Доклад "Агрессивные дети" - выступление на теоретическом семинаре
статья по теме

Храмцова Лариса Сергеевна

Доклад для выступления на теоретическом семинаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnye_deti.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 Б.Терсенская СОШ  Уренского муниципального района

  Нижегородской области

 Доклад для выступления на теоретическом семинаре

 на тему

 «Агрессивные дети»

Подготовила

 учитель начальных классов

Храмцова Л.С.

2014 г.

Агрессивные тенденции заложены в человеческой природе. Так называемую «ситуативную» агрессию может проявить любой человек, даже самый неагрессивный. Агрессия как ответное действие в момент опасности, как средство самозащиты – явление совершенно нормальное и здоровое. Главное – чтобы нормальная агрессивность не выходила за рамки, не превращалась в чрезмерную.

Позитивное или негативное отношение взрослых к агрессивным проявлениям ребенка должно зависеть от его возраста и от конкретной ситуации. Без спортивной злости не было бы спортивных достижений и рекордов. За такое проявление агрессии хвалят. Защищая слабого,  мы также проявляем агрессию   и снова получаем похвалы и награды. Лишенные здоровой агрессивности дети не стремятся к лидерству, предпочитая быть ведомыми, и всегда подчиняются мнению большинства или мнению авторитетной для них личности. Полное отсутствие агрессии нередко является причиной пассивного поведения. Мы остановимся на ситуациях, когда ученик проявляет агрессию. Увы, такие ситуации не редкость, а потому вопрос профилактики и сглаживания агрессии стоит очень строго и актуально.

Попробуем разобраться в причинах, которые приводят учеников к проявлению агрессивности. Рассмотрим причины и варианты наших ответных действий на агрессию в зависимости от породившей ее причины.

Для начала  - пара примеров из школьной жизни.

Пример 1.

Второй класс собирается домой. Девочка(назовем ее Машей) в аккуратном школьном костюме, с косичкой и белым бантом сняла туфельку и пытается натянуть на ногу сапог. Разумеется, позиция у нее очень неустойчивая, она балансирует на одной ноге. Другая девочка (назовем ее Дашей),также образцово одетая и причесанная, толкает ее в спину. Маша обиженно сопит : «Не толкайся!» Даша смеется и снова толкает Машу так. Что та вынуждена встать на грязный пол  ногой. И тогда милая Машенька, кипя праведным гневом, толкает Дашу так, что та ударяется о шкаф и падает, а Маша с удовлетворением взирая на поверженную врагиню, надевает сапоги. Учительница видела эту сцену, но с другого конца раздевалки добралась до девочек только к финалу. Она помогла Даше подняться и спросила , зачем она толкала Машу.

- Машка противная!

- Даша, значит, люди должны толкать всех, кого считают противными? Ты представь, что тогда будет!

Даша с Машей хором «Все люди станут толкаться!» Девочки уже смеются, видимо, хорошо представили, как мама толкает папу. Папа – своего директора, они обе – учительницу, учительница – директора. Пассажир – кондуктора, и наоборот…

- Вижу, что представили. Хорошо ли будет? Представьте, что Паша (самый сильный мальчик в классе) решит, что вы противные и станет вас толкать. Тогда вам уже будет не смешно, а мне придется вызывать сначала вам скорую, а потом Пашиных родителей в школу. А если Пашин папа решит, что я противная? Даже подумать страшно. Что тогда с людьми будет?

Маша: «Половина людей будет в тюрьме, половина – в больнице»

- Вот именно. Так что давайте, девочки. Помиримся и будем жить в нормальном мире. Договорились?

За время этого веселого разбирательства второклассницы уже остыли, забыли про конфликт и мирно пошли домой, размахивая портфелями и смеясь, наверное, продолжали рисовать себе картину ненормального мира, где все  толкают друг друга.

Учительница этого класса проявила чудеса выдержки, понимания и сочувствия, сумела «погасить»  конфликт благодаря чувству юмора и доброжелательному спокойствию. Она никого не обругала и не наказала, не накричала, но помогла понять обеим девочкам. Что агрессия не лучший выход Такие уроки не осознаются как уроки, но запоминаются.

Пример 2.

В 6 классе девочка Даша нередко «угощает» своих одноклассников( преимущественно мальчиков) то книжкой, то пеналом, то портфелем по голове. Однажды она ударяет мальчика Сашу металлическим пеналом чуть выше виска. Саше очень больно, он в ярости мчится за Дашей , догоняет ее и ударяет ногой под голень. Как раз в этот момент мимо проходит учительница. Даже не попытавшись разобраться, она начинает орать на Сашу, берет  у него дневник и делает запись : «В перемену бил девочку ногами», а потом осведомляется «Интересно, что скажет твоя мама». Саша отвечает неожиданно:» Вот она посмеется!» Конечно, после такого ответа маму Саши вызывают в школу Диалог состоится примерно такой:

- Если такое повторится, мы поставим Сашу на учет в полицию.

- Интересно, за что?

- Вы же читали в дневнике – он бил  ногами девочку!  Ногами!

- Во-первых, он не бил, а ударил. Один раз. Если бы мой Саша, который с 8 лет занимается джиу-джитсу и регулярно занимает призовые места на соревнованиях, бил девочку ногами, то та девочка была бы уже в морге или в реанимации.  Так что запись не соответствует действительности. Во- вторых,  Вы даже  не попытались разобраться, почему Саша ударил Дашу?

- Что бы там ни было, девочек бить нельзя!

- Ни с того ни с сего бить нельзя ни мальчиков, ни девочек. А если девочка постоянно бьет мальчика, это нормально? Получается, что девочке можно бить мальчика, а ему нельзя отвечать. Если он не отвечает, она снова бьет. Если бы она ударила моего сына металлическим пеналом чуть ниже, она бы попала в висок, могла бы убить. Это тоже можно, потому что она девочка?

- Вы неправильно воспитываете своего сына!

В этом случае стороны ни до чего не договорились. Более того, к парню стали придираться, и мама предпочла перевести его в другую школу. В новой школе он уже учится три года и открытой агрессивности не проявлял ни разу, замечаний за поведение  не имеет. В старой школе до случая с Дашей замечаний не было тоже, потому что парень по характеру неагрессивный, предпочитает улаживать все дела мирно, даже агрессивную Дашу терпел все эти годы с ее выходками. Кстати, впоследствии выяснилось, что Даша не случайно так себя вела: ее мама своеобразно «воспитывает» ее – бьет за каждую тройку, не говоря уже о двойках.

Вернемся к Саше: к нему отнеслись несправедливо. Перевод Саши в другую школу стал лучшим выходом.

Мы рассмотрели примеры ситуативной агрессии и реакцию взрослых на нее. Но агрессия, как гидра многоглавая, имеет множество причин. Очень важно не поддаваться эмоциональной реакции на агрессию, а детально разобраться в ситуации и только потом выносить «вердикт»

Наиболее часто встречающиеся причины агрессии:

- ответная реакция на внешнюю агрессию (она же ситуативная агрессия)

- протест ( ребенка что-то не устраивает, он хочет это изменить, но пока  не знает как . Агрессия в этом случае порождается ощущением бессилия и злостью на свое бессилие)

- стремление к самостоятельности и взрослости( если не дают возможности проявить то и другое, продолжают считать ребенком)

- защита неприкосновенности своего «я»

- ответная реакция на разочарование в ком-то или в чем-то

- реакция на невнимание к себе

- сложная ситуация в семье( развод, смерть и т.д.)

- сложная бытовая ситуация (финансовые проблемы семьи, переезд)

- неуверенность в себе

- личный отрицательный опыт

- недовольство собой

- повышенная раздражительность ( проявление темперамента, следствие болезни)

- реакция на жару, холод, шум, тесноту

Как нейтрализовать агрессию

Безусловно, очень трудно реагировать спокойно на проявление агрессии учеников. Откуда учителю взять столько терпения, столько времени, чтобы разбираться в конкретной причине каждого  конкретного проявления  каждого конкретного ученика.

Безусловно, учитель – такой же человек, как все остальные члены общества, и точно так же, как все  может сердиться , уставать, чувствовать недомогание и раздражение. Но стоит постоянно держать в уме, что если на ребенка накричит или отнесется к нему несправедливо кондуктор в трамвае, негативное переживание забудется довольно скоро, поскольку в должностных обязанностях кондуктора не значатся такие как: «образцовое поведение» и «отменная вежливость» ( кстати, в последнее время все больше кондукторов удивительно вежливы). На учителя же дети ориентируются, следовательно, он должен быть примером поведения в самых сложных ситуациях.

Вполне естественно, что учитель ожидает уважения к себе от учеников, поскольку это предполагает сама роль учителя. Эти ожидания вполне обоснованны, они поддерживаются «Правилами для учащихся», традициями школы и традициями вежливости. Но любое общение носит двусторонний характер, следовательно, требует от учителя такого же уважения к учащимся и доверия  к ним.

От правильной реакции учителя на ту или иную учебную  или внеучебную ситуацию в школе зависит очень многое в жизни ребенка. Учитель, который позволяет себе кричать и тем более оскорблять учеников, сам провоцирует их на агрессию. Крик – это агрессивная реакция на собственное бессилие. Неудивительно, что учителей, предпочитающих отчитывать учеников на повышенных тонах, не любят.

Более того, уважающие себя ученики моментально перестают вслушиваться в слова кричащего на них человека ( это точно так же относится и к родителям, и к друзьям), и весь смысл сказанного в запале пропадает, проходит мимо ушей. Если же педагог, будучи принципиальным и требовательным, строгим к ученикам, в то же время проявляет к ним уважение и доверие, даже его скупые замечания оказываются действенными.

И происходит удивительное: у такого педагога дети старательнее учат предмет и крайне редко демонстрируют срывы в поведении.

Педагоги, умеющие сочетать требовательность с уважением  к ученику, опираются на самоуважение  ученика, создают наиболее благоприятную психологическую атмосферу в школе. Это особенно важно в воспитании подростков, самооценка которых крайне неустойчива.

Неустойчивая самооценка вынуждает подростка ориентироваться на реальную или предполагаемую оценку своих поступков значимыми для него взрослыми. Среди авторитетных взрослых на первом месте – родители и учителя.

При изменении оценок своего поведения  подросток в первую очередь стремится  сохранить самоуважение, добиваясь  того, чтобы его воспринимали таким, каким он хотел бы выглядеть в глазах значимых для него людей. Невнимание к личности ребенка ведет к потере контакта с ним и провоцирует его на конфликты, на проявление агрессии.

Самый проблемный ребенок, если у него сохранилось уважение к себе и чувство собственного достоинства, может при грамотном подходе к его воспитанию научиться уважать других людей, среди которых он живет, считаться с интересами общества.

Под « грамотным подходом к воспитанию» подразумевается уважение и доверие к ученику, внимание к нему, терпение и спокойствие при разборе ситуации, доброжелательность, умение не отождествлять ученика с его поступком, стремление понять истинные мотивы и причины , разобраться в ситуации и помочь. Помочь всем, кто вовлечен в проблемную ситуацию, найти оптимальный  для всех выход из нее. При таком подходе агрессивность гаснет на корню.

Остается только пожелать учителям мужества, сил и терпения, поскольку быть учителем в наши дни невероятно сложно, но именно сегодня нет профессии более важной и нужной, чем Учитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивные дети. Причины и последствия агрессивности детей.

Тема для обсуждения  с родителями замещающих семей в форме круглого стола. Советы психолога по различным ситуациям после прослушивания доклада....

Доклад выступления на спец.семинаре "Психокоррекция общения и поведения умственно отсталых младших школьников"

Коррекционная педагогика. Доклад на спец.семинаре "Психокоррекция общения и поведения умственно отсталых младших школьников" Использование  арттерапии  и куклотерапии как основных приемов ра...

Доклад "Агрессивные дети"

Воспитательная работа с агрессивными детьми...

Текст доклада выступления на муниципальном семинаре на тему "Патриотическое и гражданское воспитание школьников через опыт реализации социального проекта «Популяризация герба и флага России»

Текст доклада выступления в рамках семинара«Эффективные практики получения новых знаний как модель позитивной социализации учащихся»...

Выступление на методическом семинаре . Доклад по теме:"Создание исследовательских ситуаций на уроках в начальной школе"

Современная школа стремительно меняется вслед за обществом. Чтобы работать эффективно в сегодняшней школе, нужно идти в ногу со временем, внедрять то новое, что приведет к успеху.    ...

Выступление на региональном семинаре Московской области. Доклад на тему: «Развитие эмоциональной сферы у обучающихся с ОВЗ на уроках живого мира в соответствии с требованиями ФГОС».

Выступление на региональном семинареМосковской области. Доклад на тему:«Развитие эмоциональной сферы у обучающихся с ОВЗ на уроках живого мира в соответствии с требованиями ФГОС»...