ФОРМИРОВАНИЕ УУД СРЕДСТВАМИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
методическая разработка (4 класс) на тему

Часовникова Елена Ивановна

Мы  считаем, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_uud_sredstvami_gruppovoy_raboty.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УУД СРЕДСТВАМИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Из опыта работы

 учителей начальных классов

МБОУ СОШ № 111

Г. Новосибирска

                                     Часовниковой Е. И.

Гуляевой А. В.

Существуют различные виды заданий, направленные на формирование универсальных учебных действий.  Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

участие в проектах;

подведение итогов урока;

творческие задания;

мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

самооценка события, происшествия;

дневники достижений;

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

«найди отличия» (можно задать их количество);

«на что похоже?»;

поиск лишнего;

«лабиринты»;

упорядочивание;

«цепочки»;

хитроумные решения;

составление схем-опор;

работа с разного вида таблицами;

составление и распознавание диаграмм;

работа со словарями;

Для диагностики и формирования  универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

«преднамеренные ошибки»;

поиск информации в предложенных источниках;

взаимоконтроль;

«ищу ошибки»

КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

составь задание партнеру;

отзыв на работу товарища;

групповая работа по составлению кроссворда;

«отгадай, о ком говорим»;

диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

«подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д.

Целесообразно практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3-4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание… Такой прием придаст этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для них искусственность необходимости «рассказывать самому себе».

Что же мы применяем в своей работе по формированию УУД

 Отмечаем успехи ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами.

Показываем, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.

 Привлекаем детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.

 Обучаем детей приемам работы в группах, показываю, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогаю детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия.

 На уроке уделяем большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания,  показываем и объясняем, за что была поставлена та или иная отметка, учим детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

 Оцениваю не только сама, но и позволяю другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания. В конце урока  вместе с детьми оцениваю то, чему дети научились, что получилось, а что нет.

 Ставлю цели урока и работаю с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”.

 Учим детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, учим пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.

 Используем проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

 Ребенок обязательно должен уметь планировать и прогнозировать свои действия.

 Вовлекаем детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.

 Всегда даём шанс исправить ошибку, показывая, что ошибка – это нормально. Главное –уметь учиться на ошибках.

 Помогаем ребенку найти самого себя, создавая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

Показываем, как распределять роли и обязанности, работая в команде.

Организуем работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций.

Одним из самых эффективных приёмов является создание каждым учеником своей «Карты знаний и достижений»

«Карта достижений» может помочь учащимся:

Сознательно выбирать тот учебный материал, который необходим для решения учебно-практических задач.

Позволяет обозначать и осознавать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете.

Делать предположения о возможных дальнейших продвижениях.

«Карта знаний и достижений» может стать средством:

Планирования

Удержания предметной логики в течение учебного года

Рефлексии индивидуального пути движения в учебном предмете

Памятка для учителя

по формированию и развитию универсальных учебных действий.

Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других.

Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.

Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.

ДЛЯ УЧЕНИКА НЕОБХОДИМО:

Создать атмосферу успеха.

Помогать ребёнку учиться легко.

Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях.

Не скупиться на поощрения и похвалу.

Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.

 

 Часто на уроках дети, работая в парах или группах, получают контрольные или маршрутные листы. На этих листах они составляют план работы над темой и контролируют свою работу самостоятельно. 
При выполнении индивидуальных заданий дети выполняют шкалирование. Прочитав задание, ребята анализируют его и чертят на полях в тетрадях отрезки, соответствующие количеству заданий. Выполняя поэтапно задания, они крестиком отмечают выполненные. Здесь сразу формируются несколько УУД: планирование, самооценка, самоконтроль Важно, чтобы учитель, проверяя работу, показал своё отношение к шкалированию ученика: можно обвести кружком крестик в правильном задании и зачеркнуть в неправильном, или придумать другие знаки, договорившись об этом с классом. 
Шкалирование мы применяем и при самооценке работ учащихся. После решения учебной задачи предлагаю на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по определённым критериям: А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность. После проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю свою отметку. Обязательно анализируем итоги самооценки и оценки учителя. 
При изучении нового материала выполняем прогностическую оценку. После того, как ребята познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в её выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?». 
Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребёнок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится квадратом. 

Работа в парах или группах временного и постоянного состава.

 Данный вид организации работы имеет большое значение на уроке: 
- возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала; 
- на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше 
времени, чем при фронтальной работе; 
-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность 
учащихся; 
- возрастает сплочённость класса; 
- ученик более точно оценивает свои возможности; 
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее; 
-формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе. 
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. 
Для данных видов работы ребята выработали свои правила: 
1. Вы свободно обмениваетесь мнениями. Вы имеете право на ошибку. Не критикуйте, а предлагайте. 
2. Вы уважаете мнение каждого участника. 
3. Шум может быть только рабочим. 
Роли в группах распределены и время от времени происходит их смена для того, чтобы каждый мог попробовать свои силы. Обязанности каждого члена группы составлены ребятами (вернее, выбраны из разных вариантов, которые были ими предложены): 
координатор - обеспечивает равное участие в работе членов группы, планирует этапы работы; 
инструктор - оказывает помощь; 
идеолог – направляет работу в соответствии с задачей (Не отвлекаемся, мы ушли от темы и др.); 
секретарь - записывает идеи, ответы; 
заводила - отмечает групповые свершения (Молодцы, дадим возможность ответить Пете и др.); 
бодрила - воодушевляет членов группы (Мы продвинулись вперёд, интересная идея и прочее). 
Формирование УУД через группы позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Работа над проектами
При работе над среднесрочным проектом «Что такое здоровый образ жизни?» ребята провели много исследований, сделали выводы. Результатом этой работы мы считаем то, что на родительском собрании 3 родителей сказали, что ребёнок отучил их курить. Во время экологического похода ребята очень живо указали мальчику, который принёс газированный напиток, на его вредность и опасность. 
Творческие задания на уроках. 
Ребята очень любят эти задания. Творчество их безгранично. При изучении стихотворений используем, например, такие: 
1. Пересказать. 
2. Спеть. 
3. Написать мини-сочинение. 
4. Придумать загадку. 
5. Сыграть мини-спектакль. 
6. Составить тест. 
7. Написать отзыв. 
На уроках чтения часто проводим по следам прочитанного эстафету читательского творчества. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению. 
Я почувствовал (а) … 
Я увидел (а) … 
Я улыбнулся (ась) … 
Я вспомнил (а) … 
Мне стало грустно … 
Я бы продолжил (а) написанное так … 
Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так … 
Это произведение напомнило мне случай из моей жизни … 
Будущее героев я представляю … 
Произведение вызвало у меня чувства… 
Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты На уроках математики используем схемы-опоры для решения различных видов задач. На уроках русского языка широко используем различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. 

Мы описали только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Хочется ещё раз подчеркнуть, что  формирование УУД происходит на протяжении всего учебного времени 
Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. 
Выбрать из нового главное и приемлемое для себя, научиться и научить пользоваться новыми технологиями, но не растерять самое главное и лучшее, что было в старой школе – вот задача современного творчески работающего учителя 

Мы  считаем, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД.

В материале представлены виды коммуникативных УУД, способы организации учащихся для успешного  их формирования в парной и групповой работе....

"Организация групповой работы в начальной школе как средство формирования УУД"

В данной статье говорится о групповой работе способствуещей не только развитию коммуникативных учебных действий, но и способствует формированию и развитию познавательных и регулятивных учебных действи...

Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами групповой работы на уроках в начальной школе.

Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами  групповой работы на уроках в начальной школе....

Групповая работа как средство формирования УУД

Конспект урока по математике 4 класс Школа России...

Групповая работа как средство формирования УУД

В этом выступлении я привела несколько форм групповой работы на уроках русского языка....

Мастер - класс "Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД"

Мастер - класс "Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД"...

Формирование УУД в групповой работе на уроках окружающего мира

В статье рассматривается групповая работа на уроках в начальной школе. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При орган...