять первым? А вторым?

Рассмотри пример, затем реши выражение.

Пример:

4+(7-3)

7-3=4

4+4=8

4+(7-3)=8

Анализ показал, что поставленные цели решены, дети занимались с удовольствием, проявляли интерес и активность в ходе занятий. В связи с этим, произошли изменения, которые были выявлены также с помощью наблюдения за учащимися, анализом документов.

7. Адресность опыта

Представленный материал может быть использован педагогами и психологам в индивидуально-дифференцированной работе с младшими школьниками для стимуляции образовательной деятельности.

Наглядные приложения

Примеры дифференцированных заданий:

Русский язык:

1 группа  учащихся - задания вида ЗВ_НОК,  СТ_РОНА, ЦВ_ТОК, СН_ ЖИНКА   вставить пропущенную согласную букву. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа  учащихся - предложено вставить пропущенную букву и найти проверочное слово. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо придумать несколько слов на это правило и составить с ними предложения на определённую тему. (Оценивается на  «5»)

Математика:

 1 группа  учащихся - задания вида: начертить ломаную линию как в учебнике, узнать её длину. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа  учащихся - предложено начертить ломаную, узнать её длину и выразить её в миллиметрах и если можно в дециметрах. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо начертить ломаную такой же длины, но с большим  количеством звеньев. (Оценивается на  «5»)

Чтение:

1 группа  учащихся – Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость». (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа  учащихся - Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость», подобрать рифму к словам:

- лягушка

- кошка

- мальчик

 (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески: придумать к словам рифму и сочинить с одной из рифм короткое стихотворение (двустишие). (Оценивается на  «5»)

        Эти задания способствуют развитию способностей детей, углублению знаний. Выпол няя такие задания, учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность (в данном случае выбор уровня), самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков, в развитии мышления, памяти и творческого воображения.

Дифференцированные домашние задания удовлетворяют потребность учащихся в тренировке, позволяют восполнить пробелы в знаниях, дают возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным – развить свои интересы до глубокой увлеченности, тех и других учат самостоятельному познанию.

     

Литература:

  1. Гершунский Б.С., Полат Е.С.  Личностно-ориентированный подход в образовании. «Философия образования», М: 1998
  2. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: внешние и внутренние формы. Журнал «Директор школы», 1995, №3, с. 39-45.

http://nsportal.ru/nachalnaya

Заключение.

Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса считается выбор рациональной системы методов и приёмов обучения и оценки качества знаний, её оптимизация с учётом возраста учащихся, уровня их подготовки, развития общеучебных умений, специфике решаемых образовательных и воспитательных задач. В зависимости от указанных факторов реализовывается сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения с привлечением инновационных технологий, оптимизируется применение проблемных ситуаций и заданий, объяснительно-иллюстративных, эвристических, репродуктивных методов, частично-поисковых, исследовательских, применяется работа в парах и группах, используются технические средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы

Здесь я представила свою систему работы как классного руководителя, а также результаты моей работы за последние 3 года....

Описание опыта работы по теме "Новые подходы к использованию дидактических игр в обучении младших школьников".

Образовательный процесс в условиях  меняющегося  современного мира постоянно усложняется и требует от  учеников большого умственного и нервно – психического напряжения....

Описание опыта работы классного руководителя

Описание опыта работы классного руководителя начальной школы....

описание опыта работы

 Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить спос...

Технология работы над проектом.Описание опыта работы.

С помощью разработки проектов ученики начальных классов развивают свой познавательный интерес, самостоятельно находят способ решения поставленной проблемы. А педагоги и родители, помогая ученику...

Описание опыта работы

Представленная система работы направлена на формирование и развитие ключевой компетенции в сфере социальной деятельности: построение с другими людьми отношений сотрудничества и поддержки. В центре вн...

Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"

Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....