ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН 2009-2010 уч. г. для учащихся 4 классов
олимпиадные задания (4 класс) на тему

Тушева Светлана Викторовна

Вашему вниманию предлагается материал для интеллектуального марафона младших школьников (4-х классов), который проводился в городе Знаменске Астраханской области в 2010 г. Задания марафона разработаны по четырём основным дисциплинам начальной школы: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру. Время проведения 60 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intel_marafon2010.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН      

                                                2009-2010 уч. г.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.

1. Откуда эти строки? (Напишите автора и название произведения).

* «Не доведёт тебя до добра это ученье...Вот и я учился, а – гляди – хожу на трёх лапах. Азбуку!»- проворчал кот и сердито фыркнул в усы. Через это проклятое ученье и глаз лишился».

________________________________________________________________

                                                                                                                   (2 балла)

 * « По улицам Слона водили,

      Как видно напоказ…»

________________________________________________________________

                                                                                                                   (2 балла)

* «Мы все её знаем: то у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя».

_________________________________________________________________

                                                                                                                    (2 балла)

2.    «Выстрой» строчки, которые перепутались, в правильном порядке и восстанови первоначальный вид стихотворения. Поставь знаки препинания.          

 мокнут в море корабли                _________________________________

мокнут листья и цветы               _________________________________

целый месяц под дождём             _________________________________

мокнут лужи и зонты                  _________________________________

мокнут парки и поля                     _________________________________

мокнет крыша, мокнет дом        _________________________________

и далеко от земли                         _________________________________

мокнет мокрая земля                   _________________________________

                                                                                                                    (8 баллов)

       

    РУССКИЙ ЯЗЫК

1.  Сколько раз звук [ш] встречается в пословице «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож»?

    __________________________________

                                                                                                                (2 балла)

2. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией.

Лясы точить.                                        Не покладая рук.

Держать ухо востро.                           Держать язык за зубами.

Сидеть, сложа руки.                            Воды в рот набрать.

От рук отбиться.                                  Ворон считать.

Во всю Ивановскую (кричать)           Своим горбом жить.

На чужой шее сидеть.                         Держать в ежовых рукавицах.            

                                                                                                                    (6 баллов)

3.  Вам известны лишь две последние буквы слова «-ло». Определите, к какой части речи можно отнести это слово. Обоснуйте свой ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                   (6 баллов)

                                                                                                                        МАТЕМАТИКА

1. Придумай наименьшее двенадцатизначное число, в котором есть все цифры.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

                                                                                                                    (2 балла) 

2.  Хозяин обещал работнику за 30 дней работы 9 рублей и кафтан. Через 3 дня работник уволился и получил за проработанное время кафтан. Сколько стоит кафтан?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

                                                                                                                   (4 балла)

3. Брат и сестра получили в наследство 90 рублей. Если сестра отдаст брату из своей доли 10 рублей, то брат окажется вдвое богаче сестры. Сколько денег в наследство досталось брату и сколько сестре?

    _____________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________      

                                                                                                                   (8 баллов)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

1. Блиц – турнир:

а) Моря какого из океанов не омывают берега России?__________________

б) Природное вещество.Образуется на болотах, горючее._______________

в) Как называется место, где река впадает в другой водоём?____________

г) В это озеро впадает 336 рек, а вытекает всего лишь одна – Ангара.                        Что это за озеро?_____________________

                                                                                                                 (4 балла)

2. Прочитайте текст.

«…Нечестивый Мамай без вести погиб…Великий же князь Дмитрий Иванович возвратился с великою победою…и бысть тишина в Русской земле».

Определите, к какому историческому событию относится описание в тексте. Укажите год.

________________________________________________________________

                                                                                                                      (4 балла)

3. Прочитайте текст. Что в нём верно, а что нет? Исправь в тексте допущенные ошибки.

Из города Мурома Северо-Восточной Руси отправился в Санкт-Петербург богатырь Илья Муромец. Ехал он напрямик через пески и барханы. Запустела эта ближняя дорога потому, что на ней обосновался страшный Филин-разбойник. Но верная шпага выручила богатыря. Освободил он путь-дорогу для честного народа. Срубил Филину-разбойнику голову и привёз её в стольный град Санкт-Петербург царю Владимиру Красное Солнышко. Слава о его подвиге стала передаваться из уст в уста, пока не сложилась в басню «Илья Муромец и Филин-разбойник».

                                                                                                                  (6 баллов)

ОТВЕТЫ

Литературное чтение.

1.* А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».

   * И. Крылов «Слон и Моська».

   * С.Маршак «Двенадцать месяцев».

2. Целый месяц под дождём

мокнет крыша, мокнет дом.

Мокнут листья и цветы,

мокнут лужи и зонты.

Мокнут парки и поля,

мокнет мокрая земля.

И далёко от земли

мокнут в море корабли.

Русский язык.

1. 4.

2. Лясы точить.                                        Держать язык за зубами.

    Держать ухо востро.                           Ворон считать.

    Сидеть, сложа руки.                            Не покладая рук.

    От рук отбиться.                                  Держать в ежовых рукавицах

    Во всю Ивановскую (кричать)           Воды в рот набрать.            

    На чужой шее сидеть.                         Своим горбом жить.

3. Это могут быть существительные среднего рода, относящиеся ко 2-му склонению, например: сало, мыло, чучело…Несколько слов относится к наречиям: назло, тепло, уныло…Одно слово – предлог: около.

Математика.

1. 100023456789.

2. За проработанные 3 дня работник получил кафтан, значит, за оставшиеся 27 дней он должен был получить 9 рублей, то есть 1 рубль за каждые 3 дня работы. Следовательно, кафтан стоил 1 рубль.

3. Когда брат окажется вдвое богаче сестры, то количество денег брата будет равно 2 частям, а сестры – 1 части. Разделив 90 на 3 части, мы узнаем, что у сестры тогда будет 30 рублей, а у брата (он имеет вдвое больше денег) 60 рублей. Но ведь у брата потому стало 60 рублей, что сестра из своих денег дала ему 10 рублей. Значит, у брата прежде было 50 рублей, а у сестры 40 рублей.

Окружающий мир.

1.  Индийский океан; торф; устье; Байкал.

2. Куликовская битва (8сентября 1380г.)

3. Из города Мурома Северо-Восточной Руси отправился в Киев богатырь Илья Муромец. Ехал он напрямик через густые (непроходимые) леса. Запустела эта ближняя дорога потому, что на ней обосновался страшный Соловей-разбойник. Но верный меч выручил богатыря. Освободил он путь-дорогу для честного народа. Срубил Соловью-разбойнику голову и привёз её в стольный град Киев князю Владимиру Красное Солнышко. Слава о его подвиге стала передаваться из уст в уста, пока не сложилась в былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная литературная игра "Самый умный" для учащихся 1-4 классов.

Интеллектуальная литературная игра "Самый умный" адресована учащимся 1-4 классов и может быть проведена в рамках Недели литературы в начальных классах.  К игре прилагается презентация, которая сд...

Интеллектуальный марафон "Умницы и умники" для учащихся 2 класса.

Конспект урока для внекласного мероприятия....

Интеллектуальная игра "Самый умный натуралист" для учащихся 4 классов

Интеллектуальная игра "Самый умный натуралист" подготовлена как внеурочное мероприятие для учащихся 4 классов. Это соревнование, состоящее из нескольких туров. В них нужно отвечать на вопросы (о живой...

Интеллектуальный марафон "Умники и умницы" для учащихся 2 класса

Интеллектуальная игра-соревнование "Умники и умницы" проводится между учащимися 2 классов...

интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 1-2 классов "Королевство Звукоречье"

Обобщение знаний по русскому языку для учащихся 1-2 класса пло темам "Фонетика", "Правописание", "Лексика"....

Интеллектуально- литературная игра "Самый умный" для учащихся 1-4 классов

Интеллектуально- литературная игра "Самый умный" для учащихся 1-4 классов.Цель:-популяризация детской литературы.Задачи: - расширить кругозор детей;- воспитывать интерес к литературному творчеству;-в ...

Интеллектуальная игра по окружающему миру для учащихся 3 - 4 классов "Семь бед - один ответ"

Интеллектуальная игра "Семь бед - один ответ" по окружающему миру предназначена для учащихся 3- 4 классов. Цели игры - расширение кругозора детей в области знаний о животных, пробуждение интереса к ок...