Технология заучивания материала наизусть в классе. В копилку учителей начальных классов. Гусарова О.В, Прокудина Н.В.
опыты и эксперименты на тему

Прокудина Наталья Васильевна

Рассказ о замечательной технологии, которая разработана В. К. Дьяченко. Дьяченко Виталий Кузьмич (1923-2008 гг.) - Российский педагог и психолог. Кандидат педагогических наук, профессор, академик, действительный член Международной Педагогической академии (с 1996 г.), современный теоретик коллективного способа обучения (КСО). Автор 13 монографий по дидактике и проблемам создания коллективного способа обучения. Заведующий кафедрой Новые педагогические технологии Красноярского краевого ИПК РО. Он внес незаменимый вклад в развитие современной педагогики. Его технология заучивания материала наизусть универсальна и с успехом может быть использована на уроках, как в старшей, так и в начальной школе. О пользе применения данной технологии в начальной школе пойдет речь в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zauchivanie_materiala_naizust_v_klasse.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Гусарова О.В, Прокудина Н.В.

Технология заучивания материала наизусть в классе.

В копилку учителей начальных классов.

Хочется рассказать о замечательной технологии, которая разработана В. К. Дьяченко. Дьяченко Виталий Кузьмич (1923-2008 гг.) - Российский педагог и психолог.  Кандидат педагогических наук, профессор, академик, действительный член Международной Педагогической академии (с 1996 г.), современный теоретик коллективного способа обучения (КСО). Автор 13 монографий по дидактике и проблемам создания коллективного способа обучения. Заведующий кафедрой Новые педагогические технологии Красноярского краевого ИПК РО. Он внес незаменимый вклад в развитие современной педагогики.

Его технология заучивания материала наизусть универсальна и с успехом может быть использована на уроках, как в старшей, так и в начальной школе. О пользе применения данной технологии в начальной школе пойдет речь в этой статье.

Каждый учитель знает, как уникален любой из его учеников. У них разные характеры, способности, различны их успехи и трудности. Каждого из своих учеников учитель ведет по дороге маленьких и больших открытий. Каждого надо не только научить чему-то, но и научить учится самостоятельно. Рано или поздно в жизни каждого учащегося наступает момент, когда необходимо уметь запоминать учебный материал, например: правило, стихотворение или текст. И именно в начальной школе у многих учащихся впервые формируется навык заучивания наизусть. Задача учителя помочь им освоить это умение. На этом этапе работы незаменимым помощником может стать «Технология заучивания материала наизусть на уроке В. К. Дьяченко.»

Следует отметить, что данная технология не требует от педагога особой подготовки для проведения урока. Не сложен процесс изучения технологии по книге. Данная технология может применяться на любых уроках для заучивания наизусть учебного материала. Во время урока, для работы учащегося, можно использовать материалы из учебника. Временные затраты на проведение оправдываются, положительными результатами.

        Проведение урока по данной технологии позволяет разнообразить учебный процесс. Заинтересовать учащихся самостоятельной работой и возможностью самостоятельно контролировать работу одноклассников, что имеет важное воспитательное значение, развивает в учащихся чувство сотрудничества, сопереживания, ответственности и желания помочь товарищу. Совокупность обучающих, развивающих и воспитывающих результатов, однозначно говорит о том, что данная технология должна быть рекомендована к использованию в практике учителя начальных классов.

Не секрет, что учащиеся не всегда могут заучивать материал, и в любом классе найдется группа учеников, которым особенно тяжело дается этот вид работы, поэтому данная технология способствует формированию учебных навыков заучивания наизусть материала и рассчитана на разный уровень подготовленности учащихся.

Схема действий для достижения поставленной задачи:

  1. Педагог сообщает учащимся, что сегодня урок будет посвящен заучиванию учебного материала наизусть. Сообщается задание, например: выучить стихотворение. Учащиеся разбиваются на пары.

  1. Первый ученик читает вслух первые строки стихотворения, старается понять написанное. Количество строк определяется возрастом учащихся. Второй ученик смотрит в текст, слушает говорящего, старается понять написанное.

  1. Разбираются непонятные слова. Можно воспользоваться словарями, справочной литературой для понимания слов. Можно попросить учителя пояснить непонятное слово. Можно в классе ввести экспертов по пониманию текста. Вопросы учащихся могут направляться экспертам.

  1. Первый ученик читает строки стихотворения второй раз, старается запомнить. Второй ученик смотрит в текст, слушает, старается запомнить.

  1. Первый ученик убирает книгу, второй ученик по памяти старается воспроизвести строки стихотворения. Если что-то забыл, то первый ученик подсказывает забытое. Такое заучивание идет до того момента, пока первый ученик не выучил заучиваемые строки.

  1. Второй ученик берет книгу, а первый по памяти старается воспроизвести эти же строки. Заучивание идет до того момента, пока оба ученика не выучат строки стихотворения. После этого пара распадается.

  1. Ученик ищет новую пару. В классе есть всегда пара, которая к этому моменту тоже закончила работу над первыми строками. Количество строк для заучивания в паре у всех одинаковое.

  1. В новой паре первый ученик рассказывает то, что выучил в первой паре. Третий ученик проверяет по своей памяти либо по книге. Затем третий рассказывает, что выучил в первой паре. Первый ученик проверяет по своей памяти либо по книге.

  1. Затем кто-то из учащихся (первый или третий) читает следующие строки стихотворения, стараясь их понять. Другой ученик смотрит в текст, слушает говорящего, старается понять написанное.

  1. Ученики определяют непонятные слова.

  1. Тот ученик, который читал, опять читает строки стихотворения, стараясь хорошо прочитать и в какой-то степени запомнить. Другой ученик смотрит в текст, слушает говорящего, старается понять написанное.

  1. Ученик, который слушал, по памяти старается воспроизвести строки стихотворения. Другой ученик следит по книге. Этот процесс идет до того момента, пока ученик не запомнил изучаемые строки. В процессе работы могут быть советы друг другу, как лучше запоминать материал.

  1. Ученики меняются ролями. Тот ученик, который выучил, проверяет того, кто до этого читал. Пары распадаются.
  2. Составляются новые пары. Работа в новых парах идет по тому же алгоритму. Вначале рассказывают друг другу заученные строки. Рассказ всегда начинается с начала стихотворения. Затем изучают новые строки стихотворения.

После того как ученик выучил стихотворение, он рассказывает его перед малой группой в три-четыре человека. Этот речевой тренинг способствует лучшему запоминанию и готовит к выступлению перед всем классом.

Работа в классе над заучиванием стихотворения протекает в зависимости от времени. Объем заучиваемого материала может быть самым разным.

Можно заучивать различные произведения, иностранные тексты и другой учебный материал.

     При всей универсальности данной технологии не стоит забывать о специфике преподавания в начальной школе. В первый раз работая по данной технологии с учащимися младшего школьного возраста следует уделить особое внимание первому пункту. Не стоит пренебрегать элементом игры, ведь в каждой паре будет и ученик, и учитель. Это позволит проявить ученикам большую заинтересованность в работе и повысит ее качество. Умение и желание педагога настроить учащихся на серьезную игру, поможет им ощутить ответственность не только за свою работу, но и за работу напарника.

Желательно учесть факт наличия в классе учеников - инофонов и дать им в пару учащихся носителей языка, чтобы они могли направлять и поправлять напарников в возникающих языковых барьерах.

Разбор непонятных слов, в данной возрастной категории учащихся, требует взвешенного и серьезного отношения. Часто учащиеся именно младшего школьного возраста не могут запомнить текст из-за обилия незнакомых слов. Особенно остро эта проблема возникает у учащихся инофонов. И чем меньше возраст учеников, тем большего участия педагога требует данный пункт.

Если очевидно, что в какой-то паре работа стоит на месте для педагога это несомненный повод вмешаться. Не бойтесь потерять время. И не стоит торопиться менять напарников. Подойдите, прислушайтесь, помогите ученикам подключить к работе другие методы запоминания, о которых, возможно, они не знают в силу своего возраста, например: ассоциации, визуальные образы, логические цепочки. Обсудите с ними и прокомментируйте сами заучиваемый материал. Следует помнить, что личные комментарии способствует эмоциональному и интеллектуальному погружению в процесс запоминания и помогают оставить яркий и глубокий след в памяти.  

Формат урока по схеме данной технологии привлекателен и интересен, как для педагога, так и для учащихся. Это прекрасная основа для педагогических находок в освоении учебного материала, в реализации мягкого и направляющего воспитательного процесса, и для расширения используемых приемов и методик развивающих способности, умения и заинтересованность учащихся в учебном процессе.