Портфолио ученика начальной школы
статья на тему

Козык Нина Ивановна

Содержит инструкции для составления портфолио ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfoliodokument_microsoft_office_word_2.docx45.61 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №9

Методическая тема

ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Составила Козык Н.И.

2014 г.


1.Введение.

      Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утверждённой Президентом России, является переход на новые образовательные стандарты. Стандарт для начальной школы был зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22 декабря 2009 года и вступил в силу 1 сентября 2011 года по всей стране. Особое место  в стандартах уделено портфолио. С первого класса учащиеся накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио. Теперь наличие подобного портфолио становится обязательным требованием!                                                                                                                             Ещё в эпоху Ренессанса словом «портфолио» называли альбом с фотографиями для предъявления художниками и архитекторами, претендовавшими на место в Академии художеств или на строительный проект. В конце ХХ века  идея применения портфолио в школе возникла в США. В скором времени «портфолиомания» охватила весь образовательный мир. Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного Портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы  в самом начале пути. Если для учащихся старших классов – это индивидуальный «портфель» образовательных достижений: результаты районных, областных, всероссийских олимпиад и конкурсов, как по учебным дисциплинам, так и творческих, самостоятельные проекты и творческие работы. Основная функция этого нововведения – помочь старшеклассникам в выборе профильного класса        Основное предназначение портфолио – демонстрация достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио должно помочь проследить рост личностного успеха, развитие творческого мышления, возможность высказаться и заявить о себе. Конкретных требований для ведения портфолио нет, поэтому – это  творческая работа    учащихся под руководством учителя.                                                                                                                                     .  Каким же «портфолио» может  быть в начальной школе?

28.04.2011, 14:26

2.Положение о портфолио ученика начальных класса.  

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет порядок формирования и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.

1.2. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов ученика, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени.

2. Цели и задачи.

2.1. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

2.2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

- создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;

- поддерживать высокую учебную мотивацию учащегося;

- поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;

- формировать навыки учебной деятельности; формировать умение учиться- ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- содействовать индивидуализации образования ученика;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.

2.3. Портфолио реализует такие функции образовательного процесса:

Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.

Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.

Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.

Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.

Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.

Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.

3.   Порядок формирования портфолио

3.1. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

3.2. Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы).

3.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием возлагается на классного руководителя.

3.4. Портфолио хранится в классном помещении школы в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.

4.   Структура портфолио ученика начальной школы:

4.1. Портфолио ученика начальной школы имеет следующую структуру:

1. Титульный лист (оформляется педагогом)

2. Раздел «Социально-личностное развитие ученика»: характеристика ученика, характеристика социума, сведения о родителях, интересы и увлечения, режим дня, расписание уроков и занятий внеурочной деятельности, любимые игрушки и книги, фотографии, классные поручения и т.д. (Заполняется вместе с ребенком и родителями (законными представителями).

3. Раздел «Учебно-познавательное развитие ученика»: достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам и т.д. (Заполняется педагогами, психологом, логопедом и т.д.) 

4. Раздел «Физическое развитие и здоровье ребенка»: мониторинг физического развития ребенка, мониторинг здоровья ребенка, фиксирование достигнутых результатов в спорте, участие в соревнованиях, освоение основных движений, новых видов спорта и т.д. (Заполняется по годам обучения классным руководителем, учителем физической культуры, медицинским работником, родителями)

5. Раздел «Духовно-нравственное развитие ребенка»: участие в конкурсах, выставках, рисунки, фотографии поделок, результаты анкетирования. (Заполняется классным руководителем, психологом, родителями, учеником)

6. Раздел «Разные разности» (заполняется ребенком по его усмотрению)

4.2. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о: 

1. О сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования.

2. Сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

3. Индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.

4.3. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов допустимо только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

               Первый раздел портфолио представляет собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных способностях. В совместном творчестве с родителями и учителем родились первые рубрики: «Моё имя» - тайна имени, знак зодиака, гороскоп (это вызывает интерес к самому себе). «Моя семья», «Мой друг», «Мои увлечения» - информация об участии в кружках, секциях, студиях, клубах в школе и в городе. «Мой портрет», «Моя школа», «Мои учителя», «Мои любимые школьные предметы» и др. В портфолио помещаются первые тетради под названием «Мои волшебные пальчики». Обведя свою ладошку, на каждом пальчике дети пишут ответ на вопрос: «Какой я?». Сюда же вкладываются рисунчатые тесты, проводимые школьным психологом «Я в детском саду», «Я в школе», «Что меня радует», «Что меня огорчает» и др.

3. Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.

Портфолио ученика начальной школы выступает как средство мотивации личностного   развития.    Учебный портфолио в начальной школе – специальное образовательное пространство. Это совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым обучающимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.  Портфолио достижений ученика помогает проследить развитие ребенка, обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам и скрытые таланты. Портфолио, можно определить как индивидуальный «портфель» образовательных достижений – результатов районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Портфолио становится «историей успеха», помогающий проследить индивидуальный прогресс обучающегося. Основные цели и задачи ведения портфолио: - создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; - максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни; - развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; - формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; - формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; - приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями; - формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию. На празднике «Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики», первоклассникам вручаются файловые папки . По целям различают портфолио как способ оценивания учебных достижений и так называемые предметные (или тематические), основная цель которых – позитивно влиять на процесс обучения. В первом случае обычно говорят о «папке достижений», в которую помещают уже готовые, выбранные и специально оформленные работы. Они отражают «образовательную биографию» и уровень достижений ученика. В предметном портфолио речь идет о документации работ школьника в рамках определенного предмета (курса, кружка) и служит по преимуществу именно инструментом обучения.

По содержанию можно также выделить три основных типа портфолио:

  1. Портфолио документов
  2. Портфолио работ (собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, спортивных и художественных достижений).
  3. Портфолио отзывов о достижениях ученика «включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов».

Портфолио может представлять собой специальную папку с файлами, картотеку, небольшие коробки для хранения бумаг и т.п. (предоставляется полный простор для инициативы учащихся). Единственное требование – удобство в хранении.

Индивидуальная папка личных достижений ученика начальной школы должна представлять собой интегрированный или комбинированный вариант существующих видов портфолио (отзывов, работ, документов).

 Учебный «портфолио» в начальной школе – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представления каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.

Выделяют три основные цели этой формы работы:

1) смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента с того, чего школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл в рамках этой цели учебного «портфолио» - показать все, на что способен ученик. Наличие такой формы работы позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры  в себя, в свои силы в самом начале пути – оценочная составляющая «портфолио»;

2) создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути как всего класса, так и отдельных учащихся – рефлексивная составляющая «портфолио»;

3) создание места для накопления способов и средств действия («инструментов») учащихся и изготовления с их помощью различных «справочников», «помощников», которые бы позволили школьникам решать частные практические задачи, - «инструментальная»  составляющая «портфолио».

Т.о., общая цель такой работы в начальной школе – выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений.

«Портфолио» в начальной школе прежде всего должна носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.

Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика  в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

►   Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

► Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

► Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и само актуализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни;

► Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

► Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;

► Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

4. Начало большого пути: портфолио в 1 классе.                                                                                                           Работа по сбору материала  для  портфолио  была начата классным руководителем с первого сентября в первом классе. У каждого ученика имелась папка, в которую складывались первые рисунки о семье, рассказы родителей  о своих детях,  поделки по технологии, первые контрольные работы,  фото праздников, грамоты, впечатления от поездок, праздников, успешные проекты.   Наши папки постоянно пополняются. Большая часть работ, помещаемых в папку достижений, рождалась в совместной деятельности с учителем, а фоторепортажи выполнялись дома с родителями. Нужно отметить важный момент - ни одна работа не кладётся в папку без учёта мнения самого ребёнка.  

  Начальный этап

Основная задача в первый школьный год – приучить школьников собирать свои работы в отдельном месте.

Апрель-май

         Задача – совместными усилиями  разобраться в собранном материале, как-то его классифицировать, систематизировать и назвать.

Основная задача первоклассников :

  1. Выяснить, на какие группы можно разделить все ваши материалы дневника и как эти группы назвать.
  2. Систематизировать по разным основаниям материалы в каждой из выделенных групп, оформить эти материалы в отдельных файлах.
  3. Определить относительно персонального «старта» свои достижения в отдельных учебных дисциплинах и нанести их на свою «рефлексивную» карту по отдельному учебному предмету.
  4. Подготовить персональный материал для выставки-презентации достижений класса за прошедший год.

В результате коллективной работы дневник первоклассников приобретает свои разделы, которые со временем могут и меняться.

♦ Я И МОЙ КЛАСС (рассказы о себе, классе, о событиях в классе и достижениях класса, фотографии, правила класса);

♦ НАШ ПУТЬ И ОТКРЫТИЯ В СТРАНЕ ЗНАНИЙ (размещаются детские открытия «рефлексивные карты», рефлексивные сочинения);

♦ ИНСТРУМЕНТЫ И ПОЛИГОН ИХ ИСПЫТАНИЙ  (во-первых, размещаются все средства и способы действия (инструменты), которые «изобрели» первоклассники в учебном году; во-вторых, проверочные работы, в которых «испытывался» данный инструмент, с указанием результатов «испытаний»);

♦ МОИ ДОСТИЖЕНИЯ В ЭТОМ УЧЕБНОМ ГОДУ ( в этот файл попадает материал из других разделов, но только тот, который решит САМ ученик. Здесь размещаются детские творческие работы, персональные открытия, лучшие письменные работы, возможно, различные награды, дипломы, грамоты и т.п.);

♦ РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ. В первом классе в дневнике преобладают слова наш, наши, мы; постепенно дневник будет приобретать черты индивидуальности того или иного ученика.

Роль классного руководителя прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ним различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, , давать советы по оформлению. Особенно важно проявлять искренний интерес к помещаемым в портфолио работам, не оставляя без внимания деятельность ребенка по его формированию

В последующие годы разделы могут меняться, добавляться, внутреннее содержание которых также может претерпевать изменения.

Название разделов пусть придумывают сами дети.

Описание технологии (из опыта «Братской НОШ»)

Учебное  Портфолио включает первый файл «Я» и  два компонента: обязательный и необязательный.

Файл «Я» рассказывает о самом ученике, его семье, его интересах и увлечениях. Поскольку первоклассник еще только находится в начале обучения, то этот файл создается совместными усилиями родителей, учеников и учителя. Родители  в небольшом сочинении рассказывают о своем ребенке, каким он был маленьким, чем  любит заниматься, интересные случаи из жизни ученика, каким родители видят своего ребенка в будущем. Сами учащиеся рисуют в виде созвездия свою семью, делают рисунок, на котором изображают себя маленьким, потом первоклассником и взрослым, имеющим какую-то профессию. В этот же файл помещает свои заметки об ученике и сам учитель.

   Обязательный компонент (собирает учитель).                                                                 Он включает проверочные и тестовые работы ученика по предметам, дневник- тетрадь «Мои достижения», оценочные листы (карты успеха).

                Дневник-тетрадь «Мои достижения» ведется учителем совместно с ученик. Она включает рубрики, которые отражают знания, умения и навыки, изучаемые учащимися на уроках по данному предмету, исходя из стандарта образования. В них помещаются задания, направленные на выявление уровня овладения детьми конкретным навыком. Здесь же данный уровень фиксируется с помощью следующей символики: «+» - ученик владеет данным навыком, «-» - ученик на данный момент еще не овладел данным навыком, «+-» - ученик владеет данным навыком, но допускает ошибки. После проведения проверочного задания учитель с учеником проводит индивидуальную беседу. Ученик оценивает свое задание сам, затем учитель дает оценку, а далее эти оценки сопоставляются. Фиксируется дата выполнения задания. Оценка данного навыка идет не единожды, а несколько раз, по мере обучения. Результаты этой работы выносятся на оценочные линеечки. Это позволит ученику видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях. Определив  свое незнание, он имеет возможность улучшить свою работу. Очень важно для ученика знать, что ему удается, какие пробелы в своих знаниях следовало бы восполнить и как. Таким образом, у него формируется навык самоконтроля и самооценки. Учитель в ходе такой работы может видеть не только результат обучения, но и процесс формирования данного навыка, что позволит обеспечить нужную коррекцию. Дневник-тетрадь содержит все навыки по изученному материалу и поэтому может служить справочным материалом. Данная работа проводится во время резервных часов по темам на уроке, во время индивидуальных занятий во внеучебной ситуации.

   Карты успеха фиксируют дату проведения проверочных работ и результат по ним, используя символику: «+» - полностью справился; «-» - не справился; «+-» - справился, но допустил ошибки. Идет регистрация результатов обучения на протяжении всего учебного года. Другой вид имеет карта успеха по чтению. Она представляет собой график  с двумя осями координат. На одной оси указывается дата проверки навыка чтения, а на другой количество прочитанных за минуту слов. Под графиком рисуется сам ученик (схематично), причем по мере увеличения скорости чтения человечек растет. С помощью этих карт можно проследить динамику школьной успешности. Заполняются они учителем. Карты предназначены для работы с  родителями и в качестве отчета перед администрацией школы.                                                                                                          По картам успеха и тетрадям достижений ведется работа учителя с родителями. Учитель знакомит родителей с задачами проверочных работ, с их содержанием, с оценками за работу, поставленными самим учеником и учителем. В ходе такой работы выявляются успехи и неуспехи детей. Учитель дает советы по организации помощи детям дома, что позволит сделать ее более правильной и конкретной. Эта работа проводится во время родительских собраний  и индивидуальных консультаций.

Данный компонент учебного Портфолио  предполагает совершенствование школьной оценки. Самым продуктивным подходом в этом является превращение ученика в активного субъекта контрольно-оценочной деятельности, в переходе от оценки учителя к самооценке ученика, а еще лучше в совмещении этих оценок. Для формирования адекватной самооценки учащихся нужно включить в процесс оценивания своей познавательной деятельности. Для достижения данных целей используются следующие приемы:

  1. В начале выполнения задания дети  сами предлагают те критерии, выполняя которые можно справится с заданием успешно.
  2. После выполнения задания учащиеся возвращаются к тем критериям и, используя их, оценивают себя.

Эти приемы могут использоваться на любом уроке при выполнении самых различных заданий. Например, русский язык – списывание текста. Дети предлагают следующие критерии: аккуратность, красота написания букв, правильность соединения букв, грамотность написания слов (для этого нужно диктовать себе слово по слогам  так, как оно пишется и после написания проверить, сравнив его с печатным словом в учебнике).

  1. Оценка учеником работы, выполненной другим, т. е. взаимооценка во время работы в паре иле группе. Наличие информации о работе товарища является условием для возникновения самооценочной деятельности.
  2. Сравнение своих действий и результатов работы с заданным образцом, эталоном. Этот прием может использоваться, начиная с первых уроков в первом классе при обучении написания букв (напиши букву целую строку и подчеркни те, которые больше всего похожи на образец), при проведении зрительных диктантов, при проверке знания таблицы сложения (реши выражения, а затем возьми таблицу-справочник и проверь себя), при проверке проверочных работ.
  3. Сопоставление оценки, поставленной самим учеником с оценкой за эту же работу, поставленной учителем. Тем самым выявляется степень объективности первой оценки. Данная работа может проводиться, как при оценивании классных работ, так и при оценивании проверочных работ. Если оценки не совпадают важно выяснить причину этого и наметить пути преодоления проблемы.
  • Собирает сам ученик

    Он содержит работы ученика по различным предметам, выполненные на уроках, во время внеурочных занятий, дома. У учащегося есть желание сохранить их, чтобы видеть свои успехи, свое продвижение вперед.

Для сбора материала в данный компонент Портфолио могут использоваться различные задания:

  1. Разные творческие работы с уроков трудового обучения, рисования.
  2. Творческие задания с уроков литературного чтения (на уроке и дома). Сочини стихотворение, небылицу, загадку, сказку (по иллюстрации).  При выполнении этих работ детям помогают родители, здесь идет их совместная деятельность. Учащиеся учатся у своих родителей, берут с них пример. Это тоже очень важно в учебном процессе.
  3. Сочинения с уроков русского языка.

По желанию дети вкладывают данные работы в свой  Портфолио, указывают дату его проведения. В последующие годы ребенок еще будет выполнять подобные задания и сможет их сравнить и увидеть свое продвижение.

Кроме того, в данном компоненте могут находиться различные справочные материалы, составленные самим учеником.

  РАЗДЕЛ  РАЗДЕЛИТЕЛЬ  ВКЛАДЫШ 
Титульный лист
Мой мир
Моя учеба
Моя общественная работа
Моё творчество
Мои впечатления
Мои достижения
Отзывы и пожелания
Работы, которыми я горжусь
                          Содержание. Структура портфолио ученика начальной школы.

                                   ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
                                  РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

· "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

· "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

· "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

· "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

· "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

· "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.

· "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

                            РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"

           В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

                 РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"

         Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

                 РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"

           В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички

                         РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"

                В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк "Творческого задания". В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.

                           РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

                        РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"

              В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа "Не готов к уроку!", либо ничего не отражающей похвалой типа "Молодец!". А что если вместо того же "Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио? Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей."

Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

                         РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"

              В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.
Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"


                          РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ"

6. Важно помнить. 

                   В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

5. Заключение.

В заключение хочется сказать о ценности портфолио. Ведь папка личных достижений является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребёнку на протяжении всей его жизни» (Т. Новикова, А. Прутченков). Портфолио способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребёнку взглянуть на себя со стороны,  портфолио раскрывает индивидуальные возможности и творческий потенциал, способствует развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Соблюдая все разделы, и аккуратно оформляя вместе с учащимися, к концу четвёртого класса получается объёмный красочный и интересный альбом, в котором отражены учебная и творческая деятельность ребёнка, его цели, отношение к окружающим, фантазии, вкусы.  Очень помогут  портфолио  выпускников  начальной школы классному руководителю при переходе ребят в школу 2 ступени. В дальнейшем, надеюсь, портфолио поможет старшеклассникам в выборе профильного класса, а также даст возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы                  А вы обратили внимание на то, что постепенно "человек для общества" уступает место "человеку для себя"? Вот поэтому и главные усилия в сфере образования теперь предлагается направлять на развитие прежде всего тех способностей, которые не вытекают из каких-то абстрактных "общественных потребностей", а требуются самому человеку для успешной самоактуализации и самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам. Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.


Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти  творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.

Распределение ответственности в ведении портфолио

Одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком. Ученики младших классов, которые впервые оформляют портфолио, не смогут обойтись без помощи родителей. Но помощь должна заключатся в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Эта помощь прежде всего оказывается при формировании портфолио, но может быть и творческой (например, на презентации проекта), такой, как написанные для выступления стихи:

Я читала, я писала,

Я портфолио слагала.

Вот мой мир, а вот – портрет,

Вот семейный наш обед.        

О себе всё рассказала

И на фото показала.

Я училась рисовать,

Спорить, резать, выбирать.

Здесь уменья и старанья,

И удачи и мечтанья,

Путешествий хоровод…

День - деньской полно забот        

Папа, мама и учитель,

Интернет-путеводитель –

Все в работе помогали

И успех мне обещали!

По мере взросления помощь родителей сводится к минимуму.

Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, а так же формировать личное отношение к полученным результатам.

 Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.

    Литература:

1.Портфолио обучающегося начальной школы / Автор- составитель Е.А.Андреева, Н.В. Разваляева. – М.:Планета, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио ученика начальной школы

Странички для заполнения учащимися о себе, тесты, таблицы и т.д....

Положение о портфолио ученика начальной школы

Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....

портфолио ученика начальной школы (шаблон)

Портфолио ученика начальной школы  (шаблон)   Заполнить титульный лист  и стр.3 "Моя семья"...

возможный вариант оформления портфолио ученика начальной школы

Примерный вариант подскажет какие разделы портфолио должны раскрывать ребенка как разностороннюю личность....

Портфолио ученика начальной школы

Как помочь первокласснику в создании Портфолио, рекомендации для родителей.В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но ...

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...