Выступление в творческой группе
методическая разработка по теме

Новикова Елена Александровна

Выступление в творческой группе 4 классов на тему " Условия формирования исследовательских умений младщих школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_v_tvorcheskoy_gruppe.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент по социальной политике

Администрации городского округа Саранск

Муниципальное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40»

Выступление

в творческой группе учителей 4 классов на тему: «Условия формирования исследовательских умений  младших школьников»

Подготовила: учитель начальных классов Новикова Е. А.

Г.о. Саранск 2014 г.

В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

Деятельность учащихся рекомендуется ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у обучающегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Стремление к поисковой активности в значительной мере предопределено биологически, вместе с тем это качество развивается под воздействием средовых факторов. Высокая мотивация, интерес, эмоциональная включенность – необходимые составляющие исследовательского поведения, указывающие на наличие поисковой активности.

Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящаяся учащихся в позицию «исследователя»,  занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе непрерывно как  в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность.

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не так» - блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Личность педагога.

Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой рабочей обстановки и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учёт возрастных особенностей.

Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учёте их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выступления творческой группы "Родничок" на городском конкурсе "Масленичные заклички" 2012 года

Сценарий выступления творческой группы "Родничок" на городском конкурсе "Масленичные заклички" 2012 года...

Выступление на заседании творческой группы учителей начальных классов и воспитателей ДВ

Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ »(из опыта работы)         За последнее время в обществе произошли изменения в пре...

Выступление на отчётном заседании творческой группы Сидоровой М.И. по теме: "Игровые технологии в начальной школе"

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполаг...

Выступление на отчётном заседании творческой группы Сидоровой М.И. по теме: "Игровые технологии в начальной школе"

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполаг...

Выступление на заседании творческой группы учителей первых классов, работающих по специальным стандартам для детей с ОВЗ. Тема: Психологические упражнения на снятие «зажимов» на уроке для учащихся с ОВЗ.

В жизни – смущение, в детстве зажим. Есть мускульный зажим, а есть психологический.       Современное поколение детей более невротизировано, чем прежде. У них больше внутренни...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление и презентация в Временной творческой группе "Культура здорового школьника" на тему "Развитие детей на крайнем севере"

Выступление и презентация в Временной творческой группе "Культура здорового школьника" на тему "Развитие детей на крайнем севере"....