Рабочие программы 4 класс УМК Начальная школа 21 век", по ФГОС 2009г.
рабочая программа на тему

Рабочие программы по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog_4_klass_2014-2015.rar373.52 КБ

Предварительный просмотр:

I.Пояснительная записка

Для младших школьников воспитание патриотизма и гражданственности начинается с любви к малой родине, родному краю. Курс краеведения позволит на доступном уровне привлечь младших школьников к практической деятельности по изучению и сохранению местных традиций, природных и исторических памятников.

В курсе «История родного края» рассматриваются основные события российской истории, повлиявшие на развитие края. Особое место занимает изучение петровской эпохи – пребывание Петра I на Воронежской земле, его роль в преобразовании нашего края. Практическая часть занятий отводится работе с «лентой времени» (отработка первичных хронологических знаний), исторической картой, что позволяет сформировать исторические представления к началу систематического изучения истории в основной школе.

II. Цель и задачи курса.

Программа четвертого класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка об истории малой родины; на расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Воронежской области, ее выдающихся людях, литературе и искусстве родного края.

Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за наш народ и старшее поколение.

III. Место в учебном плане.

На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 ч в год). Продолжительность одного занятия 35-40 минут.

IV. Содержание разделов и тем

1 четверть (7 ч)

Тема 1. Как люди узнают о прошлом? Происхождение и смысл понятия «история». Что и как изучает история? Археология и археологи. Раскопки.

Практическая работа. Работа с иллюстрациями «О чем могут рассказать предметы раскопок?»

Тема 2. Лента времени. Содержание понятий: дата, год, век, тысячелетие. Работа с римскими и арабскими цифрами. «Лента времени».

Практическая работа. «Лента времени».

Тема 3. История на карте. Отличительные особенности и условные знаки географической и исторической карты. Карта Воронежской области.

Практическая работа. Работа в тетрадях творческих заданий с картой.

Тема 4. «Город древний, город чудный». Первые упоминания о городе Воронеже. История строительства крепости Воронеж. Город и его роль в укреплении южных рубежей.

Практическая работа. Конкурс рисунков и аппликаций на тему «Древний Воронеж».

Тема 5. Воронеж – колыбель русского флота. Начало кораблестроительных работ в крае. Судостроение и кораблестроение. Строительство адмиралтейства в городе Воронеже. Матросское учение. Заселение Прибитюжья.

Практическая работа. Конструирование кораблей.

Тема 6. Петровская эпоха. Прибытие и деятельность Петра I в Воронеже. Экскурсия к памятнику Петру I.

Практическая работа. Каким ты представляешь себе царя? Рассказ.

Тема 7. Поэты, писатели, историки-краеведы о воронежских страницах истории Российского военно-морского флота. В. Загоровский, А. Аббасов, И. Никитин, С. Попов, М. Кривцова и другие о строительстве парусно-гребного флота в Воронеже.

Практическая работа. Чтение стихов, рассказов, повестей.

2 четверть (7 ч)

Тема 8. Дворянско-купеческий город. Внешний облик города. Открытие Воронежского наместничества. Жители города, их занятия.

Практическая работа. Составление рассказа на тему: «Я и моя семья живут в дворянско-купеческом Воронеже».

Тема 9. Русская ярмарка. Подготовка и проведение театрализованного праздника.

Тема 10. Век девятнадцатый. Отмена крепостного права 1861 год. Жизнь и быт крестьян.

Практическая работа. Чтение рассказов, стихов.

Тема 11. Балы и развлечения в жизни дворян. Жилище и одежда дворян. Досуг. Балы. Этикет. Воспитание в дворянской семье. Дворцовые собрания.

Практическая работа. «Нарисуй костюм дворянина».

Тема 12. Революции в Воронежском крае (1905-1917 гг.). Что такое революция? Кто такие большевики? Революции в Воронежском крае.

Практическая работа. Работа с иллюстрациями

Тема 13. Обобщающий урок (вид, структура урока, содержание – по усмотрению учителя).

3 четверть (10 ч)

Тема 14. Суровые годы Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область на линии фронта. Наш край в период оккупации.

Практическая работа. Работа с картой.

Тема 15. Герои – защитники города (села). Рассказ о защитниках края.

Практическая работа. Встреча с ветеранами (по возможности).

Тема 16. Освобождение. Разгром гитлеровцев в Воронежской области. 25 января – освобождение города Воронежа.

Практическая работа. Работа с картой.

Тема 17. По страницам Великой Отечественной войны. Местные писатели и поэты о войне.

Практическая работа. Чтение стихов, рассказов, разучивание песен о войне.

Тема 18. Герои Советского  Союза в моем крае.  Воронежцы – Герои Советского Союза.

Практическая работа. Подготовка выступлений и докладов.

Тема 19. Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны. Учеба и труд детей в годы войны. Помощь фронту.

Практическая работа. «Напиши письмо солдату».

Тема 20. Под славными знаменами. Экскурсия в школьный музей.

Тема 21. Тыл – фронту. Трудовой подвиг воронежцев в годы Великой Отечественной войны.

Практическая работа. Работа с экспонатами школьного музея.

Тема 22. Судьбы моих родственников в Великую Отечественную войну. Влияние войны на жизнь мирных граждан.

Практическая работа. Рассказ о судьбах родственников.

Тема 23. Памятники воинской славы в моем городе (селе). Экскурсии к памятникам, посвященным освобождению города (села), к мемориальным доскам,  улицам, названным именами героев войны.

4 четверть (8 ч)

Тема 24. Наш современный город. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно-духовной жизни города.

Практическая работа. Составление плана города.

Тема 25. Государственная символика России. Герб. Гимн России. Геральдика. Гербы городов Воронежской области и г. Воронежа.

Практическая работа. «Нарисуй герб, эмблему своего класса, своей семьи».

Тема 26. Я – гражданин России, я – воронежец! Права и обязанности гражданина России. Всеобщая декларация прав человека. Права ребенка. Права и обязанности ученика.

Практическая работа. Групповая игра «Узнай свои права».

Тема 27. Воронеж – столица Центрального Черноземья. Кто такой президент? Кто такой губернатор? Государственная дума. Мир вокруг нас. Мы и наши соседи.

Практическая работа. Работа с картой.

Тема 28. Воронеж сегодня. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно-духовной жизни города.

Практическая работа. Экскурсия на предприятие (завершение работы, начатой в 1 классе).

Тема 29. Наши праздники. Государственные праздники, Дни города (села), семейные и личные праздники.

Практическая работа. «Придумай поздравление учителям, одноклассникам ко дню окончания начальной школы».

Тема 30. Обобщающий урок «Люби и знай свой край». История Воронежского края в курсе истории России.

Практическая работа. «Придумай и опиши город будущего».

V.Предполагаемые результаты курса.

Ребенок научится:

 видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей,

 оценивать их с точки зрения развития истории и культуры,

формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к прошлому времени посредством общения с памятниками истории    и культуры,

 развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного и исторического наследия малой родины.

VI. Методическое обеспечение.

Амелькин А.О. История создания русского флота. – Воронеж, 1997.

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л, 1989.

Ворожейкина Н.И. Наша Родина и современный мир: Рабочая тетрадь. – Смоленск, 2000.

Воронежский край с древнейших времен и до конца XVII века / Сост. В.П. Загоровский. – Воронеж, 1976.

Воронежское сражение. – Воронеж, 1968.

Воронежский фронт // Из серии «Земля Воронежская. Живая память» / Под ред. A.M. Аббасова. – Воронеж, 2005.

Гордеичев В. Соизмерения. – М., 1976.

Гринько А. В боях за Воронеж. – Воронеж, 1985.

Домогацких М. Особое задание. – Воронеж, 1976.

Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж, 1992.

Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. – Воронеж, 1982.

Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника. – Воронеж, 1989.

Загоровский В.П., Загоровская С.Е. Пребывание и деятельность Петра I на воронежской земле. – Воронеж, 1993.

Жигулин А. Память. – Воронеж, 1964.

Край Воронежский. – Воронеж, 1985.

Кретова O.K. Русский город Воронеж. – Воронеж, 1987.

Кораблинов В. Горы Чижовские. Воронежские повести. – Воронеж, 1964.

Павленко Н.И. Петр Великий. – М., 1990.

Панова В.И. История Воронежского края в курсе истории СССР. – Воронеж, 1999.

Пульвер Е., Пульвер Ю. Воронежская мозаика. – Воронеж, 1983.

Российского флота начало. – Литиздат России, 2000.

Рылеев К.Ф. Петр Великий в Острогожске: Сочинения. – М., 1983.

Саплин А.И., Саплина Е.В. Введение в историю: Тетрадь творческих заданий. – М, 2000.

Саплин А.И., Саплина Е.В. Книга для учителя. – М, 1999.

Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории в начальной школе. – М., 2001.

Университет в солдатской шинели. – Воронеж, 1985.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения

по плану

Дата

коррекции

Тема урока

Виды учебной деятельности на уроке

Характеристика деятельности учащихся (УУД)

1 четверть

1

Как люди узнают о прошлом?

Происхождение и смысл понятия «история». Что и как изучает история? Археология и археологи. Раскопки.

Практическая работа. Работа с иллюстрациями «О чем могут рассказать предметы раскопок?»

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность»

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

2

Лента времени

Содержание понятий: дата, год, век, тысячелетие. Работа с римскими и арабскими цифрами. «Лента времени».

Практическая работа. «Лента времени».

Происхождение и смысл понятия «история». Что и как изучает история? Археология и археологи. Раскопки.

Практическая работа. Работа с иллюстрациями «О чем могут рассказать предметы раскопок?»

3

История на карте

Отличительные особенности и условные знаки географической и исторической карты. Карта Воронежской области.

Практическая работа. Работа в тетрадях творческих заданий с картой.

4

«Город древний, город чудный»

Первые упоминания о городе Воронеже. История строительства крепости Воронеж. Город и его роль в укреплении южных рубежей.

Конкурс рисунков и аппликаций на тему «Древний Воронеж».

5

Воронежский край – колыбель русского флота

Начало кораблестроительных работ в крае. Судостроение и кораблестроение. Строительство адмиралтейства в городе Воронеже. Матросское учение. Заселение Прибитюжья.

Экскурсия в краеведческий музей.

6,7

Петровская эпоха

Прибытие и деятельность Петра I в Воронеже. Экскурсия к памятнику Петру I.

Практическая работа. Каким ты представляешь себе царя? Рассказ.

8

Поэты, историки-краеведы о воронежских страницах истории Российского военно-морского флота

В. Загоровский, А. Аббасов, И. Никитин, С. Попов, М. Кривцова и другие о строительстве парусно-гребного флота в Воронеже.

Практическая работа. Чтение стихов, рассказов, повестей.

2 четверть(7 ч)

9

Дворянско-купеческий город

Внешний облик города. Открытие Воронежского наместничества. Жители города, их занятия.

Практическая работа. Составление рассказа на тему: «Я и моя семья живут в дворянско-купеческом Воронеже».

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

коммуникативные

- учиться слушать и понимать речь других; признавать

возможность существования различных точек зрения и

права каждого иметь свою; изложение своего мнения и

аргументации своей точки и оценки событий.

-учиться  конструктивно  разрешать  конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

коммуникативные

- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.

-учиться  конструктивно  разрешать  конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

познавательные:

-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникаивные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность»

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

10,11

Русская ярмарка

Театрализованное представление. 

12

Век девятнадцатый

Отмена крепостного права 1861 год. Жизнь и быт крестьян.

Конкурс чтецов.Чтение рассказов, стихов.

13

Балы и развлечения в жизни дворян

Жилище и одежда дворян. Досуг. Балы. Этикет. Воспитание в дворянской семье. Дворцовые собрания.

Творческая работа. «Нарисуй костюм дворянина».

14

Революции в Воронежском крае (1905-1917 гг.)

Что такое революция? Кто такие большевики? Революции в Воронежском крае.

Практическая работа. Работа с иллюстрациями

15

Обобщающий урок «Знатоки родного края»

16

Обобщающий урок «Знатоки родного края»

3 четверть (10 ч)

17

Суровые годы Великой Отечественной войны

Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область на линии фронта. Наш край в период оккупации.

Практическая работа. Работа с картой.

18

Герои – защитники города (села)

 Рассказ о защитниках края.

Практическая работа. Встреча с ветеранами (по возможности).

19

Освобождение Воронежа

Разгром гитлеровцев в Воронежской области. 25 января – освобождение города Воронежа.

Исследовательская работа. Работа с картой.

20

По страницам Великой Отечественной войны. Местные писатели и поэты о войне

Местные писатели и поэты о войне.

Конкурс чтецов. Чтение стихов, рассказов, разучивание песен о войне.

21

Герои Советского Союза в моем крае

Воронежцы – Герои Советского Союза.

Конферкнция. Подготовка выступлений и докладов

22

Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны

Учеба и труд детей в годы войны. Помощь фронту.

Творческая работа. «Напиши письмо солдату».

23

Под славными знаменами. Экскурсия в школьный музей

Экскурсия в школьный музей.

24

Тыл – фронту

Трудовой подвиг воронежцев в годы Великой Отечественной войны.

Практическая работа. Работа с экспонатами школьного музея.

25

Судьбы моих родственников в Великую Отечественную войну

Влияние войны на жизнь мирных граждан.

Проектная работа. Рассказ о судьбах родственников.

26

Памятники воинской славы в моем городе (селе)

Экскурсии к памятникам, посвященным освобождению города (села), к мемориальным доскам,  улицам, названным именами героев войны.

4 четверть (8 ч)

27

Из пепла пожарищ.

Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно-духовной жизни города.

Практическая работа. Составление плана села.

28

Восстановление города (села) после войны

29

Государственная символика России

Герб. Гимн России. Геральдика. Гербы городов Воронежской области и г. Воронежа.

Творческая работа. «Нарисуй герб, эмблему своего класса, своей семьи».

30

Я – гражданин России, я – воронежец!

Права и обязанности гражданина России. Всеобщая декларация прав человека. Права ребенка. Права и обязанности ученика.

 Групповая игра «Узнай свои права». Кто такой президент? Кто такой губернатор? Государственная дума. Мир вокруг нас. Мы и наши соседи.

31

Воронеж – столица Центрального Черноземья

Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно-духовной жизни города.

Практическая работа. Работа с картой.

32

Воронеж сегодня

33

Наши праздники

Государственные праздники, Дни города (села), семейные и личные праздники.

Творческая работа. «Придумай поздравление учителям, одноклассникам ко дню окончания начальной школы».

34

Обобщающий урок « Люби и знай свой край»

История Воронежского края в курсе истории России.

Практическая работа. «Придумай и опиши город будущего».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....

Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....

Рабочая программа по математике 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС

Рабочая программа по математике 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс УМК Начальная школа 21 века ФГОС

Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс УМК Начальная школа 21 века ФГОС...

рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Начальная школа 21 век", ФГОС

рабочая программа содержит:пояснительную записку,общую характеристику предмета,описание места учебного предмета в учебном плане,описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета,личностные, ...