Спортивная команда как субъект педагогического взаимодействия
методическая разработка на тему

Малахова Оксана Викторовна

Методические рекомендации тренеру-преподавателю

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Спортивная команда как субъект педагогического взаимодействия

Существует множество теорий эффективной командной работы, которые в большинстве своем опираются на социально-психологические  теории взаимодействия между обучающим тренером (преподавателем) и учащимся.

Совершенствование учебно-воспитательного процесса в детско-юношеских спортивных школах- это повышение уровня спортивной подготовки, организация совместной деятельности учащихся в составе команд, воспитание у них спортивного духа, чувств товарищества и взаимопомощи, стремление к победе.

Основа командной работы - эффективное взаимодействие тренера - преподавателя и учащегося как в процессе тренировок, так и во время соревнований.

Спортивные термины " тренировка", "тренер", "команда", победа прочно вошли в современный словарь  физической культуры и спорта. Такие основополагающие в спорте понятия, как "сплоченность команды", "психологическая совместимость", "оптимальное рабочее состояние", "психорегулирующие методы", "идеомоторные тренировки, " являющиеся основой любой успешной командной деятельности, нашли широкие применения в детско-юношеских спортивных школах.

Физическая культура и спорт- это удивительная сфера жизни, из которой можно извлечь много смелых нестандартных решений как в области обучения и воспитания, так и в области становления личностных качеств обучающихся.

Продуктивная спортивная команда - идеальная модель человеческого общения, основанного на взаимном доверии, взаимоуважении и взаимопомощи.

Особенности спортивной команды - взаимодействие ее членов, самоконтроль взаимопомощь, совместная выработка решений, направленность на достижение успеха и победы в спортивных соревнованиях.

Оптимальное моделирование команды это использование передовых спортивных командных технологий, правильное определение условий наибольшего соответствия выбранного вида спорта характеристикам командной работы. Огромную роль в становлении и развитии успехов спортивной команды играет тренер.

Основная роль тренера-формирование настроя команды, поддержка и сопровождение команды, анализ результатов спортивного соревнования направление учебно-воспитательного процесса на достижение высоких спортивных результатов.

Развитие личностных качеств участников спортивных команд в большой мере зависит от факторов  психологической социальной адаптации к спортивным нагрузкам, а так же к отношениям в коллективе команды.

Основные факторы адаптации учеников спортивных школ к спортивным занятиям- мотивационно - ценностное отношение к физической культуре и спорту, степень готовности к спортивной деятельности.

Команда в спортивной школе характеризуется мотивацией интересов и поведения учащихся, четким поведением роли и функции каждого, а также наличием коммуникации и общего языка, совместимостью, однородностью и равенством, лидерством, специализацией и обратной связью, определенными нормами и традициями.

Мотивация. У каждой команды  должен существовать общий значимый мотив совместной деятельности, превосходящий по своей силе личные интересы и цели.

Любой спортсмен в командном виде спорта в подавляющем большинстве случаев ассоциирует свой результат  с результатом команды. Для спортсмена важно имя команды, ее победа и престиж. Отсюда общий приз, общая награда, общий чемпионский титул.

Большинство спортивных команд мотивируется процессом вручения награды, церемонией награждения, символическим чествованием победителя.

Четко определенные роли и функции. Каждый член спортивной команды имеет четко определенную роль, которую он ясно осознает. Идентификация спортсмена с ролью, с одной стороны, и четкое понимание им смысловой нагрузки роли, с другой, способствуют эффективному исполнению обязанностей в команде.

Важно заметить,что максимальное соответствие характеристик спортсмена функциональным требованиям является основополагающим условием при распределении ролей в спортивной команде.

Коммуникации и общий язык. У сработавшейся команды есть свой язык общения. Коммуникации точны, четки, эффективны. Перед началом игры ставится ясная задача, после ее окончания проводится детальный анализ и разбор ошибок. Коммуникации в спорте ограниченны, но эффективны это не значит, что руководитель команды должен стремиться к минимизации общения и локализации его, как в спорте. Однако он должен понять, что  в спорте процессам общения придается большое значение и все взаимодействие проходит при необходимых и достаточных коммуникациях.

Совместимость. В спортивной команде выделяют физиологическую. психологическую и социальную совместимость. Для достижения поставленного результата команде необходимо учитывать этот параметр.

Немаловажно что совместимость участников команды на более высоком уровне ( общая цель, общие моральные или духовные ценности) способствуют тому, что несовместимость на более низком уровне может быть игнорирована( несовпадение отдельных черт характера, отдельных предпочтений в еде, например разность биологических ритмов).

Однородность. Для спортивных команд в спортивных школах характерна однородность, которая может формироваться по видам спорта, спортивной подготовке.

Однородность спортивной команды является дополнительным объединяющим фактором. Это условие необходимо учитывать при проектировании команды. Необходимо, чтобы хотя бы по одному параметру, признаваемому и значимому для участников команды. она была однородной.

Равенство.  Если в спортивной школе создается команда, члены которой имеют разный возраст и спортивный опыт. надо постараться. чтобы для каждого были равные возможности участия и реализации своих способностей.

Основное свойство спортивной команды - равенство. Однако следует помнить, что вратарь, например, не может быть важнее нападающего. Спортивная история знает немало примеров решающей роли тренера в завоевании важнейших спортивных побед.

Роль тренера в формировании и воспитании команды, в поддержке и сопровождении команды. анализе результатов соревнований. Тренер выполняет роль психолога и идеолога, снимает чувство напряженности и сверх ответственности у участников команды, позволяя им сконцентрироваться на технических задачах.

Специализация. Для спортивных команд важна роль специализации участников команды.

Трудно предположить,что результативной спортивной команде кто-то дублирует одну и туже работу или выполняет работу за кого-то.

Лидерство. Считается, что капитан не может  преследовать иных целей, отличных от целей команды. В спортивной команде в силу постоянного и тесного общения дистанция между капитаном и членами команды сведена до минимума.

Обратная связь. Для роста результатов и достижения высоких целей обратная связь имеет решающее значение. Специалисты считают, что анализ ошибок и деятельности, проведенные в первые 10 минут после окончания выступления, способен на 80 % объяснить причины ошибок и спрогнозировать пути дальнейшего развития команды и отдельных ее участников.

Трудно найти спортсмена, который не использует эффект обратной связи. Каждый спортсмен, как правило, ежедневно ведет дневник, в котором анализирует свою психологическую. техническую и физическую подготовку. Без сомнения, здесь кроется большой резерв для раскрытия потенциала будущего чемпиона. Обратная связь должна быть достоверной, современной, открытой, предметно направленной, позитивно ориентированной.

Система тренировок. Высокие спортивные качества будущего спортсмена воспитываются, формируются и закрепляются в процессе тренировок. На тренировках учащиеся допускают и могут допускать ошибки. Участникам команды важно предоставить возможность развития посредством тренировок и соревнований.

Экстремальные условия. Команда должна мобилизовать силы и не имеет права на ошибки. Участники команды постоянно находятся во взаимодействии и наиболее трудные и напряженные минуты переживают вместе Состояние бодрости сменяется усталостью, иногда подавленностью, угнетенностью, разочарованием. Члены команды знают об этом и владеют методами регуляции и преодоления психологических проблем, сознательно блокируя их влияние на достижение главной  общей цели. Часто травмы, болевые ощущения и страх испытываются членом команды на глазах других участников. Постоянная публичность деятельности вносит специфику в психологические установки спортсмена.

Спортсмены высокой квалификации способны сдерживать и контролировать подавляющее большинство эмоций.  В таких ситуациях члены команды намного глубже узнают друг друга. Это способствует одному из эффективнейших свойств команды-предсказуемости поведения. Хорошо, если участники команды узнают друг друга в экстремальных условиях.  Полезно придумать и организовать специальные командные « выходы в экстремальные условия». Любая ситуация, требующая неординарного напряжения сил и проявления человеческих качеств, уже дает дополнительную информацию о команде в целом и каждом из ее членов.

Нормы и традиции. Они важны и в случае различного статусного, социального, возрастного состава группы команды. Традиционный утренний повтор фразы « один за всех и все за одного» обладает весомой объединяющей силой в спортивном обиходе.

Структура индивидуальности спортсмена подвергается изменениям при переходе от обычных к другим, в чем-то искусственным, условиям жизни: длительное пребывание на сборах, соревнованиях, отстраненность от обустройства быта, наличие спортивного режима жизни.

         Важный этап, прохождение которого оказывает влияние на процесс адаптации учащегося спортивной школы в области физической культуры и спорта, это спортивное самоопределение личности в процессе занятий спортом.

         Для правильного становления будущего спортсмена главное внимание должно уделяться формированию направленности личности на конкретный вид спорта не как самоцель, а развитию личности будущего спортсмена через спорт. При умелом построении профориентационной работы осознанность и значимость мотивации будущей спортивной деятельности будет возрастать и результатом ее станут высокие спортивные достижения.

         Спортсмены при обучении в спортивной школе чаще ориентированны на достижение высоких результатов (87,5% ) , чем на получение общего спортивного развития, что осложняет подготовку будущих спортсменов и приводит к возникновению противоречий между спортивной направленностью студентов и содержанием учебного процесса.

          Важную роль в адаптации учащихся спортивных школ играют мотивы спортивной деятельности, ценностные ориентации и жизненные потребности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое взаимодействие в воспитании.

Обзор статей, рассматривающих проблему влияния среды на личность....

"Агрессивный ребенок и особенности педагогического взаимодействия".- статья

В статье предложена вашему вниманию проблема агрессии, методы и приемы работы с детьми. Поучительна. Прочитайте книгу  Е.К. Лютова и Г.Б.Монина " Шпаргалка для взрослых"  много узнаете об эт...

Презентация "Мы самая спортивная команда ". Презентация к визитке команды для участия в интелектуальном марафоне.

В данной презентации рассказывается о спортивной жизни нашей школы. Как ученики закаляются, какие спортивные кружки работают в школе, какими видами спорта занимаются ребята.Презентация рассказывает о ...

Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»

Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...

Технологии педагогического взаимодействия как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.Все типы взаимодействия взаимосв...

Программа летнего пришкольного лагеря "Спортивная команда", 2021

На   данный момент    не все   дети   нашего села имеют возможность отдохнуть в загородных лагерях, выехать к родственникам в города области и страны....


 

Комментарии

Коваленко Елена Германовна

Полезный материал и для классного руководителя, ведь при формировании команд в активных формах внеклассных мероприятий классный руководитель должен учитывать эти аспекты. Спасибо!