Проектная деятельность в начальных классах по краеведению
статья (2 класс) по теме

Калинина Светлана Дмитриевна

В данной работе представлена проектная деятельность по краеведению в начальных классах, а именно, работа по проекту "Редкие растения родного края". Итогом работы стала презентация "Береги природу родного края" . В нее вошли материалы из проектов детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учащихся в начальных классах по краеведению.

Выступление учителя начальных классов МКОУ Новотроицкая СОШ Петропавловского района Калининой Светланы Дмитриевны.

В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории, культуры, природы родного края. К сожалению, мы еще неумело используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, человека.

Изучение краеведения в школе, особенно в начальной, воспитывает гордость за нашу страну и свой край, стремление быть лучшим… Местный материал доступен учащимся для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить им достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал краеведения очень велик. Учащиеся, познающие новые, неизвестные для них стороны в истории развития своей малой родины, чувствуют себя первооткрывателями. И незаметно в ходе обучения учащиеся становятся гражданами, т.е. приобретают национальную гордость.

Как учитель, я не случайно обратилась к проблеме использования краеведения на уроке и во внеклассной деятельности. Анализируя работу по окружающему миру, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, Я обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.

Для чего же изучается свой край в начальных классах? Остановлюсь на этой проблеме подробнее. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению села как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ними взаимодействовать.

Сложность моей работы заключается в том, что я работаю в малокомплектной школе, поэтому мне надо научить изучать некоторую часть материала самостоятельно.

Какие методы и формы работы выбрать, чтобы пробудить познавательный интерес у учащихся? В младших классах школы обязательно должна быть эмоциональная подача краеведческого материала, а учитель - добрым и положительно принимающим каждого ребенка таким, какой он есть. В своей работе я использую метод проекта. На мой взгляд, сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проекта. В качестве основных неоспоримых достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, считаю высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности; межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого - физиологические особенности младших школьников. В самом деле, возраст учащихся еще мал, жизненный опыт беден, поэтому особенно на первых порах они не смогут сформулировать возникшие вопросы и проблемы, наметить шаги к их разрешению. Большинство предложений пока будет исходить от учителя, главное сделать это ненавязчиво. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Мой опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Среди проектов по краеведению, вызвавших у учащихся моего класса сильный положительный эмоционально-познавательный отклик можно назвать такие, как « Великая Отечественная война в истории моей семьи» (дети изучали историю своей семьи, выясняли, кто из родственников участвовал в боевых действиях на фронте, а кто трудился в тылу ), «Русские народные музыкальные инструменты родного края» ( учащиеся изучали литературу , проводили беседы с бабушками и дедушками, а потом оформляли проекты),« Редкие растения родного края».

В проектную деятельность целесообразно привлечь родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектом, иначе губится сама идея проекта. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей

  • важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Я провожу с этой целью родительские собрания - лекции, на которых родителям разъясняю суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; Рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

В качестве примера расскажу подробнее о работе над проектами по краеведению по теме « Редкие растения нашего родного края». Работа проводилась в двух классах 1-2 одновременно.

Задачей этого проекта было создать условия для изучения природы родного края, с целью выявления причин гибели растений и выяснение способов их охраны; Способствовать формированию умений: 1) Выдвигать предположения и обосновывать доказательство своего предположения в процессе анализа учебной деятельности; 2) Оформление результатов работы в виде сочинений и рисунков; 3)Учить работать с различной литературой.

Цели: образовательная: познакомить учащихся с Красной книгой; расширить их знания об исчезающих растениях, встречающихся в нашей местности и нуждающихся в особо бережном отношении к ним человека; развивающая: развивать чувство сопереживания к проблеме природы; воспитательная: воспитывать бережное отношение к растениям.

Планируемый результат: Оформление классной Красной книги.

В организации работы младших школьников надданным и другими проектами я опираюсь на традиционно выделяемые в литературе этапы проектной деятельности: погружение в проект, организация деятельности, осуществление деятельности, презентация. Раскрою содержание каждого из указанных этапов при выполнении проекта.

Погружение в проект.

На данном этапе я провела с учениками беседу, какие именно растения являются редкими для нашей местности. После этого сформулировала проблему: « Почему такие растения, как ландыш, кубышка и т.д. стали редкими и, что может каждый школьник сделать для сохранения их в природе?». Далее мы обсудили, какую литературу можно использовать в своей работе.

На этом этапе работы важно создать положительный мотивационный настрой и дать ученикам высказать собственные идеи. Каждый ребенок сам выбирает растение, которое он будет изучать.

При этом учитывался возраст детей: ученики 1 класса выбрали цветущие растения, а ученики 2 класса

  • лекарственные.

Организация деятельности.

Поскольку этот проект являлся краткосрочным и выполнялся в индивидуальной форме (а некоторые младшие школьники могут испытывать значительные трудности в самоорганизации своей деятельности), я считаю удобным и целесообразным в таком случае использование общего алгоритма работы над проектом. Учитель организует коллективное обсуждение и составление последовательности действий учеников в процессе выполнения проекта. Мы разработали следующий алгоритм:

-Выбор темы и цели проекта.

- Составление плана действий.

-        Разработка содержания проекта и его оформление. (Согласовываются способы совместной деятельности в1 классе с максимальной помощью учителя и родителей, во 2 классе с нарастанием ученической самостоятельности).

-        Подготовка презентации проекта.

-        Презентация проекта.

-        Самооценка и оценка процесса и результата работы над проектом.

Основными критериями для оценки качества разработанных проектов являются следующие:

-        Соответствие содержания заданной теме.

-        Оригинальность содержания проекта и способа его оформления.

-        Качество презентации представляемого проекта.

На этом этапе мы определились, что работать над проектами будем 1 урок, презентацию проведем на внеклассном мероприятии « Брось природе спасательный круг», при этом предусмотрели и оговорили возможность для учащихся в случае необходимости что-то выполнить дома.

Особо подчеркивается, что во время подготовки проекта можно пользоваться консультациями учителя и других взрослых, а также учебниками, словарями, энциклопедиями справочниками.

Также на данном этапе организуется совместное обсуждение предстоящей презентации результатов проектной деятельности. В ходе обмена мнениями принимается решение об устройстве выставки проектов перед их защитой, чтобы каждый ученик мог при желании рассмотреть работы одноклассников вблизи, а позднее, в случае необходимости, задать вопросы по проектам их авторам.

К самой процедуре презентации было решено выдвинуть в качестве основных следующие требования:

-выразительность защиты (чтобы выступление было интересно слушать).

-        полнота представления проекта (чтобы было понятно, по какой теме выполнен проект и к какому выводу пришел выступающий в результате работы над проектом).

Осуществление деятельности.

На этом этапе учащиеся индивидуально выполняли проекты в своем темпе и в соответствии с алгоритмом. Я, как учитель, в случае необходимости консультировала учеников.

Презентация.

На презентацию были приглашены гости - родители, учащиеся из других классов, учителя.

Было приготовлено мероприятие « Брось природе спасательный круг».

По окончании процедуры защиты проектов было организовано коллективное обсуждение. Важной функцией учителя на данном этапе является контроль за обоснованностью детских оценочных суждений. Одноклассники высоко оценили как содержательную, так и оформительскую сторону проектов.

Отмечу, что по аналогии мы работали и над другими проектами по краеведению.

Используемая литература.

Н.В.Иванова. Из опыта использования проектного метода на уроках в начальной школе. Ж. Начальная школа № 8. 2008.

Н.И.Гайворонская. Краеведческий кружок как средство развития личности младшего школьника. Ж. Начальная школа №6. 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся начальных классов.

Что такое метод проектов, виды проектов, этапы....

Проектная деятельность в начальных классах в урочное и неурочное время

Проекты в младших классах – это, конечно, трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных...

Проектная деятельность в начальных классах в урочное и неурочное время

Проекты в младших классах – это, конечно, трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных...

Методическая разработка по теме"Проектная деятельность в начальных классах"

В этой работе рассмотрены узловые моменты организации и проведении проектной работы с учениками начальных классов....

Мастер-класс "Проектная деятельность в начальных классах"

Мастер-класс на тему "Проектная деятельность в начальной школе"...

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»

В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....