«Применение метода проектов в начальной школе».
материал (3 класс) на тему

Бабочиева Фатима Магометовна

В статье представлен опыт работы с обучающимися начальной школы по методу учебных проектов.

Ключевые слова: проектная деятельность, основополагающий вопрос, источники информации.

«Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

мудр бываешь лишь собственной мудростью.»

М. Монтень.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 им. Иса Хуадонти с. Чикола Ирафского района РСО-Алания


Реферат

«Применение метода проектов в начальной школе».

 

 

Бабочиева Фатима Магометовна

учитель начальных классов

 

Аннотация

В статье представлен опыт работы с обучающимися начальной школы по методу учебных проектов.

Ключевые слова: проектная деятельность, основополагающий вопрос, источники информации.

«Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

мудр бываешь лишь собственной мудростью.»

М. Монтень.

   Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. Данный путь многие освоили «методом проб и ошибок», набив при этом немало шишек. Поэтому задача школы заключается в том, чтобы научить детей действовать другими, наиболее эффективными способами. Но как это сделать? Ведь учитель действует в строго ограниченных рамках классно-урочной формы обучения. Я для себя нашла выход. Он нелёгок, но эффективен. Это применение метода проектов как в учебной, так и во внеучебной  деятельности. Что же мы подразумеваем под данным методом? Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Это путь познания, способ организации процесса познания. Данный метод считаю универсальным средством развития человека. Он способствует реализации принципа связи обучения с жизнью, решает многие педагогические задачи. О методе проектов написано много книг и статей. Для меня настольной книгой является методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова  О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г. Начиная работу в данном направлении, главное — заинтересовать обучающихся и их родителей предстоящей работой. Для родителей моих учеников я подготовила и провела родительское собрание. А своих первоклашек, заинтересовать было несложно. На уроке изобразительного искусства при изучении темы «Семь цветов радуги» я спросила ребят о том, кто же раскрасил радугу? Этот вопрос впоследствии и стал основополагающим. Гипотезы были разнообразными: Бог на небе, художник, природа постаралась и т.п. Дети начали спорить между собой, и чтобы прекратить этот спор, я предложила ребятам отстоять свою точку зрения, представив какие-либо доказательства. Ребята согласились, а я в свою очередь поинтересовалась тем, где же они собираются эти доказательства искать? Дети начали предлагать свои варианты: книги, журналы, Интернет, компьютерные диски с энциклопедиями, телевидение. Так мы познакомились с разнообразными  источниками информации. Далее я предложила ребятам пройти в школьную библиотеку и найти там нужную нам информацию. Ребята начали брать все книги подряд и листать их от начала до конца, но найти ничего не смогли. На лицах детей легко можно было прочесть разочарование, ведь спор так и остался неразрешённым. Придя в класс, мы начали анализировать ситуацию: почему у нас ничего не получилось? И поняли, что для того, чтобы найти ответ на какой — либо вопрос, необходимо научиться ориентироваться в большом объёме информации (в данном случае уметь выбрать нужную книгу по названию и иллюстрациям). Выбрав эти книги, я предложила детям найти ответ на наш главный вопрос. Ребята начали читать, начиная с первой страницы всё подряд и поняли, что при их низкой технике чтения потребуется слишком много времени, чтобы найти нужную информацию. На этом этапе я «убила сразу двух зайцев». Ребята поняли, что нужно повышать свою технику чтения, а для этого необходимо много читать. А так же нужно научиться ориентироваться в книге, т.е. уметь пользоваться оглавлением, находить нужную страницу. В этом нам помог план, который дан в тетради:

Шаг 1:Откройкнигу и найди раздел «Содержание», (Оглавление).

Шаг 2:Вэтом разделе прочитай название всех тем и постарайся найти ту, которая созвучна теме проекта.

Шаг 3:Еслитакая тема найдена, то справа ты увидишь номер странички. Открой книгу на этой странице.

   Выполнив все необходимые действия, ребята обрадовались. Но, как оказалось, рано. Найдя нужную страницу, они столкнулись с тем, что объём материала по данной теме очень велик. А им нужно найти короткий ответ на вопрос.       Оказывается, нужно уметь выбирать главную(значимую) информацию и делать всё это лучше не одному, а сообща. Так мы разбились на группы и продолжили работу. Но тут поднялся шум, начались споры между ребятами в группах. Это подтолкнуло нас к тому, что нужно разработать правила работы в группе. И ребята их вывели сами. Вот эти правила:

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

1.Работай в группе дружно, помни — вы одна команда.

2.Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.

3.Не бойся высказывать своё мнение.

4.Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай  мнение других участников группы.

5.Думай сам, а не рассчитывай на других.

6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.

7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.

8. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.

   Соблюдение данных правил позволило сделать работу в группах более слаженной и эффективной. Работа над проектом продолжилась. На последующих занятиях ребята узнали о том, как правильно оформить найденную информацию, распределив её по разделам. А разделы были следующими:

·  толкование понятия;

·  исторические сведения об объекте (гипотезы древних людей);

·  научные  факты об объекте;

·  стихи, загадки, приметы, пословицы, иллюстрации и т.д.;

·  дополнительные интересные сведения.

   Позже я рассказала своим ученикам, в какой форме можно представить свои наработки, т.е. произошло знакомство с формами презентации проектов. Кроме этого нужно уметь грамотно защитить продукт своей деятельности так, чтобы убедить одноклассников в том, что твоя точка зрения единственно правильная. Здесь нам помог план выступления:

1.  Название проекта.

2.  Проблемный вопрос (конечная цель).

3.  Актуальность темы (почему выбрал эту тему).

4.  Как ты добивался поставленной цели? (проводил опыты, эксперименты, собирал информацию, проводил опрос, анкетирование и т. д.)

5.К какому результату ты пришёл? Какие выводы сделал?

6.Как оформил презентацию своего проекта? (газета, книжка-раскладушка, альбом ит. д.)

   После выступления каждой группы необходимо было дать оценку проделанной работе. Учитывая то, что в первом классе безотметочная система оценивания, мы вместе с ребятам и разработали свою оценочную шкалу. Она выглядит следующим образом:

очень понравилось 

было иногда интересно

не понравилось

  />

Метод проект начальная школа

   Оценивание проходило следующим образом. У каждого ученика имелись три оценочные карточки, при помощи которых он показывал, какую оценку выставил. После поднятия карточки нужно было аргументировать свою оценку. В этом ребятам помогал план:

·  Понравился ли тебе доклад? Чем?

·  Насколько понятным, убедительным и последовательным был ответ?

·  Достигнута ли цель проекта?

·  Как оформлена работа: аккуратно, интересно, красочно…?

   Ученики настолько были увлечены работой над информационным проектом «Радуга – дуга», что после презентации данного проекта, им хотелось продолжения. И я предложила выполнить исследовательский проект «Живая и неживая природа». При работе над этим проектом ученики узнали о том, как выполнять опыты и наблюдения, как оформлять «Дневник наблюдений». Эта работа захватила их ещё больше.

   Так в нашем классе появился элективный курс «Школа Почемучек». Позднее мы создал и герб и гимн, которым мы начинали наши занятия. Часто к нам в гости захаживала Баба– Яга, которая старалась помешать в достижении наших целей. В общем, работа шла полным ходом! После проведённого анкетирования я узнала, что больше всего ребятам нравится работать в группе и выступать перед зрителями.

    Анализируя проведённую работу, хочу отметить, что занятия проектной деятельностью помогли достичь следующих результатов:

·  возрос познавательный интерес обучающихся;

·  повысилась мотивация к учебной деятельности;

·  появился интерес к освоению компьютера;

·  совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;

·  повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость;

·  ребята стали более самостоятельными и коммуникабельными.

   Работая над проектами с детьми младшего школьного возраста, я столкнулась и с опрделёнными  трудностями.

·  у младших школьников низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;

·   ребята с трудом могут выбрать главную, значимую информацию;

·  не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности (приходится прибегать к помощи учителя и родителей).

    Но все эти трудности ничто по сравнению с приобретёнными в процессе проектной деятельности умениями и навыками. Я уверена, что проведённая в начальной школе работа, поможет моим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно – ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности. Так что выход есть! Он непрост, но эффективен и интересен, как для учителя, так и для учеников.

 

Литература

 

1. Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова  О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г.

2. Информационные ресурсы Интернет: http//doob-054.narod.ru/project.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в начальной школе

Одним из ведущих методов на уроках в школе является–метод проектов. Он широко используется не только в среднем  и старшем звене школы, но и в начальной школе. В основу методов проектов положена и...

Статья: "Использование метода проектов в начальной школе"

В работе даётся классификация проектов, критерии успеха работы над ними, описываются этапы работы и особенности применения проектной деятельности в начальной школе....

«Использования метода проектов в начальной школе»

Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятель...

ДОКЛАД Тема: Применение метода проектов в начальной школе (Выступление на педагогическом совете)

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс ...

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Данный материал является обобщением опыта работы в начальной школе. Метод проектов широко применяется в обучении. Он актуален и соответствует требованиям ФГОС. Как показывает практика, метод проектов ...

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....

Применение метода проектов в начальной школе

Из опыта работы учителя начальных классов. О применении метода проектов в начальной школе....