Готовность учителя к введению и реализации ФГОС общего образования
материал на тему

Оюн Светлана Эник-ооловна

Готовность учителя к введению и реализации ФГОС общего образования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_fgos_seminar.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность учителя к введению и реализации ФГОС общего образования

    Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования как нормативный документ ориентирован на достижение основной цели общего образования. Это цель - становление ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию, выбору и действию в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечить:

  1. Единство образовательного пространства РФ
  2. Преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

ФГОС включает требования:

  1. Требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
  2. Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным уровням.

      3) Требования к результатам освоения основных образовательных программ

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека способного к

самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие - выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты

Успешность        во многом зависит от того, как устроена оценка

образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность ; насколько она информативна для управления системой образования.

В системе оценивания в начальной школе по требованиям ФГОС используются: внутренняя оценка (ребёнка, учителя, школьного психолога, администратора и др.), внешняя оценка- оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами.

В проекте стандартов мне особенно понравилось изменение структуры базисного учебного плана - выделение специального времени на внеучебную деятельность. Это позволяет структурировать деятельность образовательных учреждений в этом направлении и рассматривать воспитательную работу более системно и целостно. Я имею в виду, прежде всего, более системный подход к патриотическому воспитанию, к воспитанию гражданина своей страны, важность которого неоднократно подчеркивали разработчики.

Раньше образовательные стандарты предъявляли требования прежде всего к ученику. В проекте ФГОС второго поколения требования предъявлены к системе образования в целом.

Проблемы, стоящие перед системой образования при введении ФГОС НОО.

В первую очередь правительству РФ, РБ принять меры по оснащению материально- технической базы образовательных учреждений с новыми требованиями САНПИНА. Даже если предположить что необходимо закупить только учебники (ПО ВСЕМ ПРЕДМЕТАМ!!!), то в какие деньги это может встать?

Переход на новые стандарты предъявляет требования к работе системы образования, и здесь предстоит много сделать системе повышения квалификации. Также необходимо финансирование обучения педагогов, участвующих в мероприятиях по внедрению ФГОС НОО второго поколения. Прежде всего нужно подготовить самого учителя, вооружить необходимыми знаниями, умениями, навыками. Особое место будет занимать внеурочная работа, а это значит, что учитель должен быть и педагогом дополнительного образования. Для работы образовательных учреждений в режиме полного дня необходимо финансирование организации внеурочной деятельности учащихся во второй половине дня (в объеме 10 часов).

Основная проблема, связанная с изучением и введением нового стандарта, это освоение учителями новых образовательных технологий. Такие технологии заложены и хорошо разработаны в системе развивающего обучения. А если основная масса учителей работает по традиционной УМК , то им этот переход будет сделать сложно. Нужно научить учителя строить отношения между учителем и детьми, партнёрские отношения между учителем и детьми - это очень сложно. Как сложно перестроить самого человека.

Стандарт принят, нам придется на него переходить в любом случае, работа для педагогов предстоит огромная, но учителям к новому не привыкать, освоится со временем все. А вот родители? Как донести до них, что теперь наши дети - современные, как научить родителей быть помощниками детям так, что бы помощь родителей не расходилась с методами и приемами, используемых на уроках. Как сделать так, чтобы родители тоже приняли нововведения и не случилось больших "ножниц" между школой и домом?

Одной из проблем я вижу недостаточное обеспечение классных кабинетов средствами ИКТ. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. Дети сейчас более информированы. Наблюдается расширение кругозора, рост эрудиции. У них появились новые возможности - информационный потенциал. Новые стандарты ориентированы на таких учеников.

В ходе реализации Федерального государственного образовательного стандарта многие педагоги малокомплектных сельских школ столкнулись с рядом проблем. Образовательные учреждения данного типа наиболее остро переживают проблемы реализации ФГОС НОО.  Новость о введении стандартов второго поколения наделала много шума в нашей стране и буквально взорвала форумы различных сайтов и порталов, занимающихся проблемами педагогики. Почитав множество комментариев по тем или иным вопросам в Интернете, касающихся ФГОС НОО, исходя из собственного опыта, я выделила ряд наиболее острых проблем, с которыми столкнулось большинство сельских малокомплектных школ в процессе внедрения стандартов второго поколения.

 Во-первых, это конечно же проблема материально-технического оснащения образовательного учреждения. Зачастую в сельских школах вместо современных компьютеров и ноутбуков в классе стоит списанная оргтехника. Комнаты отдыха, которые должны быть организованы в соответствии с требованиями ФГОС либо вообще отсутствуют, либо организованы в библиотеках, читальных залах школы. Стоит ли говорить о недостатке дидактического и раздаточного материала, когда база кабинетов начальных классов состоит из наглядности, пережитых еще советскую школу? Можно лишь сказать, что материальная база сельских школ требует большой финансовой поддержки.

 Во-вторых, это сложности в формировании универсальных учебных действий на совмещенных занятиях с несколькими классами одновременно. Так как ФГОС ввели повсеместно с 2011/2012 учебного года, то учителю придется работать не только с разными классами, но и по разным стандартам.

 В-третьих, это наполняемость классов. В сельских малокомплектных школах низкое количество учащихся делает невозможным использование некоторых форм коллективной работы, которые можно было бы использовать в классно-урочной системе.

 В-четвертых, нужно выделить трудности с организацией внеурочной деятельности школьников. Из предложенных Министерством образования 10 часов, учителям сельских школ дают только 4-6, в некоторых школах она вообще отсутствует в связи с недостатком материальных средств на оплату учителю внеурочной деятельности.

 В-пятых, это ограниченный доступ учащихся и педагогов к некоторым информационным источникам, сложность посещения культурных и образовательных центров.

 Также необходимо отметить, что для полноценной реализации ФГОС НОО требуется соответствующая квалификация педагогов, поэтому все учителя, работающие по новому образовательному стандарту, обязательно должны пройти курсы повышения квалификации, т.к. могут возникнуть трудности с оформление и ведением документации в условиях ограниченных внешних методических ресурсов .

 Решение данных проблем поможет полноценной реализации ФГОС в условиях сельской школы, обеспечивающих развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

Заключение

Сегодня стандарты - это пример триединства. Они состоят из требований трех видов. Новые результаты, которые должны демонстрировать ученики, будут обеспечены новыми требованиями к структуре образовательных программ и к новым условиям их реализации. Поэтому переход на новые стандарты становится многомерным. Раньше казалось, что это, прежде всего, изменение содержания учебников. Теперь же содержание учебников должно измениться, пожалуй, в последнюю очередь.

Сегодня у нас должно быть такое содержание образования, которое невозможно реализовать без использования современных инструментов. Если у нас есть новые инструменты, то и требования к содержанию и результатам образования могут и должны стать другими. Хотим мы или нет, наши дети сами видят эти новые инструменты, жадно хватают их, и они становятся частью их жизни. Появляется разрыв между поколениями, когда дети живут в одних технологиях, в одних способах мироощущения, то есть в другом мире, отличном от мира взрослых. И я очень хочу, чтобы мы, взрослые, в первую очередь учителя, не отстали от наших детей. Чтобы мы не только знали об этих инструментах, но и подумали, как с их помощью реализовать новое содержание образования, как решить задачи.

Переход на новые ФГОС, конечно необходим, стране нужны люди не просто с набором знаний, а умеющие их применять. Что касается учителей, многим придется психологически перестраиваться. Деятельности ый подход и развивающее обучение это именно то, что работает на формирование ключевых компетенций ученика. А если говорить о трудностях тестовых заданий за курс начальной школы, могу утверждать, что они вполне выполнимы для Юлетнего ребенка, если он умеет внимательно читать задание и понимать, что требуется сделать. Действующие программы на достаточном уровне могут вооружить необходимыми знаниями, а учитель должен совместно с родителями привить ребенку радость исследования.

И как бы нам ни было трудно. Мы должны перейти на новые стандарты во благо наших детей.

Литература

1.Абрамова Г., Баранова Ю.Методические рекомендации по проведению общешкольного собрания с родителями  будущих первоклассников в условиях введения ФГОС начального общего образования.//Вестник  образования.-2011.- №10.-С.69-79.

2. Алейникова И. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов.//Управление школой.-2011.-№10.-С.38-40

3. Гайдукова В.М. Новые стандарты и принцип психологической комфортности: Размышления учителя о подготовке педагогов  к реализации новых стандартов.//Методист.- 2011.-№3.-С45.-47.

4. Колесникова З.М.Программа реализации ФГОС второго поколения в начальных классах.//Завуч начальной школы. - 2011. - №3. - С.8 -21.

5. Могилев А.В.Новые образовательные стандарты: давай разберемся!//Народное образование.-2011.-№5.-С.32-39

6. Прохова С.Ю., Еремеева О.А., Трубина З.Д. Реализация стандартов второго поколения. (Организация  внеурочной деятельности в сельской начальной школе полного дня).// Нач. школа.-2011.-№4.-С.45-50.

7. Терентьева С.Т.Новые образовательные стандарты как инструмент развития образования.// Вестник образования.-2011.-№11.-С.29-32.

8. Шкаредный М.Б. От стандарта для всех  к стандарту школы.//Народное образование.-2011.-С.26-30.

 9.Ячменникова Т.С. Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий  на уроках математики в 1 классе.//Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2011.-№1.-С.25.-32.-(От теории к практике реализации  ФГОС второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок или что необходимо изменить в школе при введении и реализации ФГОС общего образования.

Одна из отличительных черт нового Федерального государственного стандарта – смена акцентов: вместо регламентации содержания, которое должно быть ...

Стажёрская площадка «Современные средства обучения как средство реализации ФГОС общего образования».

Это программа стажёрской площадки, которую я веду в 2014-2015 учебном году на базе МАОУ СОШ №14....

Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования

Доклад на тему "Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования"...

Готовность учителя к введению и реализации ФГОС общего образования

Готовность учителя к введению и реализации ФГОС общего образования ...

Приоритетность формирования УУД в условиях реализации ФГОС общего образования.

В статье рассматриваются изменения в организации учебной и внеурочной деятельности согласно ФГОС.Одной из важнейших задач современной системы образования является формирование универсальных учебных де...

Система работы МБОУ «Гимназия №12» по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования

В данном материале представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №12"  по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности  в условиях реализации ФГОС общего образования....

Система работы МБОУ «Гимназия №12» по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования

Презентация иллюстрирует сообщение по теме "Система работы МБОУ «Гимназия №12» по реализации  проектной и учебно-исследовательской деятельности  в условиях реализации ФГОС о...