Юный химик
методическая разработка (2 класс) на тему

Мероприятие можно провести в рамках недели химиии. Предусмотрены задания из различных областей знаний: химии, геологии, медицины, геологии, литературы, экологии, соответствуют возрастным особенностям младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_khimik.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  автономное учреждение    Новопетровская    СОШ            Константиновский район                                                     Амурская область

     

Юный химик

                                                                                 Автор разработки:

                                                                              Миронова А.С.,

                                                                              учитель химии

                                       

с. Новопетровка

2014

- 1 -

  • Форма проведения – заседание клуба «Юный химик»

Цели:

  1. Расширить кругозор учащихся о веществах и науке химии.
  2. Использовать межпредметные связи  (литературы, биологии).
  3. Повысить  культуру поведения, отношений в коллективе.
  4. Развивать   артистические способности учащихся.

  • Оборудование:   реквизиты к игре «Дартс»,  3 простоквашницы, химические стаканы,  свечи,  опилки, вата, салфетки, губка, пенопласт,  сено, бинт или марля,  детский крем).    Реактивы – гидроксид натрия,  серная кислота,  карбонат натрия, метиловый  оранжевый,  фенолфталеин, спиртовый  раствор  йода, нефть, Таблица «Применение малахита».

Учитель.    Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас  необыкновенный   день!  Ответьте  почему? (Выслушиваются ответы  учеников).  Вы правы, в  нашей школе проходит неделя  химии.

Ученик 1.  А вы,  знаете, что наука химия  - волшебница?   Не верите?   Кто верит  -   поднимите руки. А кто не верит -    тоже поднимите руки!  Ну что ж мы постараемся развеять все ваши сомнения.

Ученик 2.   Истинный химик должен быть практиком, поэтому  я  утверждаю, что  разгадка находится  на этом белом листе.  Вы  что-нибудь  видите?   Минуточку  терпения,   и  всё  тайное станет явным!  (Демонстрация опыта)

      Сейчас я смочу лист «водой» из этого волшебного сосуда – смотрите,  что это?  

    (Ученик брызгает  на лист,  где заранее с помощью фенолфталеина нанесён рисунок сердца,  пронзённого стрелой,  и написано слово   «химия»,  щелочью из пульверизатора). 

 Итак,   наука химия признаётся вам всем в любви!  Постарайтесь запомнить  это послание – через несколько секунд я его уничтожу -  у меня такой наказ!   Смотрите   я снова  смочу  «водой»  из волшебного сосуда – и  что происходит?   (Текст исчезает.  Ученик  наносит  на  лист   кислоту из пульверизатора).                                                                    

 - 2 -

Учитель.  Я хочу сказать своё веское слов, проработав в школе 27 лет, я

просто уверена, что химия – наука волшебница!   Кто со мной согласен? Единогласно! Молодцы!                                                                                             Учитель.  А сейчас  мы проведём заседание  клуба юных химиков.   В данном

мероприятии участвуют команды 2,  3 и 4 классов. Давайте поприветствуем наших участников.  (Организация  команд  составом  из  7 человек.  Психологическая поддержка).

Учитель.  Ребята,  предлагаю вам взяться  за руки   и  повторить   хором  слова, которые я произнесу.

Мы  - умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Учитель.  Первый вопрос на повестке дня, который нам предстоит обсудить из области геологии.

      Хочу заметить,  что количество  полученных баллов  в этом конкурсе будет неодинаковым,  всё зависит от удачи.  Прошу  выйти  самых  метких стрелков.   В данном  секторе  ваше задание  будет  оцениваться  в  3 балла,  в соседнем  - 2 балла,  и,   наконец,  1 балл.  То  есть,  цена вопроса зависит от  меткости  стрелка и правильности вашего ответа.

  • (4 класс)   Ребята, обратите внимание на таблицу.  Все эти  прекрасные изделия сделаны из одного и того же  минерала.    Недаром  у известного  писателя  Петра Павловича  Бажова   есть  сказка,  в названии  которой  указан   этот   минерал.   Назовите его.  (Используется таблица «Применение  малахита», либо изделие из малахита).
  •  (2 класс)  Перед вами необходимый  предмет  школьных принадлежностей.   (Демонстрация коробка  с пластилином).                                            

     Из чего состоит пластилин?   Не забывайте, что его  самое главное свойство  пластичность. (Глина)

                                              - 3 -                                                                                  

  • (3 класс)  Если верить сказкам, то берега рек  кисельные, а на самом деле?   Как вы  считаете,  о   каком веществе идёт речь?   (Песок)

Учитель. Я думаю,  что  не сделаю открытие, если скажу, что наука химия очень тесно связана с медициной.   Поэтому следует  вопрос из области медицины.  Ученики 7 класса приготовили для  вас  небольшую импровизацию.      

  • Задание.  Вам  необходимо с химической точки зрения объяснить  действие,   происходящее в настоящий момент.  Прошу дать краткий письменный ответ.

(Инсценировка  как  человека приводят в чувство. Участвует  «врач»- ученица в белом халате с  полевой  сумкой скорой помощи и «пациент» - пострадавший).

Учитель.  Слово жюри.   (Жюри озвучивают ответы и  называют баллы за первые 2 конкурса).

Учитель.   Настало время испытать себя в роли исследователей.  Напоминаю,  что  цена  вашего  ответа  также     зависит  от меткости  стрелка.  (Используются  реквизиты  к  игре «Дартс»  и   ассистенты учителя  демонстрируют  опыты).)

  • (2 класс).  Опыт 1. В стакан  с водой  опускаем  лёд.  Ответьте на вопрос:  Что есть такое  лёд?  Почему он не тонет?  (Вода,  потому  что есть воздух).
  • (4 класс).  Опыт 2.  Зажигаем 2 свечи и  накрываем их стаканами различного объёма.  Объясните наблюдаемые явления.   От  какого вещества зависит  длительность горения свечи?   (Кислорода).
  • (3 класс) Опыт 3.  Перед вами пищевые продукты:  картофель,  хлеб, макароны.   На них я капаю раствором йода. Что вы наблюдаете? Назовите вещество, которое окрашивается.   (Крахмал)

Учитель.  Уважаемые заседатели!   На данный  момент  Вас ожидают   приятные минуты отдыха. Расслабляйтесь! Наслаждайтесь!  

Входят четверо учащихся  7 класса.

 (На стульях стоят стаканы,   в которых на донышке помещены растворы необходимых веществ:  вода,  раствор карбоната натрия,  раствор карбоната натрия + метиловый оранжевый,  раствор хлорида бария).

  1. й        ученик.   Жарко здесь. Хочу я пить. У кого б воды спросить?
  2. й        ученик.   Я бы выпил очень  много газировки без сиропа.

                                                         - 4 -

  1. й        ученик.   Ой,  а я люблю с сиропом, только чтоб чуть-чуть, немного.
  2. й        ученик.   Братцы, мне нужна корова - молочка хочу парного!                                   (Входит 5-й  ученик.  В  руках у него большая колба серной кислотой).
  3. й        ученик.  Вы, ребята, пить хотите? Чудеса мне по плечу, я ведь химию учу!

В колбе сказочная жидкость. Подставляйте-ка стаканы! Опыт точно проведем, все у нас пойдет по плану.

5-й ученик из колбы, в которой - раствор серной кислоты, наливает каждому то, что он просил:   « Вот тебе -  водичка, а тебе  - «газировка без сиропа», а

 вот и   «газировка  с  сиропом».  А вот тебе и «молоко».   Получилось очень ловко, а секрет узнать легко.

(Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов).

5-й ученик.  Стоп,  ребята,  погодите,  чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды.  Химия – строгий предмет, есть серьезный в ней  запрет. Все запомните, друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.

Учитель.  Итак, мы продолжаем работу нашего  клуба. И на повестке нашего заседания стоит вопрос  из области кулинарии.

(Инсценировка.  2 ученицы-хозяюшки  с номерами (1 и 2)   в  фартуках  и  платочках  готовят  суп.   Одна из них, забросила овощи,  посолила, закрыла  кастрюлю  крышкой.    А  вторая  выполнила  все  те  же операции, но при этом  поминутно открывала   крышку и проверяла  суп на готовность).

  • Уважаемые  эрудиты!  У какой хозяйки быстрее сварится суп и  почему?  Прошу дать краткий письменный ответ.

Учитель.  Слово жюри.   (Жюри озвучивают ответы и  называют баллы).       Юные химики – это моё твёрдое убеждение!  Не только исследователи, но и ещё

- 5 -

творческие личности! А другими словами – художники.  Итак, следующий вопрос, который вам предстоит выполнить из области   искусства.

Но сначала небольшое предисловие.   Ребята,  каждый из вас  время от времени занимается выдавливанием из тюбика зубной пасты или крема.  Как  правило,  то,  что выдавливается из  тюбика, образует кучку или полоску. А между тем,  как показали исследования одной  полунаучной лаборатории,  это неправильно. Чтобы,  например, крем оказал более благоприятное воздействие на кожу человека,   его  надо выдавить  в виде иероглифа, соответствующего зодиакальному   знаку человека.  Прошу выбрать  из каждой команды по 2 человека.

  • Задание.  Попробуйте  поупражняться в  художественном  выдавливании  и нарисуйте кремом на руке   иероглиф, соответствующий   зодиакальному  знаку.

Учитель.  Наши  «художники» уже справились со своей  работой,  давайте,  вместе с  жюри  оценим  их старания.   Ребята, прокомментируйте, пожалуйста, свои зодиакальные знаки.  Прошу поддержать  их  аплодисментами.

Учитель.  А мы продолжаем наше заседание и на повестке дня последний вопрос  -  из   области экологии.

(Раздаётся стук в дверь и входит почтальон с телеграммой.  Почтальон обращается к учителю:  «Скажите,   здесь проходит  заседание клуба юных химиков.   Вам  -  телеграмма»). (Учитель зачитывает текст телеграммы).                

Учитель.   Внимание! Внимание! Объявлена чрезвычайная ситуация.  В  акватории  Тихого  океана  потерпел   крушение танкер.  Обращаемся ко всем людям планеты.  Помогите очистить океан!   -  Ребята,  только  подумайте,     десятки  тонн   нефти вылилось в океан и если не утилизировать её,  то   тысячи  животных  и  растений погибнут.  Нам немедленно необходимо принять меры!   Я предлагаю  вам   «океан» в  миниатюре.

 (Ассистенты выставляют ящики с  простаквашницами, наполовину наполненные водой).

Учитель.  Сейчас я воспроизведу ту же ситуацию, что и в океане. Посмотрите,  нефть  моментально  покрывает тонкой  плёнкой  всю поверхность воды.(Учитель с  помощью бюретки  тонкой струйкой выливает нефть  в «океан»).   

- 6 -

  • Задание.  Предложите всевозможные  материалы,  с  помощью которых   возможно  очистить  воду  от нефтяного пятна.  Обратите внимание у моих ассистентов  в руках «чёрный» ящик.  Вы должны на «ушко»  назвать  им  материал.    И они   предоставят  вам  все необходимые подручные средства.   Не забывайте, что вы должны обязательно провести эксперимент.  Побеждает тот, кто предложит наибольшее  число  материалов. (Опилки, вата, салфетки, губка, пенопласт, сено, бинт или марля).

Учитель.  Ребята, вы молодцы!   Я считаю, что  старшему поколению  лет  эдак,   через  десять,    не стоит беспокоиться за будущее нашей  планеты,  поскольку именно вы спасёте мир!

 (В заключение турнира жюри объявляет победителей и награждает  участников игры).

Учитель.  Благодарю всех за активное участие. До новых встреч!

                                                            - 7 -

Литература

  1. Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И.  Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».  Универсальное планирование. 2класс. М.: «Вако», 2006.
  2. derbentgim3.dagschool.com/panorama_meropriyatiy.php?id=16314


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса дополнительного образования «Юный математик», 3 класс

Программа курса дополнительного образования «Юный математик» для 3 класса автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, Ι квалификационная категория. Внеклассная работа по матем...

Программа кружка "Юные писатели", учитель-логопед Бакулина В.Л.

Цель кружка «Юные писатели» для четвёртых классов – научить детей писать изложения и сочинения разных типов и стилей речи. Занятия кружка проводятся два раза в неделю. На занятиях кружка школьники усв...

Выступление на конференции «Федорино горе» Использование химико-экологических опытов на уроках окружающего мира в начальной школе.

Использование химико-экологических опытов на уроках окружающего мира в начальной школе....

Выступление на конференции Занимательные химико-экологические опыты в урочное и внеурочное время

Выступление на конференции Занимательные химико-экологические опыты в урочное и внеурочное время...

«Извержение вулкана» Номинация «Лаборатория юных химиков» Коллективный, краткосрочный проект

Творческий проект. Тема: «Извержение вулкана» (для детей старшей группы).Цель: Сформировать представление детей о вулканах.Задачи:1. Содействие формированию картины мира, представлени...

Работа участника регионального этапа Российского соревнования юных исследователей"Шаг в будущее.Юниор"-XV окружного заочного соревнования юных исследователей "Ступень в будущее.Юниор."

АннотацияЦель исследования: изучить степень влияния пчел на жизнедеятельность людей.Задачи:1 этап-провести анкетирование среди учащихся, чтобы узнать, что они знают о пчёлах2 этап - изучить, кто такие...